Направления деятельности школьного музея
Оценка 4.6

Направления деятельности школьного музея

Оценка 4.6
Памятки
pdf
05.10.2021
Направления деятельности школьного музея
Направления деятельности школьного музея.pdf

Направления деятельности школьного музея Поисково-собирательское:

-               изучение темы по литературе, по материалам, уже имеющимся в школьном музее; 

-               получение дополнительных сведений по данной теме в местном государственном музее, архиве, краеведческом обществе, из бесед с местными жителями – очевидцами или участниками тех или иных событий; 

-               на основе полученных сведений составляется справка по изучаемому вопросу. В ней определяются круг лиц, которых надо разыскать, перечень организаций и лиц, с которыми необходимо установить связь. На всех этапах работы необходимо вести дневники, делать различного рода записи (видео, аудио и т.д.);

-               одним из основных принципов любой исследовательской работы является комплексность. Следуя ему, юные краеведы должны пытаться всесторонне исследовать тему, стремиться связать изучаемые события с общеисторическими процессами, увидеть их характерные черты, установить достоверность получаемых сведений, понять роль отдельных лиц в этих событиях. 

В процессе исследовательской работы происходит социальная адаптация юного поисковика-краеведа, так как через личностное отношение к существующей проблеме выявляются его гражданская позиция, ценностные ориентиры и приоритеты.

 Экспозиционное (оформительское).

 Создание экспозиции – сложный процесс, проходящий несколько этапов:

§  Разработка концепции будущей экспозиции, т.е. формулировка цели и задач ее создания и исполнения, определение и обсуждение тематики будущей экспозиции.

§  Разработка        архитектурно-художественного      решения экспозиции. 

В процессе художественного проектирования разрабатываются эскизы и макеты залов и экспозиционных комплексов, которые должны дать достаточно точное и образное представление о будущей экспозиции. После принятия советом музея тематико-экспозиционного плана и архитектурнохудожественного проекта можно приступать к монтажу экспозиции. Если, например, вся школа увлечется созданием экспозиции, то решение отдельных задач этой работы можно включить и в предметы учебного курса. Так, на уроках истории можно разрабатывать научно-исторические концепции отдельных разделов экспозиции; на уроках черчения – выполнять чертежи и эскизы стендов, витрин, подиумов и другого экспозиционного оборудования; на урока труда – его изготавливать; на уроках рисования – составлять и отбирать варианты информативно-лаконичных ведущих текстов; на уроках математики – осуществлять расчеты необходимых материалов и их стоимость; на уроках информатики – заниматься компьютерным дизайном и оформлением  экспозиции.

Экскурсионное. 

Особенностью музейной экскурсии является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями и моторного характера: осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии. В детских музейных экскурсиях используется вопросно-ответный метод, приемы игры, театрализации и продуктивной деятельности ребенка (рисунок, лепка, моделирование).

Экскурсоводом может быть каждый, кто любит музей, умеет интересно рассказывать, стремится к новым знаниям. Подготовка и проведение экскурсии в школьном музее – непростое дело. Оно требует настойчивости, больших знаний, специальных навыков. Подготовка к выбору темы, составлению текста экскурсии должна проводиться под руководством педагога.   К проведению экскурсии должны быть разработаны специальные требования:

§  Экскурсию можно строить последовательно по отдельным подтемам и вопросам темы.

§  Содержание вопроса должно раскрываться путем показа и анализа определенных экспонатов.

§  Экскурсию делает интересной эмоциональный, интересный рассказ.

Для того чтобы это направление работы проходило более успешно, интересно, необходимо собрать группу учащихся, желающих освоить экскурсионное дело, познакомить учащихся с основными правилами, по которым строится текст экскурсии и ее проведение.

Культурно-массовые мероприятия, дела. Одним из основных критериев в оценке работы школьного музея является разнообразие форм массовой и учебно-воспитательной работы: проведение экскурсий и уроков по экспозиции, встреч с участниками Великой Отечественной войны, выдающимися деятелями науки, культуры и искусства, работа с местным населением. Школьный музей должен органично вписываться в план работы всего общеобразовательного учреждения.

Формы и методы работы. Дополнительное образование, в основе которого лежит личностно-деятельностный подход к ребенку, педагогика сотрудничества, многообразие образовательных маршрутов и право их свободного выбора учащимися не подменяет собой урок, а дополняет его, создает условия для самоактуализации личности и ее социализации. Если на уроках истории учащиеся получают основы знаний о городе и крае, то во внеурочной деятельности они могут углубить и расширить эти знания, кроме того, реализовать их в одном из видов практической  деятельности, получить профессиональные навыки экскурсовода, исследователя, музейного работника.

При разработке и проведении мероприятий и культурно-массовых дел в рамках школьного музея необходимо учитывать следующие исторически сложившиеся принципы:

§  Интерактивность, ибо человек воспринимает только то, что делает.

§  Комплексность – включение всех типов восприятия.

§  Программность, которая обеспечивает усвоение информации и приобретение умений и навыков на основе специально разработанных программ.

Проведение занятий требует дифференцированного подхода к учащимся, соблюдения         принципа   индивидуализации,       внимательного отношения к интересам и возможностям каждого ученика.

Немецкий ученый Г. Фройденталь сформулировал совокупность требований к проведению занятий в музее, актуальных и сегодня:

-               каждое посещение музея – это  занятие, и оно должно иметь конкретную (учебную, воспитательную, развивающую) цель;

-               учитель и дети должны осознавать, что посещение музея – не развлечение, а серьезная работа, а поэтому нужно готовиться к нему;

-               посещать музей нужно после предварительной подготовки и в процессе школьных занятий, когда дети не устали и готовы к восприятию;

-               следует отказаться от обзорных экскурсий, «как безумно тяжёлых не только для сознания ребёнка, но и взрослого»;

-               отбирать экспонаты для экскурсионного показа нужно на основе возрастных интересов ребенка;

-               итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей (рисунок, сочинение на тему увиденного, создание моделей и т.д.).

Школьный         музей          должен органично        вписываться        в систему проводимых мероприятий, становиться местом осуществления культурноисторической идентификации, диалога времен, людей и музейных предметов.

Наиболее эффективными формами работы в рамках музейной педагогики являются массовые, групповые, индивидуальные. К массовым формам относятся: театрализованные экскурсии, походы, экспедиции, вечера, олимпиады, викторины, встречи с участниками и свидетелями исторических событий, краеведческие игры, школьные конференции, дебаты, лекции, поездки по другим музеям и городам.

Групповыми    формами   работы       являются    кружок,      общество, составление видеофильмов. 

Индивидуальная работа предполагает работу с документальными материалами архивов, подготовку докладов, рефератов, запись воспоминаний, наблюдение за жизнью и бытом изучаемого народа, выполнение познавательных заданий, написание научных работ, персональные выставки учащихся.

 Однако одна форма работы не мыслится без другой. Из массовой работы вырастает кружковая, а результаты занятий в кружке зачастую выносятся на общешкольные вечера, конференции и т.д.

В школах должно быть создано особое воспитательное пространство, где педагоги реализуют специальные музейно-образовательные, культуротворческие программы, экскурсионно-выставочную и клубную работу, апробируют музейные педагогические технологии. Задачами педагога, осуществляющего деятельность в рамках музейной педагогики, как организатора и помощника в осуществлении этих сложных процессов и проектов, проводника в мир культуры, являются:

-               научить ребенка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т.е. оценивать их с точки зрения развития культуры;

-               формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к современной культуре, неразрывно связанной с прошлым;

-               формировать       устойчивую         потребность        и навыки    общения, взаимодействия с памятниками культуры, музеем;

-               развивать способность к эстетическому созерцанию, сопереживанию и наслаждению;

-               формировать толерантность, уважение к другим культурам, их понимание, принятие.

Сверхзадача музейного педагога, или педагога, занимающегося музейной педагогикой, – создание условий для выработки у учащихся позиции созидания; позиции не стороннего наблюдателя, а заинтересованного исследователя; позиции личной ответственности в отношении к прошлому, настоящему и будущему наследию; позиции не столько механического запоминания исторического и прочего материала, а его понимания и эмоционально-нравственной оценки.

Особенно эффективны в музейной педагогике игровые технологии, технология коллективных творческих дел, технологии проблемного и индивидуального обучения.

Как один из вариантов технологии индивидуального обучения может быть использован метод проектов. Это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

Если музейный урок сохраняет преемственность с традиционными урочными формами работы, такая организация деятельности требует другой формы – детско-взрослых совместных проектов, в которой взрослый выступает отчасти организатором, отчасти консультантом. Кроме того, нужно всякий раз необычно встретить, рассказать, приготовить игры, атрибуты, найти образ. Музейный урок, как спектакль, может быть скучным и увлекательным, талантливым и заурядным. В музее тоже нужна режиссура, как в театре, здесь тоже важно расставить акценты, показать самое важное, нужное, интересное.

К нетрадиционным формам (технологиям) проведения урока, которые могут применяться и в музейной педагогике, относятся:

-               интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях;

-               уроки в форме соревнований и игр, конкурсов, турниров, эстафет, викторин;

-               уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в          общественной      практике:   исследование,      изобретательство,         анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, репортаж;

-               уроки на основе нетрадиционной организации и представления учебного материала: урок мудрости, урок мужества, урок любви, урокпрезентация;

-               уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз;

-               уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: урок-суд, следствие, дебаты в парламенте.

Успехи воспитательной деятельности связаны, прежде всего, с тем, насколько педагог владеет умениями развивать и поддерживать познавательные интересы детей, создавать атмосферу творчества, групповой ответственности. Характер педагогической деятельности постоянно ставит учителя в коммуникативные ситуации, требуя проявления качеств, способствующих эффективному межличностному взаимодействию. К таким качествам можно отнести эмпатию, рефлексию, гибкость, общительность, способность к сотрудничеству. Именно эти качества стимулируют состояние эмоционального комфорта, интеллектуальной активности, творческого поиска. В то же время эти качества составляют гуманистический потенциал учителя и способствуют всестороннему гармоническому развитию личности каждого ребенка, обеспечивая целесообразность и эффективность педагогического взаимодействия, повышение качества образования, формирование гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения – главной цели современной школы, выполняющей социальный заказ общества.

 

Направления деятельности школьного музея

Направления деятельности школьного музея

Разработка концепции будущей экспозиции, т

Разработка концепции будущей экспозиции, т

Экскурсоводом может быть каждый, кто любит музей, умеет интересно рассказывать, стремится к новым знаниям

Экскурсоводом может быть каждый, кто любит музей, умеет интересно рассказывать, стремится к новым знаниям

Если на уроках истории учащиеся получают основы знаний о городе и крае, то во внеурочной деятельности они могут углубить и расширить эти знания, кроме того,…

Если на уроках истории учащиеся получают основы знаний о городе и крае, то во внеурочной деятельности они могут углубить и расширить эти знания, кроме того,…

Школьный музей должен органично вписываться в систему проводимых мероприятий, становиться местом осуществления культурноисторической идентификации, диалога времен, людей и музейных предметов

Школьный музей должен органично вписываться в систему проводимых мероприятий, становиться местом осуществления культурноисторической идентификации, диалога времен, людей и музейных предметов

В школах должно быть создано особое воспитательное пространство, где педагоги реализуют специальные музейно-образовательные, культуротворческие программы, экскурсионно-выставочную и клубную работу, апробируют музейные педагогические технологии

В школах должно быть создано особое воспитательное пространство, где педагоги реализуют специальные музейно-образовательные, культуротворческие программы, экскурсионно-выставочную и клубную работу, апробируют музейные педагогические технологии

Как один из вариантов технологии индивидуального обучения может быть использован метод проектов

Как один из вариантов технологии индивидуального обучения может быть использован метод проектов

Успехи воспитательной деятельности связаны, прежде всего, с тем, насколько педагог владеет умениями развивать и поддерживать познавательные интересы детей, создавать атмосферу творчества, групповой ответственности

Успехи воспитательной деятельности связаны, прежде всего, с тем, насколько педагог владеет умениями развивать и поддерживать познавательные интересы детей, создавать атмосферу творчества, групповой ответственности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.10.2021