НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ. ИХ ИСТОКИ И РАЗВИТИЕ В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Оценка 4.7

НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ. ИХ ИСТОКИ И РАЗВИТИЕ В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Оценка 4.7
Занимательные материалы
docx
искусство
27.04.2020
НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ. ИХ ИСТОКИ И РАЗВИТИЕ В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Научная статья
статья.docx

Е.В. Антропова

МУ ДО «Центр детского творчества» Ленинского р-она, г. Саратова

«НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ. ИХ ИСТОКИ И РАЗВИТИЕ В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

 

Анотация: В статье приводятся народные промыслы, распространенные в городе Саратове и Саратовской области, рассказывается история их появления и развития. Целью работы является рассказать о важности сохранения русских традиций и о проблеме передачи знаний и умений через образование детей.

Ключевые слова: Народные промыслы, Саратовская область, гармонь, история, губерния, традиции.

 

«PEOPLE'S FISHING. THEIR SOURCES AND DEVELOPMENT IN SARATOV REGION»

 

Abstract: The article lists folk crafts common in the city of Saratov and Saratov region, the history of their appearance and development is told. The aim of the work is to tell about the importance of preserving Russian traditions and the problem of transferring knowledge and skills through the education of children.

Key words: Folk crafts, Saratov region, accordion, history, province,
traditions.

 

Актуальностью данной темы является то, что ремесло – это неотъемлемая часть народного и декоративно-прикладного искусства, которое является частью художественной культуры.

Русские народные промыслы — это форма народного творчества, в ней хорошо прослеживаются русские традиции и культура, зародившиеся много веков назад. Благодаря сохранению изделий того времени мы можем возродить технологии изготовления и рассказать историю нашего родного края.

Народное искусство живет веками. Навыки и техники мастера, найденные образы передаются из поколения в поколение, сохраняясь в памяти. Сохраняются далеко не все технологии и навыки, через столетия проходят лишь наилучшие творческие достижения. Традиционные народные промыслы становятся основой для воспитания и формирования ценностей, исторически сложившихся и проверенных временем.

В Саратовской области в ХVIII веке насчитывалось примерно девятисот ремесленников (горшечники, шапочники, рукавичники, сапожники, кузнецы, портные, колесники). К 1765 году их число значительно сократилось. В Камышинском уезде например была открыта школа ткачества.

Развивался вязальный промысел. Саратовская губерния занимала в Поволжье первое место. Больше всего был распространен в трех уездах Саратовской губернии: Саратовском, Камышинском и Царицынском. В наше время бабушки до сих пор передают по наследству умение вязать, хоть данное хобби и не пользуется большой популярностью, как это было еще сотню лет назад. В школах и дополнительном образовании так же можно встретить кружки, где педагоги обучают вязанию и не только одежды, как было раньше, но и изготовлению игрушек, аксессуаров для мебели и даже вязанию картин.

Плетение изделий из соломы и тальника было широко распространено: корзиноплетение, ширмы, коляски. Основа для изделий – ивовый прут, а отделка – из камыша и соломки. Солому заготавливали заранее осенью, при обмолоте стебель старались сохранить в целости. Его очищали от верхней оболочки и разрезали на части. Для придания ей мягкости обдавали кипятком перед плетением. В селе Ахмат корзиноплетение продвигали графы Михаил и Дмитрий Олсуфьевых, в мастерской ко­торых плели изделия очень высокого качества. В свое время мастерская удостоилась высокой награды – серебрянной медали на Всероссийской кустарной выставке 1902 г. в Санкт-Петербурге. Ахматские куста­ри плели детские коляски, чемоданы, сундуки, ширмы. Промысел этот был малодоходным, но крестьяне все равно охотно занимались им. Одним из традиционных и наиболее популярных в то время промыслом являлся – лапотный. Днем кустари работали дома или занимались хозяйством, а по вечерам любили собираться на «посиделки» по 8-10 человек. Сырьем для лаптей служило лыко, которое кустари приобретали у скупщиков, очень часто под залог каких- нибудь вещей. Часть изделись сбывалась на рынках и ярмарках, но большую перекупали скупщики и везли в большие города.

Отдельное уважение заслуживали саратовские мастера по работе с древесиной. Изготавливали столы, иконостасы, рамы для зеркал.  
Развивалось и веретенное производство. Изготавливали около двенадцати видов веретен: для льна, пуха, суконных фабрик.
Одна из гордостей Саратовского края является Саратовская гармонь.
Саратовская гармоника стала известна в 1860-е годы.

Саратовская гармоника отличалась своеобразным тембром и наличием колокольчиков. Со временем Саратовскую гармонь стали включать в состав ансамблей русских народных инструментов. Под аккомпанемент гармони выступали на концертах такие знаменитые исполнители, как Лидия Русланова, Ольга Ковалёва, которые кстати являлись уроженками Саратовской губернии. 

Первая мастерская в Саратове по производству гармони была открыта в 1870 году Николаем Геннадьевичем Карелиным. В 1920-е годы кустарей - гармошечников объединили в артель «Саратовская гармонь». Со временем артель расширилась и стала большим предприятием, выпускавшим порядка 8 тысяч гармоней в год. Делались и концертные гармони для мастеров. Увы, но в 2003 году серийное производство гармоней было закрыто, а в 2007 году прекращено вовсе.

Не смотря на это, сейчас саратовская гармонь до сих пор жива и знаменита по всей России. В любой музыкальной школе или школе искусств, где обучают умению играть на гармони, педагоги обязательно рассказывают о нашей гордости. Саратовские ансамбли под аккомпанемент Саратовской гармони исполняют народные песни на Международных фестивалях, где отмечается не только прекрасное исполнение коллектива, но и незабываемое звучание гармони.

В Саратове был открыт памятник Саратовской гармоники, а мужик с гармошкой на проспекте Кирова пользуется большой популярностью. Скамейка памятника натерта до блеска, благодаря желающим сфотографироваться с ним. В 2009 году задумали о возрождении производства Саратовской гармоники. В техническом университете была создана материально техническая база. Саратовский предприниматель Сергей Липатов открыл небольшой цех по производству этого инструмента на своей мебельной фабрике. 

Еще одним известным промыслом Саратова стала Саратовская игрушка. Точная дата появления не известна. Изготавливали игрушки как правило мастера-одиночки, масштабного производства не было. Возможно именно по этому Саратовская игрушка так и не стала популярна по всей России и прекратила свое существование в 1960-е годы. Большую роль в возрождении Саратовской игрушки сыграл музей народных художественных ремесел «Солдатенковы». Технология изготовления была частично утеряна, но саратовские мастера, которых сейчас осталось не так много, до сих пор стараются возродить это ремесло. Единственным хранителем техники остался мастер Петр Петрович Африкантов.

Декорируется игрушка древним ямчатым способом. На сыром изделии штампиками оттискиваются сложные геометрические рисунки в виде ромбовидных ямок. Эти углубления потом заполняются красителями. Раньше вместо искусственных красителей использовались натуральные: разноцветная глина, особый вид гнилого ила. Сейчас же красителем служит гуашь. Отличается Саратовская глиняная игрушка от других глиняных игрушек тем, что эти цветные углубления от штампиков под определенным углом создают проекцию правильного параллелепипеда. Чаще всего лепили животных в разных позах, что конечно не могло не заинтересовывать детей, ведь при игре в такие игрушки можно было создавать целые композиции. Так же популярностью пользовались свистки. Изготавливались они разных размеров и с разным количеством отверстий для игры.

Еще одним из узнаваемых по России видом Саратовского ремесла стало изготовление калачей. Калач – старейший вид белого хлеба. В старину для настоящего Саратовского калача использовали только особый вид пшеницы – саратовская белотурка. Основным производителем калача был саратовский комбинат имени Стружкина, который являлся поставщиком хлеба для императорского дворца. Пшеницу белотурку можно было выращивать не везде, все дело в особенностях природной зоны. Так в ХХ веке Саратов считался хлебной столицей Российской империи. Но на этом саратовские селекционеры не остановились и Алексей Шехурдин и его ученица Валентина Мамонтова вывели новый сорт пшеницы – «саратовская-29» и «элита Поволжья».

Существует легенда, что в старину купцы проверяли качество калача, сев на него и если хлеб принимал прежнюю форму, то он скупался у производителя пудами. Сейчас, как и тогда нужно еще найти калач действительно хорошего качества. В Саратове часто при проведении ярмарок или встречи важных гостей украшением служит калач, украшенный кружевными узорами из теста.

Увы, но в наше время массовое производство хлеба уже не такого хорошего качества, это говорит о том, что с годами люди пренебрегают традициями и движет ими только экономика. В Саратове имеется один колледж кулинарных искусств, где готовят пекарей по всем правилам. Но изготовление калачей в первую очередь ремесло и для этого необходимо вкладывать всю свою душу.

Все эти и многие другие промыслы столетиями развивались в Саратовской губернии. Что-то позабылось, а что-то наоборот набрало значимость. В Саратове мало встретишь мастеров росписи по дереву (Городец, Гжель, Хохлома).

Приятно знать, что в настоящее время образование стало больше нацелено на воскрешение народных традиций, создаются учебные программы по подготовке возможно будущих мастеров и все это в целом способствует духовному, художественному и нравственно-эстетическому развитию подрастающего поколения. Познавая традиции предков, мы приближаем себя к наиболее чистым и древним истокам национальной культуры.

Полезность участия образования в возрождении традиций очень важна при условии нацеливания учащихся на овладение навыками, на воспроизведение лучших образов народного искусства и конечно же знании истории того или иного ремесла.

Целью народного ремесла в системе художественного образования является: заинтересовать учащихся в творчестве, нацелить на дальнейшее развитие и достижение более сложного уровня в выбранном направлении.

Организация учебного процесса при работе по направлениям народных промыслов и ремесел обеспечивает: выявление у учащихся природных способностей и их развитие, обучение художественным основам, личностное развитие, развитие мелкой моторики рук, приобретение знаний истории традиций родного края.

Частные студии не славятся преподаванием в этом направлении, зато широко работают Центры детского творчества и школы искусств. Остро стоит проблема о сохранении традиций. В общеобразовательных школах на уроках ИЗО учитель не может в полной мере обучить детей росписи. Учитель технологии у девочек не всегда умеет вязать или вышивать, а у мальчиков – вырезать по дереву. Последние годы для прививания патриотизма детям и сохранения традиций стали модернизировать дополнительное образование. Именно там встречаются мастера по народным промыслам и ведется работа по проектам и исследовательская деятельность в направлении сохранения истории родного края.

Чтобы качественно и эффективно работать в этом направлении,    педагог должен владеть полной информацией об истоках становления и развития народных промыслов, видах и качестве декоративных материалов, традиционных техниках, используемых при изготовлении  изделий. При несоблюдении этого условия мы видим  поверхностное отношение к истории нашей Родины, к занятиям в объединении, к процессу изготовления изделий и со стороны учащихся, что приводит к  неосвоению программного материала и уменьшению количества  учащихся в течение года.

В погоне за модными тенденциями мы порой забываем об истоках нашей культуры, о духовно-нравственном воспитании и развитии личности ребенка, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны. Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс подготовки подрастающего поколения к жизнедеятельности в условиях современного общества, творческому труду и максимальному раскрытию своих способностей. Этот процесс базируется, в первую очередь, на знании истории своей страны, народного фольклора, ремесел, декоративно-прикладного искусства, являясь источником духовности и патриотизма в воспитании личности каждого учащегося.

К сожалению, современные  дети мало знают об истории культурных традиций  и народных промыслов России и Саратовской губернии. Учебная программа не дает полного обхвата этой темы. И над этим необходимо работать, потому что любовь к родному краю, знание его истории – это основа, на которой может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Возрождая народные традиции, мы обогащаем нашу культуру, совершенствуем окружающий нас мир.

  Так же большие возможности для ознакомления с традициями дают музеи и центры народного творчества. Приобщение к традициям, истокам национальной культуры и мастерства делает богаче внутренний мир человека, способствует формированию личности с целостным мировосприятием.

 

Бизнес-колледж ИРБиС СГТУ проводит обучение специалистов среднего звена по специальности  «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам) в Саратове» по направлению: Художественная роспись по ткани.

Программа готовит художников народных художественных промыслов в области росписи по ткани и художников-мастеров, преподавателей.

Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г.Чернышевского готовит специалистов по направлению: «История искусств»

В 2004 г. совместно с Саратовским авиационным колледжем была открыта специальность «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». В настоящий момент подготовка по этой специальности ведется в учебно-методическом центре среднего профессионального и дополнительного образования ИСПМ (УМЦ СПДО ИСПМ).

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что в настоящее время в Саратовской области проделывается большая работа по сохранению и восстановлению русских традиций и народных промыслов Саратовского края. Не смотря на потерянные технологии изготовления некоторых видов изделий или забытые с годами ремесла, образование совместно с культурой продолжают открывать новые возможности для  жителей города по ознакомлению с историей, прославлению мастеров и обучению детей.

Довольно часто проводятся народные гуляния, на которых можно не только увидеть русские народные танцы, выставки мастеров и детей, но и поучаствовать в мастер-классе по изготовлению изделий и купить известные нам «символы» Саратовской губернии (калач, гармонь, лапти, игрушки и матрешки, изготовленные непосредственно в Саратовской области).

 

Список используемой литературы и источников.

 

1.       Александров Н.А. Где на Руси какой народ живет и чем промышляет. 1901 г. 1-61 с.

2.       Голицын Ф.С. Кустарное дело в России. Том 1. 1904 г. 38-45, 254-262 с.

3.       https://www.metod-kopilka.ru/proekt__po_tehnologii_obuchayuschihsya_9_klassa_quotrazgovor_ne_dlya_potehiquot-27940.htm

4.       Клиентов Алексей Евгеньевич Народные промыслы. Белый город, 2008 г. 21-30 с.

5.       Декоративно - прикладное искусство. Мн., «Нар.асвета», 1975, 112 с. С ил. (Детям о прекрасном).

6.       http://www.saratov-kultura.ru/garmonika.html

7.       История и современные проблемы декоративно-прикладного искусства: учебно-методический комплекс. КемГУКИ  2014г.  1-56 с.


 

Скачано с www.znanio.ru

Е.В. Антропова МУ ДО «Центр детского творчества»

Е.В. Антропова МУ ДО «Центр детского творчества»

В школах и дополнительном образовании так же можно встретить кружки, где педагоги обучают вязанию и не только одежды, как было раньше, но и изготовлению игрушек,…

В школах и дополнительном образовании так же можно встретить кружки, где педагоги обучают вязанию и не только одежды, как было раньше, но и изготовлению игрушек,…

Международных фестивалях, где отмечается не только прекрасное исполнение коллектива, но и незабываемое звучание гармони

Международных фестивалях, где отмечается не только прекрасное исполнение коллектива, но и незабываемое звучание гармони

Существует легенда, что в старину купцы проверяли качество калача, сев на него и если хлеб принимал прежнюю форму, то он скупался у производителя пудами

Существует легенда, что в старину купцы проверяли качество калача, сев на него и если хлеб принимал прежнюю форму, то он скупался у производителя пудами

Чтобы качественно и эффективно работать в этом направлении, педагог должен владеть полной информацией об истоках становления и развития народных промыслов, видах и качестве декоративных материалов,…

Чтобы качественно и эффективно работать в этом направлении, педагог должен владеть полной информацией об истоках становления и развития народных промыслов, видах и качестве декоративных материалов,…

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что в настоящее время в

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что в настоящее время в
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.04.2020