. Закрепление написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща.
– Замените одним словом и запишите в тетрадях:
а) Дикая роза, в плодах которой больше всего витамина С. (Шиповник.)
б) Густой частый лес. (Чаща.)
в) Небольшой редкий лесок. (Роща.)
г) Этот предмет носят на руках, они бывают на башнях и есть в каждом доме. (Часы.)
д) Облако, которое плачет. (Туча.)
2. Проверка домашнего задания. (Упр. 152 «Дидактический материал».)
– Какие слова вы дописали в каждый столбик?
– Назовите орфограмму, которая есть во всех этих словах. (Буква гласного после шипящего.)
– Какие словосочетания получились?
3. Запись под диктовку:
Вот роща. Миша ушёл в чащу. Там живут ежи.
– Сколько встретилось слов с орфограммой-буквой гласного после шипящих? (Роща, чащу, живут, ежи.)
Русский язык
ПРАВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ
жиши, чаща, чущу
Урок 100 (78).
Тема: Наблюдение за написанием буквы у после ч и щ.
Цель:
– развитие умения наблюдать за написанием слов, включающих шипящие звуки [ч], [щ], а также писать букву гласного у
после букв ч и щ.
Символы:
Н
П
М
© ООО «Баласс», 2012
1Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
3 3
1. Закрепление написания буквосочетаний жиши, чаща.
– Замените одним словом и запишите в тетрадях:
а) Дикая роза, в плодах которой больше всего витамина С. (Шиповник.)
б) Густой частый лес. (Чаща.)
в) Небольшой редкий лесок. (Роща.)
г) Этот предмет носят на руках, они бывают на башнях и есть в каждом
доме. (Часы.)
д) Облако, которое плачет. (Туча.)
2. Проверка домашнего задания. (Упр. 152 «Дидактический материал».)
– Какие слова вы дописали в каждый столбик?
– Назовите орфограмму, которая есть во всех этих словах. (Буква гласного
после шипящего.)
– Какие словосочетания получились?
3. Запись под диктовку:
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем,
иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в
виде схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
4. На основе анализа объектов
делать выводы.
5. Обобщать и
классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте
учебника.
7. Находить ответы на вопросы в
иллюстрации.
© ООО «Баласс», 2012
2Вот роща. Миша ушёл в чащу. Там живут ежи.
– Сколько встретилось слов с орфограммойбуквой гласного после
шипящих? (Роща, чащу, живут, ежи.)
– Почему в словах Миша и ушёл её нет? (Ушёл – словарное слово, а в слове
Миша – буквосочетание ша, нет такой орфограммы, так как нет выбора
другой буквы, кроме а.)
– Над какой разновидностью этой орфограммы мы ещё специально не
работали? (щу)
– А какой будет 2й вариант этой орфограммы? (чу)
II. Формулиро
вание
проблемы,
планирование
деятельности.
1 3 3
– На основе выводов из предыдущего задания назовите основную цель
урока. (Научиться находить орфограммубукву у после букв шипящих ч и
щ и писать слова с этой орфограммой.)
– Назовите тему урока. (Буква и после ж, ш.)
– Составим план урока.
План (примерный).
Учитель составляет план вместе с детьми.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
ΙΙI. Развитие
1 3 4 3 1 3
1. Работа по учебнику.
– Что обозначают схемы«человечки» перед упр. 175?
© ООО «Баласс», 2012
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать
своё предположение на основе
работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной
задачей.
3. Прогнозировать предстоящую
работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную
и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
3умений –
применение
знания.
– Каким цветом вы бы раскрасили кружочки с ч и щ?
а) Упр. 175 – развивается умение видеть орфограммубукву у после ч и
щ, группировать слова со сходным написанием буквосочетаний чу и щу и
обозначать орфограмму.
б) Чтение правила в учебнике после упр. 175.
– Назовите новую разновидность орфограммыбуквы после шипящих.
– Почему написание буквы у в сочетаниях чущу является орфограммой?
(На слух нельзя определить, какую букву писать – у или ю.)
в) Упр. 176 – развивается умение писать букву у после букв шипящих ч и
щ и группировать слова в зависимости от характера шипящего.
2. – Отгадайте загадку.
Хвостом виляет, зубаста, а не лает. (Щука.)
– Запишите это слово и ещё 2–3 однокоренных с ним.
(Щука, щучка, щучий, щурёнок.)
Звукобуквенный анализ слова щука.
щука [щ'у|ка] – 2 сл., 4 б., 4 зв.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
понимать других.
2. Строить речевое
высказывание в соответствии с
поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в
устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать
своё отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
© ООО «Баласс», 2012
4VΙ . Итог урока.
– Запишите ключевые буквосочетания по теме урока. (чущу)
– Вспомните, какая была цель урока. Чему вы научились? 4 4
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
Упр. 149 («Дидактический материал»).
V. Домашнее
задание.
Деятельность учеников:
– Наблюдать за написанием слов, выявлять закономерность, формулировать орфографическое правило с помощью
учителя.
– Находить по определённым признакам изучаемые орфограммыбуквы в словах.
© ООО «Баласс», 2012
5