На математику с интересом.
Интерес - один из инструментов, побуждающих учащегося к более глубокому познанию предмета, развивающий их способности. Формирование познавательных интересов учащегося в обучении может происходить по двум основным каналам, с одной стороны само содержание учебных предметов содержит в себе эту возможность, а с другой - путем определенной организации познавательной деятельности учащегося.
Интерес школьника к учению - это один из самых мощных факторов обучения. Практика показывает, что те учащиеся, которые не проявляют интереса к математике, аргументируют свои неуспехи тем, что на уроках математики скучно, неинтересно. Обучение должно вызывать удовольствие. Математику надо рассматривать не как систему истин, которые надо заучивать, а как систему рассуждений, требующую творческого мышления.
Умение заинтересовать математикой - дело
непростое, и в этом смысле личного мастерства учителя или автора учебника
нельзя недооценивать. Многое зависит от того, как поставить даже очевидный
вопрос, и от того, как вовлечь всех учащихся в обсуждение сложившейся ситуации.
Для воспитания и развития интереса к предмету, учитель
располагает в основном двумя возможностями: работой на уроке и внеклассной
работой. Главной из них является, конечно же, работа на уроке. На уроке
присутствуют все ученики класса, а кружок, факультативов, внеклассное
мероприятие, как правило, посещают лишь немногие.
Остановлюсь на некоторых формах работы, которые помогают
систематически воспитывать интерес учащихся к математике.
На уроках следует использовать экскурсы в историю развития математики.
Это могут быть короткие рассказы самого учителя, а может быть защита рефератов
учащегося по данным вопросам. Сведения из истории математики повышают
интерес ребят к ее изучению и нет оснований отказываться от этого мощного
фактора повышения эффективности уроков. Ребята узнают пути формирования
основных математических идей и методов. Математика предстает перед ними не
застывшей и сформировавшейся, а в творческом процессе созидания, в динамике.
История науки позволяет ребятам увидеть ее движущие силы, наблюдать взаимосвязь
и взаимообусловленность научного познания и практической деятельности
человечества. Значение этого для формирования научного мышления
школьников вряд ли можно переоценить.
Созданию положительных эмоций у школьников способствуют творческие задания на уроках. Ребенок, обучаясь, должен иметь возможность творить, фантазировать на доступном ему уровне и в известном мире понятий.
На первых уроках геометрии семиклассники знакомятся с различными простейшими фигурами, их отношениями, появляется новая терминология, которая нелегко усваивается ими. В связи с этим в устные упражнения каждого урока геометрии целесообразно включать задания, в которых требуется описать рисунок, заранее начерченный на доске. В описание рисунка по очереди вовлекаются все учащиеся класса. От урока к уроку рисунки усложняются.
Математическая
речь учащихся получает свое развитие за счет классных упражнений. Вот тут они и
получают первую творческую домашнюю работу по геометрии.
Предлагается ученикам самим придумать
рисунок, а затем его описать. Обращаю внимание на то, что хорошим советчиком
при выполнении задания является учебник геометрии. Таким образом, уже с первых
уроков геометрии формируется умение работать с учебником.
Одним из труднейших методов доказательства, с которым
ученики встречаются при изучении геометрии, является доказательство методом от
противного.
Сочинение сказок, действующими лицами которых становятся
математические объекты, - один из способов развития творческого воображения
учащихся. Давая задание придумать сказку, необходимо объяснить, что ее
«ценность» будет состоять в умелом включении в сюжет сказки свойств чисел,
геометрических фигур. Работы учеников отличались разнообразием
форм, выдумкой, фантазией, богатым воображением.
Придумывание математических сказок предполагает не только умение
фантазировать на математические темы, но и владение грамотной русской речью.
Поэтому наряду с такими крупными формами работы полезно занимать учеников и
небольшой по объему, но весьма интересной деятельностью: придумывать уравнения,
неравенства по определенному отличительному признаку. Например, в 6
классе ученики придумывают уравнения, в левой части которых записано выражение,
а в правой нуль.
Так, на уроках можно использовать такие формы работы, как математическая
викторина, эстафета и т.д. Которые могут выполнять роль устной работы,
теоретической разминки, а также служить формой опроса.
Нельзя надеяться, что такой опрос даст точную картину
знаний. Но в данном случае эта цель и не ставится. Главное в таком опросе -
повторить теоретический материал, закрепить его, подготовиться к изучению
нового. Опрос по теории можно проводить и в других формах.
Развитию познавательного интереса к предмету способствуют игровые
моменты на уроках. Игровые моменты целесообразно использовать при
закреплении учебных навыков, когда учащимся приходится выполнять ряд однотипных
упражнений.
Изучение теории - один из наиболее трудных с методической точки зрения вопросов преподавания математики. Дело в том, что обычная методика объяснения нового теоретического материала имеет существенные недостатки, связанные прежде всего с пассивностью обучаемых, деятельность которых часто сводится к слушанию учителя и переписыванию с доски. При этом учащиеся могут переписывать с доски, ничего не понимая, отвлекаться или заниматься посторонними делами. Учитель же занят объяснением и в процессе этого может следить только за дисциплиной, а не за качеством усвоения материала.
Устранению этих недостатков, повышению активности учащихся при изучении теории способствует методика, при которой учитель направляет деятельность учащихся постановкой соответствующих заданий для самостоятельной работы, проводит контроль за этой деятельностью и дает необходимые консультации.
Заинтересованность предметом, является эффективным средством, влияющим на установление хорошего контакта с детьми, создает хороший психологический климат урока.
Литература
1. Л. С. Атанасян «Геометрия 7 - 9», Москва, «Просвещение», 2005
2. Ш. А. Алимов «Алгебра 7», М., «Просвещение», 2005
3. Ш. А. Алимов «Алгебра 8», М., «Просвещение», 2005
4. А.Я.Цукарь Рисуем графиками функций // Математика в школе. – 1999. – №4. – с. 80-81
5. Приложение к газете «Первое сентября» - Газета «Математика», 1999, статьи А.Я. Цукарь.
6. М. Ю. Шуба «Занимательные задания в обучении математике», (Москва, Просвещение, 1994).
7. В. Г. Коваленко «Дидактические игры на уроках математики» Кн. для учителя — М: Просвещение, 1996.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.