«Наркомания – глобальная проблема современного общества. Профилактика наркомании среди детей и подростков»
Оценка 4.7
Научные работы
doc
психологическая работа +2
Взрослым
02.07.2017
За последние 100 лет наркомания из проблемы, бывшей предметом узкой области медицины - психиатрии, перешла в разряд общесоциальных проблем. По данным группы экспертов ВОЗ, в современном мире отмечается непрерывная тенденция к увеличению числа лиц, принимающих наркотические препараты, возрастает употребление наркотиков молодежью, активизируется употребление нетрадиционных наркотиков, широкое распространение получают синтетические наркотики, в употребление наркотиков вовлекаются представители всех социально-экономических групп общества.
работа.doc
«Ежегодная всероссийская олимпиада научных и студенческих работ в сфере
профилактики наркомании»
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы профилактики наркомании среди
подростков
1.1 Наркомания как социальная проблема
1.2 Направления социальной работы по профилактике наркомании среди
подростков
Глава 2. Практика профилактики наркомании в подростковой среде
2.1 Обобщение опыта социальной работы по профилактике наркомании среди
подростков в регионах РФ
2.2 Ход и результат исследования. Разработка рекомендаций по
совершенствованию профилактической работы с подростками в школе
Глава 3. Дети из социальнонеблагополучных семей
3.1 Семейная дезадаптация и негативные социальные факторы, способствующие
ранней наркотизации детей из социальнонеблагополучных семей
3.2 Особенности детей из социальнонеблагополучных семей
Глава 4. Содержание деятельности антинаркотической работы с детьми из
социальнонеблагополучных семей
4.1 Диагностирование учащихся 8 класса
4.2 Профилактика наркомании и пропаганда здорового образа жизни
4.3 Обеспечение условий для профилактики злоупотребления наркотиками
4.4 Результаты исследования
Заключение
Список литературы
Приложение
1 «Ежегодная всероссийская олимпиада научных и студенческих работ в сфере
профилактики наркомании»
Введение
За последние 100 лет наркомания из проблемы, бывшей предметом узкой
области медицины психиатрии, перешла в разряд общесоциальных проблем. По
данным группы экспертов ВОЗ, в современном мире отмечается непрерывная
тенденция к увеличению числа лиц, принимающих наркотические препараты,
возрастает употребление наркотиков молодежью, активизируется употребление
нетрадиционных наркотиков, широкое распространение получают синтетические
наркотики, в употребление наркотиков вовлекаются представители всех
социальноэкономических групп общества.
Актуальность темы. На сегодняшний день вопрос о злоупотреблении
наркотическими средствами и психотропными веществами стоит очень остро и
его окончательное решение остается за законодателями, врачами и обществом. С
данной проблемой должно бороться не только общество, а каждый человек
должен осознавать для себя большой вред наркомании и стараться бороться с
нею. Злоупотребление наркотиками, известное с древнейших времен, сейчас
распространилось в размерах, тревожащих всю мировую общественность.
По данным Всемирной организации здравоохранения, наркотики заняли
первое место среди виновников преждевременной смерти людей и уже
опередили сердечнососудистые заболевания и злокачественные опухоли. Во
всем мире идет вал наркомании среди мужчин и женщин. За ними втягиваются в
этот омут юноши, девушки, подростки и даже дети. При сужении, с точки
зрения наркологов, границ наркомании до юридически приемлемых, во многих
странах наркомания признана социальным бедствием. Наркотические мафии
управляют государствами (Латинская Америка), имеют свои армии (Юго
восточная Азия). Доходы подпольных корпораций по торговле наркотиками
превышают известные доходы от торговли нефтью и приближаются к мировым
доходам от торговли оружием. Особенно гибельно злоупотребление в
2 «Ежегодная всероссийская олимпиада научных и студенческих работ в сфере
профилактики наркомании»
молодежной среде – поражается и настоящее, и будущее общества. Полная, с
точки зрения наркологов, картина распространения и злоупотребления
наркотиков, включающая формы токсикомании, более трагична. Вещества и
препараты, не включенные в список наркотиков, как правило, еще более опасны,
приводят к еще большему ущербу для индивидуума.
Объектом исследования являются подростки в возрасте 1217 лет.
Предмет настоящей работы – процесс профилактики наркомании.
Цель работы – изучить теоретические основы проблемы профилактики
наркомании среди подростков, а также изучить отношение подростков к
наркотикам и причины употребления наркотических веществ.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
1)
2)
проанализировать научную литературу по проблеме исследования;
изучить причины, факторы и тенденции роста подростковой
наркомании;
3)
изучить направления социальной работы по профилактике
наркомании;
4)
5)
6)
обобщить опыт решения подростковой наркомании в регионах РФ;
разработать и провести анкету;
проанализировать результаты исследования и разработать
рекомендации по совершенствованию профилактической работы с подростками
в школе.
В процессе работы использовались следующие методы исследования:
анализ научной литературы, метод анкетного опроса, беседа, наблюдение.
База исследования: школа № 10 п. Гирей Гулькевичского района.
Практическая значимость заключается в том, что результаты могут быть
полезны специалистам, работающим в школах, учреждениях дополнительного
образования, социальнореабилитационных центрах, отделениях медико
социальной помощи детям и подросткам наркологических диспансеров и др.
3 «Ежегодная всероссийская олимпиада научных и студенческих работ в сфере
профилактики наркомании»
4 «Ежегодная всероссийская олимпиада научных и студенческих работ в сфере
профилактики наркомании»
Глава 1. Теоретические основы проблемы профилактики наркомании
среди подростков
1.1 Наркомания как социальная проблема
Понятия «наркомания», «наркотики», «наркоман» стали частью жизни
человечества и особой проблемой совсем недавно, в XX веке, во второй его
половине. Понятие наркомании, как особой сферы социальной патологии, стало
обозначать социальнобиологическую угрозу, имеющую глобальный масштаб и
характер.
Наркомания заболевание,
обусловленное зависимостью от
наркотического средства или психотропного вещества (38, ст.1).
По данным группы экспертов ВОЗ, в современном мире отмечается
непрерывная тенденция к увеличению числа лиц, принимающих наркотические
препараты, возрастает употребление наркотиков молодежью, активизируется
употребление нетрадиционных наркотиков, широкое распространение получают
синтетические наркотики,
в употребление наркотиков вовлекаются
представители всех социальноэкономических групп общества. Особую тревогу
вызывает ее распространение среди подрастающего поколения, потому что
детская и подростковая наркозависимость создает устойчивую базу для
развития взрослой наркомании (27).
В обычном понимании наркомания – это вредная привычка, болезненное
пристрастие к употреблению разными способами (глотание, вдыхание,
внутривенная инъекция) наркотических веществ, для того, чтобы впасть в
одурманенное состояние (16, с. 271).
Такое состояние могут вызвать истинные наркотики – опий, морфий,
героин. Одурманивание этими веществами и считается собственно наркоманией.
Подобный эффект могут производить и некоторые лекарственные
препараты (снотворные, успокаивающие или возбуждающие), злоупотребление
5 «Ежегодная всероссийская олимпиада научных и студенческих работ в сфере
профилактики наркомании»
которыми называется лекарствоманией.
Психотропные вещества (psycho – душа,
tropes – направление),
лекарственные средства, оказывающие преимущественное влияние на
психические процессы: применяются при различных нарушениях высшей
нервной деятельности
психостимулирующие вещества).
(транквилизаторы,
седативные
вещества,
Психостимулирующие вещества (psycho – душа, stimular – погонять,
возбуждать), лекарственные вещества, повышающие умственную и физическую
работоспособность (меридил, синокарбр, синдофел, кофеин) (9).
ВОЗ дает следующее определение: “Наркотики – это такое вещество или
смесь веществ, которые коренным образом отличаются от всех веществ,
необходимых для нормальной жизнедеятельности человека, и прием которых
влечет за собой изменение функционирования организма в целом, серьезно
осложняет деятельность внутренних органов, центральной и вегетативной
нервной системы” (22, с. 15).
Приобщение несовершеннолетних и молодежи к наркомании идет
высокими темпами и характеризуется опасной тенденцией. Она заключается в
том, что употребление наркотиков и психоактивных веществ становится
определенной ценностью, молодежной культурой потребления, т.е. начинает
быть образом жизни. По данным социологических исследований средний возраст
начала приобщения к наркотическим веществам снизился до 14 лет у мальчиков
и до 14,6 лет у девочек (41, с. 4).
В России по данным официальной статистики на 2009 год число
наркоманов оценивается в 503000 человек, состоящих на диспансерном учете, а
реальное количество, рассчитанное по методике ООН, более 2,5 млн. По
сообщению Федеральной службы по контролю по обороту наркотиков, каждый
день в России от употребления наркотиков умирает 80 человек, более 250
человек становятся наркозависимыми (9).
6 «Ежегодная всероссийская олимпиада научных и студенческих работ в сфере
профилактики наркомании»
Наркомания – болезнь молодых. Она выбивает из нормального потока
общественной жизни дееспособных граждан. Именно в этом ее угроза для
будущего страны.
Существует несколько факторов,
влияющих на формирование
наркотической зависимости:
1) социальные факторы:
неблагополучная семья (алкоголизм или наркомания родителей, низкий
имущественный уровень, отсутствие эмоционального контакта, неполная семья);
влияние группы сверстников, к которой принадлежит подросток;
неадекватная молодежная политика, отсутствие реальной программы
досуга, занятости несовершеннолетних;
легкая доступность веществ, изменяющих психическое состояние;
2) индивидуальнопсихологические факторы:
подражание старшим или авторитетным сверстникам;
попытка нейтрализовать отрицательные эмоциональные переживания;
стремление соответствовать обычаям значимой для них группы
сверстников;
аномальные черты личности (гедонизм, авантюризм, возбудимость,
завышенная или заниженная самооценка,
неуступчивость характера);
повышенная конформность,
протестные реакции (назло), против старших (родителей, педагогов);
самодеструктивное поведение;
любопытство;
подчинение давлению и угрозам (24, с.134).
Из всего этого мы выделяем три наиболее распространенных фактора,
приводящих к употреблению наркотиков:
1)
2)
от скуки (из любопытства);
за компанию;
7 «Ежегодная всероссийская олимпиада научных и студенческих работ в сфере
профилактики наркомании»
уйти от реальности и проблем.
3)
С нашей точки зрения существуют только две основные причины
употребления наркотиков: семья и сверстники, изучим их подробнее.
Как правило, именно проблемы в семье толкают ребенка в «группу риска»,
создают почву для обращения ребенка к наркотикам. Психологами давно
доказано, что неполная семья сама по себе порождает патологии развития. У
детей с одним родителем чаще всего возникают трудности общения, такие дети
должны получать «тройную дозу» внимания и любви.
Существуют понятия «семейный дефицит» и «социальный голод», когда
ребенок растет без внимания и заботы, без необходимого общения, что часто
является причиной обращения к спиртному и наркотикам в период взросления.
Отвержение, холодность, отсутствие тепла и ласки со стороны родителей
сначала травмируют ребенка, а затем ожесточают его, подталкивают к «другой
жизни», в другое общество, где он будет понят, принят, где его не осудят.
Отсутствие гармонии в полной семье, где не могут избежать конфликтов,
где притесняют, подавляют одного из членов семьи, где у родителей постоянные
«секреты» и недоверие по отношению друг к другу и к детям, где ребенок
изолирован от окружающих, от сверстников, где низкий материальный и
культурный уровень, избиение и психологическое насилие детей, насилие между
родителями, также является фактором риска. Даже в благополучных семьях
родители часто неспособны обеспечить развлечения ребенку. Родителям важно
понять, что он нуждается не только в заботе о пище, здоровье и учебе, но не
менее, и даже более, в организации его свободного времени, в поддержании
интереса к окружающему миру. Известно, что, чем выше культурный уровень
семьи, чем интереснее и спокойнее ребенку дома, тем позже он уходит изпод
влияния взрослых, тем больше он доверяет жизненным ценностям родителей,
тем реже попадает под власть сиюминутных впечатлений и развлечений,
предлагаемых ему «на улице», тем менее подвержен влияниям моды.
8 «Ежегодная всероссийская олимпиада научных и студенческих работ в сфере
профилактики наркомании»
Хотя, возможно, наоборот, родители сделали своего ребенка жертвой
гиперопеки. Гиперопека, другая крайность воспитания, заставляет ребенка
«спасаться» от родителей «на улице». Это чрезмерное внимание, постоянный
присмотр, отказ ребенку в самостоятельности, желание воспитать свою копию.
Сверхзабота становится в тягость взрослеющему человеку, он стремится
«сбросить оковы», что приводит к тем же результатам: к старанию уйти от
контроля родителей, для чего он сознательно идет на конфликты, вызывающе
противопоставляя свой новый асоциальный облик тому образцу, который
навязывает ему заботливая семья.
Для приобщения подростков к наркотикам самое большое значение имеет
пример сверстников. В профилактической литературе стало общим местом
описание т. н. «асоциальных», «уличных» детей, которым нечем заняться, и они
собираются в группы (гнездящиеся, как правило, на чердаках и в подворотнях) и
там, пробуют наркотики, после чего делаются неуправляемыми и враждебными
взрослому миру.
Однако не только уличные дети, но и учащиеся в ПТУ могут стать
источником знакомства с наркотиком. В наше время многие дети из т. н.
«благополучных» семей употребляют наркотики, потому что они освящены для
них модой, молодежной культурой. Именно мода обеспечивает эпидемические
масштабы наркомании, вовлекая все большие круги молодежи, хотя далеко не
все из пробовавших наркотики становятся наркоманами.
Если общество имеет моральное право бороться с наркобизнесом, то с
модой бороться невозможно, в ней проявляет себя эпоха. Трудно сказать, чем
вызвана в конце XX века массовая мода на наркотики. Возможно, в условиях
общего кризиса культуры, искусства и религии, в какомто смысле исчерпавших
свои собственные ресурсы, творческий дух ищет искусственные средства
существования (8).
В данном параграфе нами была изучена наркомания как социальная
9 «Ежегодная всероссийская олимпиада научных и студенческих работ в сфере
профилактики наркомании»
проблема, имеющая глобальный масштаб и характер. Мы рассмотрели основные
факторы и причины, влияющие на формирование наркотической зависимости.
Согласно многим научным теориям, профилактика является одним из лучших
методов борьбы с наркоманией. Рассмотрим подробнее направления социальной
работы по профилактике подростковой наркомании в параграфе 1.2.
1.2 Направления социальной работы по профилактике наркомании
среди подростков
Профилактика наркомании совокупность мероприятий политического,
экономического, правового, социального, медицинского, педагогического,
культурного, физкультурноспортивного и иного характера, направленных на
предупреждение возникновения и распространения наркомании (38, ст. 1). Как
показывает мировая практика, излечить от наркомании удается не более 2 3
процентов заболевших.
На государственном уровне проблема наркомании разрабатывается в
основном в контексте борьбы с незаконным оборотом наркотиков, организации
просвещения населения с точки зрения юридической ответственности и
медицинского аспекта заболеваний; направлена на установление строгого
контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ, на
постепенное сокращение числа больных наркоманией, а также на сокращение
количества правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических
средств, психотропных веществ (38, ст. 4).
Огромную роль могут сыграть и средства массовой информации, которые
в значительной степени формируют общественное мнение. К сожалению,
социальная реклама у нас, в отличие от западных стран, до сих пор в диковинку.
Только в последнее время власть и средства массовой информации стали
использовать ролики, посвященные антинаркотической пропаганде.
Антинаркотическая пропаганда пропаганда здорового образа жизни, в
10 «Ежегодная всероссийская олимпиада научных и студенческих работ в сфере
профилактики наркомании»
том числе физической культуры и спорта, направленная на формирование в
обществе негативного отношения к наркомании (38, ст. 4).
Существующая система наркотической помощи ориентирована, прежде
всего, на помощь лицам уже страдающим химической зависимостью и
недостаточно эффективна для оказания помощи потребителям наркотиков на
этапе начала заболевания (29).
Профилактика наркомании в общем виде представляет собой комплекс
мероприятий, направленных на предотвращение проблем, связанных с
употреблением наркотических веществ. Это нестрогое определение приводит к
тому, что профилактическая работа может иметь различные цели, например,
сведение к минимуму эффектов использования незаконных наркотиков либо
наркосодержащих средств (41, с.4).
Профилактику можно рассматривать как особый вид деятельности,
интегрирующий следующие области знаний: медицину, педагогику, психологию,
социологию, информационные технологии. В исследовании проблемы
профилактики наркомании в России можно выделить ряд этапов.
На первом (конец XIX – 30е гг. XX в.) изучались социальные причины
наркомании и алкоголизма, бытовые и социальногигиенические аспекты
проблемы, выявлялась связь отклонений с другими формами девиантного
поведения. Были разработаны методики обследования, пути и способы лечения
и профилактики. Созданный в 1923 г. Институт социальной гигиены
Наркомздрава РСФСР осуществлял координацию исследований и разрабатывал
проекты профилактической работы, основными направлениями которой были
санитарное просвещение и проведение массовых мероприятий.
На втором этапе (30 – 50е гг. XX в.) исследования были прекращены,
поскольку тема социальных отклонений перешла в разряд запретных. На третьем
(конец 50х – 80е гг. XX в.) в силу ряда причин ею занимались в основном узкие
специалисты – психиатры, наркологи, юристы. Четвертый этап (перестроечный
11 «Ежегодная всероссийская олимпиада научных и студенческих работ в сфере
профилактики наркомании»
период) ознаменовался резким всплеском интереса к проблемам девиантного
однако исследования не всегда были подкреплены
поведения,
методологическим анализом девиации как социального феномена.
Сегодня есть смысл говорить о начале пятого этапа. Профилактика
детской, подростковой и юношеской наркомании становится одной из
важнейших задач общества (3, с.23).
Наиболее удобным местом для профилактической работы является
школа, где осуществляется целенаправленное и систематическое обучение на
протяжении ряда лет. Типовые, а иногда создаваемые специально для данной
школы профилактические программы включаются в учебный план (32).
Для большинства детей школа является основным местом
времяпрепровождения и средой, определяющей их дальнейшую судьбу.
Общеобразовательные учреждения обладают уникальной возможностью при
тесном взаимодействии с семьей, общественностью, властными и силовыми
структурами расширить воспитательное пространство школы и проводить
разработку и внедрение комплексного антинаркотического воспитания.
Необходима такая организация педагогического процесса, когда посредством
антинаркотического воспитания у будущего поколения формируется культура
адекватного социальным нормам поведения и здорового образа жизни.
Учителя,
психологи,
социальные педагоги могут играть в
профилактической работе решающую роль. Главная педагогическая цель –
сформировать психологический иммунитет, т.е. вызвать у подростка
отрицательное отношение к наркотикам. В более раннем возрасте – на уровне
«хорошо – плохо», а в старшем – объяснить губительные механизмы действия
наркотиков (3, с.26).
Педагогическая профилактика предотвращает начало употребления
наркотиков, повторяющееся употребление на начальной стадии (аддиктивное
поведение, т. е зависимость), отрицательное влияние наркотических веществ на
12 «Ежегодная всероссийская олимпиада научных и студенческих работ в сфере
профилактики наркомании»
развитие личности и на сам процесс жизнедеятельности ученического
коллектива.
Целью педагогической профилактики является создание в
образовательной среде ситуации, препятствующей развитию злоупотребления
наркотиками; формирование стратегии ведения здорового образа жизни;
воспитание личности, способной к анализу своих поступков, имеющей
критическое мышление,
сопротивления групповому давлению (41, с.5).
навыки конструктивного взаимодействия и
Согласно классификации ВОЗ, профилактику принято разделять на
первичную, вторичную и третичную.
Первичная профилактика направлена на предупреждение возникновения
болезни. В подростковой наркологии она включает меры борьбы со
злоупотреблением алкоголем,
наркотиками и другими токсическими
веществами – по сути дела, борьбу с аддиктивным поведением у подростков (13,
с.47).
У учащегося формируются навыки эффективного общения и оценки
проблемной ситуации, принятия решения; усиление личностных ресурсов,
препятствующих развитию саморазрушающего поведения; навыки защиты своего
«Я» и умения говорить «Нет» (41, с.5). Программы первичной профилактики
включают антинаркотическую пропаганду, приобщение к посильному труду,
организацию здорового досуга, вовлечение молодежи в общественно полезную
деятельность, занятия спортом, искусством, туризмом и т.д.
Наиболее целесообразно проводить первичную антинаркотическую
профилактику в школах в соответствии с утвержденными программами. Но в
силу специфичности предмета многие педагоги испытывают затруднения в
выборе тактики проведения профилактических занятий. Поэтому занятия по
профилактике всех форм наркомании должны проводить специально
подготовленные педагоги.
13 «Ежегодная всероссийская олимпиада научных и студенческих работ в сфере
профилактики наркомании»
Задачи первичной профилактики:
1)
создание школ, свободных от психоактивных веществ (изменение
школьной политике по отношению к алкоголю, наркотикам и табачным
изделиям; внедрение позитивной профилактики в школьные уроки, наличие
пособий по профилактике и включение уроков в школьное расписание; создание
групп самопомощи учеников; программы для подготовки школьных лидеров
среди учеников и родителей);
2)
выявление группы риска (по специально разработанным
методическим рекомендациям);
3)
работа с родителями (дать родителям необходимую информацию по
проблеме, способствующую эффективному социальноподдерживающему и
нуждающихся в
развивающему поведению;
выявить родителей,
профессиональной медикопсихологической помощи; оказать помощь в
осознании собственных семейных и социальных ресурсов);
4)
работа с педагогическим коллективом (подготовка специалистов,
способных проводить уроки по позитивной профилактики в школах и по
выявлению группы риска) (21, с.154).
Вторичная профилактика подразумевает меры, предназначенные для того,
чтобы задержать развитие болезни, сюда относят не столько раннюю
диагностику и своевременное лечение, сколько совокупность мер для
предотвращения рецидивов после лечения раннего алкоголизма, наркомании,
токсикомании, включая противорецидивное лечение (13, с.47).
Вторичная профилактика имеет дело уже с начавшимся
злоупотреблением. Основной принцип на этом этапе – раннее выявление данной
«группы риска», оказание адекватной психологопедагогической помощи,
направление к специалистам. Объектом этой формы профилактики являются
молодые люди, подростки и дети, начинающие употреблять табачные изделия,
алкоголь, наркотические и токсикоманические средства, а также лица с высокой
14 «Ежегодная всероссийская олимпиада научных и студенческих работ в сфере
профилактики наркомании»
степенью риска приобщения к потреблению любых психоактивных веществ
(ПАВ). Цель вторичной профилактики – раннее выявление начавших
употреблять ПАВ и помощь потенциальным алкоголикам, наркоманам и
токсикоманам во избежание возникновения у них психической и физической
зависимости от интоксикантов. В этих случаях требуется целенаправленное,
чаще всего совместная работа квалифицированных специалистов – врачей,
психологов, педагогов с целью активизации волевых ресурсов подростков,
молодых людей, а иногда и детей, злоупотребляющих тем или иным видом ПАВ.
Главная задача вторичной профилактики – не опоздать с принятием
оздоровительных мер, то есть предупредить формирование устойчивой
зависимости от принимаемого интоксиканта.
Задачи вторичной профилактики:
1)
работа с детьми групп риска (выявление патологии, лечение и
наблюдение у специалистов; создание программ для работы с ними);
2)
создание
центра
методы
психотерапевтической работы направлены на социализацию и адаптацию
реабилитации,
где
все
(тренинги повышения самооценки, уверенности в себе, снятие напряжения и
т.д.);
3)
работа с родителями данной группы (лекционные и практические
занятия оказывающие профессиональную медикопсихологическую и
психотерапевтическую помощь нуждающимся родителям; создание групп
взаимопомощи, обучение навыкам социальноподдерживающего и развивающего
поведения в семье и взаимоотношениях с детьми) (21, с.154).
Третичная форма профилактики заключается в лечении людей, полностью
зависимых от наркотиков (зависимость на социальном, психическом и
физическом уровнях). Это оказание помощи людям, страдающим алкоголизмом
и наркоманией. Она включает в себя диагностические, лечебные и
реабилитационные мероприятия. Её цель – предупреждение дальнейшего
15 «Ежегодная всероссийская олимпиада научных и студенческих работ в сфере
профилактики наркомании»
распада личности и поддержание дееспособности человека. В этом случае речь
идет уже о трудноизлечимой болезни, требующей серьезного лечения, успех
которого наиболее вероятен лишь при очень твердом намерении больного
побороть свой недуг.
Подросток попадает в поле зрения специалистов, как правило, с уже
сформировавшимся заболеванием, когда проявились все трагические
последствия потребления наркотических средств и помощь малоэффективна.
Задачи третичной профилактики:
1)
формирование
реабилитационной
реабилитационных
программ,
включающих
психологические, социальные и духовные методики);
среды
(реализация
психотерапевтические,
2)
3)
создание групп взаимопомощи;
взаимодействие с группами «Анонимные алкоголики» и
«Анонимные наркоманы».
Третичная профилактика – прерогатива медиков и близких больному
людей. В большинстве случаев у сформировавшихся алкоголиков и наркоманов
не хватает сил и мужества самостоятельно преодолеть зависимость, бороться со
своим падением. Чтобы вернуться к жизни, от которой они хотели убежать с
помощью наркотиков, им необходима помощь друзей и родных, сознающих, что
силой эту болезнь не одолеть. Нужны такт, доверие, благорасположение,
создание у больного ощущения безопасности и самостоятельности, а также
уверенности в том, что его любят (21, с.154).
При первичной профилактике эффективность воздействия составляет 60
70%, при вторичной – 3040%, при третичной – 35% (41, с.5).
Основными направлениями профилактики наркомании и предупреждения
наркопреступности являются:
своевременное выявление причин и условий, способствующих
распространению наркомании и наркопреступности, организация и реализация
16 «Ежегодная всероссийская олимпиада научных и студенческих работ в сфере
профилактики наркомании»
мер по их устранению или минимизации;
формирование в обществе негативного отношения к наркомании и
связанным с ней правонарушениям;
антинаркотическая пропаганда и реклама, противодействие фактам
пропаганды и незаконной рекламы наркотиков;
психологопедагогическая и медицинская диагностика наркотического
поведения и своевременное выявление незаконных потребителей наркотиков и
лиц, склонных к их потреблению;
повышение уровня осведомленности населения о негативных
последствиях немедицинского потребления наркотиков и ответственности за
участие в незаконном обороте наркотиков;
изучение и внедрение в практику наиболее эффективных видов и
направлений профилактической работы, основанных на отечественном и
зарубежном опыте организации профилактики наркомании и предупреждения
наркопреступности;
создание условий и формирование мотивации на лечение у лиц, больных
наркоманией, повышение эффективности и доступности социальномедицинской
и духовнопсихологической реабилитации, развитие сети реабилитационных
учреждений; снижение тяжести медицинских и социальных последствий
наркомании;
организация мониторинга наркоситуации и осуществление постоянного
контроля масштабов распространения незаконного оборота и потребления
наркотиков в Российской Федерации;
укрепление материальнотехнической базы и кадрового состава
наркологических служб;
обучение и переподготовка педагогов образовательных учреждений,
родителей (иных законных представителей) и других специалистов,
осуществляющих работу с молодежью (в том числе медицинских работников и
17 «Ежегодная всероссийская олимпиада научных и студенческих работ в сфере
профилактики наркомании»
психологов) современным формам, методам и средствам профилактики
наркомании и предупреждения наркопреступности;
популяризация массовых видов спорта и вовлечение детей и подростков
в систематические занятия физической культурой и спортом;
формирование волонтёрского молодёжного антинаркотического
движения;
проведение научных исследований в сфере профилактики наркомании,
реабилитации наркозависимых и предупреждения наркопреступности;
совершенствование законодательства в сфере профилактики
реабилитации наркозависимых и предупреждения
наркомании,
наркопреступности (19).
Таким образом, решение проблемы профилактики наркомании среди
подростков имеет большое социальное, экономическое и нравственное значение.
Мы выделяем следующие направления профилактики: педагогическая,
социальная,
антинаркотическая пропаганда,
формирование антинаркотического мировоззрения и создание условий для
медицинская,
правовая,
здорового образа жизни, а также первичная, вторичная и третичная
профилактика. Для изучения того, как на практике реализуются данные
направления профилактической работы с подростками, рассмотрим обобщение
опыта решения проблемы в регионах РФ в параграфе 2.1.
18 «Ежегодная всероссийская олимпиада научных и студенческих работ в сфере
профилактики наркомании»
Глава 2. Практика профилактики наркомании в подростковой среде
2.1 Обобщение опыта социальной работы по профилактике
наркомании среди подростков в регионах РФ
В современной российской действительности среди множества проблем на
одно из первых мест все больше выходит проблема массовой наркотизации
населения. Имеется достаточно оснований утверждать, что сегодня наркотики
проникли во все социальные слои, категории и возрастные группы граждан. На
сегодняшний день ситуация с употреблением наркотических средств среди
молодежи ухудшилась настолько, что можно говорить о наркотической
эпидемии, охватившей не только Россию, но и весь мир. Степень
информированности всего населения об этой проблеме достаточно низка,
несмотря на глобальный характер, который она приняла. Взрослые люди
зачастую не знают самого основного и элементарного, не говоря о подростках. А
ведь именно эта категория является основной массой, употребляющей
наркотики.
Профилактика наркомании среди подростков – эта работа всех тех, кто
связан с подрастающим поколением – учителей, воспитателей, школьных
психологов, социальных педагогов, специалистов по социальной работе. Причем
чем компетентнее,
слаженнее и качественнее будет организована
профилактическая работа, тем выше вероятность того, что она в конечном счете
приведет к действительным, долгосрочным изменениям. В то же время
подростки и молодежь сами должны иметь возможность влиять на процесс
принятия решений, непосредственно затрагивающих их интересы. У них также
достаточно сил для того, чтобы оказывать помощь своим сверстникам, другим
членам общества. Для периода юности характерны как особые потребности, так
и большой созидательный потенциал. Имея доступ к необходимой информации и
услугам, а также активно участвуя в общественной жизни, подростки и
19 «Ежегодная всероссийская олимпиада научных и студенческих работ в сфере
профилактики наркомании»
молодежь реализуют свой потенциал и вырастают гражданами своей страны.
В настоящее время практически во всех регионах РФ осуществляются
комплексные программы,
объединяющие усилия государственных и
общественных организаций при планировании и проведении в жизнь
мероприятий, касающихся молодежи.
Таким образом, опыт показал, что наиболее перспективной с точки зрения
предполагаемых результатов работы оказалась группа активных противников.
То, что она на момент начала проекта была самой немногочисленной из всех
перечисленных групп и при этом наиболее защищенной от влияния сторонников
употребления наркотиков, поначалу отвлекало внимание. Но на деле именно эта
группа за счет наличия у нее выраженной и активной позиции оказалась
реальной силой для изменения соотношения сил в подростковом сообществе.
Организация работы по профилактике наркомании в условиях МБОУ
СОШ № 10 п. Гирей включает в себя такие приоритетные направления как:
сохранение и укрепление здоровья школьников;
воспитание внутренней потребности вести здоровый образ жизни;
в школе ежегодно проводится опрос и анкетирование учащихся, целью
которого является выявление детей, употребляющих ПАВ (курящих,
употребляющих алкоголь и наркотические вещества);
информационнопросветительская работа с семьями учащихся по
вопросам профилактики злоупотребления психоактивных веществ.
На наш взгляд данные меры направлены непосредственно на первичную
антинаркотическую профилактику, организацию здорового досуга, вовлечение
подростков в общественно полезную деятельность, занятия спортом,
искусством. Чтобы сделать вывод о том, эффективна ли проводимая работа в
МБОУ СОШ № 10 мы проведем исследование, результаты которого представим
в параграфе 2.2, оно покажет отношение подростков к наркотикам и причины
употребления наркотических веществ.
20 «Ежегодная всероссийская олимпиада научных и студенческих работ в сфере
профилактики наркомании»
2.2 Ход и результат исследования. Разработка рекомендаций по
совершенствованию профилактической работы с подростками в школе
Наркомания и токсикомания – проблемы преимущественно подростковые,
так как приобщение личности к наркотическим и токсическим средствам
обусловлено в определенной степени особенностями ее физиологического и
психического развития. Это время быстрых перемен и трудных исканий.
Одновременно подростки сталкиваются с многочисленными психологическими
проблемами: они становятся независимыми от родителей, учатся правильно
строить свои отношения со сверстниками, вырабатывают для себя комплекс
этических принципов, развиваются интеллектуально, приобретают чувство
индивидуальной и коллективной ответственности. В России насчитывается
более 2,5 млн. наркоманов. 20% от общего числа это школьники, 60%
молодежь в возрасте 1630 лет.
Для изучения отношения подростков к наркотикам и причины
употребления наркотических веществ нами было проведено исследование в
МБОУ СОШ № 10 в 8 классах. Основным методом нашего исследования стало
анкетирование. В нем приняло участие 40 подростков. Ученикам задавалось 15
вопросов, на которые им необходимо было ответить. Средний возраст
респондентов 15 лет.
Условия воспитания в семье на наш взгляд существенно влияют на
развитие и становление подростка как личности. 60% респондентов
воспитываются в неполных семьях. Как правило, именно проблемы в семье
толкают ребенка в «группу риска», создают почву для обращения ребенка к
наркотикам. Психологами давно доказано, что неполная семья сама по себе
порождает патологии развития. У 55% опрошенных взаимоотношения с
родителями дружеские, 25% отмечают непонимание в семье, остальные 20%
видят конфликт с родителями. Проблема взаимоотношений родителей и детей
21 «Ежегодная всероссийская олимпиада научных и студенческих работ в сфере
профилактики наркомании»
существовала во все времена. Но наиболее напряженные отношения присущи
именно подростковому возрасту, когда ребенок переживает пубертатный
кризис, связанный с половым созреванием и психологическим взрослением. В
этот период подросток стремиться быть независимым от взрослых,
освободиться от их опеки, контроля. Поэтому для подростка характерна
конфликтность взаимоотношений с родителями.
Досуг одна из важнейших составляющих структуры свободного времени.
По результатам исследования почти все подростки большую часть свободного
времени тратят на общение с друзьями, просмотр телевизора, компьютерные
игры и Интернет. 8% на занятие спортом, 4% чтение книг. На организацию
досуговой деятельности оказывают влияние множество факторов, в том числе,
общекультурные тенденции, экономический, образовательный статус семьи.
На вопрос, по какой причине молодые люди чаще всего пробуют
наркотики 90%, опрошенных поставили четыре предложенных варианта ответа.
Это были: 1) чтобы не отставать от сверстников, 2) для снятия напряжения,
ухода от проблемы, 3) из любопытства, 4) это модно. На сегодняшний день
подростки подвергаются огромному влиянию моды. В магазинах продавцы
предлагают аксессуары с наркосимволикой, наркотики стали неотъемлемым
атрибутом молодежных вечеринок, концертов популярных артистов и
музыкальных групп, дискотек. Федеральный закон РФ «О наркотических и
психотропных веществах» гласит, что «запрещена пропаганда наркотических
средств, психотропных веществ, в том числе пропаганда какихлибо
преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных
веществ, подавляющих волю человека либо отрицательно влияющих на
состояние его психического или физического здоровья; реклама наркотических
средств и психотропных веществ может осуществляться исключительно в
специализированных печатных изданиях, рассчитанных на медицинских и
фармацевтических работников. Распространение в целях рекламы образцов
22 «Ежегодная всероссийская олимпиада научных и студенческих работ в сфере
профилактики наркомании»
средств, содержащих наркотические средства или психотропные вещества,
запрещается; нарушение норм, установленных настоящей статьей, влечет
ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации».
Наркотики входят в нашу жизнь, становятся совершенно нормальной и
обоснованной ее частью, они входят в моду, как в неотделимую часть медиа
индустрии, шоу и кинобизнеса, несмотря на то, что популяризация образов всех
популярных наркотиков запрещена (28).
Негативное,
осуждающее отношение подростков к людям,
употребляющим наркотики отмечают 26%, 70% относятся безразлично, 4%
испытывают жалость к людям, больным наркоманией.
Диаграмма 1. Отношение подростков к людям, употребляющим
наркотики.
У 38% опрошенных есть знакомые, употребляющие наркотики – это
говорит о том, что настоящая проблема сильно затрагивает наше общество в
настоящее время, и подтверждает тот факт, что число наркоманов неуклонно
растет.
23 «Ежегодная всероссийская олимпиада научных и студенческих работ в сфере
профилактики наркомании»
98% детей на вопрос о том, куда бы они обратились при возникновении
проблем с наркотиками, выбрали три варианта: друзьям, родителям, врачам.
Подростку нужен ктото, к кому можно прийти за пониманием, одобрением и
советом.
Мы предлагаем помимо осуществляемых мер ввести следующие:
1) предоставить взрослым возможность познакомиться с информацией и
статистикой по проблеме профилактики ПАВ;
2) убедить родителей в необходимости активного обсуждения этой
проблемы в семье;
3) применять приём, когда к проведению тематических мероприятий
привлекаются сами несовершеннолетние, т.е. ученик обучает ученика, что
решает сразу несколько задач:
охват работой достаточно большой аудитории несовершеннолетних;
формирование устойчивых антинаркотических установок как у самих
волонтёров, так и у тех ребят, с кем они занимаются;
развитие чувства самоуважения и ответственности;
формирование навыков, важных для взрослой жизни;
4) постоянно развивать систему дополнительного образования, где ребята
смогут посещать кружки по интересам, спортивные секции, художественно
музыкальные студии;
5) регулярно на базе школы для учащихся, родителей и педагогов
проводить просмотр видеофильмов и антирекламных роликов по данной
проблеме;
6) каждую четверть библиотекарем школы проводить обзор новых
журналов, книг, специальной литературы, посвящённых профилактике
наркомании.
На наш взгляд эти весьма простые рекомендации не только
усовершенствуют профилактическую работу с подростками в школе, но и
24 «Ежегодная всероссийская олимпиада научных и студенческих работ в сфере
профилактики наркомании»
принесут весьма положительные результаты.
25 «Ежегодная всероссийская олимпиада научных и студенческих работ в сфере
профилактики наркомании»
Глава III. Дети из социальнонеблагополучных семей
3.1 Семейная дезадаптация и негативные социальные факторы,
способствующие ранней наркотизации детей из социально
неблагополучных семей
Ключевым условием для оптимального социального развития ребенка
является семья. Конвенция ОНН о правах ребенка (1989) «признает важность
семьи как первичной социальной группы и естественной обстановки для роста и
благополучия детей». Мировое сообщество определяет, это не столько право
родителей над ребенком (подчинение родителям), сколько ответственность
перед ребенком. Признавая значимость семьи как ведущего института
социализации, следующим образом определим семейную дезадаптацию.
Семейная дезадаптация это состояние ребенка, связанное с нарушением
семейных отношений, при которых он не может найти «свое место в семье» и в
оптимальной степени реализовать потенциальные возможности возрастного
развития, свои способности к самореализации и личностному росту.
В настоящее время в анализе семейной дезадаптации сформировались два
подхода:
первый основан на оценке структурированных признаков полная,
неполная семья, стереотип неправильного воспитания, алкоголизация
родителей, аморальное или криминальное поведение родных;
второй обращен к анализу психологических аспектов кризисной
семейной ситуации и особенностям личностного реагирования в конфликте.
Как правило, объективная сторона семейной дезадаптации представлена
это конфликт между
С одной стороны,
двойным конфликтом.
дисфункциональной, асоциальной и деструктивной семьей и обществом в целом,
с другой стороны это внутрисемейный, межличностный конфликт в случаях
диссоциированной или распадающейся семьи. Субъективная для ребенка
26 «Ежегодная всероссийская олимпиада научных и студенческих работ в сфере
профилактики наркомании»
сторона кризисной семейной ситуации отражает его включенность в конфликт и
особенности реагирования с учетом возрастных психологических и личностных
свойств. Двусторонняя обусловленность семейной дезадаптации объясняет тот
факт, почему различные типы нарушений функционирования семьи не имеют
прямой причинной связи с психической травматизацией. Для того чтобы
нарушенные семейные отношения стали источником травматического
переживания несовершеннолетнего, они должны быть субъективно, личностно и
эмоционально значимыми для него, носить характер неразрешимого конфликта в
мире психологических отношений. Дисфункциональные семьи, семьи с
хроническими, конфликтными отношениями, асоциальные семьи составляют
большую социальную группу, которая является областью повышенного риска
эмоционального отвержения детей, необеспечения их условиями для реализации
жизненно необходимых потребностей в защите и уходе. Эти семьи являются
областью повышенного уровня насилия по отношению к детям, и риска
формирования у детей в этих семьях устойчивой социальной дезадаптации с
высокой частотой случаев отклоняющего поведения и состояний зависимости от
ПАВ.
Следует подчеркнуть связь между насилием по отношению к ребенку и
выраженностью в последующем в структуре его личности черт агрессивности. У
таких детей описана стойкая делинквентность, а также установлен жестокий
характер преступлений, совершаемых лицами, которыми в детстве пренебрегали
или с которыми обращались жестоко.
В связи с нарушенными в семье особенностями социальной ситуации
развития ребенка сформулируем такое важное понятие, как «семья социального
риска». Выделим два ведущих типа семей «социального риска».
1.
Конфликтная семья. Для этой семьи типичны «запутанные
отношения» между членами семьи, то есть деструктивные, межличностные
отношения в семье. В такой семье существуют проблемы с алкоголем и
27 «Ежегодная всероссийская олимпиада научных и студенческих работ в сфере
профилактики наркомании»
наркотиками; у членов семьи,
наблюдаются
психосоматические, то есть связанные с психогенными причинами, нарушения
особенно у женщин,
со стороны соматического здоровья.
2.
Асоциальная семья. Для этой семьи характерны: сочетание
затяжных, конфликтных внутрисемейных отношений с криминологической и
наркологической отягощенностью; нарастающая социальная изоляция с
выключением семьи из доверительных или поддерживающих отношений с
другими семьями в микрорайоне. Дети, проживающие в такой семье,
испытывают различные формы давления: разъединенность и эмоциональное
отвержение со стороны родителей, заброшенность и насилие, чувство вины и
стыда за поведение других членов семьи, например, алкоголизирующихся
матери, отца. Они вынуждены соизмерять свое поведение и свои отношения с
«двойным стандартом правил» аморальным как норма поведения внутри своей
семьи и морально императивным как определенные правила поведения вне семьи
в школе, в общении с другими. При этом они стремятся перенести стиль
внутрисемейных «образцов поведения» на свои взаимоотношения с
окружающими, навязать его, если не встречают действенного отпора.
Перечислим негативные социальные факторы, которым подвержены
больше всего дети из социальнонеблагополучных семей:
1.
наличие члена семьи,
злоупотребляющего алкоголем или
наркотиком,
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
негативное эмоциональное напряжение в семье,
высокий уровень конфликтности с родителями,
случаи жестокого обращения с детьми
отсутствие в семье благоприятной эмоциональной атмосферы
типичные ошибки родителей в воспитании детей
особенности подросткового возраста,
стресс «неисполнение ожиданий»,
28 «Ежегодная всероссийская олимпиада научных и студенческих работ в сфере
профилактики наркомании»
раннее включение ребенка в асоциальную среду,
9.
10. ранняя алкоголизация и наркотизация.
Выделенные негативные факторы преломляются через мир внутренних
психологических переживаний ребенка и существенно модифицируют его
поведение. В одних случаях наблюдаются понижение личностной активности,
замедление самоопределения, неспособность к сознательному выбору своей
линии жизни и как следствие подражательность, иждивенчество, трудности в
общении. В других случаях в личностном реагировании преобладают черты
гиперактивности с ранним уходом в асоциальную среду. Анализ условий жизни
таких детей и подростков показывает, что невозможно выделить одну главную
причину, послужившую фактором риска. Специалисты чаще всего фиксируют
сочетание многих неблагоприятных условий, которые делают невозможным
дальнейшее проживание детей в семьях, где создается прямая угроза здоровью
ребенка и его жизни.
1.2 Особенности детей из социальнонеблагополучных семей
Отличительной особенностью детской психики и детского организма
является то, что на тяжелые и длительные стрессы ребенок чаще реагирует
дистрессом патологической, болезненной реакцией дезадаптации. Это связано
в первую очередь с возрастом детей. Свой возрастной аспект имеет и
отличительная особенность неспособности ребенка рассказать и выразить свои
негативные эмоциональные переживания, поэтому состояние дистресса у детей
часто не распознается. В связи с этим, что сам ребенок не способен справиться с
ситуацией, он начинает проявлять нарастающие затруднения через нарушения
поведения.
Воздействие неблагоприятных, а часто нечеловеческих условий жизни
детей в семьях достаточно длительное время вызывает негативные психические,
29 «Ежегодная всероссийская олимпиада научных и студенческих работ в сфере
профилактики наркомании»
физические и другие изменения в организме ребенка, приводящие тяжелым
последствиям.
В трудностях поведения детей и подростков очень часто отзываются
проблемы самих родителей, корнями уходящие в их собственное детство.
Психологами давно доказано, что большинство родителей, у кого трудные,
проблемные дети, сами в детстве страдали от конфликтов с собственными
родителями. На основании многих фактов психологи пришли к выводу, что
родительского поведения непроизвольно «записывается»,
стиль
«запечатлевается» в психике ребенка. Это происходит очень рано, еще в
дошкольном возрасте, и, как правило, бессознательно. Став взрослым, человек
воспроизводит этот стиль как вполне «естественный». Он не знает других
отношений в семье. Из поколения в поколение происходит социальное
наследование стиля отношений в семье; большинство родителей воспитывают
своих детей так, как их самих воспитывали в детстве.
По данным исследований анализ контингента детей, которые попадают в
социальнопедагогическую систему поддержки и помощи, показывает, что все
они перенесли всякого рода стрессовые ситуации. По мнению специалистов,
дети, перенесшие стрессовые ситуации, отличаются своим поведением от
обычных детей. Это поведение называют патологией. Под патологией поведения
понимается не принятый в данной культуре тип поведения, вызывающий
страдания, страх, боль, горе у других людей.
Стрессовые ситуации, из которых ребенку трудно выпутаться, как
правило, негативно влияют на нормальное функционирование всего организма.
Они вызываются многими причинами утратой любимого, близкого человека,
разводом и повторным браком родителей, хроническими заболеваниями,
продолжительной психической угрозой, сексуальным насилием и его
последствиями, драками, скандалами, последствиями дорожнотранспортных
происшествий, воинами, стихийными бедствиями и катастрофами и т.д.
30 «Ежегодная всероссийская олимпиада научных и студенческих работ в сфере
профилактики наркомании»
Чем меньше ребенок, тем труднее складывается для него ситуация
развития в неблагополучной семье, где постоянные ссоры между родителями,
несогласие с другими членами семьи, физическая агрессия, так как это
способствует появлению чувства незащищенности, беззащитности. В семьях, где
преобладает напряженная, угнетающая и тревожная обстановка, нарушается
нормальное развитие чувств детей, они не испытывают чувства любви к себе, а
следовательно, и сами не имеют возможности его проявлять.
Наиболее сильное влияние оказывает на ребенка ситуация, когда семья
находится на грани распада, дети чутко улавливают даже скрытую
враждебность, взаимное безразличие родителей, взаимные обиды. Обычно дети
имеют привязанность к обоим родителям и переживают страх изза возможности
потерять их, а вместе с ними и чувство собственной безопасности.
Очень сложно складывается психологическая обстановка для развития
ребенка, лишенного родительской любви, отторгнутого собственными
родителями, переносящего оскорбления, издевательства, насилие, побои, голод
и холод, отсутствие одежды, теплого жилья и т.д. Ребенок в таких ситуациях
пытается сам изменить свое душевное состояние (вырывает волосы, грызет
ногти, суетится, «эффект зализывания ран», боится темноты, ему могут сниться
кошмары, он ненавидит людей, которые его окружают, ведет себя агрессивно).
Ребенку свойственно копировать поступки, способы выражения мыслей и
чувств, которые он наблюдает у родителей в первую очередь. Ребенок учится
жить, подражая родителям, членам семьи, с раннего детства стремится
завоевать одобрение родителей тем, что он ведет себя и думает так, как этого
хотят родители, или же, наоборот, он отвергает их ценности. Образ жизни
родителей оказывает на родителей такое сильное воздействие, что на
протяжении всей жизни они вновь и вновь возвращаются к его повторению.
Большая часть усвоенного детьми в семье опыта жизни переходит в
подсознание. Подсознательная программа «наследия предков», заложенная в
31 «Ежегодная всероссийская олимпиада научных и студенческих работ в сфере
профилактики наркомании»
человеке семьей, действует в течение всей жизни и формирует жизненные цели,
определяет устои, убеждения, ценности, умения выражать чувства. Попадая в
трудные ситуации, ребенок всегда использует опыт, полученный в семье.
Длительное проживание в асоциальных семьях, где царит насилие и
отчуждение, приводит к снижению у детей эмпатии способности понимать
других и сочувствовать им, а в некоторых случаях и к эмоциональной
«глухоте». Все это затрудняет в дальнейшем воздействие педагогов и других
специалистов на ребенка, приводит к активному сопротивлению с его стороны.
Если ребенок отягощен обстоятельствами жизни, отношениями родителей,
то он замечает враждебность жизни, даже если он об этом не говорит. Сильные
впечатления получает ребенок, родители которого занимают низкое социальное
положение, не работают, попрошайничают, пьют, воруют, живут в подвалах, в
антисанитарных условиях. Такие дети вырастают в страхе перед жизнью, они
отличаются от других, прежде всего враждебностью, агрессивностью,
неуверенностью в себе. Нередко у детей, выросших в таких условиях, на всю
жизнь сохраняется заниженная самооценка, они не верят в себя, в свои
возможности.
Дети и подростки, со свойственной этому возрасту особой
чувствительностью, оказываются наиболее незащищенными, уязвимыми,
одинокими и психологически беспомощными перед жизненными трудностями.
Часто они не готовы к новым жестоким требованиям общества, не способны
сделать самостоятельный выбор и взять на себя ответственность за свое
поведение, за свое будущее, и поэтому оказываются в стрессовых ситуациях. Не
обладая жизненными навыками, не умея выбирать эффективные способы снятия
напряжения, которые давали бы им возможность сохранить свою
индивидуальность и сформировать здоровый эффективный стиль жизни, они не
справляются с многочисленными проблемами. Это приводит к дезадаптивному и
32 «Ежегодная всероссийская олимпиада научных и студенческих работ в сфере
профилактики наркомании»
саморазрушающему поведению, в том числе злоупотреблению наркотиками и
другими психоактивными средствами.
Глава IV. Содержание деятельности антинаркотической работы с детьми
из социальнонеблагополучных семей
Содержание антинаркотической работы включает в себя следующие
направления: диагностирование учащихся, профилактика наркомании и
пропаганда здорового образа жизни, обеспечение условий для профилактики
злоупотребления наркотиками см. табл. 1.
Таблица 1
Направление
деятельности
Диагностирова
ние учащихся
План антинаркотической работы
Цель деятельности Форма работы
Методы
работы
срок
проведения
выявление детей из
социально
неблагополучных
семей и их
отношения к
наркотикам и
наркоманам.
анкетирование
опрос, беседа,
акт
обследования
условий
проживания
семьи
сентябрь
апрель
33 «Ежегодная всероссийская олимпиада научных и студенческих работ в сфере
профилактики наркомании»
раннее выявление,
предупреждение
фактов
отклоняющего
поведения
подростков из
Профилактика
наркомании и
пропаганда
здорового образа
жизни
социально
неблагополучных
семей и пропаганда
здорового образа
жизни
создание
благоприятных
условий для
реализации
антинаркотической
работы
Обеспечение
условий для
профилактики
злоупотребления
наркотиками
Профилактические
занятия
семинарпрактикум для
педагогов школы для
знакомства с
методиками, педсоветы,
родительские собрания
и индивидуальные
консультирования
мозговой
штурм,
дискуссия,
группы
обучения во
взаимодействии
, ролевое
моделирование,
драматические
представления
в течение года
беседы, лекции,
консультации
в течение года
4.1 Диагностирование учащихся 8 класса
Диагностирование проводилось в 8 классе МБОУ СОШ № 10 с целью
выявления детей из социальнонеблагополучных семей и их отношения к
наркотикам и наркоманам.
Структура семьи является одним из показателей социального
благополучия ребенка, но есть и другие показатели, которые играют не
маловажную роль в определении статуса ребенка. Для определения этого
статуса заполнила матрицу социального благополучия ребенка. (см. Приложение
1).
Матрицу заполняют на основе собираемой информации о ребенке. Данная
матрица позволяет своевременно выявить детей «группы риска» для принятия
профилактических мер и определения путей индивидуальной работы с ними.
Матрицы с заполненными протоколами обрабатываются, и результаты
заносятся в протокол по определению обобщенного показателя социального
34 «Ежегодная всероссийская олимпиада научных и студенческих работ в сфере
профилактики наркомании»
благополучия ребенка. Обработав все показатели по классам, результаты
занесли в общую таблицу.
4.2 Профилактика наркомании и пропаганда здорового образа жизни
Профилактические занятия
с использованием активных методов
профилактического обучения являются одним из эффективных способов снятия
напряжения у детей и подростков из социальнонеблагополучных семей,
которые дают им возможность сохранить свою индивидуальность и
сформировать здоровый эффективный стиль жизни
Цель: раннее выявление, предупреждение фактов отклоняющего
поведения подростков из социальнонеблагополучных семей и пропаганда
здорового образа жизни.
Профилактические занятия проводились во внеурочное время с
использованием методов профилактического обучения: мозговой штурм,
дискуссия, группы обучения во взаимодействии, ролевое моделирование,
драматические представления см. Приложение 3.
Работа построена по современному принципу профилактического
обучения, направлена на личностное и социальное развитие (поведенческий
подход к профилактике). Методическая разработка представляет собой 10ти
шаговую, этапную работу.
Продолжительность работы зависит от ведущего и заинтересованности
подростков в данной проблеме, и варьировалась от одного часа до двух дней.
4.3 Обеспечение условий для профилактики злоупотребления
наркотиками
Сосредотачиваем внимание администрации школы на проблемах и
потребностях подростков «группы риска», учителей, родителей при
планировании и организации учебновоспитательного процесса, социально
педагогической деятельности.
35 «Ежегодная всероссийская олимпиада научных и студенческих работ в сфере
профилактики наркомании»
А также развиваем взаимопонимание и взаимодействие между учителями,
подростками «группы риска» и родителями. Были проведены семинар
практикум для педагогов школы для знакомства с методиками, педсоветы,
родительские собрания и индивидуальные консультирования.
4.4 Результаты исследования
После проведенных профилактических занятий с подростками из
неблагополучных семей заметны, стали улучшения в отношениях со
сверстниками, изменилось их поведение в школе. Повторно были предложены
вопросы из анкеты «Твое отношение к наркотикам». Подростки правильно
оценили пагубность наркомании, набрав 18 и 19 баллов. Мы уверены, что
подростки в нужный момент смогут сделать выбор, достойный настоящего
человека.
Заключение
Вопросы борьбы с наркоманией выходят сегодня на первый план.
Проблема наркомании в России давно приняла характер эпидемии и государство
начало серьезную борьбу с наркоманией. Огромных усилий и колоссальных
финансовых затрат требует профилактика наркомании. Ни одна семья уже не
уверена в том, что их ребенок не попробовал хоть раз наркотик. Теперь
наркотики можно купить везде, даже в школах. Способы вовлечения стали более
агрессивны. Первая доза предлагается, как правило, бесплатно, а потом, когда
возникнет зависимость, нужны уже будут деньги. Поэтому наркоманы идут
добывать деньги на следующие дозы любыми способами: воровством,
распространением наркотиков, проституцией. Сегодня борьба с наркоманией
это крайне важная задача.
36 «Ежегодная всероссийская олимпиада научных и студенческих работ в сфере
профилактики наркомании»
Проанализировав научную литературу, мы изучили понятие, причины,
факторы и тенденции роста подростковой наркомании. Такие авторы как Аменд
А. Ф., Дюндик Н. Н., Курек Н. С, Лапко А. Н.,Медведева Е. В., Чернышова В. Н.
выделяют социальные и индивидуальнопсихологические факторы, влияющие на
формирование наркотической зависимости.
Основными причинами,
приводящими к употреблению наркотиков, становятся любопытство и скука,
компания сверстников и уход от реальности и проблем.
Мы изучили направления социальной работы по профилактике
наркомании в подростковой среде. Основными являются: педагогическая,
антинаркотическая
социальная,
правовая профилактика,
медицинская,
пропаганда, формирование антинаркотического мировоззрения и создание
условий для здорового образа жизни, а также первичная, вторичная и третичная
профилактика.
Способы борьбы с наркоманией различны. Среди основных социальный,
медицинский и информационный. Социальный способ борьбы с наркоманией
нацелен на устранение социальноэкономических, бытовых, социально
психологических причин и условий отклоняющегося поведения. Медицинский
способ борьбы с наркоманией помогает пациенту медикаментозно и
психологически избавиться от зависимости. Наркологи ищут новые
эффективные, методики лечения наркомании. Чтобы лечение было более
эффективным, его нужно проводить стационарно. Наркомания требует
длительного лечения. Борьба с наркоманией на личностном уровне сложный и
длительный процесс, требующий колоссальных усилий со стороны человека, но
и со стороны его близких.
Обобщив опыт социальной работы по профилактике наркомании среди
подростков в регионах РФ мы пришли к выводам, что региональные
общественные организации и Центры занимаются исследовательской
деятельностью по разработке территориальных моделей профилактики
37 «Ежегодная всероссийская олимпиада научных и студенческих работ в сфере
профилактики наркомании»
наркозависимости среди молодежи, осуществляют экстренную психологическую
помощь молодым людям, медикосоциальную реабилитацию, формируют
волонтерские движения. В настоящее время практически во всех регионах РФ
объединяющие усилия
осуществляются комплексные программы,
государственных и общественных организаций при планировании и проведении в
жизнь мероприятий, касающихся молодежи.
Мы разработали и провели анкету, результаты которой показали, что 30%
опрошенных хотя бы раз в жизни пробовали наркотик. Это говорит о том, что
настоящая проблема сильно затрагивает наше общество в настоящее время, и
подтверждает тот факт, что число наркоманов неуклонно растет. Таким
образом, наркомания – тяжелое заболевание, которое ведет к нравственной и
социальной деградации личности, толкает потерявших контроль над своим
поведением подростков к правонарушениям. Наркомания является социальной,
а отнюдь не только медицинской проблемой, и, соответственно, направления
борьбы с ней должны носить социальный характер. Необходимо первостепенное
внимание уделять профилактике. Огромную роль в профилактике наркомании
среди молодежи играют родители и педагоги. Их основная задача – показать,
что жизнь прекрасна, многогранна, интересна, увлекательна только тогда, когда
главная цель каждого – ориентир на здоровый образ жизни.
Реализовав содержание деятельности по выбранным направлениям,
выявила трех подростков из социальнонеблагополучных семей и провела с
двумя подростками антинаркотическую профилактическую работу,
направленную на снятие напряжения у них и привития здорового стиля жизни.
Если до реализации антинаркотической профилактической работы подростки не
совсем правильно и легкомысленно относились к наркотикам и наркоманам, то
после проведенной с ними работы выработалась стойкая и правильная позиция и
негативное отношение к наркотикам. В ходе исследования мною выдвинутая
38 «Ежегодная всероссийская олимпиада научных и студенческих работ в сфере
профилактики наркомании»
гипотеза: если содержание антинаркотической профилактической работы
состоит из следующих направлений:
диагностирование учащихся (выявление детей из социально
неблагополучных семей, анкетирование);
профилактика наркомании и пропаганда здорового образа жизни
обеспечение условий для профилактики злоупотребления наркотиками,
Это позволит не только своевременно выявить детей из социально
неблагополучных семей, но и предупредить злоупотребление наркотиками
данной категории детей оказалась верной.
Таким образом, изучив и проанализировав психологопедагогическую
литературу по проблеме наркомании среди несовершеннолетних с детьми из
социальнонеблагополучных семей, выявила особенности детей из социально
неблагополучных семей,
определила содержание антинаркотической
профилактической работы с детьми из социальнонеблагополучных семей и
состояние изучаемой проблемы, на примере МБОУ СОШ № 10 и апробировала
опытноэкспериментальным путем.
Работу можно использовать для профилактики наркомании в
образовательных учреждениях.
Список литературы
1. Алкогольная и наркотическая зависимость у подростков. Пути преодоления /
под. ред. Эрика Ф. Вагнера и Холли Б. Уолдрон; пер. с англ. А. В.
Александровой. – М.: Академия, 2006. – 415 с.
Аксенова А. С. Профилактика зависимостей в условиях однократной
2.
встречи со слушателями / А. С. Аксенова // Психотерапия. – 2007. № 2. – С. 6
7.
3. Аменд А. Ф. Проблема профилактики наркомании в молодежной среде /
Аменд А. Ф., Жукова М. В., Фролова Е. В // Педагогика. – 2004. №4.С.1929.
39 «Ежегодная всероссийская олимпиада научных и студенческих работ в сфере
профилактики наркомании»
4. Андреева М. Н., Голубкова Н. Я., Новикова Л. Г. Молодежная субкультура:
нормы и системы ценностей // СОЦИС. – 1989. № 4.
5. Анохина И. П., Векшина Н. Л., Веретинская А. Г. Центральные механизмы
предрасположенности к зависимости от психоактивных веществ // Журнал
неврологии и психиатрии. – 1997. № 12.
6. Баландин А., Баландина Л., Джанибеков В. Самые опасные наркотики // Топ
20 согласно версии журнала «The Lancet» — Изд. «Гроссмедиа», 2008
7. Боев Б. Наркомания в России: анализ и прогноз демографических
последствий // Вестник высшей школы. 2002. №3.
8. Википедия свободная энциклопедия [Электронный ресурс]: Наркология.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Наркология
9. Википедия свободная энциклопедия [Электронный ресурс]: Наркомания.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Наркомания
10. Врублевский А. Г. Наркомании и токсикомании: общие представления //
Лекции по наркологии под. ред. Н. Н. Иванца, М., 2000.
11. Двойменный И. А. Незаконный оборот наркотиков// СОЦИС. – 1999.№ 5
12. Димов В. М., Паутов В. Н. Здоровье этноса как проблема его социальной
безопасности // Социальногуманитарные знания. – 2000. №1. С. 166179
13. Дюндик Н. Н. Возрастная специфика изучения и профилактики зависимости
в школьных условиях / Н. Н. Дюндик, Е. Ю. Федоренко // Журнал практического
психолога. – 1999. №2. С.4653.
14. Журавлева Л. А. Факторы и условия наркотизации молодежи //
Социологические исследования. 2000. №7.
15. Иванец Н. Н., Винникова М. А. Клинические особенности постабстинентных
нарушений при героиновой наркомании и некоторые подходы к их лечению //
Журнал неврологи и психиатрии. – 1999. № 9.
16. Клиническая психология. Словарь / Под ред. Н.Д. Твороговой. — М.: ПЕР
СЭ. 2007. — 416 с.
40 «Ежегодная всероссийская олимпиада научных и студенческих работ в сфере
профилактики наркомании»
17. Козлов А. А. Бузина Т. С. Психологические особенности больных
наркоманиями // Журнал неврологи и психиатрии. 1999. №10.
18. Козлов А. А., Рохлина М. Л. «Наркоманическая» личность // Журнал
неврологии и психиатрии. – 2000. № 7. С. 2327.
19. Концепция государственной политики профилактики наркомании и
правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и
психотропных
http://www.narkotiki.ru/ecolumn_6383.html
веществ
в
РФ
[Электронный
ресурс]:
20. Кристал Г. Нарушения эмоционального развития при аддиктивном
поведении //Психология и лечение зависимого поведения / под ред. С. Даулинга,
М., 2000.
21. Курек Н. С., Нарушение психической активности и злоупотребление
психоактивными веществами в подростковом возрасте: научное издание / Н. С.
Курек.
Научноисследовательский институт наркологии Министерства
здравоохранения РФ. – СПб.: Алетейя, 2001. 220с.
22. Лапко А.Н. Наркомания как социальное явление // Закон и право. 2001.
№9. С. 15 18.
23. Люрссен Э. Проблема наркомании с точки зрения современного
психоанализа // Энциклопедия глубинной психологии. Т.2. Новые направления в
психоанализе.
Психоаналитическое движение.
Психоанализ общества.
Психоанализ в Восточной Европе. Пер. с нем. / Общ. ред. А. М. Боковикова. —
М., «КогитоЦентр», МГМ, 2001.
24. Медведева Е. В. Факторы риска, влияющие на формирование наркотической
зависимости / Е. В. Медведева // Наукавузшкола: сб. науч. Трудов молодых
исследователей. – Магнитогорск, 2004.Вып. 9. – С.134136.
25. Мирошниченко Л. Д., Пелипас В. Е., Рыбакова Л. Н. Проблемы
антинаркотической профилактики в подростковой среде // Педагогика. 2000.
№3.
41 «Ежегодная всероссийская олимпиада научных и студенческих работ в сфере
профилактики наркомании»
26. Мосенкова О. Г. Химическая зависимость / О. Г. Мосенкова // Современные
проблемы науки и образования : тез. докл. XLIII внутривуз. науч. конф.
Преподавателей МаГУ. Магнитогорск, 2005. – С. 7677.
27. Наркомания и общество [Электронный ресурс]: http://www.inter
tel.ru/narkomaniaiobschestvo.php
28. Наркотики как бренд [Электронный ресурс]:
http://www.narkotiki.ru/research_6600.html
29. Общественность в профилактике наркомании [Электронный ресурс]:
http://www.bechterev.ru/papers/52.html
30. Панина Г. Профилактика вредных зависимостей у детей: психолого
педагогический подход / Г. Панина, К. Пилякин, В. Штукатурова // Воспитание
школьников. – 2001. №9. С.5460.
31. Плющ И. В. Объекты профилактики злоупотребления ПАВ в
образовательной среде / И. В. Плющ // ОБЖ. Основы безопасности жизни. –
2008. №4. С. 4152.
32. Профилактика наркомании в подростковой среде [Электронный ресурс]:
http://www.narcom.ru/ideas/socio/39.html
33. Пузыревская Н. П. За школу без наркотиков // Воспитание школьников.
2001. №7. С. 5458.
34. Пятунин В. А. Аддиктивное поведение и зависимость от психоактивных
веществ / В. А. Пятунин // Психологопедагогические особенности девиантного
поведения. Ч.III.Аддиктивное поведение. – Магнитогорск, 2000.Гл.I.с. 639.
35. Рубан Л. С. Девиация как проблема безопасности // СОЦИС. 1999. № 5.
36. Соловов А. В. Варианты психопатологии у подростков при начальных
формах химической зависимости / А. В. Соловов // Школа здоровья. 2000.
№1. С. 7982.
37. Социальные проблемы современной молодежи : сборник материалов
международной научнопрактической конференции, 34 декабря 2008 г., г.
42 «Ежегодная всероссийская олимпиада научных и студенческих работ в сфере
профилактики наркомании»
Магнитогорск / под ред. Ф. А. Мустаевой (отв.ред.), С. Н. Испуловой, Г. А.
Кудрявцевой, О. Л. Потрикеевой. Магнитогорск : МаГУ, 2008. – 476с.
38. Федеральный Закон «О наркотических средствах и психотропных
веществах».
39. Фролова Г. Профилактика наркозависимости: беду можно предотвратить / Г.
Фролова // Народное образование. – 2000. №7. С.114122.
40. Фурсова Ю. А. Профилактика наркомании – дело общее / Ю. А. Фурсоа //
NOTA Bene. – 2002. №4. – С. 1114.
41. Чернышова В. Н. Педагогическая профилактика наркомании среди учащихся
и студентов как социальнопедагогический процесс / В. Н. Чернышова //
Социология образования. 2007. №6. С.411.
42. Школа без наркотиков / Под ред. Л. М. Шипициной и Е. И. Казаковой. СПб.:
ДЕТСТВОПРЕСС, 2001.
43.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.:
Просвещение, 1968.
44.Вострокнутов Н.В. Антинаркотическая профилактическая работа с
несовершеннолетними групп социального риска. М. 2004.
45.Мосеева О.Н., Тараданова И.И. Выбираем мир без наркотиков. Омск. 2003.
46.Под ред. Шипицыной Л.М., Шпилени Л.С. Профилактическая работа с
несовершеннолетними различных групп социального риска по
злоупотреблению психоактивными веществами. М. 2004.
43 «Ежегодная всероссийская олимпиада научных и студенческих работ в сфере
профилактики наркомании»
Приложение
Дорогой друг!
Просим принять участие в социологическом исследовании по проблеме
отношения подростков к наркотикам и причин употребления наркотических
веществ. Внимательно прочтите вопросы и возможные варианты ответов.
Выберите наиболее подходящий вариант и отметьте его. Очень важно
отвечать искренне и работать самостоятельно.
Ваш возраст:_______(укажите полное число лет на день опроса).
Условия воспитания:
Что для вас является самым главным в жизни?
□
женский.
в полной семье
Ваш пол:
□
мужской
в неполной семье.
Заранее благодарим за сотрудничество!
1.
□
2.
3.
□
4.
□
□
□
□
5.
□
□
6.
□
друзья
здоровье
□
любовь
карьера
материальное благополучие
взаимоотношения в семье
другие (указать)
дружеские
конфликтные
□
непонимание
□
досуг.
□
□
учеба, профессиональное образование.
Какие у вас взаимоотношения с родителями?
Как вы используете свободное время (не больше четырех
вариантов ответов)?
читаю книги
□
слушаю музыку
смотрю ТВ
□
□
□
□
□
хожу в спортивный клуб или секцию
□
провожу время с друзьями
хожу в театры, музеи, на концерты
провожу время с родителями
хожу в клубы, на дискотеки
□
44 наркотики?
от одиночества
для самоутверждения
□
□
чтобы не отставать от сверстников
изза проблем в учебе
из любопытства
в знак протеста
□
□
для снятия напряжения, ухода от проблемы
это модно
для получения удовольствия
другая причина (указать).
□
Ваше отношение к людям, употребляющим наркотики или
другие вещества, изменяющие психическое состояние:
□
□
7.
□
□
□
□
□
8.
□
□
□
9.
«Ежегодная всероссийская олимпиада научных и студенческих работ в сфере
профилактики наркомании»
□
играю в компьютерные игры
занимаюсь домашними делами;
путешествую по Интернету
По какой причине молодые люди чаще всего пробуют
негативное, осуждающее
безразличное
другое (указать).
Есть ли среди ваших знакомых люди, употребляющие
наркотики?
да□
нет.□
10. Изменится ли ваше отношение к знакомому, если вы узнаете,
что он употребляет наркотики?
трудно сказать.
изменится
не изменится
□
□
□
11. Если отношение к знакомому изменится, то каким образом?
□
□
12. Были ли в вашей жизни случаи пробы наркотиков?
прервете с ним всякие отношения
сведете отношения до минимума
постараетесь ему помочь.
□
45 «Ежегодная всероссийская олимпиада научных и студенческих работ в сфере
профилактики наркомании»
да□
нет.□
13. Если проба наркотиков была, то укажите, какая причина этому
способтвовала__________________________________
14. Считаете ли вы безопасным эпизодическое употребление
наркотиков?
да□
нет□
□
15. Если бы у вас возникли проблемы с употреблением алкоголя
и/или наркотиков, к кому бы вы самостоятельно обратились прежде всего?
затрудняюсь ответить.
□
педагогам
□
друзьям
к родителям
□
□
□
Спасибо за ваши искренние ответы!
врачам
к психологам
□
в «телефон доверия».
46
«Наркомания – глобальная проблема современного общества. Профилактика наркомании среди детей и подростков»
«Наркомания – глобальная проблема современного общества. Профилактика наркомании среди детей и подростков»
«Наркомания – глобальная проблема современного общества. Профилактика наркомании среди детей и подростков»
«Наркомания – глобальная проблема современного общества. Профилактика наркомании среди детей и подростков»
«Наркомания – глобальная проблема современного общества. Профилактика наркомании среди детей и подростков»
«Наркомания – глобальная проблема современного общества. Профилактика наркомании среди детей и подростков»
«Наркомания – глобальная проблема современного общества. Профилактика наркомании среди детей и подростков»
«Наркомания – глобальная проблема современного общества. Профилактика наркомании среди детей и подростков»
«Наркомания – глобальная проблема современного общества. Профилактика наркомании среди детей и подростков»
«Наркомания – глобальная проблема современного общества. Профилактика наркомании среди детей и подростков»
«Наркомания – глобальная проблема современного общества. Профилактика наркомании среди детей и подростков»
«Наркомания – глобальная проблема современного общества. Профилактика наркомании среди детей и подростков»
«Наркомания – глобальная проблема современного общества. Профилактика наркомании среди детей и подростков»
«Наркомания – глобальная проблема современного общества. Профилактика наркомании среди детей и подростков»
«Наркомания – глобальная проблема современного общества. Профилактика наркомании среди детей и подростков»
«Наркомания – глобальная проблема современного общества. Профилактика наркомании среди детей и подростков»
«Наркомания – глобальная проблема современного общества. Профилактика наркомании среди детей и подростков»
«Наркомания – глобальная проблема современного общества. Профилактика наркомании среди детей и подростков»
«Наркомания – глобальная проблема современного общества. Профилактика наркомании среди детей и подростков»
«Наркомания – глобальная проблема современного общества. Профилактика наркомании среди детей и подростков»
«Наркомания – глобальная проблема современного общества. Профилактика наркомании среди детей и подростков»
«Наркомания – глобальная проблема современного общества. Профилактика наркомании среди детей и подростков»
«Наркомания – глобальная проблема современного общества. Профилактика наркомании среди детей и подростков»
«Наркомания – глобальная проблема современного общества. Профилактика наркомании среди детей и подростков»
«Наркомания – глобальная проблема современного общества. Профилактика наркомании среди детей и подростков»
«Наркомания – глобальная проблема современного общества. Профилактика наркомании среди детей и подростков»
«Наркомания – глобальная проблема современного общества. Профилактика наркомании среди детей и подростков»
«Наркомания – глобальная проблема современного общества. Профилактика наркомании среди детей и подростков»
«Наркомания – глобальная проблема современного общества. Профилактика наркомании среди детей и подростков»
«Наркомания – глобальная проблема современного общества. Профилактика наркомании среди детей и подростков»
«Наркомания – глобальная проблема современного общества. Профилактика наркомании среди детей и подростков»
«Наркомания – глобальная проблема современного общества. Профилактика наркомании среди детей и подростков»
«Наркомания – глобальная проблема современного общества. Профилактика наркомании среди детей и подростков»
«Наркомания – глобальная проблема современного общества. Профилактика наркомании среди детей и подростков»
«Наркомания – глобальная проблема современного общества. Профилактика наркомании среди детей и подростков»
«Наркомания – глобальная проблема современного общества. Профилактика наркомании среди детей и подростков»
«Наркомания – глобальная проблема современного общества. Профилактика наркомании среди детей и подростков»
«Наркомания – глобальная проблема современного общества. Профилактика наркомании среди детей и подростков»
«Наркомания – глобальная проблема современного общества. Профилактика наркомании среди детей и подростков»
«Наркомания – глобальная проблема современного общества. Профилактика наркомании среди детей и подростков»
«Наркомания – глобальная проблема современного общества. Профилактика наркомании среди детей и подростков»
«Наркомания – глобальная проблема современного общества. Профилактика наркомании среди детей и подростков»
«Наркомания – глобальная проблема современного общества. Профилактика наркомании среди детей и подростков»
«Наркомания – глобальная проблема современного общества. Профилактика наркомании среди детей и подростков»
«Наркомания – глобальная проблема современного общества. Профилактика наркомании среди детей и подростков»
«Наркомания – глобальная проблема современного общества. Профилактика наркомании среди детей и подростков»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.