Н. С. ЛЕСКОВ. «СТАРЫЙ ГЕНИЙ»
Оценка 5

Н. С. ЛЕСКОВ. «СТАРЫЙ ГЕНИЙ»

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
7 кл
23.02.2020
Н. С. ЛЕСКОВ.  «СТАРЫЙ ГЕНИЙ»
Пора нам отвыкать от мысли, что предметом литературы должно быть что-нибудь особенное, а не то, что всегда перед глазами и от чего мы все страдаем прямо или косвенно... Н. С. Лесков Цели уроков: — продолжение знакомства школьников с творчеством Н. С. Лескова; — повторение теоретико-литературных понятий; — развитие умения учащихся анализировать произведение «вслед за автором»; — воспитание эмоциональной отзывчивости учащихся на прочитанное литературное произведение. Форма уроков: синтетические уроки, включающие в себя слово учителя (возможна презентация) или сообщения учащихся, работу с учебником, чтение произведения, беседу с классом.
УРОК - копия.docx

Н. С. ЛЕСКОВ. 
«СТАРЫЙ ГЕНИЙ» [
2
(2 часа)
УРОКИ 57—58


Пора нам отвыкать от мысли, что предметом литературы 
должно быть что-нибудь особенное, а не то, что всегда перед глазами
и от чего мы все страдаем прямо или косвенно... 
Н. С. Лесков


Цели уроков: 
— продолжение знакомства школьников с творчеством Н. С. Лескова;
— повторение теоретико-литературных понятий;
— развитие умения учащихся анализировать произведение «вслед за автором»;
— воспитание эмоциональной отзывчивости учащихся на прочитанное литературное произведение. 

Форма уроков: 
синтетические уроки, включающие в себя слово учителя (возможна презентация) или сообщения учащихся, работу с учебником, чтение произведения, беседу с классом.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА 

I. Слово учителя (презентация при условии более расширенной подачи биографического материала).

II. Работа с учебником.


1. Чтение статьи учебника «Николай Семенович Лесков» (с. 15—16 или 
см. текст статьи ниже).

2. Беседа с классом: 

— Расскажите, что вы помните о жизни и творчестве Николая Семеновича Лескова из курса литературы 6 класса.
(
см. материал ниже)

— Что нового вы узнали о писателе из статьи учебника по литературе для 8 класса? 

— Как вы думаете, под чьим влиянием Лесков сформировался как писатель-реалист? Обоснуйте свой ответ.

— Почему, на ваш взгляд, в программы по литературе прочно вошли такие произведения Н. С. Лескова, как «Левша» и «Тупейный художник»?

III. Сообщения учащихся.

Сообщение 1. 
Изображение русского национального характера в произведениях Н. С. Лескова.


Писатель Николай Семенович Лесков (1831—1895) начал свою литературную деятельность как публицист, интересовавшийся жизнью народа, проявлявший интерес к незаурядным личностям. Все это отразилось на его художественном творчестве.

«Его видение действительности, его поэтика органически сочетали реализм и романтическую мечту, насыщенность повествования массой конкретных, иногда документальных деталей и фактов, почти натуралистических зарисовок и глубокую художественную обобщенность воссоздаваемых картин» (Троицкий Вс. Очарованный родной землей // Лесков Н. С. Собр. соч. В 5 т. Т. 1. — М.: Правда, 1981. — С. 3.). 

«Пытливый исследователь русского национального характера, Лесков отобразил не только его „очарованность“, но и его порывы к движению, его обремененность пережитками, но и его постоянную готовность к подвигу. В трудных, конфликтных, исполненных драматизма, парадоксальных, анекдотических ситуациях, присущих эпохе ломки крепостного права, развертываются в прозе Лескова людские натуры, несущие в себе столько оригинальности, привлекательности, даровитости, неожиданности, что сама яркая пестроцветность бытия „чудаков“, „антиков“, „богатырей“ характеризует Россию как землю неисчерпаемых возможностей и необъятного будущего»(История русской литературы XIX века. Вторая половина: Учеб. пособие / Под ред. Н. Н. Скатова. — М.: Просвещение, 1987. — С. 375.). 

В рассказе Н. С. Лескова «Запечатленный ангел» (1873) неграмотный купец Марей удивил английских инженеров своей сметливостью, а Левша из «Сказа о тульском косом Левше и о стальной блохе» (1881), будучи мастером-оружейником, подковал сделанную англичанами стальную блоху, которую невозможно было рассмотреть без «мелкоскопа». 

«Сказ о Левше» в России стал народным преданием, а сам Левша — символом удивительного искусства народных умельцев. Способность совершать чудо там, где его не может быть, — с точки зрения писателя, отличительная черта русского народа. Способность писателя тонко и чутко воплотить в художественном образе национальный характер говорит о его гениальности, которую и воспринял сам народ.

В рассказе «Тупейный художник» (1883) речь идет о судьбах двух людей — талантливой крепостной актрисы и театрального парикмахера-художника, об их любви. Художник Аркадий — самородок, но жизнь его трагична, как и жизнь Левши, погибшего бессмысленно и безвестно. В рассказе Лесковым воспроизведены ужасающие картины крепостного права, о котором повествует старая нянька, вспоминающая о своей артистической молодости и горькой драме юности. Нянька напутствует своего воспитанника следующими словами: «А ты, хороший мальчик... никогда не выдавай простых людей: потому что простых людей ведь надо беречь, простые люди всё ведь страдатели...» 

Герои Н. С. Лескова, как правило, живут и действуют в глухой провинции, далеко от бурных столкновений века, на периферии общественной борьбы. Но это не означает, что писатель откровенно уходил от действительности. Наоборот, он поднимал, переосмысливал и переживал насущные нравственные проблемы, пытаясь порой указать на пути их разрешения. Будущее России он видел в самореализации людей-самородков, в растущем самосознании русского народа.

Лесков был убежден, что человек, который «умеет смотреть вперед без боязни и не таять в бесплодных негодованиях ни на прошлое, ни на настоящее», достоин называться творцом жизни. По его мнению, эти люди, «стоя в стороне от главного исторического движения... сильнее других делают историю». 

Лесков-реалист был далек от того, чтобы идеализировать простой народ, жизнь которого была окутана мраком невежества. Он часто говорил и писал о живучести в русском народе рабской покорности, позволяющей людям с «казенной бляхой» верить в свое право «всю Россию выпороть» («Продукт природы», 1893).

В то же время в рассказе «Зимний день» героиня, чуждая своей среде — петербургскому свету, готовая идти в народ, пророчески возглашает: «Характеры идут, характеры зреют, — они впереди, и мы им в подметки не годимся. И они придут, придут!..» 

Во всяком случае, о русском национальном характере Николай Лесков сказал больше, чем многие писатели XIX века, причем показал психологию простого русского человека, различные «переливы его души», пограничные состояния и талантливость. Именно поэтому в середине XX столетия в Европе больше всего переводили Чехова, Достоевского и Лескова.

Сообщение 2.
Рассказ Н. С. Лескова «Старый гений». 

IV. Чтение произведения.


Чтение рассказа Н. С. Лескова «Старый гений» по учебнику (с. 16—25) или см. страницу 
Лесков Н.С. Старый гений

V. Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования.

— Понравился ли вам рассказ Н. С. Лескова «Старый гений»? Почему?

— Расскажите, кого называют в этом произведении «старым гением».

— Почему он берется «за дела только за невозможные»? Что это за «дела»?

— Как вы поняли содержание рассказа? Почему старушка, мелкопоместная дворянка, заложила свой дом и дала в долг петербургскому повесе? Что ею двигало? На что она рассчитывала? 
(«...Она по своей сердечной доброте и простоте, чисто из одного участия, выручила из беды одного великосветского франта... должник принадлежал к одной из лучших фамилий, имел блестящую карьеру и получал хорошие доходы с имений и хорошее жалование по службе. ...Старушка знавала когда-то мать этого господина и, во имя старой приязни, помогла ему...»)

— Защищает ли закон бедную вдову? Каким образом? 

— Почему же тогда никак не выполнялось судебное предписание? Кто должен был решать эту проблему? Почему же она казалась неразрешимой всем чиновникам, от мала до велика? 

— Как писатель раскрывает трусливую и продажную сущность столичного чиновничества?
Он сатирически высмеивает государственную систему или уничижительно раскрывает со всех сторон породу российского чиновника? Обоснуйте свой ответ.

— Опишите героиню рассказа. Какие черты характера подчеркивает в ней автор? Почему?

— Как автор относится к незадачливой старушке? Почему? Свой ответ подтверждайте цитатами из текста.

— От чьего имени ведется рассказ? Почему автор-рассказчик становится действующим лицом повествования только в главе третьей?

— Что думают герои рассказа — старушка и безымянный автор-рассказчик — о неизвестном стряпчем[
3]?

— Много ли слов уделяет рассказчик «старому гению»? Почему? 

— Случайно ли сам стряпчий называется «Иваном Ивановичем»? Его ли это имя? Почему? 

— Как вы думаете, почему так долго и подробно повествуется о негодяе-аристократе, о его жизни и способах уйти от материальной ответственности? Аргументируйте свой ответ. 

— Как разрешилось дело несчастной старушки? 

— Был ли стряпчий гением? Обоснуйте свой ответ.

— Можем ли мы утверждать, что «старый гений» Иван Иванович и его подручный, сербский воитель, также демонстрируют нам русский национальный характер? Каким образом?

— Что вы можете сказать о теме этого рассказа Лескова? 
(Несуразности русской жизни. Быт и нравы российского общества конца XIX столетия.)

— Какие проблемы затрагивает автор в своем произведении? 
(Проблему несовершенства юридической системы в России.
Проблему чести и долга.
Проблему памяти и верности ей. 
Проблему падения нравственности в обществе.)

— Какова главная мысль рассказа Н. С. Лескова «Старый гений»? Обоснуйте свой ответ. Приведите цитаты из текста.
(«Все равно — какая бабушка ему ни ворожила и все на милость преложила». Иными словами: «как веревочка ни вейся, все равно конец будет»[
4].)

VI. Домашнее задание.

Для всего класса:
 
— вопросы и задания на с. 26 учебника.

Индивидуальные задания: 
— вопросы и задания из раздела «Развивайте дар слова» (с. 26 учебника).

УРОКИ 59—60. Учителю предлагается провести уроки развития письменной речи: сочинение по домашним заготовкам по произведениям, прочитанным по программе или из списка внеклассного чтения. Варианты тем см. на с. 391 данного пособия.

Следующие уроки: 
Л.Н.Толстой. "После бала" >>>

Источник: Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 8 классе. – М.: Просвещение, 2009. 


1. Источник: Кутейникова Н. Е. Уроки литературы в 8 классе : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н. Е. Кутейникова. — М. : Просвещение, 2009. — 400 с. 
Пособие разработано к программе по литературе для 8 класса под редакцией В. Я. Коровиной, полностью соответствующей федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта и Федеральному базисному учебному плану.
Пособие предполагает вариативность изучения отдельных тем, персоналий и произведений, исходя из конкретной ситуации в школе и регионе: количество часов в учебном плане — 68 или 102.
Материал каждого урока однозначно не может быть вмещен в 40—45 минут учебного времени, он дан в пособии в качестве примерного минимума или максимума для изучения по данной теме.
Главная особенность предложенных поурочных разработок для 8 класса — включение в них уроков внеклассного чтения по подростковой литературе, в том числе и современной. (
вернуться)

2. «Старый гений» — впервые рассказ «Старый гений» был опубликован в юмористическом журнале «Осколки» в 1884 году. В основу сюжета рассказа положена типичная ситуация для России XIX века. Композиция рассказа построена таким образом, что о событиях мы узнаем от автора, которому старушка-помещица рассказывает о своих бедах. Рассказ состоит из 5 глав.
Парадокс заключается в том, что суд принимает решение в пользу старушки, однако возникает непреодолимое препятствие: никто не может вручить постановление ответчику. Почему же так происходит? Ответ на этот вопрос и составляет основную идею рассказа. (
вернуться)

3. Стря́пчий (устар.) — поверенный в юридических делах. Чин или должность государственного служащего в России в XVI — XIX веках. (
вернуться)

4. «Как веревочка ни вейся, все равно конец будет» — Неблаговидные, преступные дела, сколько бы времени они ни продолжались, будут прекращены. Говорится в уверенности, что плохим делам, поступкам придёт конец. (
вернуться)


НИКОЛАЙ СЕМЕНОВИЧ ЛЕСКОВ
1831—1895
Николай Семенович Лесков родился в семье мелкого чиновника, выходца из духовного сословия, в селе Горохове Орловской губернии. Первоначальное образование получил в семье богатых родственников, Затем продолжил обучение в Орловской гимназия, но курса не окончил. В шестнадцать лет ему пришлось поступить на службу писцом в суд. Криминальная сторона жизни, которая открылась ему в суде, потом часто становилась предметом художественного осмысления в повестях и романах писателя, в том числе в таких известных, как «Леди Макбет Мценского уезда», «На ножах». С 1857 года Лесков служит агентом одной из коммерческих фирм. По делам этой фирмы изъездил всю Россию. Впечатления от этих поездок стали бесценным материалом для творчества писателя.

С 1861 года Лесков — coтрудник московских газет, сначала Русской речи», а позднее «Северной пчелы». Писатель пробует свои силы в художественном очерке, рассказе, романе, хрониках. В мае 1862 года в передовой cтатьe «Северной пчелы», посвященной пожарам в Петербурге, требует от власти открыть народу поджигателей», «адских злодеев». Статья совпала по времени с новой волной репрессии против революционеров и была воспринята как открытое публичное выступление охранителя режима, реакционера. Не понятый ни властями, ни революционерами-демократами, ни либералами, разочарованный в реформах царского правительства, не принимая революционной перспективы для России. Лесков называл народ «хранителем отечественного предания» в искусстве, труде, в повседневном укладе жизни. В круг школьного чтения давно и прочно вошли такие известные произведения Н. С. Лескова, как «Левша» и «Тупейный художник», повествующие о трагической участи талантливых людей из народа. Предлагаем вам познакомиться с 
рассказом "Старый гений", прочитав который, вы сможете узнать новые черты таланта выдающегося русского писателя — Николая Семеновича Лескова.
Источник: Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. — 399 с. + 399 с. (
вернуться к уроку)


ЛИТЕРАТУРА. 6 класс
НИКОЛАЙ СЕМЕНОВИЧ ЛЕСКОВ


Детство Николая Семеновича Лескова (1831—1895) прошло, как постоянно подчеркивал писатель, «…в самом народе», в мелкопоместном именьице Панино на Орловщине. К впечатлениям детства добавляется опыт гимназических лет в Орле, а также незабываемые киевские годы. Но самым важным шагом к его истинному призванию явилась частная служба: в течение трех лет будущий писатель ездит по России, сопровождая партии крестьян-переселенцев. Поэтому Лесков хорошо знал народ. Впечатления этих лет и составили уникальную кладовую памяти.

Когда возникло желание поделиться этими впечатлениями, Н. С. Лесков уезжает в Москву (1861), а затем перебирается в Петербург, где и прошла вся его тридцатипятилетняя служба на литературном посту.

В литературу будущий писатель приходит уже тридцатилетним человеком, имея за плечами богатейший жизненный путь. «Он взялся за труд писателя зрелым человеком, превосходно вооруженный не книжным, а подлинным знанием жизни» (М. Горький). Вся предыдущая жизнь подготовила его к литературному труду и выполнению той задачи, которая исторически выпала ему как художнику.

По силе таланта его можно поставить рядом с И. С. Тургеневым, Ф. М. Достоевским, Л. Н. Толстым, М. Е. Салтыковым-Щедриным, А. П. Чеховым.

Он создал такие шедевры, как «Очарованный странник», «Запечатленный ангел», «Тупейный художник» и многие другие.

«Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе» (1881) «принадлежит к шедеврам лесковского творчества» (Ю. Нагибин).

Интересна история, которая сопровождала «Левшу» по выходе повести из печати. Дело в том, что Лесков в первых печатных редакциях предпослал рассказу такое «предисловие»: «Я записал эту легенду в Сестрорецке по тамошнему сказу от старого оружейника, тульского выходца, переселившегося на Сестру-реку еще в царствование императора Александра Первого. Рассказчик два года тому назад был еще в добрых силах и в свежей памяти; он охотно вспоминал старину, очень чествовал государя Николая Павловича, жил „по старой вере“, читал божественные книги и разводил канареек. Люди к нему относились с почтением». Но вскоре автор сам «разоблачил» себя: «…я весь этот рассказ сочинил в мае месяце прошлого года, и Левша есть лицо мною выдуманное ». К вопросу о выдуманности левши Лесков будет возвращаться неоднократно, а в прижизненном собрании сочинений уберет «предисловие» окончательно. 

Вся эта выдуманная история была нужна Лескову для создания иллюзии непричастности автора к содержанию сказа. (
вернуться к уроку)

 

Лесков Н.С. Основные даты жизни и творчества

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Н. С. ЛЕСКОВ. «СТАРЫЙ ГЕНИЙ» [ 2 ] (2 часа)

Н. С. ЛЕСКОВ. «СТАРЫЙ ГЕНИЙ» [ 2 ] (2 часа)

Писатель Николай Семенович Лесков (1831—1895) начал свою литературную деятельность как публицист, интересовавшийся жизнью народа, проявлявший интерес к незаурядным личностям

Писатель Николай Семенович Лесков (1831—1895) начал свою литературную деятельность как публицист, интересовавшийся жизнью народа, проявлявший интерес к незаурядным личностям

Будущее России он видел в самореализации людей-самородков, в растущем самосознании русского народа

Будущее России он видел в самореализации людей-самородков, в растущем самосознании русского народа

Почему же тогда никак не выполнялось судебное предписание?

Почему же тогда никак не выполнялось судебное предписание?

VI. Домашнее задание. Для всего класса: — вопросы и задания на с

VI. Домашнее задание. Для всего класса: — вопросы и задания на с

Говорится в уверенности, что плохим делам, поступкам придёт конец

Говорится в уверенности, что плохим делам, поступкам придёт конец

В литературу будущий писатель приходит уже тридцатилетним человеком, имея за плечами богатейший жизненный путь

В литературу будущий писатель приходит уже тридцатилетним человеком, имея за плечами богатейший жизненный путь
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.02.2020