НАРОДНАЯ МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Оценка 5
Исследовательские работы
docx
искусство
Детсад
25.05.2018
Сегодня большое внимание уделяется эстетическому воспитанию и приобщению детей к миру искусства.
Отмечается, что пробуждение у детей эмоциональной отзывчивости к эстетической стороне окружающей действительности: природе, живописи, декоративно-прикладному искусству, музыке, начинается уже со второй младшей группы.Большие потенциальные возможности эстетического воздействия заключаются в народной музыке.НАРОДНАЯ МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
шатилова.docx
НАРОДНАЯ МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Лесосибирский педагогический институт – филиал Сибирского
Шатилова Алена Вадимовна
федерального университета
Сегодня большое внимание уделяется эстетическому воспитанию и
приобщению детей к миру искусства.
Отмечается, что пробуждение у детей эмоциональной отзывчивости к
эстетической стороне окружающей действительности: природе, живописи,
декоративноприкладному искусству, музыке, начинается уже со второй
младшей группы.
Эстетическое развитие ребенка включает в себя формирование
эстетических вкусов и эстетических чувств. Роль музыки в формировании у
детей способности воспринимать прекрасное в окружающей действительности
очень высока. Через высокохудожественные произведения педагог должен
вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на неё, к
пониманию и формированию эстетических представлений. Использование
интеграции искусств в эстетическом воспитании дошкольников развивает
способности воспринимать один и тот же объект окружающей
действительности, но с различных точек зрения, различными, присущими
только конкретному виду искусства средствами выразительности, видений,
суждений, оценок. И, если рассматривать развитие эстетических способностей
ребенка через музыкальное восприятие, нужно как можно раньше открыть
перед ребенком дверь в этот мир, надо развивать у него способности,
позволяющие успешно проявлять себя в музыкальной деятельности.
Развитие эстетического восприятия музыки требует определенной
системы и последовательности. Применительно к детям дошкольного
возраста восприятие музыки возможно путем подбора соответствующих
произведений. Овладение первоначальными навыками восприятия обогащает
чувство прекрасного,
желание действовать
самостоятельно.
развивает инициативу,
Большие потенциальные возможности эстетического воздействия
заключаются в народной музыке.
Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой
игровой форме, знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом,
бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.
Знакомство с народной музыкой осуществляется в повседневной жизни,
на досугах и в процессе народных праздников, проводимых с детьми. (Оно
вызывает интерес детей, приносит им чувство радости, создает хорошее
настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги, словом, обеспечивает эмоциональнопсихологическое благополучие).
Наиболее
распространенное и доступное средство песня. Народная песня как одно из
ярких произведений музыкального фольклора входит как основа русской
музыкальной культуры в жизнь ребенка. Правдивость, поэтичность, богатство
мелодий, разнообразие ритма, ясность, простота формы характерные черты
русского песенного народного творчества. Названные особенности русской
народной песни придают ей неповторимую прелесть. Даже наиболее простые
из песен,
отличаются высокими
художественными качествами.
доступные маленьким детям,
Народный песенный материал помогает эффективно решать задачу
эстетического воспитания и развития творческих способностей детей.
Народная музыка должна широко включаться в различные виды
досугов, проводимых с детьми. Разнообразные семейные праздники, в них
должна включаться народная музыка. Это различные русские народные песни,
детские народные песенки.
В настоящее время широко используется исполнение песен под караоке,
тоже весьма увлекательно и развивает ребенка.
Работу по ознакомлению с народной музыкой в детском саду условно
можно разделить на несколько направлений:
• Слушание народной музыки, песен, в том числе и колыбельных.
• Знакомство с музыкальными играми и хороводами.
• Знакомство с народными музыкальными инструментами.
• Знакомство с традициями и обрядами русского народа.
Народная музыка знакомит детей с национальными традициями народа,
с его песенным прошлым. Систематическое их исполнение способствует
эстетическому воспитанию, развивает у детей художественный вкус,
пробуждает чувство любви к родному краю, знакомой с детства природе.
С целью изучения уровня эстетического воспитания детей старшего
дошкольного возраста на занятиях и в повседневной жизни было проведено
опытноэкспериментальное исследование.
Исследование проходило на базе МАДОУ «Детский сад №6
«Светлячок» г. Лесосибирска. Красноярского края. В исследовании
принимали участие 20 дошкольников.
Подводя итог деятельности по развитию эстетического воспитания
детей дошкольного возраста посредством приобщения к народной музыке,
следует отметить:
1)
Использование народной музыке в развитии музыкальных
способностей дошкольников позволило объединить детей, педагогов и
родителей единым интересом, творческим поиском.
2) Использование народного творчества в различных видах музыкальной
и самостоятельной деятельности создало основу для удовлетворения потребностей каждого ребенка, освоения народного искусства детьми до
творчески свободной деятельности.
Показателями эстетического развития личности ребенка выступили:
умение видеть красоту окружающего мира, эмоционально откликаться
на музыкальные произведения, отражающие тот или иной сюжет, образ;
пробуждение интереса детей к русскому фольклору, начальное
понимание особенностей и средств выразительности языка народного
искусства;
освоение выразительных возможностей музыкального материала,
умение ими пользоваться на занятиях музыкой и в свободной творческой
деятельности;
умение находить новые решения творческих задач, творческое
саморазвитие ребенка на музыкальных занятиях и в самостоятельной
деятельности.
Народная музыка, песни и устное народное творчество, систематически
используемые в эстетическом воспитании дошкольников, развивают у детей
художественный вкус, дают возможность тоньше чувствовать характер,
настроение народных произведений и более выразительно передавать образ
того или иного произведения, будь то сказка, песня, прибаутка, хоровод или
игра, пробуждают чувство любви к природе, родному языку, русскому
народу, нашей Родине.
Дети приучаются впитывать русские традиции, народный дух. И
благодаря этому дошкольники не утрачивают связь с историей прошлых лет, с
корнями своего Отечества. Так постепенно возвращается национальная
память, и взрослые и дети поновому начинают относиться к русским
народным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, с
которыми связано все самое ценное из культурных достижений народа.
Именно такая система деятельности по приобщению детей дошкольного
возраста к русской народной культуре и музыкального развития определяет
качество музыкального образования и способствует развитию личностной
культуры ребенка.
Список использованных источников
1. Байтуганов, В.И. Народные музыкальные традиции в дошкольном
воспитании / В.И. Байтуганов // Музыкальный руководитель – 2011. № 4 С.
2226.
Бурлак, О.А. Теоретические аспекты приобщения дошкольников к
2.
национальнорегиональной культуре в условиях общего музыкального
образования / О.А. Бурлак // Актуальные проблемы теории и практики
музыкального и художественного образования. – Екатеринбург, 2009. – 123 с. 3. Иванова, И.Г. Художественноэстетическое воспитание детей в условиях
предшкольного образования / И.Г. Иванова // Образование и саморазвитие. –
2010. – № 6. – С. 1416.
4. Князева, О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры /
О.Л. Князева, М.Д. Маханева // URL:
http://docplayer.ru/71154736
Priobshcheniedeteykistokamrusskoynarodnoykulturyolknyazevamd
mahaneva.html (дата обращения: 24.05.2018)
5. Куревина, О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей
дошкольного и школьного возраста / О.А. Куревина. – Москва : ЛинкаПресс,
2003. – 176 с.
НАРОДНАЯ МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
НАРОДНАЯ МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
НАРОДНАЯ МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
НАРОДНАЯ МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.