Народные игры как средство воспитания нравственно-патриотическое качеств младших школьников в реализации ФГОС
Оценка 5

Народные игры как средство воспитания нравственно-патриотическое качеств младших школьников в реализации ФГОС

Оценка 5
Документация
docx
04.10.2020
Народные игры как средство воспитания нравственно-патриотическое качеств младших школьников в реализации ФГОС
нравственно-патриотическое воспитание.docx

          Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

 Игринская средняя общеобразовательная школа №4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Статья

Народные игры как средство воспитания нравственно-патриотическое качеств младших школьников в реализации ФГОС

 

 

 

 

Автор:

 Ворончихина Светлана Николаевна, учитель физической культуры, высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

п. Игра 2020 г.

Современное общество нуждается в гармонично развитых личностях, людях обладающих высокой нравственной и духовной культурой, соответственно нравственное воспитание становится актуальным вопросом. Современный человек, а тем более ребенок, подвержен влиянию многих негативных факторов. Следовательно, очень важно уделять внимание духовно-нравственному воспитанию ребенка уже в младшем школьном возрасте, во всех аспектах жизни, в том числе и в физическом воспитании.

В двигательной деятельности нравственные качества формируются путем подбора упражнений, выполнение которых ставит ребенка перед необходимостью вступить в контакт со сверстниками, добиться общей цели. Дети осознают принадлежность к коллективу  и учатся управлять своим поведением. Высокое эмоциональное напряжение, которое сопровождает уроки физической культуры, содей­ствует закреплению нравственных представлений в чув­ствах, переживаниях, привычках.

Занятия физическими упражнениями оказывают боль­шое влияние на всестороннее развитие ребёнка. Формиру­ется и развивается внутренний мир ребенка — его мысли, чувства, нравственные качества, поведение. Об этом писал еще П. Ф. Лесгафт, который рассматривал двигательную деятельность как фактор развития человека. Занятия по фи­зической культуре содействуют обогащению двигательного опыта, формируют нравственное поведение ребенка. Физ­ическая культура способствуют формированию волевых черт характера. Особенно ценными в этом отношении счи­таются подвижные игры и физические упражнения.

Образовательный материал хорошо усваивается в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интерес­ных мероприятий. Ими могут стать на­родные праздники. Например: «проводы русской зимы», «богатырские забавы», посвященные дню защитника отечества (см. приложение 3)  способные объединить воспи­танников, педагогов и родителей.

Приобщение к народным традициям особенно значимо в школьные годы, поскольку духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре, помогает узнать свои истоки.

В практической деятельности на занятиях физической культурой  мной используются такие средства нравственного воспитания, как:

-  содержание и организация учебно-тренировочных за­нятий. Бережное отношение к результатам труда воспиты­вается посредством использования различного спортивного инвентаря. Дежурство на занятиях побуждает школьни­ков к добросовестности и ответственности;

-  подвижные игры. Необходимость подчиняться пра­вилам и соответствующим образом реагировать на сигнал организует и дисциплинирует детей, приучает их контро­лировать свое поведение, развивает чувства гуманности, команды, дружбы, непримиримости к нару­шениям нравственных норм и др.;

-  соревнования (соблюдение правил соревнований, воля к победе, командный дух, смелость, решительность, муже­ственность, самообладание) Например: «малые олимпийские игры»;

-  спортивные праздники способствуют воспитанию гражданственности и патриотизма, например «открытие школьной спартакиады»;

 - Организация и  проведение кружка в объединении «юный турист», который способствует изучению родного края, традиций, обрядов, учит преодолевать естественные препятствия с помощью туристского снаряжения, где проявляются волевые качества, воспитывает взаимоуважение и взаимовыручку;

- организация экскурсий (см. приложение 1) ;

-  деятельность педагога как положительный пример.

 Таким образом, формирование нравственно-волевой сферы — важное условие всестороннего воспитания лич­ности ребенка.

Народные подвижные игры помогают осуществить интегративный подход при организации образовательного процесса и решать задачи в разных областях:

-  развивать мышление, воображение, активизировать умственную деятельность, воспитывать активность, сно­ровку, сообразительность; обучать умению конструировать игры на традиционной народной основе (образовательная область «Познание»);

-  создавать определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству; формировать чувство причастности к истории Родины, знакомясь с народными праздниками и традициями; развивать нравственные качества, воспиты­вать патриотические чувства (область «Социализация»);

-  развивать навыки свободного общения со сверстниками, инициативу, умение постоять за себя, нравственные чувства; учить преодолевать неудачи, переживать неуспех (область «Коммуникация»);

-  развивать двигательную активность и физические ка­чества (область «Физическая культура»);

Приобщение детей к физической культуре, на основе озна­комления с народными подвижными играми, происходит  по четырем направлениям:

1)     ознакомление детей с истинно народными старин­ными подвижными играми, адаптированными к современ­ным условиям, организация физкультурных праздников и развлечений по мотивам народных традиций и обычаев;

2) распространение педагогического опыта среди коллег. Условием введения народных подвижных игр в со­временный педагогический процесс должно стать усвое­ние педагогами игрового репертуара, знание разнообраз­ных видов народных игр, их вариантов, способов начала и окончания игры, игровых приговорок, диалогов и считалок. Педагог в игре должен быть партнером;

3)  привлечение родителей к участию в спортивно - массовых  мероприятиях через проведение совместных развлечений с использованием народных по­движных игр, ознакомление с календарными праздниками, их обычаями и традициями - это объединяет семью и напол­няет ее досуг новым содержанием. Воспитательная деятельность, в детском коллективе, может быть результативной только в том случае, если родители являются его помощниками и единомышленниками.

4)  оснащение предметно-развивающей среды — изго­товление разнообразного оборудования для проведения игр и состязаний, подбор музыкального сопровождения.

Россия  - родина для многих, но для того чтобы считаться ее сыном или дочерью, необходимо ощутить жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней.  Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающей личность.

Народная культура воплощена в доступных формах: играх, песнях, сказках, загадках. Это мир очень яркий и выразительный, и поэтому он интересен для детей. Еще в нем привлекает и то, что предмет изучения позволяет ребенку стать, активным участником игры, способствуя всестороннему развитию личности ребенка.

Участвуя в играх, хороводах, обрядах, дети постигают правила поведения, культуру общения в коллективе, учатся понимать социально-ролевые функции членов семьи, воспринимают культуру отношений в семье, обществе.

Таким образом, детские подвижные игры, взятые из сокровищницы народных игр, позволяют нам решить зада­чу национального воспитания и всестороннего развития ребенка. Правильная педагогическая организация игровой деятельности воспитанников может быть реальным и дей­ственным путем возрождения и сохранения традиционных детских игр, а через них и культуры своего народа. Возрож­дение народных традиций в подвижных играх, состязаниях, обычаях поможет приостановить процесс вымирания на­родной педагогики и окажет огромное влияние на воспи­тание психически и физически здорового подрастающего поколения.

 

 




 

 

Приложение1

Экскурсионный культурный центр в д. Сундур

У каждого народа, проживающего на территории многонациональной России, есть свой сказочный герой: у русских - это Иванушка-дурачок; у татар - Шурале; у народов средней Азии - Хаджа Нассреддин; у немцев - Ганс; а вот у удмуртов - Лопшо Педунь - балагур и весельчак. Используя накопленный материал, сотрудники музея разработали новогоднюю экскурсионно-развлекательную программу «На родину Лопшо Педуня», которую с удовольствием посещают люди разных возрастов.

P1010085 P1010085Лопшо Педунь проводит обряд очищения огнём Национальная удмуртская игра Лапоть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

УДМУРТСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ

Удмуртские горелки

Удмуртские горелкиЭта самобытная игра описана еще в 1887 г. Е. А. Покровским. Он опубликовал ее под названием «Вотские горелки», что может служить свидетельством ее широкого распространения среди удмуртов (устаревшее название - «вотяки»). «Удмуртские горелки» и до сих пор бытуют в Удмуртии. Играют в нее девочки и мальчики подростки или юноши и девушки, собравшись на небольшой поляне или на широкой улице села. Обычно играющих бывает не менее 7-9 человек. Для игры требуется платок или пояс.
Описание. Несколько пар становятся одна за другой вереницей; впереди - один из играющих, который держит над головой платок или пояс (рис. 1). Составляющие заднюю пару разделяются и бегут один с правой, другой с левой стороны стоящих пар к игроку с платком. Каждый, подбежав, старается взять этот платок. Держащий платок отдает его без сопротивления. Взявший платок заменяет державшего его, но переходит примерно на 1 м назад, чтобы освободить место впереди себя для новой пары. Ее образуют, взявшись за руки, игрок, державший до этого платок, и тот, кто подбежал к нему вторым. Если оба бежавших возьмутся за платок одновременно, то он остается у державшего его, а прибежавшие становятся первой парой. Потом бежит другая пара с конца вереницы и т. д. Строй играющих постепенно перемещается вперед. Раньше, если играли на улице, то проходили ее за время игры из конца в конец, а порой еще и в обратную сторону. 

Правила игры.Бежать последняя пара начинает сразу же после разъединения рук (без специального сигнала). 
Вырывать друг у друга платок не разрешается.

Водяной (By мурт)

Очерчивают круг - это пруд или озеро, река. Выбирается ведущий - водяной. Играющие бегают вокруг озера и повторяют слова: «Водяного нет, а людей-то много». Водяной бегает по кругу (озеру) и ловит играющих, которые подходят близко к берегу (линии круга). Пойманные остаются в кругу. Игра продолжается до тех пор, пока не будет поймано большинство игроков.

Правила игры. Водяной ловит, не выходя за линию круга. Ловишками становятся и те, кого поймали. Они помогают водяному.

Приложение 3

Сценарий праздника, посвященный дню защитника отечества

«Богатырские игры»

Место проведения – спортивный зал,

Участники – 4 команды (в команде 6 девочек и4 мальчика)

Жюри – 3 человека – конкурсы оцениваются по 5-балльной системе

Цель – организовать здоровый отдых детей; развивать силу, ловкость, выносливость, подвижность; воспитывать чувство взаимовыручки; воспитывать любовь к русской народной культуре, русским традициям.

DSC00678Инвентарь – магнитофон, секундомер,4 волейбольных мяча, 4 кегли, 4 теннисных мячей, канат, веревка

Ведущий – скоморох (в костюме, в течение праздника выполняет свою роль, включая шуточные элементы акробатики)

Ход праздника.

Звучит музыка «Во поле береза стояла…». Заходят команды и занимают отведенные им места (в 3 колонны).

Ведущий: 

Здравствуйте, гости дорогие!

Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы,

Что, пришли к нам на праздник поиграть, повеселиться?!

А играть вы будете в игры русские, народные, задорные, хороводные!

 

 

1.Приветствие команд (домашнее задание)

В момент приветствия жюри отдельно оценивается форма, эмблема и название команды (в них должны присутствовать элементы русского стиля). Учитывается содержание, жизнерадостный тон, доброжелательность к соперникам.

Ведущий:

Мороз не велик,

Да стоять не велит.

DSC00679Ведь не лето на дворе

Разогреемся в игре

2. бег с передачей эстафетной палочки

Участники добегают до фишки и возвращаются обратно, передают эстафетную палочку следующему участнику.

Ведущий:

Здесь вам сила не важна,

Здесь сноровка всем нужна.

3. игра «кочка, тропка, копка»

Ведущий:

Выходи наш хоровод,

Развлекай честной народ,

Песни пой и пляши,

Весели нас от души.

Выступление танцевальной группы

Подготовиться командам к нашим играм – состязаниям (команды по очереди выходят на исходные позиции)

4.соткать ковер

5. Конкурс «соловей-разбойник»

(победителем считается участник, который дольше и сильнее просвистел)

Ведущий:

С давних пор на Руси

Проводились городки.

Бросил биту, посмотри,

Разлетелись городки?

6. Игра «Городки»

Участники стоят за контрольной чертой. По одному из команд выходят к первой линии, бросают волейбольный мяч, стараясь сбить кеглю. Бегут за мячом, если нужно, ставят сбитую кеглю и передают мяч следующему участнику.

 (учитывается количество сбитых кеглей)

Ведущий: Кто из вас самый смелый и ловкий

Выходи, прояви сноровку

DSC006897. Бой мешками

Участники встают на гимнастические скамейки с подушками в руках. По сигналу начинают бить друг друга подушками, стараясь сбить с ног. Выигрывает участник, который остался на скамейке.

Ведущий: В старину любимой игрой русского народа была «Лапта». Один из элементов игры – ловля мяча с лета – называется «Свеча».

Как ни странно, без битья

Нет для мячика житья.

Мяч летит – его лови,

Но смотри, не урони.

8. «Лапта». По одному участнику от каждой команды находится напротив своей колонны на расстоянии 7 метров. 7 членов команды по очереди бросают ему мяч.

 (учитывается количество пойманных мячей).

Мы девчонок и ребят

Вызываем на канат

10 слева, 10 справа

Только мускулы трещат

 

DSC006929.Команды приглашаются еще на одну забаву - «перетягивание каната» (по жребию)

Выступление танцевальной группы

Жюри объявляет победителей, награждение

Ведущий: Мы надеемся, что праздник

Никого не огорчил,

Мы стремились, мы старались,

Мы вложили столько сил.

Всем спасибо за внимание,

Праздник окончен.

До свидания!

 

 

 

 

 

 

 

 

DSC00696

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Список использованной литературы:

1.                 Жуков М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 160 с.

2.                   Коротков И.М. Подвижные игры. / И.М. Коротков,– М.: ФИС, 1982 – С.24

3.                   Матвеев А.П. Методика физического воспитания в начальной школе. А.П. Матвеев, - М. Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003, С.33-49

4.                   Коротков И.М. Подвижные игры в занятиях спортом. / И.М.Коротков, -   М.ФИС, 1971.   М.:ФИС, 1971, С.5-18, 33-115

5.                  Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики         развития. / В.И. Лях, – М.: ФИС, 1998. С. 11-21

6.                   Лях В.И. Физическая культура. 1-4 класс. / В.И. Лях, - М.: Учебное пособие,  2000.

7.                  Примерная программа по физической культуре  для учащихся начальной

  школы. М.1999.

8.                  Шлемин А.М. Физическое воспитание учащихся 1-4 классов. / А.М. Шлемин -  М.: ФИС, 1993

9.                   Настольная книга учителя физической культуры. / Под ред. Кофмана.Л.М.: ФИС, 1998.

10.               Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов.   В.И. Лях, А.А.Зданевич, - ФИС, 2004

 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Современное общество нуждается в гармонично развитых личностях, людях обладающих высокой нравственной и духовной культурой, соответственно нравственное воспитание становится актуальным вопросом

Современное общество нуждается в гармонично развитых личностях, людях обладающих высокой нравственной и духовной культурой, соответственно нравственное воспитание становится актуальным вопросом

В практической деятельности на занятиях физической культурой мной используются такие средства нравственного воспитания, как: - содержание и организация учебно-тренировочных за­нятий

В практической деятельности на занятиях физической культурой мной используются такие средства нравственного воспитания, как: - содержание и организация учебно-тренировочных за­нятий

Познание»); - создавать определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству; формировать чувство причастности к истории

Познание»); - создавать определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству; формировать чувство причастности к истории

Россия - родина для многих, но для того чтобы считаться ее сыном или дочерью, необходимо ощутить жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней

Россия - родина для многих, но для того чтобы считаться ее сыном или дочерью, необходимо ощутить жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней

Приложение1 Экскурсионный культурный центр в д

Приложение1 Экскурсионный культурный центр в д

Приложение 2 УДМУРТСКИЕ НАРОДНЫЕ

Приложение 2 УДМУРТСКИЕ НАРОДНЫЕ

Правила игры . Водяной ловит, не выходя за линию круга

Правила игры . Водяной ловит, не выходя за линию круга

Подготовиться командам к нашим играм – состязаниям (команды по очереди выходят на исходные позиции) 4

Подготовиться командам к нашим играм – состязаниям (команды по очереди выходят на исходные позиции) 4

Народные игры как средство воспитания нравственно-патриотическое качеств младших школьников в реализации ФГОС

Народные игры как средство воспитания нравственно-патриотическое качеств младших школьников в реализации ФГОС

Список использованной литературы: 1

Список использованной литературы: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.10.2020