Начало начал...
Оценка 4.6

Начало начал...

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
воспитательная работа
3 кл
13.01.2019
Начало начал...
Родительский дом является началом начал. Именно с родительского дома начинается все впервые. Первые слова, первые шаги, первый класс и т.д. Все лучшее ребенок подрастая впитывает в своей семье. Именно в семье закладываются нравственные ценности, такие как любовь, уважение, взаимопонимание, доброта.
Открытый урок по самопознанию в 3 классе.docx
Открытый урок по самопознанию в 3 "Б" классе Тема: Начало начал… Цель: расширять представление о ценности семьи, о взаимоотношениях  между близкими людьми. Задачи:    раскрывать значение понятий «родной дом», «семья»; развивать стремление проявлять заботу о родных и близких людях; воспитывать уважительное отношение к близким людям, друзьям и  родному дому. Наглядный материал:    картинки животных, птиц, живущих стая,                                              семьями,                                              запись песни "Родительский дом", конверты  с                                              пословицами, с заданиями. ПЛАН УРОКА: 1.Орг. момент Прозвенел для нас звонок! Начинается урок. Радости мы круг создали. Пожелания свои Всем подарим от души! 2.Круг радости II Мотивационный этап ­ Внимательно послушайте отрывок песни и скажите, о чём сегодня будем  говорить на уроке? Звучит 1 куплет и припев песни «Родительский дом» (Рябинин М, Шаинский  В.) Где бы ни были мы, но по­прежнему Неизменно уверены в том, Что нас примет с любовью и нежностью Наша пристань ­ родительский дом. Родительский дом, начало начал, Ты в жизни моей надежный причал. Родительский дом, пускай добрый свет Горит в твоих окнах много лет. Учитель:  Как вы думаете о чем на уроке мы с вами будем говорить? Ответы учащихся. Формулировка темы. ­ Тема урока звучит так: «Начало начал ...». ­ Как вы понимаете значение этого выражения? ­ Что по­ вашему, является домом человека? (Ответы учащихся: семья, квартира, дом, двор, улица, страна, планета). ­ А как еще можно назвать то место, где мы родились и живём? (Родина, отчизна, отечество). Семья ­ это наша малая Родина, планета Земля, на которой мы живём ­  большая Родина. ­ Для чего человеку семья? (Ответы учащихся). Учитель: Ребята из предмета "Познание мира" вы знаете  с древних времён  люди жили родами и племенами, позже большими общинами и городами. И у  каждого в этом сообществе были свои права и обязанности. Кто­то охотился,  кто­то варил еду и берёг семейный очаг, другие присматривали за малышами,  обучали их. Это закон природы, сохранения жизни и продолжения рода. ­ Ответьте, только ли люди живут семьями?  (Нет, животные, птицы,  насекомые, растения тоже живут семьями.) ­ Как называются их семейные объединения?  (Стая, улей, косяк, колонии,  семья, и т.д.). Проверка домашнего задания:  "Ворона считает своего детеныша ­ беленьким, а еж ­мягоньким" Вопросы: 1. Ребята, можно назвать ворону и ее детенышей ­ беленькими? 2. Почему ворона решила хану Сулеймену принести своих детенышей? 3. А ежик в жизни  какой? 4. Почему еж решил принести своих ежат к хану вместо мягкой подушки? Ребята, для каждого родителя его ребенок самый лучший, самый умный,  самый красивый, самый замечательный. Подарок от учителя.  Притча "Ладная семья". Вопросы: 1. Сколько человек проживало в этой семье? 2. Чем прославилась на всю округу эта семья? 3. Что узнал хан посетивший эту семью? 4.О каких ценностях идет в этой притче? 5. Ребята, как вы думаете какие еще ценности должны быть в каждой семье? 6. Ребята, раз эта семья большая как вы думаете кто жили в этой семье, кем  они друг другу приходились? Физминутка "Шляпка"     Стоя в кругу учитель начинает  ­ первым, надевает на голову шляпку он  должен любую ценность в своей семье (любовь, уважение, дружба,  отзывчивость и т.д.). Игра продолжается до тех пор пока все не поучаствуют   в игре. Задание:  "Заполни пропуски" Сестра отца – . . . . Хранительница семейного очага – . . . . Брат мамы – . . . . Дитя родителей, но не сын – . . . . Отец мамы – . . . Сын брата – . . . . Мама папы – . . . Папин папа – это... Внучка – это дочка сына или ... Бабушка – это мама мамы или .. Тетя – это сестра папы или … Дядя – это брат мамы или ... Подведение итогов работы. Задание:  "Пословицы о семье" собрать и раскрыть смысл о чем говорится в  этой пословице.           В дружной семье и в холод тепло. Человек без семьи, что дерево без плодов. В хорошей семье хорошие дети растут. Вся семья вместе, так и душа на месте. В семье разлад, так и дому не рад. Где мир да лад, там и Божья благодать. Дерево держится корнями, а человек семьей. Семьей дорожить — счастливым быть. В семье согласно, так идет дело прекрасно. Ответы учащихся по группам. Ребята, я знаю что вы подготовили стихотворения на урок по данной теме. Приглашаются учащиеся  для выступления. Рефлексия. 1. Ребята, что нового узнали вы уроке? 2. Как вы думаете это информация для вас полезная, нужная? 3. Сегодняшнюю информацию вы будете применять в своей дальнейшей  жизни? А сейчас я приглашаю вас выполнить упражнение "Я желаю тебе ...", но  пожелание должно быть связано с сегодняшней темой урока: родители, семья  родной дом  Домашнее задание: выполнить работу в тетради на стр. 33 "Правила  поведения детей в семье". Семья сильна, когда над ней крыша одна. Семья в куче — не страшна и туча. Семья без детей — что цветок без запаха. На что и клад, когда в семье лад. Семья без детей, что цветок без запаха. (Дружную семью и горе не берет).  Учитель: сегодня мы поведём разговор о самых любимых и родных нам людях, без которых трудно жить, о ваших семьях: чтобы научиться лучше  понимать друг друга, больше любить, а главное беречь своё семейное  счастье. Использовать мы будем ваши знания, чувства, эмоции. Помогать  Вам в исследовании будут ваши родители, бабушки, братья, сестренки. Страница 1.ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВА «СЕМЬЯ» . Работа в  группах. ( отличительные признаки) 1 группа «Мир ­ лем», 2 группа «Дружба ­ досты», 3 группа «Счастье ­ баыт», 4 группа «Мечта ­ арман». Учитель: ­ СЕМЬЯ – сколько загадок в этом слове! Существует несколько  версий его происхождения. Вы должны прочитать с выражением прочитать  текст : ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВА «СЕМЬЯ» 1.Слово «семья» ­ делится на 2 слова «семь» и «Я», т.е. 7 + я .Это значит  семеро как я. Ведь в семье все чем – то похожи друг на друга: лицом,  голосом, взглядом, характером; могут быть общие интересы, увлечения. 2.«Семь» ­ не делится. Оно считается особенным числом и напоминает о том , что и «семья» ­ тоже едина и неделима. 3.­ А ещё можно сказать, что слово «семья» происходит от слова «СЕМЯ» .  Маленькое семя , с любовью посаженное в землю даёт вскоре крепкий росток, на котором со временем появляются сначала нежные цветочки, а затем  добрые плоды. 4. Когда наши родители создали семью, она тоже напоминала маленькое семя  Его нужно было с любовью взращивать: жить в согласии, заботиться друг о  друге. Семья крепнет, а семя превращается в крепкий росток. На нём  зацветают и первые цветочки ­ сынки и дочки. Ученик У меня есть мамаУ меня есть папаУ меня есть бабушкаУ меня есть  дедушкаА у них есть я! Вопрос учителя к родителям: Главная забота родителей? Теперь у родителей главная забота: вырастить детей хорошими людьми. И для этого они не жалеют ни сил , ни времени. Страница 2 Народная мудрость гласит Отан – отбасанан басталады. Родина начинается с семьи. На столе у вас лежат конверты, в которых вы найдете карточки со словами.  Из этих слов вы должны составить пословицу. Вы можете поменять форму  слова и добавить предлоги и союзы, можно составить пословицу 1. группа 1 . дом, построить, шапка, голова , не, надевать (дом построить ­ не шапку на  голову надеть) 2. Отбасы тату болса, байлыты да керег жо.Не нужен клад, когда в семье лад. 2. группа 1.Аайын бір ліде, Бір тіріде керек С родней радостью поделишься – радости прибавится, горем поделишься –  горе убавится. 2. семья, Хорошие, растут , дети, хорошо (в хорошей семье хорошие дети  растут) 3. группа 1. кені кріп л сер, шешені кріп ыз сер. Cын берет пример с отца, дочь ­ с матери. 2. дети, тягость, радость (Дети не в тягость, а в радость) 4. группа 1. Ааны кріп іні сер, апаны кріп сілі сер. Брат ­ брату пример, сестра ­ сестрице. 2.Яблоко падает, недалеко яблоня…( яблоко от яблони недалеко падает) Но не только в пословицах и поговорках народ излагал мысли о семье. ­ Вспомните, в каких сказках говорится о семье? Иллюстрации ("Репка", "Гуси­ лебеди", "Морозко", "Сестрица Алёнушка и братец  Иванушка", "Айога", «Счастье Кадыра» и др.). ­ Чему учат эти народные сказки? (Дружбе, взаимовыручке, любви, уважению к старшим и младшим,  трудолюбию, послушанию:). И в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению, памяти о  своих предках. Народ, который не знает своей истории ­ народ без будущего. Страница 3 Страница «Семейный портрет» У каждого из вас, есть люди, самые близкие и любимые вами. Эти люди  полюбили вас, когда вы только родились, и будут любить вас всегда. Кто это?  (родители) – Это семья! – Жизнь каждого человека наполнена сердечным  теплом родителей. Родители дают жизнь, заботятся и берегут своих детей от  невзгод, делают все для того, чтобы жизнь детей была счастливой. Мама и  папа – самые светлые люди на Земле. Родительская любовь согревает душу  ребенка, наполняет ее радужным светом, защищает в трудные минуты. А кто  же бабушки и дедушки? Это тоже родители наших родителей послушаем стихотворения детей семей под названием «Семейный портрет» 1 группа Рассказчик:Как­то раз во дворе собрались детишки.Лет 6­ти, 7­ми, 8­ми  девчонки и мальчишки.Бегали они и прыгали, в салочки игралиИ вот уж от  забав своих совсем они устали.Дружненько на лавочку уселись все ониИ  разговор о мамах тихо завелиПетя: ­ Моя мама лучше всех на  свете! Владислав: ­ И с чего ты это взял?Петя: ­ Во всём всегда мне мама  помогает. ­ она завтрак мне готовит, в садик одеваетА потом из школы домой  обратно забирает.Юля: ­ Нет! лучше всех моя мамуля!Она мне каждый день  волосы причесываетИ на ночь моя мама сказки мне рассказывает.Красивые  платьишки всегда мне покупаетИ никогда меня мама не ругает.Владислав: ­  Нет, никто из вас не прав.:Сказать всем вам сейчас хочуЧто лучше всех  считаю маму я свою!Она готовит, убирается, стирает,И все­все­все на свете  знает!Оля и Наташа (вместе): Нет­нет­нет, Владислав!Это ты как раз не  прав!Лучше всех на свете мама наша.Оля: Мы у мамы двое, а она у нас  одна.И все же с нами обоими справляется она.Наташа: В два раза больше  одежды ей приходится стиратьИ в два раза больше комнат нужно  убирать.Оля: Готовить, да и гладить тожеНужно ей в два раза  больше.Наташа: Так что вы не спорьте с нами,Оля и Наташа (вместе): А то  мы все расскажем маме!Рассказчик: Постойте же, не ругайтесь, друзья!Хочу  раскрыть один секрет вам я.Мамы разные у всехИ для каждого из вас мама  лучше всех!Мам на свете очень многоИ для каждого ребенка,Его мама лучше  всех на светеИ для каждой мамы счастье – это ее дети!Но мамы разные  важны,Ведь мамы всем­всем­всем нужны!Так что, милые детишки,Все  девчонки и мальчишки!Мам своих вы берегите,И мам своих всегда цените!А  еще вы мамочку свою любитеИ за все­все­все Спасибо ей скажите! 1. Мой папа красивыйИ сильный, как слон.Любимый, внимательный,Ласковый  он.Я жду с нетерпениемПапу с работы.Всегда мне в портфелеПриносит он  что­то.Мой папа находчивый,Умный и смелый.Ему по плечуДаже сложное  группа группа Сценка «Бабушки и внуки». дело.Еще он ­ шалун,Озорник и проказник.С ним каждый мой  деньПревращается в праздник.Мой папа веселый,Но строгий и честный.С ним  книжки читатьИ играть интересно.И скучно без папыНа санках  кататься.Никто не умеетТак громко смеяться.Мой папа ­ волшебник.Он  самый хороший.Он вмиг превращаетсяВ то, что попросишь.Он может стать  клоуном,Тигром, жирафом.Но лучше всегоОн умеет быть папой. 1. Ходит наша бабушкаПалочкой стуча.Говорю я бабушке:­ Вызови врача!От его лекарстваСтанешь ты здорова!Если будет горько ­Что же здесь такого?Ты  потерпишь чуточку,А уедет врач,Мы с тобой на улицеПоиграем в мяч!Будем  бегать, бабушка,Прыгать высоко!Видишь, как я прыгаю?Это так легко! Улыбнулась бабушка:­ Что мне доктора?Я не заболела,Просто я стара!Просто очень старая,Волосы седые.Где­то потеряла яГоды молодые.Где­то за  огромнымиЗа лесами тёмными,За горой высокою,За водой глубокою.Как туда  добраться,Людям неизвестно...Говорю я бабушке:­ Вспомни это место!Я туда  поеду,Поплыву, пойду!Годы молодыеЯ твои найду! 4 группа 1. 1­я.Здравствуй, голубушка моя! Гулять не выйдешь?  2­я: Да что ты, я еще уроки не сделала ... 1­я: Какие уроки? Ты что в детство впала? Ты же 100 лет назад школу  кончила! 2­я: Да? А внуки? Сейчас очень модно делать уроки за внучат. 1­я: Да, я всю жизнь за внуков уроки делаю.                                                                              2­я: Правда? Это ты их так балуешь? l­я: Я не балую! Я с ними очень строго. Вот сделаю уроки, а уж начисто они у  меня всегда сами переписывают. 2­я: О, действительно строго. l­я: Так, что если что, меня  спрашивай, у меня опыт большой. 2­я: Ну, если не трудно, проверь, как я стихотворение выучила. Гм­гм ... » У лукоморья дуб зеленый; златая цепь на дубе том ... » l­я: Так, хорошо. 2­я:  «оо  И днем и ночью пес ученый ... » l­я: Какой пес? Какой пес? 2­я: Ну, я не знаю какая у него порода.  l­я: Да не пес, а кот ученый! Поняла? Кот! 2­я: А­а, поняла­поняла! Я тогда сначала: « У лукоморья дуб зеленый; златая  цепь на дубе том  и днем и ночью кот ученый ... » l­я: Ну? 2­я: ... с авоськой ходит в гастроном. l­я: С какой авоськой? В какой гастроном? Ты где такое видела? 2­я:  Ой, ну какая же ты, подруга! У меня еще столько уроков, я все  перепутала. l­я: Как ты считаешь, если мы с тобой и дальше так упорно будем учиться,  может, в нашу честь какую­нибудь единицу назовут? 2­я: Ее уже назвали. 1­я: Как? 2­я: Кол! Его ставят тем внукам, за кого бабушки делают уроки ...   Учитель­ Ребята, а в ваших семьях  ваши бабушки помогают вам с уроками? ( ответы учащихся) Гости Родители подводят итог : Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом поездки на дачу.  Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты.  Рождение детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волнение и  трепет. Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней  работы. Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному  невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб про нас говорили друзья: Какая хорошая Ваша семья Учитель. Что нужно, чтобы у каждого была самая дружная, самая крепкая  семья? Подумайте и поделитесь своим мнением (и взрослые и дети) •Ученик.  Каждая семья неповторима, у каждой есть свои традиции и увлечения. Учитель. Расскажите, пожалуйста, о них. Поделитесь опытом проведения  совместного досуга. (и дети, и взрослые). Страница 4. Традиции и  увлечения ( сбор информации: анкетирование) Расскажите, где ваша семья любит собираться вместе? ­ Что вы делаете, когда вы вместе? ­ Кто самый старший в вашей семье? ­ Кто самый младший? ­ Для мамы ты кто? ­ А для бабушки? ­ Для брата? Для сестры? ­ Кто чем занимается в семье? Игра « Кто кому кто?» – Алина, ты кто для мамы? (дочь) –Рустам, кто называет тебя сыном? (папа) – Денис, ты кто для бабушки? (внук) – Настя, у папы есть мама. Кто она тебе? (бабушка) – Катя, у папы есть сестра. Кто она тебе? (тетя) ­ Вероника, мамин папа, кто для тебя? ( дедушка) – Богдан, у маминой сестры есть дети: сын и дочь. Кто они тебе? (двоюродные братья и сестры) Работа с ИД ( флипчарт) скачать клипарт : тетя, бабушка, дядя, дочь,  дед, племянник, Заполни пропуски. Сестра отца – . . . . Хранительница семейного очага – . . . . Наследник рода – . . . Брат мамы – . . . . Дитя родителей, но не сын – . . . . Отец мамы – . . . Сын брата – . . . . Мама папы – . . . Папин папа – это... Внучка – это дочка сына или ... Бабушка – это мама мамы или .. Тетя – это сестра мамы или … Дядя – это брат мамы или ... 5 страница. Наедине с собой. 1.Работа по учебнику с.37 ­38 В.Сухомлинский «Доброго здоровья,  дедушка!»   Почему дедушка приходит за водой в школу? Как мы можем помочь одинокому человеку, у которого нет родных и  близких людей? Воспоминания о доме согревают сердце человека. Мысли о доме придают силы. Родной дом – надежная опора человека.    Раньше, в далекие времена, в центре юрты всегда горел огонь, он назывался  очаг. Вся семья собиралась вокруг очага, чтобы за чашкой чая рассказать про  свои дела или просто посидеть рядом в тишине. С тех пор про семью и родной дом люди говорят «родной чаг», хотя мы уже не зажигаем в центре своих  домов огонь.         ­Давайте зажжем свечу и представим, что это огонек родного дома.  Пусть она горит, а мы сравним тепло свечи и мамино тепло. Одинаковое ли  оно? – Материнская любовь – душа семьи – согревала всех своим теплом,  воспитывала доброжелательность, милосердие. Материнская забота  наполняла дом светом и радостью. Отеческая любовь – мудрость семьи – приносила в семью мир и уверенность в завтрашнем дне, воспитывала  деловитость, волю, целеустремленность. – Основой порядочности человека  являются почитание и уважение родителей. Во все времена это являлось  главным достоянием нашего народа.         Путеводный огонек всегда освещает путь домой, где каждый человек  любит свою семью. А теперь посидим в тишине и подумаем о своем доме, о  своих родных…(звучит музыка) Релаксация. 6 страница «Семейный альбом» Есть в доме любом семейный альбом,         Как в зеркале, мы отражаемся в нем.         Пускай, не всегда мы красивы,          Зато эти фото правдивы.         Хранится альбом в нашем доме,         И снимки хранятся в альбоме. Их много: и старых, и новых­         У нас, у семейства большого. ­ Ты любишь своих близких? Почему? (По фотографиям дети рассказывают о  своей семье. 1.потому, что они добрые, ласковые, заботливые) . 2. В нашей семье все любят друг друга, понимают. 3.Когда родители рядом, всегда в семье хорошее настроение. 4.Мама обо всех заботится, папа зарабатывает деньги, покупают нам игрушки. 4.Мне приятно вспомнить тот день, когда все вместе  фотографировались.  Выполнение коллажа на тему « Я и моя семья» 7 страница «Мир нашему дому» Ребята, с каждым годом вы становитесь взрослее, придет время, когда вы тоже будете создавать семью, свой дом. ­ Какую семью вам бы хотелось иметь в будущем? ­ Из чего складывается мир в доме, семейное счастье? (Из чувств: любви, понимания, нежности:) На столах, в коробочках вы видите много разных кирпичиков, давайте мы  вместе построим дом для счастливой семьи. (Дети в группах, выбирают по  кирпичику, выстраивают дом). ­ Какие качества мешают, вредят счастью в семье? (Грубость, жадность, ревность, обида, недоверие, лень). ­ Чего не хватает нашему дому? (Крыши). Семья крепка, когда над ней крыша одна. Молодцы, мне кажется, у нас получился замечательный дом для счастливой  семьи. Нам остаётся заселить этот дом дружными человечками, которых мы сделали  на уроке труда. Круг «От сердца к сердцу». Что бы вы хотели пожелать своей семье? (Дети по очереди высказывают  пожелания своим родным). ­ Я хочу пожелать всем присутствующим: Здоровы будьте и удачливы без меры! Желаю вам Любви, Удачи, Веры! И пусть счастливая звезда Сопровождает вас всегда! Открытый урок по самопознанию в 3 «Б» классе Тема: Начало начал… Цель: расширять представление о ценности семьи, о взаимоотношениях между близкими людьми. Задачи: знать сущность понятий «родной дом», «семья»;   развивать стремление проявлять заботу о родных и близких людях;  воспитывать уважительное отношение к близким людям, друзьям и  родному дому. Тип урока: изучение нового материала. Применяемые технологии: технология критического мышления, технология  опережающего обучения, дифференцированное обучение, новые подходы в  обучении, ИКТ. Формы работы на уроке: групповая работа, парная работа, индивидуальная  работа. Оборудование: интерактивная доска, презентация, карточки, ватман,  фломастеры, шары. Ход урока Отан – отбасынан басталады. Родина начинается с семьи. Народная мудрость I.Организационный момент. 1)Психологический настрой «Волшебное сердце» Учитель:  ­ Здравствуй, солнце золотое, Здравствуй, небо голубое, Здравствуйте, мои друзья, Всех вас рада видеть я!  ­ Я приветствую вас, ребята, а также наших гостей. Мы начинаем наш урок.  Посмотрите на доску. Что вы видите? (сердце). Правильно, это мое сердце, оно переполнено любовью к вам. И эту любовь я  хочу передать вам. Каждому из вас найдется место в моем сердце. (Приглашаю детей взяться за руки и встать в форме сердца) ­ Прикоснитесь своей ладонью к моей ладони. Я желаю вам… 1.здоровья 2. счастья 3. радости 4. любви 5. удачи 6. успехов в учебе. 2) Для дальнейшей работы на уроке, вам необходимо организоваться в две  группы по цвету фантиков. (Дети получают конфеты, самоорганизуются в две группы) II. Мотивационный этап. ­ Ребята, тема нашего урока «Начало начал…». Как вы думаете, о чем пойдет  речь на уроке? Тему урока вы постараетесь назвать сами, работая в группах по заданию  «Разгадай кроссворд» 2.1 Самостоятельная работа в группах. Приложение №1. Отгадывание кроссворда. Вопрос 1. Ребус «сон» о – ы (сын) Вопрос 2. Для мамы он отец, а для вас кто? (дедушка) Вопрос 3. Первое слово, которое говорит малыш? (мама) Вопрос 4. Ребус «ночь» н – д. (дочь) Вопрос 5. Последняя буква в алфавите. (я) Ключевое слово «Семья». 2.2 Анализ народной мудрости. Учитель: Ребята, девизом нашего урока служит народная мудрость… Отан – отбасынан басталады. Родина начинается с семьи. ­Что для вас означает это высказывание? ­Как вы понимаете эти слова? (ответы детей) ­ Ребята, давайте попробуем перевести это слово на другие языки. Например,  на те, которые изучаете, на казахский и английский. Семья – ОТБАСЫ Семья – family (фэмили) Посмотрите, как это слово звучит красиво на разных языках. Вывод: это высказывание имеет глубокие и исторические корни. Семья это  маленькая ячейка общества, Родины. Семья это главное в жизни человека. Это самые близкие и родные люди, без которых не может быть нас. Это те, кто нас любит и о нас заботится. III. Операционно­исполнительский этап. 3.1 Происхождение слова «Семья». Беседа с классом с использованием  презентации. 1.По словарю Ожегова семья – группа живущих вместе родственников (муж и  жена, родители с детьми) (Слайд 3) 2.Слово «семья» ­ делится на 2 слова «семь» и «Я», то есть 7 плюс я. Это  значит семеро как я. Ведь в семье все чем – то похожи друг на друга: лицом,  голосом, взглядом, характером; могут быть общие интересы, увлечения. Урок  по предмету «Самопознание» в 3 классе  «Начало начал»  Учитель начальных классов  Тема урока: «Начало начал»  Цель: расширять представление о ценности семьи, о взаимоотношениях между близкими людьми.  Задачи:  ­ образовательные:  глубже раскрыть значение понятий «родной дом», «семья»;  ­ развивающие:  развивать стремление проявлять заботу о родных и близких людях;  развивать аналитическое и логическое мышление, самостоятельность суждений;  развивать способности открыто и искренне выражать свои чувства;  совершенствовать разговорную речь детей;  ­ воспитывающие:  воспитывать уважительное отношение к близким людям, родному дому;  навыки доброжелательного отношения в семье;  любовь к семье и стремление заботиться о членах своей семьи. Методические приёмы: круг радости, работа с пословицами, упражнение, чтение, беседа, творческая работа, прослушивание аудиозаписи, просмотр фрагмента мультфильма, исполнение песни, круг «От сердца к сердцу».  Ключевые ценности: семья  Ключевые компетенции:  ­проявлять созидательную активность;  ­ выражать готовность к нравственному выбору и быть ответственным за свои мысли, слова, поступки;  ­ развивать на практике навыки общения.  Ожидаемые результаты для данного уровня учебных достижений:  ­ стремится к максимальной реализации собственных способностей и возможностей;  ­ уметь выражать свои мысли и впечатления.  Цитаты урока:  «Где любовь и совет, там горя нет».  Ресурсы:  ­ рисунки, аудиозаписи, аудиозапись минутки тишины, видеофрагмент мультфильма «Северная сказка», раздаточный материал «сердечки», «солнышки», музыкальная аппаратура.  Оформление: на доске оформлена выставка рисунков «Моя семья», тема урока, пословица.  План урока:  I. Организационный этап:  «Круг радости» – 2 мин.  II. Основная часть урока:  Повторение, проверка домашнего задания: Работа с пословицами –2 мин.  Упражнение «Представление семьи», «Наедине с собой», чтение текста из учебника «Самопознание», беседа – 15 мин.  III. Этап усвоения знаний:  Творческая работа «Солнышко общения», Разминка «Солнышко лучистое», просмотр видеофрагмента, социально – эмоциональный тренинг «Мои чувства» – 20 мин.  IV. Заключительный этап.  Обобщение – 2 мин.  Домашнее задание – 1 мин.  Круг «От сердца к сердцу». Музыкальный ряд. ­ 3 мин.  Ход урока:  Круг радости Слайд № 1 /тема урока/  Здравствуй, солнце золотое,  Здравствуй, небо голубое,  Здравствуйте, мои друзья!  Всех вас рада видеть я!  ­ Я приветствую вас, ребята, а также наших гостей.  ­ Сегодня наш урок самопознания «Начало начал» особенный, как вы думаете, почему? /на уроке присутствую наши родные/  ­ Да, на нашем уроке присутствуют члены ваших семей: бабушка Ани – Анна Анатольевна, мама Никиты ­ ________________________________________, брат Марины – Роман.  И наш «Круг радости» мы посвящаем семье.  Как хорошо, что есть Семья!  И у тебя! И у меня!  Те люди, что всего родней,  У взрослых есть! И у детей!  Работа с пословицами  ­ Народную мудрость «Где любовь и совет, там горя нет» мы обсудили на прошлом уроке. О семье написано много произведений, рассказов, стихотворений. Но самыми краткими и яркими являются маленькие пословицы. К нашему уроку вы должны были подготовить пословицы о доме, /дети по очереди рассказывают выученные пословицы о семье/  ­ Какой вывод можно сделать из этих пословиц, что служит основой семьи? о семье. /доброе отношение, любовь, взаимопомощь/  ­ Дома вы должны были нарисовать свою семью и рассказать о ней.  /Ребёнок читает стихотворение/  Я на рисунок посмотрю  И с гордостью вам говорю:  «Знакомьтесь, вот моя семья,  Здесь мама, папа, брат и я.  Без них прожить никак нельзя,  Моя семья – мои друзья!»  /ребёнок, прочитавший стихотворение, рассказывает о своей семье/  ­ На ваших рисунках изображено, что вы всей семьёй чем – то заняты.  ­ Что вы чаще всего делаете вместе всей семьей?  /дети встают и по очереди рассказывают об общих семейных делах, поясняют свой рисунок/  ­ Когда вы делаете что­то вместе? /когда нам это нравится/  ­ Конечно, когда вам это нравится, вам приятно это делать.  Наедине с собой Слайд № 2 /с аудиозаписью/  /звучит запись музыкальной композиции/.  ­ А сейчас я предлагаю вам закрыть глазки и расслабиться.  Я хочу пригласить вас в минутку тишины. Представьте, что перед нами раскрывается сказочная картина: дивный лес, удивительные животные, звери и птицы. Все они – дети Земли. Куланы, олени, лоси, зайцы, белочки доверчиво подходят к нам. В их глазах вера и надежда, что человек – это друг, который никогда их не обидит (пауза). Земля наполнена светом чудесного сияющего солнышка. Лучи солнца согревают всех детей Земли. Свет солнца дарит мир всему окружающему (пауза). От лучиков солнышка все становится ласковым и дружелюбным (пауза). Свет солнца соединяется с нашими самыми добрыми и нежными чувствами (пауза). Эти чувства мы посылаем своим близким и родным, своим друзьям и знакомым (пауза). Мы спешим делать добро (пауза). Все близкие и родные, друзья и знакомые сказали нам «спасибо». От этого нам становится приятно и легко. Запомним это чувство (пауза). Улыбнемся миру (пауза). Улыбнемся друг другу и пожелаем мира, добра, согласия себе и другим.  Слайд № 3 /тема/  Чтение  ­ Сейчас ребята прочтут рассказ о девочке, которая отказалась от жизни в чудесном замке. Ваша задача подумать и ответить, почему она так сделала и /Для ознакомления с содержанием текста используется приём «чтение по как бы на её месте поступили вы.  ролям»./  А. Лопатина, М. Скребцова  Самое большое желание  с.39 учебника «Самопознание» для 3 класса  Трое маленьких детей было у родителей да одна старшая дочка ­ помощница. С утра до вечера она нянчилась с младшими детьми: кормила, утешала, умывала.  Вечером, когда малыши засыпали, девочка маме помогала все по¬дтирать да прибрать. Однажды пошла девочка за водой на речку и нашла в воде чей­то посох. Вытащила она посох из речки и видит: старушка по берегу идет.  ­ Бабушка, не ваш ли этот посох? ­ спросила девочка. Взяла старушка посох, ­ Это мой волшебный посох. За то, что нашла его, я тебя награжу. Говори, обрадовалась:  ­ Больше всего я хочу отдохнуть денек, ­ ответила девочка.  ­ Можешь отдыхать, сколько хочешь. Мой волшебный посох любое желание чего хочешь?  исполнит.  ­ Это хорошо, ­ обрадовалась девочка, ­ но кто меня кормить будет?  ­ Об этом не беспокойся, ­ сказала старушка и взмахнула посо¬хом.  Все закружилось перед глазами девочки, и оказалась она в замке дивной красоты. В каждой комнате замка были невидимые слуги, которые поили, кормили, умывали и одевали девочку. Вокруг замка не было никого, только птицы пели в саду. День прошел, второй про¬плел, заскучала девочка и заплакала:  ­ Я хочу домой. Там, наверное, без моей помощи пропадают.  ­ Если домой вернешься, до конца жизни будешь трудиться без отдыха, ­ прозвучал чей­то голос. ­ Ну и пусть. Без близких людей человеку и рай не рай, ­ сказа¬ла девочка.  В тот же миг оказалась она дома. Братишка и сестренки к ней просились. Один кушать просит, другая ­ попить, третья ­ поиг¬рать, а девочка рада.  Анализ текста:  ­ Много ли обязанностей было у девочки по дому?  ­ Почему девочка не захотела остаться в чудесном замке?  ­ Согласились бы вы жить в райском уголке без своей семьи? По¬чему?  ­ Что входит в ваши семейные обязанности? /опрос 3­5 человек/  Беседа  Вопрос к маме:  ­ Как вам помогает ваш ребёнок?  Вопрос к брату:  ­ Как вы с сестрой/братом делите свои обязанности по дому?  Вопрос к бабушке:  ­ Как вам помогают ваши внуки? Как вы считаете, чем бы они могли ещё вам помочь?  Творческая работа «Солнышко общения» Слайд № 4 /солнышко, музыкальная заставка/  ­ У каждого из вас есть солнышко. В центре напишите своё имя. На концах лучиках напишите имена близких родственников. На каждом лучике напишите общее дело, которое связывает вас с каждым членом семьи.  /Учащиеся под музыку в течение 2 минут выполняют работу, выходят, читают написанное/  Слайд № 5 /тема/  ­ Вы можете прикрепить солнышко к своему рисунку, пусть оно своими Разминка «Солнышко лучистое» Слайд № 6 /музыкальная разминка/  лучами согреет вашу семью.  ­ Представьте, ребята, что ласковое солнышко спустилось к вам по золотой небесной лесенке, давайте протянем свои руки и попробуем прикоснуться к его золотым лучикам. Потянитесь к солнышку высоко­высоко, почувствуйте, как ладошкам тепло­тепло.  /Звучит запись разминки, разминку проводит «Солнышко» ­ подготовленная старшеклассница/  Слайд № 7 /тема/  Просмотр видеофрагмента Слайд № 8 /запись мультфильма/  ­ А сейчас, внимание.  /Просмотр фрагмента мультфильма «Северное сияние»/.  Слайд № 9 /тема/  ­ Чем эта семья не похожа на вашу?  ­ Что самое дорогое, ценное в вашей семье? /вопрос адресуется учащимся, брату Марины/  ­ В чём главная ценность семьи? /вопрос к маме и бабушке, в добрых взаимоотношениях, заботе друг о друге, любви/  Социально­эмоциональный тренинг «Мои чувства» Слайд № 10 /фото семей/  ­ Счастливая и дружная семья – это мир, наполненный теплом, заботой друг о друге. Это прекрасный цветок, который распускается от вашей любви и ласки. Я предлагаю оторвать лепесток от нашего семейного цветка, прижать его к сердцу и высказать пожелание своей семье. /От большого цветка отрывают лепесток с фотографией своей семьи, рассказывают о чувствах. Первым действие выполняет учитель/.  ­ Предлагаю присоединиться к нашим пожеланиям и ваших родных.  ­ Начало начал – это семья, родительский дом. От чего зависит мир в вашем Обобщение Слайд № 11 /тема/  доме?  /ответы учащихся и родственников/  ­ Постарайтесь сделать всё, чтобы в вашей семье царил мир.  ­ Ведь мир во всем большом мире начинается с очень маленького – с мира в семье каждого человека.  Домашнее задание  ­ На столах у вас лежат сердечки с фразой: «Я мечтаю, что вместе с родителями …». Дома вы должны закончить фразу, а на следующий урок мы украсим вашими сердечками рисунки. Песня «Тропинка в родимый дом»  Мы спасибо говорим  Тем кто с детства нас любил  Тем кто лучшее на свете  Эту ­жизнь нам подарил  Мама, папа ­это вам  Наши тёплые слова  Мама, папа ,мама, папа  Всех дороже в мире нам.  Круг «От сердца к сердцу»  Семья – это много понятий разных,  Семья – это будни,  В дружной семье      и в холод        тепло. Человек без семьи,      что дерево      без  плодов. В хорошей      семье хорошие       дети  растут. Вся семья вместе,        так и душа на       месте. В семье разлад,        так и дому       не рад. Где мир да лад,       там и Божья       благодать. Дерево держится          корнями, а человек     семьей. Семьей дорожить —          счастливым быть. В семье согласно,      так идет дело       прекрасно. Сестра отца – . . . . Хранительница семейного очага – . . . . Брат мамы – . . . . Дитя родителей, но не сын – . . . . Отец мамы – . . . Сын брата – . . . . Мама папы – . . . Папин папа – это... Внучка – это дочка сына или ... Бабушка – это мама мамы или .. Тетя – это сестра папы или … Дядя – это брат мамы или ...

Начало начал...

Начало начал...

Начало начал...

Начало начал...

Начало начал...

Начало начал...

Начало начал...

Начало начал...

Начало начал...

Начало начал...

Начало начал...

Начало начал...

Начало начал...

Начало начал...

Начало начал...

Начало начал...

Начало начал...

Начало начал...

Начало начал...

Начало начал...

Начало начал...

Начало начал...

Начало начал...

Начало начал...

Начало начал...

Начало начал...

Начало начал...

Начало начал...

Начало начал...

Начало начал...

Начало начал...

Начало начал...

Начало начал...

Начало начал...

Начало начал...

Начало начал...

Начало начал...

Начало начал...

Начало начал...

Начало начал...

Начало начал...

Начало начал...

Начало начал...

Начало начал...

Начало начал...

Начало начал...

Начало начал...

Начало начал...

Начало начал...

Начало начал...

Начало начал...

Начало начал...

Начало начал...

Начало начал...
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.01.2019