«НА БАЛУ У ЗОЛУШКИ»
Конспект доминантного занятия по слушанию
с детьми
старшего дошкольного возраста
«На балу у Золушки»
Конспект доминантного занятия по слушанию с детьми старшего
дошкольного возраста.
Цель: Знакомство детей с классической музыкой. Развитие музыкального восприятия.
Задачи:
Продолжать знакомить детей с классической музыкой;
Демонстрировать умение детей не только слушать и слышать музыку, но и достаточно развернуто ее интерпретировать, самостоятельно сравнивать прослушанные произведения;
Развивать творческие способности детей в танцевальных импровизациях;
Углубить представление детей о жанре танца, взаимосвязи музыки и цвета;
На высокохудожественном классическом музыкальном материале воспитывать нравственно-эстетические чувства дошкольников, прививать любовь к музыкальному искусству, развивать эстетическое восприятие, творческое мышление.
Методы: беседа, художественное слово, показ иллюстраций, слушание музыки.
Оборудование: музыкальная шкатулка, магнитофон с СD записями, мультимедийная установка с изображением главных героев, заготовки карточек для музыкально – дидактической игры.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Дети заходят в зал, встают полукругом и поют приветствие Е. Железновой:
Начнём сейчас занятие
Мы все уже пришли,
Хорошее настроение
С собою принесли.
Мы будем петь, играть сейчас,
Мы будем танцевать,
Мы рады все занятию
Пора его начать!
(на продолжение 2 куплета прохлопывают ритмический рисунок ).
Музыкальный руководитель: Здравствуйте мои дорогие друзья! Сегодня, войдя в зал, я увидела музыкальную шкатулку. Давайте её откроем и прислушаемся. Может быть, она хочет нам о чем-то рассказать (слушают музыкальную шкатулку). (1 слайд музыкальная шкатулка).
Ах, какая красивая мелодия. Мне кажется, она хочет отправить нас в сказку, а в какую, нам нужно угадать.
(2 слайд Золушка)
Я на балу никогда не бывала,
Чистила, мыла, варила и пряла.
Когда же случилось попасть мне на бал,
То голову Принц от любви потерял.
Дети: Сказка «Золушка»
Музыкальный руководитель: Верно, это сказка «Золушка». Какой характер был у Золушки?
Дети: Добрый, милый, трудолюбивый.
Музыкальный руководитель: А какая мечта была у Золушки?
Дети: Попасть на бал.
Музыкальный руководитель: Сегодня и мы с вами отправимся на бал. А поедем мы в волшебной карете.
(3 слайд с изображением кареты)
Музыкальный руководитель: Скорее все рассаживаемся по местам!
Мы отправляемся на бал! (звучит музыка И. Штраус «Полька»)
(4 слад Золушка едет на бал)
Музыкальный руководитель: Вот уже карета с Золушкой подъехала ко дворцу. В окнах видны танцующие люди: там и Принц, и его отец-Король, и даже маленький Паж, помощник Феи, он тоже здесь.
(5 слайд карета с Золушкой, 6 слайд танцующие люди)
Музыкальный руководитель: Пока Золушка поднимается по ступенькам лестницы, я вам скажу, что она очень волнуется, ведь наша любимая героиня впервые попала на такой роскошный бал. Но мы-то с вами знаем, что Золушке нечего боятся - как только она войдет в зал, все обратят на нее внимание, и захотят с ней потанцевать: и Принц, и Король, и конечно же, маленький Паж.
Вот и я хочу вас спросить: почему же все-таки Золушку сразу заметили на балу, ведь кроме нее там было много красивых, нарядных девушек?
Дети: Она была красивее всех, платье и туфельки блестели.
Музыкальный руководитель: Конечно, на Золушке было и прекрасное платье, и необыкновенные туфельки, но всего прекрасней было ее доброе улыбающееся личико и лучистые глаза, в которых светилась радость. И каждому, кто видел Золушку, хотелось ещё и ещё раз смотреть на нее и любоваться. А теперь послушаем музыку и постараемся узнать, с кем танцует Золушка?
Как можно назвать этот танец?
(исполняется Вальс из оперы «Фауст» Шарль Гуно)
(7 слайд Золушка и принц танцуют вальс)
Дети: Золушка танцевала с Принцем вальс.
Музыкальный руководитель: А какой характер был у этого танца?
Дети: Легкий, плавный, нежный.
Музыкальный руководитель: Верно, характер этого танца легкий, нежный, сказочный, волнующий. А кто из вас скажет, что означает слово Вальс?
Дети: Кружиться.
Музыкальный руководитель: Да, в переводе с французского вальс означает кружиться. Сразу понятно, как хорошо было кружиться в вальсе Золушке и Принцу. Так – как мы на балу, я приглашаю вас тоже потанцевать вальс.
Танец «Вальс»
(8 слайд вальс)
Музыкальный руководитель: Молодцы. Прекрасно станцевали.
Ой, ребята, нашу Золушку, снова пригласили на танец. Сейчас мы
услышим другую музыку и тоже попробуем угадать название танца.
(исполняется полька «Добрый жук»)
(9 слайд полька)
Музыкальный руководитель: Как можно назвать этот танец?
Дети: Эта музыка похожа на польку.
Музыкальный руководитель: Какой же характер был у этого танца?
Дети: Легкий, веселый, задорный.
Музыкальный руководитель: Правильно, у польки задорный, шутливый, зажигательный, полетный характер. А как вы думаете, кто мог пригласить Золушку на такой веселый танец?
Дети: Паж.
Музыкальный руководитель: Ну конечно -же Паж. Ведь Паж совсем юный, поэтому он может быстро выполнять подскоки. А давайте импровизируем. Спаем песенку «Добрый жук» а во время проигрыша станцуем используя элементы польки.
Песня- танец «Добрый жук».
(10сайд веселая Золушка танцует)
Молодцы. У нас очень хорошо получилось. И вот наконец, сам Король не удержался и пригласил нашу Золушку на танец «Менуэт».
(исполняется «Менуэт» Моцарт)
(11 слайд менуэт)
Музыкальный руководитель: Ребята, а что вы можете сказать о характере этого танца?
Дети: Характер спокойный, нежный.
Музыкальный руководитель: Вы правильно почувствовали. Характер этого танца неторопливый, грациозный, изящный. Король был уже пожилой и не мог быстро кружиться и танцевать, но зато он очень красиво кланялся и поворачивался. Менуэт –это старинный французский танец. Термин «менуэт» происходит от французского menu pas – маленький шаг. Движения танцующих пар в этом танце сопровождались поклонами и реверансами. Давайте и мы с вами попробуем сделать несколько движений Менуэта.
Танец «Менуэт»
Музыкальный руководитель: Ребята, вы правильно почувствовали музыку и красиво выполнили движения этого танца.
Посмотрите, как всем хорошо в зале, и 1 министр предлагает всем поиграть веселую игру «Ручеек».
Игра «Ручеек»
(Пары встают в колонну. Руки соединены арочкой, так, чтоб под них можно было «поднырнуть». Первая пара разъединяет руки и бежит в ручеек против движения оного. Каждая дама может увлечь за собой любого кавалера в колонне. Каждый кавалер - любую даму. Оставшиеся без партнеров кавалер и дама снаружи ручейка добегают до его начала и ныряют внутрь за первой парой.)
12 слайд игра
Музыкальный руководитель: Как хорошо поиграли молодцы. А скажите мне, под какую музыку мы с вами поиграли в игру ручеек?
Дети: Мазурка.
Музыкальный руководитель: Правильно. Характер мазурки веселый, быстрый, задорный.
Да ребята замечательный бал у нас. Но самое удивительное на этом балу было то, что платье у Золушки меняло свой цвет, в зависимости от настроения и характера музыки. Когда Золушка кружилась в вальсе с Принцем, то платье её было небесно-голубым, танцуя веселую польку, платье наливалось солнечным,
желтым цветом. Когда сам Король пригласил Золушку на менуэт, то её щечки пылали и платье становилось розовым. А когда Золушка играла веселую игру платье становилось зеленым. Я предлагаю вам поиграть в игру дидактическую «Какого цвета платье у Золушки?»
Рассаживайтесь поудобнее.
Музыкально-дидактическая игра «Какого цвета платье у Золушки?»
(детям раздаются карточки с изображением Золушки в разноцветных платьях. Звучит фрагмент музыкального произведения «Вальс», «Полька», «Менуэт», «Мазурка». Дети показывают соответствующую карточку.)
13 слайд Золушка в разноцветных нарядах.
Музыкальный руководитель: Когда Золушка жила в своей каморке, она ходила в одном и том же стареньком платьице. А когда мы помогли ей побывать на балу у нее появилось много прекрасных разноцветных красивых нарядов. Ну, а нам пора возвращаться, а то скоро часы пробьют 12.
(исполняется «Полька» И. Штраус)
Музыкальный руководитель: Ну, вот и подошло к концу наше путешествие в сказку. Скажите, какие танцы мы с вами сегодня слушали и танцевали.
Дети: Вальс, менуэт, полька.
Музыкальный руководитель: Я хочу пожелать вам, ребята, чтобы вы почаще улыбались и дарили людям тепло и радость, как наша добрая героиня Золушка. До свидания!
Песня Е. Железновой
Дети:
Закончилось занятие
Мы в группу все идём
И на прощанье вас сейчас
Рукой мы все махнём.
Музыкальный руководитель:
Я всех хвалю вы молодцы
Вы дети просто класс!
На следующее занятие
Я жду вас всех опять!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.