МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №1 им. ЮРИЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА РОЗУМА»
САТКИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
**********************************************************************************
Открытый урок
Тема урока: «Начальный этап работы над хоровым произведением»
Дата проведения: 14.04.2021 г.
Класс: старший хор «Камертон»
Предмет: хоровой класс
Хормейстер: Мигашкина Марина Сергеевна, концертмейстер: Латыпова Ольга Николаевна.
Форма проведения: практическая работа, коллективная, по группам (партиям S и А).
Цель урока: формирование и закрепление вокально-хоровых навыков на основе разбора и разучивания нового вокально-музыкального материала.
Задачи:
Образовательные:
· формирование у обучающихся основных певческих навыков (певческая установка, певческое дыхание и опора звука, высокая вокальная позиция, точное интонирование);
· выработка хорового унисона;
· закрепление навыка сольфеджирования по хоровой партии;
· выработка умения провести свою партию при одновременном звучании другой.
Развивающие:
· совершенствование вокально-хоровых навыков и умений;
· развитие гармонического слуха;
· развитие музыкальной восприимчивости, умение слышать и слушать, анализировать, сопоставлять;
Воспитательные:
· воспитать любовь к хоровому искусству;
· воспитание вокального слуха, как важного фактора пения в единой певческой манере;
· воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку, содержание текста;
· воспитание организованности;
Методы и приёмы реализации поставленных задач: наглядный, словесный, практический.
Оборудование: музыкальный инструмент (фортепиано), нотный материал, партии хорового произведения А.Асламазова «Богородице Дево, радуйся»
Характеристика коллектива: Хор «Камертон» – это коллектив обучающихся 4-6 классов музыкального отделения. Дети разные по возрасту (8-14 лет), своим физическим возможностям, обладающие разными знаниями, умениями и навыками хорового пения, что создает определенные трудности и проблемы. Так, например, девочки 4 класса в нашем хоре занимаются первый год (до этого они занимались в младшей группе хора), не имеют навыков многоголосного пения, многие неточно интонируют. Другая проблема – дети часто болеют, много пропусков занятий по болезни. Однако большинство хористов имеет положительную мотивацию к учебной деятельности. Многие ощущают психологический комфорт именно при занятиях в хоровом коллективе, они понимают, что результат их труда зависит от вклада каждого, радуются каждому удачному выступлению.
План урока:
I. Организационный этап:
- приветствие, настрой хористов на вокально-хоровую работу;
- дыхательная разминка;
- вокально-хоровые упражнения (распевание).
II. Основной этап.
- разбор и работа над хоровым произведением А.Асламазова «Богородице Дево, радуйся»
III. Заключительный этап.
- итог урока.
Ход урока.
I. Организационный этап.
Ø Приветствие учителя. Приветствие хористов. Сообщение о поставленных задачах на данном уроке.
Ø Подготовка голосового аппарата к активной работе через артикуляционную гимнастику и работой над дыханием. Каждое вокально-хоровое упражнение имеет свою, конкретную задачу, которую обучающиеся должны понять - активизируем голосовой и артикуляционный аппарат, развиваем гармонический слух, закрепляем основные вокально-хоровые навыки.
Ø Начинаем упражнения со звуков примарной зоны, двигаясь постепенно по полутонам вверх и вниз по звукам диапазона.
II. Основной этап.
Ø Разбор и работа над хоровым произведением А. Асламазова «Богородице Дево, радуйся» (a capello).
Беседа о содержании и звучании произведения.
|
«Богородице дево, радуйся» привлекает тонкостью музыкального воплощения, удивительным звучанием хоровой звучности. В этом произведении преобладают навыки кантиленного пения, наполненность звучания хора как на piano, так и на forte при хорошем цепном дыхании. Нужно суметь показать гибкость разнообразия в динамике, от p до ff, где светлый, нежный, лёгкий, прозрачный звук преобразуется в ликующую кульминацию. |
Показ произведения |
Проигрывание произведения концертмейстером |
Разбор музыкального произведения |
- сольфеджирование музыкального текста, все партии с начала до конца. Слушаем интонацию, анализируем движение мелодии. - сольфеджирование музыкального текста по партиям. - определение тактов, где возникают трудности, пропевание сольфеджио по партиям. - анализ музыкального текста, где встречается унисон, какие интервалы должны прозвучать. - пение хоровых партий медленно, по руке, слушая ансамбль партий; - пение партитуры на слоги «лё» и «ку» на хорошей опоре с твёрдой атакой в среднем темпе; - пение партитуры на слог «ли» с максимальной кантиленой, отдельно по партиям S и А; - пение партитуры на слог «ли» с максимальной кантиленой весь хор; - проговаривание слов в ритме и темпе с максимальной кантиленой; - соединение слова и звука; - исполнить 1 куплет: собранно и осмысленно (стоя, корпус подтянуть); - выразительное исполнение 1 куплета песни от начала до конца. |
Важно! Разобрать (разбить) произведение на части или смысловые фразы: предложения, мотивы, с целью детальной обработки музыкального материала. Нельзя не обращать внимание на помарки, неточности, не следует увлекаться несовершенным пропеванием, это может закрепиться.
В период разучивания музыкального произведения нельзя упускать из виду, что каждый звук, каждое мелодическое построение должны служить выражению характера произведения или его часть, поэтому ставим технические и музыкальные задачи (например, сделать яркое крещендо и диминуэндо, или сделать заметную разницу в звучании F и P и т.д.).
III. Заключительный этап.
Подводим итог сегодняшней работы. Сегодня мы проделали первоначальную работу в разучивании нового произведения. Цель нашего занятия успешно достигнута, мы успешно разобрали новый материал и справились с поставленными задачами.
На следующем уроке мы продолжим вокально-хоровую работу над произведением.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.