Направления деятельности школьного музея МБОУ города Кургана "Лицей №12"
Оценка 4.8

Направления деятельности школьного музея МБОУ города Кургана "Лицей №12"

Оценка 4.8
doc
30.01.2020
Направления деятельности школьного музея МБОУ города Кургана "Лицей №12"
Направления деятельности школьного музея.doc

 

Направления деятельности школьного музея

 

 

Пудова Любовь Валерьевна,

руководитель музея истории школы №12

МБОУ города Кургана «Лицей №12»

 

 

Из истории мы черпаем опыт, на основе

опыта образуется самая живая часть

нашего практического ума.

Гердер

 

Существуют следующие направления деятельности школьного музея.

1. Поисково-собирательское. Важным этапом в процессе комплектования школьных музеев является подготовка к поисково-собирательской работе. Это направление даёт возможность учащимся проявить себя в исследовательской работе, проявить свои исследовательские умения. В рамках исследования можно разрабатывать любую тему, интересующую школьников. На подготовительном этапе начинается изучение темы по литературе, по материалам, уже имеющимся в школьном музее. Возможно также получение дополнительных сведений по данной теме в местном государственном музее, архиве, краеведческом обществе, из бесед с местными жителями – очевидцами или участниками тех или иных событий. На основе полученных сведений составляется справка по изучаемому вопросу. В ней определяются круг лиц, которых надо разыскать, перечень организаций и лиц, с которыми необходимо установить связь. На всех этапах работы необходимо вести дневники, делать различного рода записи (видео, аудио и т.д.).

Одним из основных принципов любой исследовательской работы является комплексность. Следуя ему, юные краеведы должны пытаться всесторонне исследовать тему, стремиться связать изучаемые события с общеисторическим процессами, увидеть их характерные черты, установить достоверность получаемых сведений, понять роль отдельных лиц в этих событиях. Такой подход даёт возможность составить объективное представление об изучаемых исторических явлениях, о степени их отражения в выявленных памятниках истории и культуры.

Вся документация, составленная во время поисково-исследовательской деятельности (полевой дневник, тетрадь для записи воспоминаний и рассказов, фиксация фотодокументов), представляет собой систему взаимосвязанных документов, в которых различным способами отражены сведения по одной и той же теме. Все памятники истории и культуры, поступившие в фонд экспозиции, а также полевые документы должны быть переданы в фонды школьного музея.

В процессе исследовательской работы происходит социальная адаптация юного поисковика-краеведа, так как через личностное отношение к существующей проблеме выявляются его гражданская позиция, ценностные ориентиры и приоритеты.

2. Экспозиционное (оформительское). Специфика музейной экспозиции заключается в том, что то или иное событие, природное или социальное явление отражается в ней с помощью не только музейных предметов, но и художественных и технических средств. И поэтому над музейной экспозицией работает большой коллектив – научные работники, художники, дизайнеры, техники. Создание экспозиции – сложный процесс, проходящий несколько этапов:

·         Разработка концепции будущей экспозиции, т. е. формулировка цели и задач её создания и исполнения, определение и обсуждение тематики будущей экспозиции;

·         Разработка архитектурно-художественного решения экспозиции. В процессе художественного проектирования разрабатываются эскизы и макеты залов и экспозиционных комплексов, которые должны дать достаточно точное и образное представление о будущей экспозиции. После принятия советом музея тематико-экспозиционного плана и архитектурно-художественного проекта можно приступать к монтажу экспозиции. Если, например, вся школа увлечётся созданием экспозиции, то решение отдельных задач этой работы можно включить и в предметы учебного курса. Так, на уроках истории можно разрабатывать научно-исторические концепции отдельных разделов экспозиции; на уроках черчения – выполнять чертежи и эскизы стендов, витрин, подиумов и другого экспозиционного оборудования; на урока труда – его изготавливать; на уроках рисования – составлять и отбирать варианты информативно-лаконичных ведущих текстов; на уроках математики – осуществлять расчеты необходимых материалов и их стоимость; на уроках информатики – заниматься компьютерным дизайном и оформлением экспозиции.

3. Экскурсионное. 

Музейная экскурсия – форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре музея под руководством специалиста по заранее намеченной теме и специальному маршруту. Особенностью музейной экскурсии является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями и моторного характера: осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии. В детских музейных экскурсиях используется вопросно-ответный метод, приёмы игры, театрализации и продуктивной деятельности ребёнка.

Экскурсоводом может быть каждый, кто любит музей, умеет интересно рассказывать, стремится к новым знаниям. Подготовка и проведение экскурсии в школьном музее – непростое дело. Оно требует настойчивости, больших знаний, специальных навыков. Подготовка к выбору темы, составлению текста экскурсии должна проводиться под руководством педагога. К проведению экскурсии должны быть разработаны специальные требования:

·         Экскурсию можно строить последовательно по отдельным подтемам и вопросам темы;

·         Содержание вопроса должно раскрываться путём показа и анализа определённых экспонатов;

·         Экскурсию делает интересной эмоциональный, интересный рассказ.

Для того чтобы это направление работы проходило более успешно, интересно, необходимо собрать группу учащихся, желающих освоить экскурсионное дело, познакомить учащихся с основными правилами, по которым строится текст экскурсии, и её проведение.

На базе музея создана группа экскурсоводов, которые учатся искусству проведения экскурсий, в качестве лекторов направляются в классы, где проводят беседы с использованием музейных материалов.

     Помимо экскурсий, традицией стало проведение в музее уроков мужества, уроков памяти, классных часов, встреч с ветеранами войны и труда, с интересными людьми, других массовых мероприятий.

 

Мероприятие

Дата

Для кого

Дополнительные сведения

1.       

Дней открытых дверей

Октябрь 2015

Родители обучающихся начальной школы

Пудова Л.В., участники кружка «Юный экскурсовод»

2.       

Экскурсия по музею «История школы №12»

30.10. 2015

 

27.10.2015

5В,5Г классы

4А,4Б,4В,4Г классы

Участники кружка «Юный экскурсовод»,

Пудова Л.В.

3.       

Занятия с отрядами школьного оздоровительного лагеря

Осенние каникулы

1,2,3,4 отряды

Пудова Л.В.

4.       

Классный час «История нашей школы»

18.11.2015

Пудова Л.В., участники кружка «Юный экскурсовод»

5.       

Краеведческая конференция, посвященная истории лицея №12 

Ноябрь 2015

5 – 8 классы

Чернышов А.Ю.

6.       

Участие в конкурсе «Виртуальная выставка»

Ноябрь 2015

 

Пудова Л.В., Романова Н.В.

7.       

Обзорные экскурсии «История школы №12» для родителей

Октябрь – декабрь 2015

родители

Пудова Л.В., экскурсоводы

8.       

Литературный журнал «Герои нашего Отечества»

декабрь

Родители девятиклассников

Классные руководители 9 классов

 

II полугодие

9.       

Музею истории школы 30 лет. Встреча с сотрудниками КГТРК Еленой Саенко

01.02.2016

03.02.1016

 

Пудова Л.В.

Романова Н.В.

Фомина Т.А.

10.   

Участие в городском конкурсе «Отечество»

Февраль 2016

 

Фомина Т.А.

Рожина Т.В.

Косолапова С.

11.   

Экскурсия в музее «Время выбрало их» (о выпускниках – участниках Афганской войны) 

Февраль 2016

 

Пудова Л.В.

экскурсоводы

12.   

Дней открытых дверей

Март 2016

Родители обучающихся 6 – 7 классов

Пудова Л.В., участники кружка «Юный экскурсовод»

13.   

Экскурсии в музее «Лицей дорогами войны»

Май 2016

5 – 8 классы

Пудова Л.В.

экскурсоводы

 

4. Культурно-массовые мероприятия, дела. 

Одним из основных направлений работы школьного музея является организация и проведение творческих встреч: проведение экскурсий, встреч с участниками Великой Отечественной войны, выдающимися деятелями науки, культуры и искусства, работа с местным населением.

Ребятам всегда интересно узнать, что с творчеством и наукой можно знакомиться не только на страницах учебников. Детей всегда удивляет, что талантливые и известные люди живут с ними на одной улице, в одном городе.

 

Мероприятие

Дата

Для кого

Дополнительные сведения

1.       

«День Учителя»

Поздравление ветеранов педагогического труда в лицее.

05.10.2015

учителя-ветераны труда и ВОВ

Пудова Л.В.,

участники кружка «Юный экскурсовод»

2.       

Презентация альманаха «Литераторы Зауралья»

13.10.2015

Старшекласс-ники

9 классы

Пудова Л.В.,

3.       

Творческая встреча с курганской поэтессой Бажиной Светланой Георгиевной

17.11.2015

9А,9Г классы

Пудова Л.В.,

 

4.       

Творческая встреча с курганским писателем Алексеем Захаровым

08.12.2015

9В, 9Г класс

Пудова Л.В.

 

II полугодие

5.       

Музею истории школы 30 лет. Встреча с сотрудниками КГТРК Еленой Саенко

01.02.2016

03.02.1016

 

Пудова Л.В.

Романова Н.В.

Фомина Т.А.

6.       

Встреча с сотрудниками телекомпании «Курган.ру» в музее истории школы в связи с 27-ой годовщиной вывода советских войск из республики Афганистан

17.02.2016

 

Пудова Л.В.

7.       

Творческая встреча с актером Курганского театра Драмы Александром Шарафутдиновым

Март 2016

Девятикласс-ники

Пудова Л.В.

8.       

День Победы. Поздравление ветеранов ВОВ и тружеников тыла

Май 2016

 

Пудова Л.В., экскурсоводы

 

Формы и методы работы. Дополнительное образование, в основе которого лежит личностно-деятельностный подход к ребёнку, педагогика сотрудничества, многообразие образовательных маршрутов и право их свободного выбора учащимися не подменяет собой урок, а дополняет его, создаёт условия для самоактуализации личности и её социализации. Если на уроках истории учащиеся получают основы знаний о городе и крае, то во внеурочной деятельности они могут углубить и расширить эти знания, кроме того, реализовать их в одном из видов практической деятельности, получить профессиональные навыки экскурсовода, исследователя, музейного работника.

Творческий потенциал детей сегодня может и должен быть использован и школой, и музеем. И если классическая школа с её классно-урочной системой рассчитана, прежде всего, на трансляцию знаний от учителя к ученику, как, впрочем, и классический музей – на хранение культурных образцов, то, объединившись, они приобретают новой качество, новые возможности, новые способы деятельности. В деятельности школьных музеев можно проследить большое разнообразие форм и методов работы с использованием музейных материалов в учебном процессе, обогащение содержания работы новыми формами, подсказанными современностью. Так появились музейные проекты, интерактивные музейные площадки, новые формы учебного взаимодействия в школе.

При разработке и проведении мероприятий и культурно-массовых дел в рамках школьного музея необходимо учитывать следующие исторически сложившиеся принципы:

·         Интерактивность, ибо человек воспринимает только то, что делает;

·         Комплексность – включение всех типов восприятия;

·         Программность, которая обеспечивает усвоение информации и приобретение умений и навыков на основе специально разработанных программ.

Проведение занятий требует дифференцированного подхода к учащимся, соблюдения принципа индивидуализации, внимательного отношения к интересам и возможностям каждого ученика.

Немецкий учёный Г. Фройденталь сформулировал совокупность требований к проведению занятий в музее, актуальных и сегодня:

- каждое посещение музея – это занятие, и оно должно иметь конкретную (учебную, воспитательную, развивающую) цель;

- учитель и дети должны осознавать, что посещение музея – не развлечение, а серьёзная работа, а поэтому нужно готовиться к нему;

- посещать музей нужно после предварительной подготовки и в процессе школьных занятий, когда дети не устали и готовы к восприятию;

- следует отказаться от обзорных экскурсий, «как безумно тяжёлых не только для сознания ребёнка, но и взрослого»;

- отбирать экспонаты для экскурсионного показа нужно на основе возрастных интересов ребёнка;

- итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей (рисунок, сочинение на тему увиденного, создание моделей и т.д.).

Школьный музей должен органично вписываться в систему проводимых мероприятий, становиться местом осуществления культурно-исторической идентификации, диалога времён, людей и музейных предметов.

Должно быть выстроено образовательное пространство, содержание которого движется по цепочке «музей – школа – музей». Музейные формы работы являются местом деятельности профессионального (в том числе экспертного) сообщества, культурной формой, в которой может быть востребован результат. Это позволяет вовлечь в проект профессионалов, способных выступать экспертами, консультантами и создавать культурную форму, в которой результат деятельности школьников перестаёт быть чисто учебным результатом (и в этом смысле – его личным делом).

Наиболее эффективными формами работы в рамках музейной педагогики являютсямассовые, групповые, индивидуальные. К массовым формам относятся: театрализованные экскурсии, походы, экспедиции, вечера, олимпиады, викторины, встречи с участниками и свидетелями исторических событий, краеведческие игры, школьные конференции, дебаты, лекции, поездки по другим музеям и городам.

Групповыми формами работы являются кружок, общество, издание путеводителей, журналов, составление видеофильмов, создание музейных экскурсионных и индивидуально-образовательных маршрутов по карте города, области с техническим или устным (живым) звуковым сопровождением. Они готовятся под руководством педагога, снимаются и монтируются самими учащимися. Такие видеофильмы могут в дальнейшем использоваться в классно-урочной и внеурочной, внеклассной работе.

Индивидуальная работа предполагает работу с документальными материалами архивов, подготовку докладов, рефератов, запись воспоминаний, наблюдение за жизнью и бытом изучаемого народа, выполнение познавательных заданий, написание научных работ, переписку с ветеранами, персональные выставки учащихся, разработку индивидуально-образовательных маршрутов с экспонатами школьных музеев по экспозициям, городу, области, республике, поиск эпистолярного и литературного материала, помогающего ученикам «озвучить» экспонат в ходе устного рассказа.

Однако одна форма работы не мыслится без другой. Из массовой работы вырастает кружковая, а результаты занятий в кружке зачастую выносятся на общешкольные вечера, конференции и т.д.

Принцип активности ребёнка в процессе обучения остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.

Такого рода активность не проявляется сама по себе, а является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий в организации педагогической среды, т.е. применяемой технологии. Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.

В школах должно быть создано особое воспитательное пространство, где педагоги реализуют специальные музейно-образовательные, культуротворческие программы, экскурсионно-выставочную и клубную работу, апробируют музейные педагогические технологии. Задачами педагога, осуществляющего деятельность в рамках музейной педагогики, как организатора и помощника в осуществлении этих сложных процессов и проектов, проводника в мир культуры, являются:

- научить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т.е. оценивать их с точки зрения развития культуры;

- формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к современной культуре, неразрывно связанной с прошлым;

- формировать устойчивую потребность и навыки общения, взаимодействия с памятниками культуры, музеем;

- развивать способность к эстетическому созерцанию, сопереживанию и наслаждению;

- формировать толерантность, уважение к другим культурам, их понимание, принятие.

Сверхзадача музейного педагога, или педагога занимающегося музейной педагогикой, – создание условий для выработки у учащихся позиции созидания; позиции не стороннего наблюдателя, а заинтересованного исследователя; позиции личной ответственности в отношении к прошлому, настоящему и будущему наследию; позиции не столько механического запоминания исторического и прочего материала, а его понимания и эмоционально-нравственной оценки.

Особенно эффективны в музейной педагогике игровые технологии, технология коллективных творческих дел, технологии проблемного и индивидуального обучения.

Как один из вариантов технологии индивидуального обучения может быть использован метод проектов. Это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, даёт возможность ребёнку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

Если музейный урок сохраняет преемственность с традиционными урочными формами работы, такая организация деятельности требует другой формы – детско-взрослых совместных проектов, в которой взрослый выступает отчасти организатором, отчасти консультантом. Кроме того, нужно всякий раз необычно встретить, рассказать, приготовить игры, атрибуты, найти образ. Музейный урок, как спектакль, может быть скучным и увлекательным, талантливым и заурядным. В музее тоже нужна режиссура, как в театре, здесь тоже важно расставить акценты, показать самое важное, нужное, интересное.

К нетрадиционным формам (технологиям) проведения урока, которые могут применяться и в музейной педагогике, относятся:

- интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях;

- уроки в форме соревнований и игр, конкурсов, турниров, эстафет, викторин;

- уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, репортаж;

- уроки на основе нетрадиционной организации и представления учебного материала: урок мудрости, урок мужества, урок любви, урок-презентация;

- уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз;

- уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: урок-суд, следствие, дебаты в парламенте.

Успехи воспитательной деятельности связаны, прежде всего, с тем, насколько владеет педагог умениями развивать и поддерживать познавательные интересы детей, создавать атмосферу творчества, групповой ответственности. Характер педагогической деятельности постоянно ставит учителя в коммуникативные ситуации, требуя проявления качеств, способствующих эффективному межличностному взаимодействию. К таким качествам можно отнести эмпатию, рефлексию, гибкость, общительность, способность к сотрудничеству. Именно эти качества стимулируют состояние эмоционального комфорта, интеллектуальной активности, творческого поиска. В то же время эти качества составляют гуманистический потенциал учителя и способствуют всестороннему гармоническому развитию личности каждого ребёнка, обеспечивая целесообразность и эффективность педагогического взаимодействия, повышение качества образования, формирование гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения – главной цели современной школы, выполняющей социальный заказ общества.

Традицией стало проведение Дней открытых дверей (2 раза в год). В повестку классных родительских собраний включается посещение музея родителями. Мы делаем попытки устанавливать отношения с другими музеями…


Направления деятельности школьного музея

Направления деятельности школьного музея

Создание экспозиции – сложный процесс, проходящий несколько этапов: ·

Создание экспозиции – сложный процесс, проходящий несколько этапов: ·

Помимо экскурсий, традицией стало проведение в музее уроков мужества, уроков памяти, классных часов, встреч с ветеранами войны и труда, с интересными людьми, других массовых мероприятий

Помимо экскурсий, традицией стало проведение в музее уроков мужества, уроков памяти, классных часов, встреч с ветеранами войны и труда, с интересными людьми, других массовых мероприятий

Одним из основных направлений работы школьного музея является организация и проведение творческих встреч: проведение экскурсий, встреч с участниками

Одним из основных направлений работы школьного музея является организация и проведение творческих встреч: проведение экскурсий, встреч с участниками

В деятельности школьных музеев можно проследить большое разнообразие форм и методов работы с использованием музейных материалов в учебном процессе, обогащение содержания работы новыми формами, подсказанными…

В деятельности школьных музеев можно проследить большое разнообразие форм и методов работы с использованием музейных материалов в учебном процессе, обогащение содержания работы новыми формами, подсказанными…

Наиболее эффективными формами работы в рамках музейной педагогики являются массовые, групповые, индивидуальные

Наиболее эффективными формами работы в рамках музейной педагогики являются массовые, групповые, индивидуальные

Сверхзадача музейного педагога, или педагога занимающегося музейной педагогикой, – создание условий для выработки у учащихся позиции созидания; позиции не стороннего наблюдателя, а заинтересованного исследователя; позиции…

Сверхзадача музейного педагога, или педагога занимающегося музейной педагогикой, – создание условий для выработки у учащихся позиции созидания; позиции не стороннего наблюдателя, а заинтересованного исследователя; позиции…

Именно эти качества стимулируют состояние эмоционального комфорта, интеллектуальной активности, творческого поиска

Именно эти качества стимулируют состояние эмоционального комфорта, интеллектуальной активности, творческого поиска
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2020