НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО
Оценка 4.9

НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО

Оценка 4.9
Занимательные материалы
docx
музыка +1
Взрослым
24.09.2018
НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО
Существует большое количество наглядных пособий, с которыми можно активно работать на уроках сольфеджио, добиваясь развития навыков свободного владения различными элементами музыкального языка. Наглядные пособия условно или буквально обозначают различные элементы музыкального языка: ступени лада, интервалы, аккорды, ладовые функции, ритмические фигуры, тип движения голосов в двухголосии и т.д. Это различные таблицы, карточки, рисунки, которые изготавливаются для каждого учащегося индивидуально или для работы педагога с группой учащихся. Одни должны быть доступны и понятны детям, хорошо видны, ярки, удобны в работе. Наглядные пособия помогают быстрее усваивать материал.
naglyadnye_posobia.docx
Наглядные пособия (Синяева Л. С.) Существует большое количество наглядных пособий, с которыми можно активно   работать   на   уроках   сольфеджио,   добиваясь   развития   навыков свободного владения различными элементами музыкального языка. Наглядные   пособия   условно   или   буквально   обозначают   различные элементы музыкального языка: ступени лада, интервалы, аккорды, ладовые функции, ритмические фигуры, тип движения голосов в двухголосии и т.д. Это   различные   таблицы,   карточки,   рисунки,   которые   изготавливаются   для каждого   учащегося   индивидуально   или   для   работы   педагога   с   группой учащихся.   Одни   должны   быть   доступны   и   понятны   детям,   хорошо   видны, ярки,   удобны   в   работе.   Наглядные   пособия   помогают   быстрее   усваивать материал. I. Болгарская «Ступица». Обычно   используют   в   начальном   обучении   при   работе   с   мелодиями   и попевками   небольшого   диапазона.   Она   представляет   собой   пятиступенную «Лесенку»,   которая   хорошо   охватывается   глазами   и   помогает   детям осмыслить некоторые простейшие устоявшиеся ладовые обороты. II. Болгарская «Столбица». Как и «Ступица» получила широкое распространение благодаря наглядным пространственно­высотным соотношениям. Эта шкала ступеней с выделением устойчивых   ступеней.   Она   универсальна,   так   как   подходит   для   младших классов   и   для   старших.   По   «Столбице»   предпочтительнее   работать   всей группой, хором.  Формы работы по «Столбице»: 1. Пение ступеней данной тональности по указке педагога (необходимо чтобы   мелодия   была   логичной,   показ   и   пение   –   ритмически организованным). 2. Пение   мелодических   интервалов   и  аккордов (вверх   и  вниз,  иногда   с разрешением). 3. Пение 2­х и 3­хголосия (педагог показывает все голоса 2мя или 3мя разноцветными карандашами). 4. Пение   знакомой   мелодии   с   одновременным   показом   (необходимо соблюдать ритм, темп). 5. Запоминание и пение знакомой мелодии. 6. Показ интервалов (учащийся показывает, педагог играет интервалы). 7. Показ учеником нижнего голоса аккордовой последовательности. 8. Работа по хроматической столбице над отклонением и модуляцией. III. Работа по нарисованной клавиатуре  Педагог предлагает тональность, дает настройку, показывает на клавиатуре   мелодию,   учащиеся   поют   одновременно   или   по памяти.  Не объявляя тональность, педагог дает 1 звук и от него поется и показывается мелодия (тональность определяется по ходу).  Показ   мелодии   не   проигрывая   и   без   настройки,   учащиеся определяют тональность.  Показ   мелодии   с   модуляцией,   учащиеся   определяет   обе тональности (без фортепиано). IV. Работа   по   таблицам   интервалов   (выборочная   и   сводная   таблицы интервалов) Выборочная – небольшое количество интервалов, наиболее характерных для песенного двухголосия и закрепленных на определенных интервалах в ладу (на первом этапе работы с интервалами). Формы работы: 1. Педагог настраивает учащихся в тональности и показывает интервалы (пропевают мелодически или гармонически). 2. Педагог настраивает учащихся в тональности и играет один интервал за другим (учащиеся показывают карточки с изображением интервала на ступени). 3. Учащиеся   выкладывают   на   столе   карточки   после   прослушивания последовательности. 4. Учащиеся подбирают на инструменте последовательность, сыгранную педагогом. 5. Учащиеся   показывают   интервалы   по   «Столбице»   двухголосно (одновременно двумя указками). 6. Учащиеся   записывают   интервалы   сыгранной   последовательности цифровкой, либо нотами, как двухголосный диктант. 7. Учащиеся  называют интервалы на ступенях. Сводная таблица – на каждой ступени лада расположены интервалы от примы до октавы (очень объемна, насыщена, большое поле деятельности). Формы работы (как с выборочными интервалами). V. Работа по таблице аккордов S64     S        S6 T        T6       T64 D6      D64    D D65    D43    D2 Аккорды расположены так, чтобы голосоведение при их вертикальных соединениях помогало восприятию (T­S64 вверх и т.д.) Важно, чтоб учащиеся знали ступени, на которых строится аккорд. Формы работы: a. ­ пение нижнего голоса аккорда по указанию (голосоведение должно быть плавным) b. ­ пропевание аккордов мелодически c. ­ пропевание аккордов 3­хголосно (гармонически) d. ­ показ последовательности по памяти VI. Работа с ритмическими 4­хтактами: педагог показывает учащимся 4­ х или 2­х такты, а они простукивают каждый ритм. При этом педагог изменяет рисунки так, чтоб движение не прекращалось. Можно предложить учащимся: – воспроизвести по памяти ритм 2х­3х­4х тактов – узнать ритм мелодии – записать по памяти ритм 4­х тактов – сочинить мелодию на данный ритм (продлить ее). VII. Таблицы­справочники При помощи наглядных пособий урок становится интереснее, продуктивнее, занимательнее.   Могут   находиться   в   различных   сборниках   сольфеджио, музыкальной грамоты, в рабочих тетрадях и т.д. Таблицы преследуют цель зрительного запоминания того или иного материала. Но не стоит перегружать стены класса множеством наглядных пособий: это будет отвлекать учащихся. Лучше   вывешивать   таблицы   по   мере   надобности,   а   затем   снимать   их. Постоянной может быть только краткая ритмическая таблица, пригодная для всех классов и для всех уроков.

НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО

НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО

НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО

НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО

НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО

НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.09.2018