Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Игринская средняя общеобразовательная школа №4
Статья
Народные игры как средство воспитания нравственно-патриотическое качеств младших школьников в реализации ФГОС
Автор:
Ворончихина Светлана Николаевна, учитель физической культуры, высшей квалификационной категории
п. Игра 2020 г.
Современное общество нуждается в гармонично развитых личностях, людях обладающих высокой нравственной и духовной культурой, соответственно нравственное воспитание становится актуальным вопросом. Современный человек, а тем более ребенок, подвержен влиянию многих негативных факторов. Следовательно, очень важно уделять внимание духовно-нравственному воспитанию ребенка уже в младшем школьном возрасте, во всех аспектах жизни, в том числе и в физическом воспитании.
В двигательной деятельности нравственные качества формируются путем подбора упражнений, выполнение которых ставит ребенка перед необходимостью вступить в контакт со сверстниками, добиться общей цели. Дети осознают принадлежность к коллективу и учатся управлять своим поведением. Высокое эмоциональное напряжение, которое сопровождает уроки физической культуры, содействует закреплению нравственных представлений в чувствах, переживаниях, привычках.
Занятия физическими упражнениями оказывают большое влияние на всестороннее развитие ребёнка. Формируется и развивается внутренний мир ребенка — его мысли, чувства, нравственные качества, поведение. Об этом писал еще П. Ф. Лесгафт, который рассматривал двигательную деятельность как фактор развития человека. Занятия по физической культуре содействуют обогащению двигательного опыта, формируют нравственное поведение ребенка. Физическая культура способствуют формированию волевых черт характера. Особенно ценными в этом отношении считаются подвижные игры и физические упражнения.
Образовательный материал хорошо усваивается в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных мероприятий. Ими могут стать народные праздники. Например: «проводы русской зимы», «богатырские забавы», посвященные дню защитника отечества (см. приложение 3) способные объединить воспитанников, педагогов и родителей.
Приобщение к народным традициям особенно значимо в школьные годы, поскольку духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре, помогает узнать свои истоки.
В практической деятельности на занятиях физической культурой мной используются такие средства нравственного воспитания, как:
- содержание и организация учебно-тренировочных занятий. Бережное отношение к результатам труда воспитывается посредством использования различного спортивного инвентаря. Дежурство на занятиях побуждает школьников к добросовестности и ответственности;
- подвижные игры. Необходимость подчиняться правилам и соответствующим образом реагировать на сигнал организует и дисциплинирует детей, приучает их контролировать свое поведение, развивает чувства гуманности, команды, дружбы, непримиримости к нарушениям нравственных норм и др.;
- соревнования (соблюдение правил соревнований, воля к победе, командный дух, смелость, решительность, мужественность, самообладание) Например: «малые олимпийские игры»;
- спортивные праздники способствуют воспитанию гражданственности и патриотизма, например «открытие школьной спартакиады»;
- Организация и проведение кружка в объединении «юный турист», который способствует изучению родного края, традиций, обрядов, учит преодолевать естественные препятствия с помощью туристского снаряжения, где проявляются волевые качества, воспитывает взаимоуважение и взаимовыручку;
- организация экскурсий (см. приложение 1) ;
- деятельность педагога как положительный пример.
Таким образом, формирование нравственно-волевой сферы — важное условие всестороннего воспитания личности ребенка.
Народные подвижные игры помогают осуществить интегративный подход при организации образовательного процесса и решать задачи в разных областях:
- развивать мышление, воображение, активизировать умственную деятельность, воспитывать активность, сноровку, сообразительность; обучать умению конструировать игры на традиционной народной основе (образовательная область «Познание»);
- создавать определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству; формировать чувство причастности к истории Родины, знакомясь с народными праздниками и традициями; развивать нравственные качества, воспитывать патриотические чувства (область «Социализация»);
- развивать навыки свободного общения со сверстниками, инициативу, умение постоять за себя, нравственные чувства; учить преодолевать неудачи, переживать неуспех (область «Коммуникация»);
- развивать двигательную активность и физические качества (область «Физическая культура»);
Приобщение детей к физической культуре, на основе ознакомления с народными подвижными играми, происходит по четырем направлениям:
1) ознакомление детей с истинно народными старинными подвижными играми, адаптированными к современным условиям, организация физкультурных праздников и развлечений по мотивам народных традиций и обычаев;
2) распространение педагогического опыта среди коллег. Условием введения народных подвижных игр в современный педагогический процесс должно стать усвоение педагогами игрового репертуара, знание разнообразных видов народных игр, их вариантов, способов начала и окончания игры, игровых приговорок, диалогов и считалок. Педагог в игре должен быть партнером;
3) привлечение родителей к участию в спортивно - массовых мероприятиях через проведение совместных развлечений с использованием народных подвижных игр, ознакомление с календарными праздниками, их обычаями и традициями - это объединяет семью и наполняет ее досуг новым содержанием. Воспитательная деятельность, в детском коллективе, может быть результативной только в том случае, если родители являются его помощниками и единомышленниками.
4) оснащение предметно-развивающей среды — изготовление разнообразного оборудования для проведения игр и состязаний, подбор музыкального сопровождения.
Россия - родина для многих, но для того чтобы считаться ее сыном или дочерью, необходимо ощутить жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающей личность.
Народная культура воплощена в доступных формах: играх, песнях, сказках, загадках. Это мир очень яркий и выразительный, и поэтому он интересен для детей. Еще в нем привлекает и то, что предмет изучения позволяет ребенку стать, активным участником игры, способствуя всестороннему развитию личности ребенка.
Участвуя в играх, хороводах, обрядах, дети постигают правила поведения, культуру общения в коллективе, учатся понимать социально-ролевые функции членов семьи, воспринимают культуру отношений в семье, обществе.
Таким образом, детские подвижные игры, взятые из сокровищницы народных игр, позволяют нам решить задачу национального воспитания и всестороннего развития ребенка. Правильная педагогическая организация игровой деятельности воспитанников может быть реальным и действенным путем возрождения и сохранения традиционных детских игр, а через них и культуры своего народа. Возрождение народных традиций в подвижных играх, состязаниях, обычаях поможет приостановить процесс вымирания народной педагогики и окажет огромное влияние на воспитание психически и физически здорового подрастающего поколения.
Приложение1
Экскурсионный культурный центр в д. Сундур
У каждого народа, проживающего на территории многонациональной России, есть свой сказочный герой: у русских - это Иванушка-дурачок; у татар - Шурале; у народов средней Азии - Хаджа Нассреддин; у немцев - Ганс; а вот у удмуртов - Лопшо Педунь - балагур и весельчак. Используя накопленный материал, сотрудники музея разработали новогоднюю экскурсионно-развлекательную программу «На родину Лопшо Педуня», которую с удовольствием посещают люди разных возрастов.
Приложение 2
Эта
самобытная игра описана еще в 1887 г. Е. А. Покровским. Он опубликовал ее под
названием «Вотские горелки», что может служить свидетельством ее широкого
распространения среди удмуртов (устаревшее название - «вотяки»). «Удмуртские
горелки» и до сих пор бытуют в Удмуртии. Играют в нее девочки и мальчики
подростки или юноши и девушки, собравшись на небольшой поляне или на широкой
улице села. Обычно играющих бывает не менее 7-9 человек. Для игры требуется
платок или пояс.
Описание. Несколько пар становятся одна за другой вереницей; впереди - один из
играющих, который держит над головой платок или пояс (рис. 1). Составляющие
заднюю пару разделяются и бегут один с правой, другой с левой стороны стоящих
пар к игроку с платком. Каждый, подбежав, старается взять этот платок. Держащий
платок отдает его без сопротивления. Взявший платок заменяет державшего его, но
переходит примерно на 1 м назад, чтобы освободить место впереди себя для новой
пары. Ее образуют, взявшись за руки, игрок, державший до этого платок, и тот,
кто подбежал к нему вторым. Если оба бежавших возьмутся за платок одновременно,
то он остается у державшего его, а прибежавшие становятся первой парой. Потом
бежит другая пара с конца вереницы и т. д. Строй играющих постепенно
перемещается вперед. Раньше, если играли на улице, то проходили ее за время
игры из конца в конец, а порой еще и в обратную сторону.
Правила игры.Бежать последняя пара начинает сразу же после разъединения
рук (без специального сигнала).
Вырывать друг у друга платок не разрешается.
Очерчивают круг - это пруд или озеро, река. Выбирается ведущий - водяной. Играющие бегают вокруг озера и повторяют слова: «Водяного нет, а людей-то много». Водяной бегает по кругу (озеру) и ловит играющих, которые подходят близко к берегу (линии круга). Пойманные остаются в кругу. Игра продолжается до тех пор, пока не будет поймано большинство игроков.
Правила игры. Водяной ловит, не выходя за линию круга. Ловишками становятся и те, кого поймали. Они помогают водяному.
Приложение 3
Сценарий праздника, посвященный дню защитника отечества
«Богатырские игры»
Место проведения – спортивный зал,
Участники – 4 команды (в команде 6 девочек и4 мальчика)
Жюри – 3 человека – конкурсы оцениваются по 5-балльной системе
Цель – организовать здоровый отдых детей; развивать силу, ловкость, выносливость, подвижность; воспитывать чувство взаимовыручки; воспитывать любовь к русской народной культуре, русским традициям.
Инвентарь
– магнитофон, секундомер,4 волейбольных мяча, 4 кегли, 4 теннисных мячей,
канат, веревка
Ведущий – скоморох (в костюме, в течение праздника выполняет свою роль, включая шуточные элементы акробатики)
Ход праздника.
Звучит музыка «Во поле береза стояла…». Заходят команды и занимают отведенные им места (в 3 колонны).
Ведущий:
Здравствуйте, гости дорогие!
Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы,
Что, пришли к нам на праздник поиграть, повеселиться?!
А играть вы будете в игры русские, народные, задорные, хороводные!
1.Приветствие команд (домашнее задание)
В момент приветствия жюри отдельно оценивается форма, эмблема и название команды (в них должны присутствовать элементы русского стиля). Учитывается содержание, жизнерадостный тон, доброжелательность к соперникам.
Ведущий:
Мороз не велик,
Да стоять не велит.
Ведь
не лето на дворе
Разогреемся в игре
2. бег с передачей эстафетной палочки
Участники добегают до фишки и возвращаются обратно, передают эстафетную палочку следующему участнику.
Ведущий:
Здесь вам сила не важна,
Здесь сноровка всем нужна.
3. игра «кочка, тропка, копка»
Ведущий:
Выходи наш хоровод,
Развлекай честной народ,
Песни пой и пляши,
Весели нас от души.
Выступление танцевальной группы
Подготовиться командам к нашим играм – состязаниям (команды по очереди выходят на исходные позиции)
4.соткать ковер
5. Конкурс «соловей-разбойник»
(победителем считается участник, который дольше и сильнее просвистел)
Ведущий:
С давних пор на Руси
Проводились городки.
Бросил биту, посмотри,
Разлетелись городки?
6. Игра «Городки»
Участники стоят за контрольной чертой. По одному из команд выходят к первой линии, бросают волейбольный мяч, стараясь сбить кеглю. Бегут за мячом, если нужно, ставят сбитую кеглю и передают мяч следующему участнику.
(учитывается количество сбитых кеглей)
Ведущий: Кто из вас самый смелый и ловкий
Выходи, прояви сноровку
7.
Бой мешками
Участники встают на гимнастические скамейки с подушками в руках. По сигналу начинают бить друг друга подушками, стараясь сбить с ног. Выигрывает участник, который остался на скамейке.
Ведущий: В старину любимой игрой русского народа была «Лапта». Один из элементов игры – ловля мяча с лета – называется «Свеча».
Как ни странно, без битья
Нет для мячика житья.
Мяч летит – его лови,
Но смотри, не урони.
8. «Лапта». По одному участнику от каждой команды находится напротив своей колонны на расстоянии 7 метров. 7 членов команды по очереди бросают ему мяч.
(учитывается количество пойманных мячей).
Мы девчонок и ребят
Вызываем на канат
10 слева, 10 справа
Только мускулы трещат
9.Команды
приглашаются еще на одну забаву - «перетягивание каната» (по жребию)
Выступление танцевальной группы
Жюри объявляет победителей, награждение
Ведущий: Мы надеемся, что праздник
Никого не огорчил,
Мы стремились, мы старались,
Мы вложили столько сил.
Всем спасибо за внимание,
Праздник окончен.
До свидания!
Список использованной литературы:
1. Жуков М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 160 с.
2. Коротков И.М. Подвижные игры. / И.М. Коротков,– М.: ФИС, 1982 – С.24
3. Матвеев А.П. Методика физического воспитания в начальной школе. А.П. Матвеев, - М. Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003, С.33-49
4. Коротков И.М. Подвижные игры в занятиях спортом. / И.М.Коротков, - М.ФИС, 1971. М.:ФИС, 1971, С.5-18, 33-115
5. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. / В.И. Лях, – М.: ФИС, 1998. С. 11-21
6. Лях В.И. Физическая культура. 1-4 класс. / В.И. Лях, - М.: Учебное пособие, 2000.
7. Примерная программа по физической культуре для учащихся начальной
школы. М.1999.
8. Шлемин А.М. Физическое воспитание учащихся 1-4 классов. / А.М. Шлемин - М.: ФИС, 1993
9. Настольная книга учителя физической культуры. / Под ред. Кофмана.Л.М.: ФИС, 1998.
10. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. В.И. Лях, А.А.Зданевич, - ФИС, 2004
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.