Направления деятельности школьного музея
Пудова Любовь Валерьевна,
руководитель музея истории школы №12
МБОУ города Кургана «Лицей №12»
Из истории мы черпаем опыт, на основе
опыта образуется самая живая часть
нашего практического ума.
Гердер
Существуют следующие направления деятельности школьного музея.
1. Поисково-собирательское. Важным этапом в процессе комплектования школьных музеев является подготовка к поисково-собирательской работе. Это направление даёт возможность учащимся проявить себя в исследовательской работе, проявить свои исследовательские умения. В рамках исследования можно разрабатывать любую тему, интересующую школьников. На подготовительном этапе начинается изучение темы по литературе, по материалам, уже имеющимся в школьном музее. Возможно также получение дополнительных сведений по данной теме в местном государственном музее, архиве, краеведческом обществе, из бесед с местными жителями – очевидцами или участниками тех или иных событий. На основе полученных сведений составляется справка по изучаемому вопросу. В ней определяются круг лиц, которых надо разыскать, перечень организаций и лиц, с которыми необходимо установить связь. На всех этапах работы необходимо вести дневники, делать различного рода записи (видео, аудио и т.д.).
Одним из основных принципов любой исследовательской работы является комплексность. Следуя ему, юные краеведы должны пытаться всесторонне исследовать тему, стремиться связать изучаемые события с общеисторическим процессами, увидеть их характерные черты, установить достоверность получаемых сведений, понять роль отдельных лиц в этих событиях. Такой подход даёт возможность составить объективное представление об изучаемых исторических явлениях, о степени их отражения в выявленных памятниках истории и культуры.
Вся документация, составленная во время поисково-исследовательской деятельности (полевой дневник, тетрадь для записи воспоминаний и рассказов, фиксация фотодокументов), представляет собой систему взаимосвязанных документов, в которых различным способами отражены сведения по одной и той же теме. Все памятники истории и культуры, поступившие в фонд экспозиции, а также полевые документы должны быть переданы в фонды школьного музея.
В процессе исследовательской работы происходит социальная адаптация юного поисковика-краеведа, так как через личностное отношение к существующей проблеме выявляются его гражданская позиция, ценностные ориентиры и приоритеты.
2. Экспозиционное (оформительское). Специфика музейной экспозиции заключается в том, что то или иное событие, природное или социальное явление отражается в ней с помощью не только музейных предметов, но и художественных и технических средств. И поэтому над музейной экспозицией работает большой коллектив – научные работники, художники, дизайнеры, техники. Создание экспозиции – сложный процесс, проходящий несколько этапов:
· Разработка концепции будущей экспозиции, т. е. формулировка цели и задач её создания и исполнения, определение и обсуждение тематики будущей экспозиции;
· Разработка архитектурно-художественного решения экспозиции. В процессе художественного проектирования разрабатываются эскизы и макеты залов и экспозиционных комплексов, которые должны дать достаточно точное и образное представление о будущей экспозиции. После принятия советом музея тематико-экспозиционного плана и архитектурно-художественного проекта можно приступать к монтажу экспозиции. Если, например, вся школа увлечётся созданием экспозиции, то решение отдельных задач этой работы можно включить и в предметы учебного курса. Так, на уроках истории можно разрабатывать научно-исторические концепции отдельных разделов экспозиции; на уроках черчения – выполнять чертежи и эскизы стендов, витрин, подиумов и другого экспозиционного оборудования; на урока труда – его изготавливать; на уроках рисования – составлять и отбирать варианты информативно-лаконичных ведущих текстов; на уроках математики – осуществлять расчеты необходимых материалов и их стоимость; на уроках информатики – заниматься компьютерным дизайном и оформлением экспозиции.
3. Экскурсионное.
Музейная экскурсия – форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре музея под руководством специалиста по заранее намеченной теме и специальному маршруту. Особенностью музейной экскурсии является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями и моторного характера: осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии. В детских музейных экскурсиях используется вопросно-ответный метод, приёмы игры, театрализации и продуктивной деятельности ребёнка.
Экскурсоводом может быть каждый, кто любит музей, умеет интересно рассказывать, стремится к новым знаниям. Подготовка и проведение экскурсии в школьном музее – непростое дело. Оно требует настойчивости, больших знаний, специальных навыков. Подготовка к выбору темы, составлению текста экскурсии должна проводиться под руководством педагога. К проведению экскурсии должны быть разработаны специальные требования:
· Экскурсию можно строить последовательно по отдельным подтемам и вопросам темы;
· Содержание вопроса должно раскрываться путём показа и анализа определённых экспонатов;
· Экскурсию делает интересной эмоциональный, интересный рассказ.
Для того чтобы это направление работы проходило более успешно, интересно, необходимо собрать группу учащихся, желающих освоить экскурсионное дело, познакомить учащихся с основными правилами, по которым строится текст экскурсии, и её проведение.
На базе музея создана группа экскурсоводов, которые учатся
искусству проведения экскурсий, в качестве лекторов направляются в классы, где
проводят беседы с использованием музейных материалов.
Помимо экскурсий, традицией стало
проведение в музее уроков мужества, уроков памяти, классных часов, встреч с
ветеранами войны и труда, с интересными людьми, других массовых мероприятий.
|
Мероприятие |
Дата |
Для кого |
Дополнительные сведения |
1. |
Дней открытых дверей |
Октябрь 2015 |
Родители обучающихся начальной школы |
Пудова Л.В., участники кружка «Юный экскурсовод» |
2. |
Экскурсия по музею «История школы №12» |
30.10. 2015
27.10.2015 |
5В,5Г классы 4А,4Б,4В,4Г классы |
Участники кружка «Юный экскурсовод», Пудова Л.В. |
3. |
Занятия с отрядами школьного оздоровительного лагеря |
Осенние каникулы |
1,2,3,4 отряды |
Пудова Л.В. |
4. |
Классный час «История нашей школы» |
18.11.2015 |
6Г |
Пудова Л.В., участники кружка «Юный экскурсовод» |
5. |
Краеведческая конференция, посвященная истории лицея №12 |
Ноябрь 2015 |
5 – 8 классы |
Чернышов А.Ю. |
6. |
Участие в конкурсе «Виртуальная выставка» |
Ноябрь 2015 |
|
Пудова Л.В., Романова Н.В. |
7. |
Обзорные экскурсии «История школы №12» для родителей |
Октябрь – декабрь 2015 |
родители |
Пудова Л.В., экскурсоводы |
8. |
Литературный журнал «Герои нашего Отечества» |
декабрь |
Родители девятиклассников |
Классные руководители 9 классов |
|
II полугодие |
|||
9. |
Музею истории школы 30 лет. Встреча с сотрудниками КГТРК Еленой Саенко |
01.02.2016 03.02.1016 |
|
Пудова Л.В. Романова Н.В. Фомина Т.А. |
10. |
Участие в городском конкурсе «Отечество» |
Февраль 2016 |
|
Фомина Т.А. Рожина Т.В. Косолапова С. |
11. |
Экскурсия в музее «Время выбрало их» (о выпускниках – участниках Афганской войны) |
Февраль 2016 |
|
Пудова Л.В. экскурсоводы |
12. |
Дней открытых дверей |
Март 2016 |
Родители обучающихся 6 – 7 классов |
Пудова Л.В., участники кружка «Юный экскурсовод» |
13. |
Экскурсии в музее «Лицей дорогами войны» |
Май 2016 |
5 – 8 классы |
Пудова Л.В. экскурсоводы |
4. Культурно-массовые мероприятия, дела.
Одним из основных направлений работы школьного музея является организация и проведение творческих встреч: проведение экскурсий, встреч с участниками Великой Отечественной войны, выдающимися деятелями науки, культуры и искусства, работа с местным населением.
Ребятам всегда интересно узнать, что с творчеством и наукой можно знакомиться не только на страницах учебников. Детей всегда удивляет, что талантливые и известные люди живут с ними на одной улице, в одном городе.
|
Мероприятие |
Дата |
Для кого |
Дополнительные сведения |
1. |
«День Учителя» Поздравление ветеранов педагогического труда в лицее. |
05.10.2015 |
учителя-ветераны труда и ВОВ |
Пудова Л.В., участники кружка «Юный экскурсовод» |
2. |
Презентация альманаха «Литераторы Зауралья» |
13.10.2015 |
Старшекласс-ники 9 классы |
Пудова Л.В., |
3. |
Творческая встреча с курганской поэтессой Бажиной Светланой Георгиевной |
17.11.2015 |
9А,9Г классы |
Пудова Л.В.,
|
4. |
Творческая встреча с курганским писателем Алексеем Захаровым |
08.12.2015 |
9В, 9Г класс |
Пудова Л.В. |
|
II полугодие |
|||
5. |
Музею истории школы 30 лет. Встреча с сотрудниками КГТРК Еленой Саенко |
01.02.2016 03.02.1016 |
|
Пудова Л.В. Романова Н.В. Фомина Т.А. |
6. |
Встреча с сотрудниками телекомпании «Курган.ру» в музее истории школы в связи с 27-ой годовщиной вывода советских войск из республики Афганистан |
17.02.2016 |
|
Пудова Л.В. |
7. |
Творческая встреча с актером Курганского театра Драмы Александром Шарафутдиновым |
Март 2016 |
Девятикласс-ники |
Пудова Л.В. |
8. |
День Победы. Поздравление ветеранов ВОВ и тружеников тыла |
Май 2016 |
|
Пудова Л.В., экскурсоводы |
Формы и методы работы. Дополнительное образование, в основе которого лежит личностно-деятельностный подход к ребёнку, педагогика сотрудничества, многообразие образовательных маршрутов и право их свободного выбора учащимися не подменяет собой урок, а дополняет его, создаёт условия для самоактуализации личности и её социализации. Если на уроках истории учащиеся получают основы знаний о городе и крае, то во внеурочной деятельности они могут углубить и расширить эти знания, кроме того, реализовать их в одном из видов практической деятельности, получить профессиональные навыки экскурсовода, исследователя, музейного работника.
Творческий потенциал детей сегодня может и должен быть использован и школой, и музеем. И если классическая школа с её классно-урочной системой рассчитана, прежде всего, на трансляцию знаний от учителя к ученику, как, впрочем, и классический музей – на хранение культурных образцов, то, объединившись, они приобретают новой качество, новые возможности, новые способы деятельности. В деятельности школьных музеев можно проследить большое разнообразие форм и методов работы с использованием музейных материалов в учебном процессе, обогащение содержания работы новыми формами, подсказанными современностью. Так появились музейные проекты, интерактивные музейные площадки, новые формы учебного взаимодействия в школе.
При разработке и проведении мероприятий и культурно-массовых дел в рамках школьного музея необходимо учитывать следующие исторически сложившиеся принципы:
· Интерактивность, ибо человек воспринимает только то, что делает;
· Комплексность – включение всех типов восприятия;
· Программность, которая обеспечивает усвоение информации и приобретение умений и навыков на основе специально разработанных программ.
Проведение занятий требует дифференцированного подхода к учащимся, соблюдения принципа индивидуализации, внимательного отношения к интересам и возможностям каждого ученика.
Немецкий учёный Г. Фройденталь сформулировал совокупность требований к проведению занятий в музее, актуальных и сегодня:
- каждое посещение музея – это занятие, и оно должно иметь конкретную (учебную, воспитательную, развивающую) цель;
- учитель и дети должны осознавать, что посещение музея – не развлечение, а серьёзная работа, а поэтому нужно готовиться к нему;
- посещать музей нужно после предварительной подготовки и в процессе школьных занятий, когда дети не устали и готовы к восприятию;
- следует отказаться от обзорных экскурсий, «как безумно тяжёлых не только для сознания ребёнка, но и взрослого»;
- отбирать экспонаты для экскурсионного показа нужно на основе возрастных интересов ребёнка;
- итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей (рисунок, сочинение на тему увиденного, создание моделей и т.д.).
Школьный музей должен органично вписываться в систему проводимых мероприятий, становиться местом осуществления культурно-исторической идентификации, диалога времён, людей и музейных предметов.
Должно быть выстроено образовательное пространство, содержание которого движется по цепочке «музей – школа – музей». Музейные формы работы являются местом деятельности профессионального (в том числе экспертного) сообщества, культурной формой, в которой может быть востребован результат. Это позволяет вовлечь в проект профессионалов, способных выступать экспертами, консультантами и создавать культурную форму, в которой результат деятельности школьников перестаёт быть чисто учебным результатом (и в этом смысле – его личным делом).
Наиболее эффективными формами работы в рамках музейной педагогики являютсямассовые, групповые, индивидуальные. К массовым формам относятся: театрализованные экскурсии, походы, экспедиции, вечера, олимпиады, викторины, встречи с участниками и свидетелями исторических событий, краеведческие игры, школьные конференции, дебаты, лекции, поездки по другим музеям и городам.
Групповыми формами работы являются кружок, общество, издание путеводителей, журналов, составление видеофильмов, создание музейных экскурсионных и индивидуально-образовательных маршрутов по карте города, области с техническим или устным (живым) звуковым сопровождением. Они готовятся под руководством педагога, снимаются и монтируются самими учащимися. Такие видеофильмы могут в дальнейшем использоваться в классно-урочной и внеурочной, внеклассной работе.
Индивидуальная работа предполагает работу с документальными материалами архивов, подготовку докладов, рефератов, запись воспоминаний, наблюдение за жизнью и бытом изучаемого народа, выполнение познавательных заданий, написание научных работ, переписку с ветеранами, персональные выставки учащихся, разработку индивидуально-образовательных маршрутов с экспонатами школьных музеев по экспозициям, городу, области, республике, поиск эпистолярного и литературного материала, помогающего ученикам «озвучить» экспонат в ходе устного рассказа.
Однако одна форма работы не мыслится без другой. Из массовой работы вырастает кружковая, а результаты занятий в кружке зачастую выносятся на общешкольные вечера, конференции и т.д.
Принцип активности ребёнка в процессе обучения остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.
Такого рода активность не проявляется сама по себе, а является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий в организации педагогической среды, т.е. применяемой технологии. Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.
В школах должно быть создано особое воспитательное пространство, где педагоги реализуют специальные музейно-образовательные, культуротворческие программы, экскурсионно-выставочную и клубную работу, апробируют музейные педагогические технологии. Задачами педагога, осуществляющего деятельность в рамках музейной педагогики, как организатора и помощника в осуществлении этих сложных процессов и проектов, проводника в мир культуры, являются:
- научить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т.е. оценивать их с точки зрения развития культуры;
- формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к современной культуре, неразрывно связанной с прошлым;
- формировать устойчивую потребность и навыки общения, взаимодействия с памятниками культуры, музеем;
- развивать способность к эстетическому созерцанию, сопереживанию и наслаждению;
- формировать толерантность, уважение к другим культурам, их понимание, принятие.
Сверхзадача музейного педагога, или педагога занимающегося музейной педагогикой, – создание условий для выработки у учащихся позиции созидания; позиции не стороннего наблюдателя, а заинтересованного исследователя; позиции личной ответственности в отношении к прошлому, настоящему и будущему наследию; позиции не столько механического запоминания исторического и прочего материала, а его понимания и эмоционально-нравственной оценки.
Особенно эффективны в музейной педагогике игровые технологии, технология коллективных творческих дел, технологии проблемного и индивидуального обучения.
Как один из вариантов технологии индивидуального обучения может быть использован метод проектов. Это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, даёт возможность ребёнку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.
Если музейный урок сохраняет преемственность с традиционными урочными формами работы, такая организация деятельности требует другой формы – детско-взрослых совместных проектов, в которой взрослый выступает отчасти организатором, отчасти консультантом. Кроме того, нужно всякий раз необычно встретить, рассказать, приготовить игры, атрибуты, найти образ. Музейный урок, как спектакль, может быть скучным и увлекательным, талантливым и заурядным. В музее тоже нужна режиссура, как в театре, здесь тоже важно расставить акценты, показать самое важное, нужное, интересное.
К нетрадиционным формам (технологиям) проведения урока, которые могут применяться и в музейной педагогике, относятся:
- интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях;
- уроки в форме соревнований и игр, конкурсов, турниров, эстафет, викторин;
- уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, репортаж;
- уроки на основе нетрадиционной организации и представления учебного материала: урок мудрости, урок мужества, урок любви, урок-презентация;
- уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз;
- уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: урок-суд, следствие, дебаты в парламенте.
Успехи воспитательной деятельности связаны, прежде всего, с тем, насколько владеет педагог умениями развивать и поддерживать познавательные интересы детей, создавать атмосферу творчества, групповой ответственности. Характер педагогической деятельности постоянно ставит учителя в коммуникативные ситуации, требуя проявления качеств, способствующих эффективному межличностному взаимодействию. К таким качествам можно отнести эмпатию, рефлексию, гибкость, общительность, способность к сотрудничеству. Именно эти качества стимулируют состояние эмоционального комфорта, интеллектуальной активности, творческого поиска. В то же время эти качества составляют гуманистический потенциал учителя и способствуют всестороннему гармоническому развитию личности каждого ребёнка, обеспечивая целесообразность и эффективность педагогического взаимодействия, повышение качества образования, формирование гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения – главной цели современной школы, выполняющей социальный заказ общества.
Традицией стало проведение Дней открытых дверей (2 раза в год). В повестку классных родительских собраний включается посещение музея родителями. Мы делаем попытки устанавливать отношения с другими музеями…
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.