Народные игры Рязанского края

  • docx
  • 17.04.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Народные игры Рязанского края.docx

Народные игры Рязанского края

БАНКИ.

 Играли мальчишки,  числом 9-10 человек,  летом на  полянке или  на  улице.  Для игры использовались деревянные клюшки или палки с загнутым концом, а также консервные банки по числу играющих.

Сначала расставляли банки с номерами по числу игроков на расстоянии примерно 30 см между банками.  В полутора метрах  от  линии  банок чертили параллельную линию, на которую ставили банку, наполненную песком.  Играющие становились на расстоянии 2-3 м от банки с песком. Выбранный игрок бил клюшкой по тяжелой банке так,  чтобы попасть в первую банку на кону и сбить ее с черты.  Когда первая банка отлетала на  какое-то  расстояние,  он шел и сбивал клюшкой все остальные банки - подальше.  Остальные же игроки старались схватить тяжелую банку. Водящий следил за ними и если видел,  что кто-то хочет ее схватить”,  то салил этого игрока легкой банкой, подбивая ее клюшкой. Осаленные выходили на время  из  игры.  Если  осалить  не удавалось и какой-то игрок успевал схватить тяжелую банку и поставить ее на место, в следующем кону водил последний игрок,  а прежний водящий должен был расставить все банки по местам.  Если водящий сбивал клюшкой все пустые банки,  он отбивал еще раз  банку  с песком.  Потом хватал пустую банку и ставил ее на место.  Остальные игроки также расставляли свои банки на места.  Тот  из  них, кто поставил банку последним, водил в следующий раз.

 

В ПОПА  (КЛЁП, КЛЁК).

 Играли на улице и во дворах.  Игроков могло быть 8-10 человек.  На земле чертили круг или квадрат и в 8 м от него линию кона.  Каждый игрок имел свою биту - плоскую или круглую палку. В круг ставили чурку - городок.  Игроки с палками стояли возле линии кона,  а около круга - водящий, который “маялся”. Задача игрока состояла в том, чтобы бросить палку и сбить городок. Если городок был сбит и палка отлетела,  то  игрок бежал за ней,  а затем с палкой возвращался на кон.  Водящий за это время должен был взять городок и поставить его на  место.  Если игрок не успевал вернуться на линию кона, а водящий уже поставил городок на место,  то водящий  должен  был  крикнуть:  “Клеп  на (имя)! Тогда названный игрок шел водить, а водящий перемещался в общий ряд игроков. Если все бросили свои палки, но никто не попал в городок, водящий  брал  “попа” и бросал его в сторону лежащих после бросков палок. На чью палку падал городок, тот и становился водящим.

Информатор специально отмечал, что эта игра воспитывала в человеке ловкость, смелость и сноровку. Игрок “не должен быть Ваньком”, т.е.  не зевать и делать все быстро.  Информатор знал игру “Попа-гонялы”, но считал,  что в нее играли в основном в деревне а “в попа” играли в городе (Пронск, 1930-е гг.).

 

ГОРОДКИ.

Игра была широко распространена в  России.  В  Рязанском крае встречалась повсеместно. В Спасском районе она называлась “чухи”, в Зарайском - “попки”.

Играли подростки,  парни и взрослые мужчины.  Делились на две команды от 2 до 6 человек каждая.  Для игры делали 10  коротких  крепких чурок  (“городков”)  и биты (палки длиной 70-80 ом) для каждого игрока “по руке”. На ровной площадке чертили два квадрата - “города” - 2 х 2 м.  На расстоянии 5 шагов от квадратов проводилась линия - полукон, на расстоянии 5 шагов от полукона - кон.  В квадратах ставили  фигуры  из “городков”: “пушка”, “бабушка в окошке”, “пулеметное гнездо”, “письмо” и др. Последнее сложнее всех, потому что все городки лежат на земле, и выбивать  их  по условию надо было в определенном порядке.  Команды по очереди выбивали фигуры, каждая из своего квадрата. Городок, оставшийся в квадрате,  мог, смотря по условию, считаться и выбитым, и невыбитым.  Часто играли с утра до вечера,  и информаторы всегда  вспоминают эту игру с удовольствием.

В г.Пронске нами записана еще одна интересная фигура  городков  - “дедушка на крыше” (см.  рис.3). В с.Засечье Спасского района в 1950-е гг. существовал вариант городков, где все чурочки выставлялись на поле рядами в вертикальном положении.  Сбивать их надо было, начиная с заднего ряда, получая за это определенное количество очков.

 

КАЗАКИ-РАЗБОЙНИКИ.

Играют подростки 7-14 лет. Играющие делятся на две команды, человек по 5-10 в каждой: “казаки” и “разбойники”, причем роли всегда распределяются так,  что “разбойники” убегают,  в “казаки” же их ловят. Если команды менялись ролями, менялись и названия команд.

“Разбойники”, устроив каким-либо образом отсрочку начала  погони, убегают. Отсрочкой может быть счет до определенного числа, как в прятках,  или загадывание слова (говорят,  сколько в слове букв и что  оно означает) и т.п. “Разбойники”, убегая, ставят мелом на асфальте стрелки, указывающие направление их пути (информатор отмечает: “Это в городе на асфальте мелом стрелки ставят,  а на земле - крестики”). “Разбойники” могут разделяться на две группы,  одна из которых может  указать ложный путь, другая же бежит дальше. Цель “разбойников” состоит в том, чтобы, поплутав по игровой территории (улице, двору и т.д.), вернуться к  исходному  пункту  непойманными.  “Казаки”  догоняют разбойников по стрелкам. Если путь раздваивается, “казаки” разбиваются на две группы.  Цель  “казаков”  - догнать “разбойников” раньше,  чем они придут в лагерь.

Возможны стычки,  потасовки, в том числе на деревянных саблях; по договоренности команды могут брать игроков команды противника в плен и т.д.

В 1930-е гг.  в Пронске часто играли в “казаки-разбойники”. Называлась игра “в разведчики” или “такалки”, хотя и название “казаки-разбойники” тоже было в ходу.  Играли мальчишки двумя командами  по  5-10 человек  в каждой.  Делились по принципу,  кто с кем хочет,  кто с кем привык играть вместе, либо по считалке. В начале игры “разбойники” кидали какую-нибудь вещь,  а другие бросались ее искать.  Пока шел поиск вещи,  первая команда разбегалась и пряталась. Когда игроки второй команды находили заброшенную вещь,  отправлялись искать первую команду. В момент встречи отдельных игроков двух команд каждый должен быстро сказать:  “Так,  Вася!” или “Так, Коля!” Кто быстрее скажет, тот победил.  Выигрывала та команда, где больше победителей.

В Зарайске и в д.Великое Поле играли в послевоенные годы.  Прятались по огородам и в сараях ("рига", "реги").

 

ЛАПТА.

 В лапту в Рязанской области играют до сих пор и школьники, и молодежь. Старики же с удовольствием вспоминают годы молодости, когда на игру в лапту выходили и взрослые мужчины. В лапту играли с ранней весны - “как только  снег  сойдет”  -  до поздней  осени.  Лапта  была любимой игрой К.Э.Циолковского и остается очень популярной среди его земляков - школьников с.Ижевское  Спасского района. Для игры необходима ровная площадка размером примерно 30х6О м  (в половину футбольного поля).  На площадке проводятся две линии “города” и “кона” (см. рис. 8. ). Играющие разделяются  “на  матках”  на две команды (по 5-10 человек).  Сначала выбирают двоих “маток” - капитанов команд.  Это  должны быть самые лучшие игроки, поскольку в некоторых вариантах игры им принадлежит право последнего (трех последних) ударов. Затем “матки” отходят в сторону, а остальные играющие сговариваются парами, т.е. загадывают себе имена или названия предметов.  Пара должна состоять из  двух игроков,  примерно равных по силе,  т.к. они в дальнейшем разойдутся в противоположные команды.  Пример загаданных предметов - “дуб” и “береза”  или “мяч” и “бита”.  Сговорившаяся пара подходит к маткам и говорит:  “Матки,  матки, чьи заплатки?”. Один из маток говорит: “Мои” Это значит,  что  из подошедшей пары именно он будет выбирать себе игрока.  Тогда сговорившиеся спрашивают: “Дуб” или береза?” (“Мяч или бита ?”). При этом,  разумеется,  нельзя говорить или показывать,  кто есть кто.  Матка отвечает: “Дуб”. Играющий, принявший при сговаривании это название,  идет в его команду,  а его товарищ - в другую. Из следующей пары будет выбирать уже другая матка. Когда команды сформированы, матки определяют, какая из них займет место ”в поле”,  а какая “в городе”.  Способ определения очередности  в игре  под названием “канаться на палке” используется в многих играх и, в частности,  в лапте.  Один из игроков подбрасывает вверх биту, а какой-либо из маток ловит ее одной рукой.  Второй матка захватывает биту также одной рукой выше впритык к кулаку первого. Затем так  же  перехватывает опять первый,  опять второй и так до тех пор,  пока одному из маток не будет возможности ухватить биту. Команда того, кто последний ухватил рукой биту, занимает “город”, а другая команда идет “в поле”.

После того, как команды расходятся по своим местам, от команды “в поле” к линии “города” выходит игрок, который будет подавать (“накидывать”) мяч тому игроку, который будет бить по мячу битой.

Обратимся теперь к предметам, необходимым для игры - бите и мячу. Сейчас  играют резиновым теннисным мячом,  раньше играли или резиновым (“арабским”),  тряпичным или мячом, скатанным из коровьей шерсти, а в некоторых  местностях  даже деревянным.  Бита (“отжига”,  “отжигалка”, “жага”) может быть круглой в сечении,  плоской. Может быть использован в этом качестве просто кол, выдернутый из забора. Каждый выбирает себе биту сообразно силе и умению - “по руке”.

Подающий берет  мяч,  первый игрок из “города” - биту.  Каждый из них должен стоять на территории своей команды,  особенно это  касается первого  игрока.  Стоит  ему хотя бы едва заступить на поле,  подающий имеет право салить его мячом. То же самое относится и любому игроку из “города”. Первый игрок,  взяв биту, говорит подающему, как именно он должен подбросить  мяч,  чтобы ему было удобно ударить.  Подающий подкидывает мяч.  Первый игрок либо бьет по мячу,  либо просит подкинуть еще  раз.  Если подающий плохо подкидывает, его могут заменить. При удачном ударе мяч улетал далеко в поле, и первый игрок должен был бросить биту, перебежать поле до линии кона и обратно. Тем самым  он зарабатывает себе право на новый удар.  Если игроки команды “в поле” быстро поймали или подобрали мяч и  возвращающийся  с кона игрок рискует быть осаленным,  он может остаться на линии кона до очередного удачного удара одного из игроков своей команды. В с.Ижевском Спасского  района  игроку при угрозе быть осаленным разрешается не бежать до конца поля,  а возвращаться назад, на линию “города” (или “кона”)  и  перебегать при следующем ударе.  Но право на новый удар игрок получает только в том случае,  если он перебежит от “города” до “кона” и обратно.

Главная задача игроков команды “в поле” состоит в том, чтобы осалить  пойманным  мячом перебегающего (или просто заступившего за линию города) игрока. Если игрок осален, команды меняются местами. Причем та команда,  которая была в “городе”,  получает право салить команду противника немедленно, как только был осален перебегающий. Поэтому игроки бывшей команды “в поле” разбегаются за линию города или за линию кона.  Так что может создаться ситуация,  когда игра будет продолжена не  при полном составе команды (“в городе”, бывшей - “в поле”), т,к. некоторые убежали за линию кона.  Если же они не убежали и их осалили, это положение называется “пересалки”, и команды еще раз меняются местами, т.е.  всё остается по-прежнему. Смена команд происходит и в том случае, если игроки команды “в поле” поймали “свечку” - мяч, не коснувшийся земли.

Во время игры возможна ситуация,  когда в “городе” остался  всего один игрок.  Тогда он получает право на три удара и пытается таким образом вернуть свою команду с линии кона. Игроки, стоящие на линии “кона”, ждут хорошего удара и стремятся в “город”. Если кто-нибудь из них перебежит в “город”,  то право на три удара у предыдущего игрока утрачивается и переходит к игроку,  который стоит последним в очереди бить битой по мячу.  Если из трех возможных ударов у последнего игрока  остался один (два раза промазал),  то игроки, стоящие на линии кона, начинают двигаться по полю к линии “города” -  “нарываться”.  Фактически их уже можно салить,  и мяч еще в руках у подающего. Но, с другой стороны, эти игроки обязаны бежать в “город” при любом ударе. В этой ситуации подающий обманным броском может заставить последнего игрока,  ждущего с битой в руке, сделать замах, что не запрещается.  Тогда  подающий имеет право салить либо его,  либо передавать мяч своим товарищам,  а игроки с линии “кона” обязаны бежать, и первый игрок тоже. Подающий может также в случае промаха бьющего игрока поймать мяч у земли,  и это будет считаться “свечкой”,  т.е. за этим последует “чистая”,  без пересаливания смена команд,  но это связано с некоторым риском. По словам информатора из пос.Кирицы, бывало так: “Подающий подкинул мяч, последний игрок замахнулся, еще не ударил, а подающий - хвать мяч рукой.  Перебегать всем обязательно, кого-нибудь теперь точно осалят. Бывало, подающему за это попадало битой по руке”.

Поймать “свечку”  в  любом случае было большой удачей.  Поймавший “свечку” получал право бить первым. Игра продолжалась  или оговоренное в начале игры время,  или пока не “отводится” команда в “поле”.  Информатор вспоминает:  “Бывало, команду в “поле” во полдня держат, и уйти нельзя, если другая команда не согласна”.

Отличия в  правилах  встречаются  довольно  часто.  Так,  в с.Октябрьское Пронского района каждому игроку дается право трех ударов, но в случае попадания по мячу бежать надо в любом случае. Биту специально выстругивали по руке,  и на бите вырезали изображение мяча. В с.Ижевском  Спасского  района  и в с.Свинчус Шиловского района в лапту играли деревянным шаром.  В п.Красный Чучковского района деревянный  мяч  для лапты вырезали в форме яйца и раскрашивали.

Игра распространена в Рязанской области повсеместно и очень любима  жителями.  Играла со времени “как только снег сойдет” и до поздней осени.