Авторский мультимедийный урок имеет следующие цели:
1. Познакомить с непреходящей ценностью русского языка.
2.Способствовать развитию культуры речи и коммуникативных способностей.
3. Пробудить интерес к изучению русского языка, воспитывать патриотизм, любовь к своему народу и языку.
Стремление выполнить поставленные цели способствует не только успешному усвоению материала, но и развивает интерес к русскому языку.
«Нам дан во владение…» (вводный
урок о богатстве и выразительности
русского языка ).
Ширина Галина
Александровна,
учитель русского языка
и литературы,
МОУСОШ № 12
.
Цель урока:
1. Познакомить с непреходящей ценностью
русского языка.
2.Способствовать развитию культуры речи и
коммуникативных способностей.
3. Пробудить интерес к изучению русского языка,
воспитывать патриотизм, любовь к своему
народу и языку.
Нам дан во владение самый богатый,
меткий, могучий и поистине
волшебный русский язык…
К Паустовский
Русский язык в умелых
руках и в опытных устах –
красив, певуч, выразителен,
гибок, послушен, ловок и
вместителен.
А. И. Куприн
Дивишься драгоценности
нашего языка: что ни звук, то и
подарок; всё зернисто, крупно,
как сам жемчуг, и, право, иное
название ещё драгоценней самой
вещи.
Н.В. Гоголь
Русский народ создал русский
язык, яркий, как радуга после
весеннего ливня, меткий, как
стрелы, певучий и богатый,
задушевный, как песня над
колыбелью…
А.Н. Толстой
Давайте рассуждать
1.Какие чувства объединяют
эти высказывания о русском
языке?
2. Какие достоинства и
качества русского языка
отмечают писатели?
Викторина.
•
.Кто назвал русский язык « поистине
волшебным»?
• Каков язык, по мнению А.И. Куприна,
«в умелых руках и опытных устах»?
.С каким драгоценным камнем
сравнивал русское слово Гоголь?
•
4.С чем сравнивал А.Н. Толстой русский
язык по яркости, по меткости, по
задушевности?
Клише к сочинению.
Зная, изучая и любя
русский язык, можно
научиться правильно,
красиво и образно
выражать свои
мысли!
С русским языком можно
творить чудеса. Нет ничего такого
в жизни и в нашем сознании, что
нельзя было бы передать русским
словом…
И шорох морского
гравия.
К.Паустовский
Внимание! Вопрос!
Какие понятия можно передать с
помощью русского слова?
Творческое задание
Составьте маленький тексткрохотку
(25 предложений) на одну из тем:
1.Цветы.
2. Облака.
3. Дети.
4.Утро.
5.Берёзка.
6.Смех.
Чтобы текст получился красивым
и ярким, используйте
изобразительновыразительные
приёмы, такие как:
1. Эпитеты.
2. Метафоры.
3. Сравнения.
4. Олицетворения и др.
Нет слова, которое было бы
так замашисто, бойко, так
вырывалось изпод самого
сердца, так бы кипело и
животрепетало, как метко
сказанное русское слово.
Н.В. Гоголь
Наш язык и скромен и богат.
В каждом слове скрыт
чудесный клад.
Слово «высоко» произнеси –
И представишь сразу
неба синь.
Ты скажи: « Кругом белымбело»
И увидишь зимнее село.
С белых крыш свисает белый снег,
Не видать под белым снегом рек.
Вспоминается наречие «светло»
И увидишь: солнышко взошло,
Если скажешь слово ты «темно»,
Сразу вечер поглядит в окно.
Если скажешь «ароматно» ты,
Сразу вспомнишь ландыша цветы.
Ну, а если скажешь ты «красиво»,
Пред тобою – сразу вся Россия…
Исходя из данного текста, ответьте на вопрос:
Что можно «увидеть», произнося слова
русского языка?
Внимание! Игра!Палиндромы.
(Слова, читаемые одинаково слева направо и справа налево)
.По горизонтали: 3. Шум при ходьбе,
беге. 5. Глаз. 7. Прибыль. 9. Житель на
Дону, Кубани, Тереке. 11. Вращающаяся
часть машины. 13. Вид самодельной
палатки. 14. Цыганское женское имя. 15.
Поручение на изготовление чегонибудь.
По вертикали: 1. Аргумент.
2.Цилиндрический стержень, на
который накручивается струна в
музыкальном инструменте. 4.
Наводнение. 6.Револьвер с
вращающимся барабаном.
8.Междометие удивления.
10.Зажиточный турецкий земледелец.
12.Радиолокационная установка.
13.Ночное сборище ведьм в поверьях.
Что такое Родина?
Это весь народ.
Это его культура,
Его язык…
А.Н. Толстой
Перед вами громада – русский язык.
Наслаждение погрузиться во всю
неизмеримость его и изловить
чудные законы его ждёт вас.
Н.В. Гоголь
Да будет же честь и слава нашему
языку, который в самородном
богатстве своём, почти без всякого
чуждого примеса, течёт, как гордая,
величественная река – шумит,
гремит – и вдруг, если надобно,
смягчается, журчит нежным
ручейком и сладостно вливается в
душу…
Н.М. Карамзин
Внимание! Конкурс!
Сочинениерассуждение
в публицистическом стиле:
1.Слово о русском языке.
2. «О великий, могучий,
правдивый и свободный
русский язык».
3.Не любить его(наш
язык)
и не блюсти нашу Родину.
4.Берегите наш великий
–значит не любить
русский язык!
1.Григорян. Язык мой – друг мой. Москва
Литература.
«Просвещение», 1998г.
2.Александрович Н.Ф. Занимательная
грамматика. Минск «Народная асвета» .,1985г
3.Косивцева Л.И. Предметная неделя в школе.
Русский язык и литература. Волгоград,2002г.