Обобщающий урок по теме «ФУНКЦИЯ».
(Учебник: Алгебра 7 класс, автор Макарычев )
Цель:
Ø Обобщение и систематизация знаний по данной теме;
Ø Закрепление умений определять вид функции по формуле и по графику, умение дать ее краткую характеристику;
Ø Закрепление умений определять принадлежность точки графику функций аналитическим и графическим способом;
Ø Отработка навыков составления формулы, задающей функцию, по графику функции. (2 слайд)
План урока.
I. Организационный момент.
II. Повторение теоретического материала по данной теме. (3слайд)
Форма повторения - игра «Лото». материал: 1) кубики с номерами пунктов данной темы; 2) вопросы по теории, заготовленные учащимися при подготовке к уроку; 3) жетоны разного цвета, соответствующие полученным оценкам (например: 5-красные,4-синие, 3-зеленые,2-черные).
Один из учащихся вынимает кубик с номером пункта. Остальные задают ему вопросы в соответствии с выбранным номером. Если отвечающий затрудняется с ответом, то его дает тот, кто задал вопрос. Когда вопросы по данному пункту закончились, в игру вступает второй ученик, затем третий и т.д.
Каждый игрок получает жетоны (на всех этапах урока), которые суммируются в конце урока и дают итоговую оценку. Жетоны получают и те учащиеся, которые задали наибольшее число вопросов и дали большее число ответов или дополнений.
Примерные вопросы:
-Что такое функция?
-Что такое независимая и зависимая переменные? Как их называют иначе?
-Что называется областью определения функции? Областью значения?
-Дайте определение линейной функции.
-Что является графиком линейной функции?
-Сколько точек достаточно взять для построения графика и почему?
-За что отвечают коэффициенты к и в? Поясните.
-При каком условии графики линейных функций параллельны, пересекаются?
-Как найти координаты точки пересечения графиков?
Таким образом составляются вопросы по пунктам 10-15.
III. Применение теоретического материала при выполнении упражнений.
v Игра «Отгадай функцию». (4слайд)
Учащийся у доски заполняет таблицу соответствующих значений х и у, например, для функции у = х - 2
|
х |
|
|
|
|
|
|
|
у |
|
|
|
|
|
|
Значение аргумента задает класс, а значение функции находит водящий у доски. Кто первым отгадает функцию, должен дать ее краткую характеристику. ( линейная функция; график прямая, образующая с осью ОХ острый угол, т.к. угловой коэффициент к=1>0; ось ОУ пересекает в точке, лежащей ниже оси ОХ, т.к. в=-2<0, точка имеет координаты (0;-2)).
v Построение и работа с графиком функции. (5 слайд)
Построить график отгаданной функции, для построения используем таблицу предыдущего задания (координатная плоскость строится заранее и в тетради, и на доске). У доски график строит ученик, заполнявший таблицу. Он же объясняет правила работы с графиком по определению значения аргумента (функции) по заданному значению функции (аргумента).
Используя график найти: а) точку на графике, абсцисса которой равна 3. определить ее ординату. (А(3;1)); б) у точки, лежащей на графике, соответствующее ей значение функции равно 4, а чему равно значение аргумента? (В(6;4)).
Данное задание проверяет знание и связь терминов: абсцисса - аргумент и ордината - функция.
v Аналитическое определение принадлежности точки графику функции.
В предыдущем задании определяли координаты точек с помощью графика, а как определить принадлежит ли точка графику функции, если этот график не построен? (Подставить координаты точки в формулу функции, проверить полученное равенство. Если оно верно - точка принадлежит графику, если нет – не принадлежит).
Используя данное свойство решить кроссворд. (6 слайд)
Формула у =4 – 2х задает функцию, найдите точки, принадлежащие ее графику. Для каждой точки выпишите соответствующую ей букву, решите анаграмму. Дайте определение зашифрованного понятия.
(-1;-6) –А, (0;4)- Г, (3;0) – У, (-1;6) – Р, (2;0) – А, (5;14) – Я, (0;2) – Ц, (1/2;3) –Ф, (0;0) – О. (4;5) – Н, (-10;24) –И, (10;-16) –К.
При решении анаграммы получается слово «функция». (Понятие забывается часто.)
v Определение вида функции по формуле. (7 слайд)
По виду формулы функции мы можем сказать, что это за функция, каков ее график и как он располагается в координатной плоскости. Поэтому определение вида функции по формуле очень важно.
Умение распознать функцию по формуле проверяем при решении теста.
|
№ |
Функции\ответы |
А |
Б |
В |
|
1 |
у = 5 -2х |
линейная |
Прямая пропорциональность |
Ни та, ни другая |
|
2 |
у = х2 +7 |
Прямая пропорциональность |
Ни та, ни другая |
линейная |
|
3 |
у = х – 8 |
Ни та, ни другая |
линейная |
Прямая пропорциональность |
|
4 |
у = -2,5х |
Прямая пропорциональность |
линейная |
Ни та, ни другая |
|
5 |
у = (4 + 10х)/5 |
Прямая пропорциональность |
Ни та, ни другая |
линейная |
|
6 |
у = х |
линейная |
Ни та, ни другая |
Прямая пропорциональность |
|
7 |
у = -3/х +2 |
Ни та, ни другая |
Прямая пропорциональность |
линейная |
|
8 |
у =-1/3 х |
Прямая пропорциональность |
линейная |
Ни та, ни другая |
v Правильность решения проверяют соседи (взаимопроверка) по готовым ответам, вынесенным на доску.
1-А 2- Б 3- Б 4 - А 5- В 6 - В 7 - А 8 – А
Выясняем какие допущены ошибки и почему, объясняем правильный ход решения. Жетоны по количеству верных ответов.
v Определение вида функции по графику. (8 слайд)
Не менее важное умение соотнести график и вид функции проверяем с помощью еще одного теста.
У
2 4
1
3
Х
|
График\ответ |
А |
Б |
В |
|
1 |
Прямая пропорциональность |
линейная |
Ни та, ни другая |
|
2 |
|||
|
3 |
|||
|
4 |
Код правильных ответов: 1 – Б, 2 – А, 3 – Б, 4 – В.
Разбор ошибок.
v Определить координаты точки пересечения графиков функций, не выполняя их построения ( дифференцированное задание). Изобразить схематично графики функций с учетом их взаимного расположения. (9 слайд)
Повторяя теоретический материал во время игры в «лото», вспомнили как найти координаты точек пересечения графиков без их построения. (Найдется значение «х», при котором равны значения «у». Поэтому приравниваем значения «у» и решаем уравнение. Находим значение «х», а затем «у»). При схематичном построении графиков учитываем их расположение в зависимости от коэффициентов к и в.
Насколько хорошо усвоили эту часть материала, проверяем в виде самостоятельной работы.
|
1. Определить координаты точки пересечения графиков функций |
||
|
3 |
4 |
5 |
|
у = 14х у = х + 26 |
у = 4х +9 у = 6х - 5 |
у =14 -2,5х у = 1,5х - 18 |
2. Изобразить схематично графики функций с учетом их взаимного расположения:
а) у1 = - 2х и у2 = -2х + 9;
б) у1 = 3х – 4 и у2 = -5х – 4
Графики строятся на двух координатных плоскостях, заготовленных заранее.
Проверка - 10 слайд. Разбор допущенных ошибок.
Скорость выполнения заданий у детей различна, поэтому для тех, кто справится быстрее с данными упражнениями, предлагается следующее.
Составить формулу функции по его графику. (11 слайд)
у
1
1 х
Угол наклона острый, значит к >0, к = у : х = 4:2 = 2.
Значение в равно значению ординаты точки пересечения графика с осью ОУ, т.е. в = 4.
Таким образом у = 2х + 4 (12 слайд).
v Немного из истории функции. (13 слайд)
v Домашнее задание п 10-15, построить график функции; найти точку пересечения графиков двух без построения; определить принадлежность точки графику. Задания учащиеся либо составляют сами, либо берут из дополнительных задач к главе. Задание получают в печатном виде.
v Подводим итоги в соответствии с целями урока. Оцениваем детей по «количеству» и «качеству» набранных жетонов на всех этапах урока. Если отметка ребенка не удовлетворяет, можно не выставлять.
v Задания темы «функция» на соотношения «формула-вид-график-принадлежность-пересечение» часто используются при Государственной Итоговой Аттестации, поэтому уже в 7 классе обращаю особое внимание на отработку данных навыков.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.