Технологическая карта урока изо 5 класс
Составитель: Смирнова О.Ю. учитель изобразительного искусства
Тема раздела
|
Древние корни народного искусства. |
Тема урока |
Народный праздничный костюм Эскиз орнамента по мотивам вышивки русского народного костюма |
Цель урока:
|
Обучающая: Познакомить учащихся с традиционной крестьянской орнаментальной вышивкой; помочь в освоении языка орнамента; сформировать умение выстраивать композицию со славянской орнаментальной символикой. Воспитательная: Воспитывать любовь и уважение к национальному искусству, к различным видам народного творчества. Способствовать развитию эстетического и художественного вкуса, творческой и познавательной активности. Развивающая: Развивать образное мышление, воображение, восприятие целостной картины мира, творческую активность |
Тип урока |
Урок изучения новых знаний. |
Планируемые результаты (предметные ПР) |
Понимать условно-символический характер народного декоративного искусства. Читать орнамент |
Личностные (ЛР)
|
- Уважительно относиться к культуре народного искусства; - понимать роли культуры и искусства в жизни человека; - уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; - иметь эстетическую потребность в самостоятельной практической творческой деятельности; - уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения |
УУД Метапредметные (МПР) |
Познавательные УУД: - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Коммуникативные УУД: - овладеть умением вести диалог; - владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы под руководством учителя; Регулятивные УУД: - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, - находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, - уметь организовать место занятий.
|
Основное содержание темы, понятия, термины. |
Традиционные образы народного прикладного искусства – солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни. |
Образовательные ресурсы. |
Отрывок из произведения П. Бажова «Медной горы хозяйка» , Презентация «Эскиз орнамента по мотивам вышивки русского народного костюма». Иллюстрации с изображением знаков-символов, с изображением орнамента на предметах быта. Рушники, Комплекты раздаточного материала для работы над украшением народного костюма, фломастеры, карандаши, восковые мелки, цветные ручки. |
Ход урока.
Организация деятельности на уроке |
||
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся (в т.ч. задания, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов) |
Организационный момент |
Приветствует учащихся. Визуально определяет готовность к уроку. Начать наш урок и отправиться в мир искусства нам поможет одна литературная героиня. Послушайте, пожалуйста, внимательно и скажите, кто она такая, из какого произведения пришла к нам на урок? «...Глядит, а перед ним на грудке руды у большого камня женщина какая-то сидит. Спиной к парню, а по косе видать девка. Коса сиза-черная и не у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светлеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь. А одежда и верно такая, что другой на свете не найдешь. Из шелкового, слышь-ко, малахиту платье. Сорт такой бывает. Камень, а на глаз как шелк, хоть рукой погладить. И платье на ней — на хозяйке-то-меняется. То оно блести, будто стекло, то вдруг полиняет, а то алмазной осыпью засверкает, либо красна-медным станет, а потом опять шелком зеленым отливает...» О ком идет речь в этом отрывке? Кто придумал эту героиню? (слайд 2) Хозяйка медной горы владела несметными богатствами земли уральской, кто ей был по нраву она одаривала своими камнями-самоцветными, а худых и жадных людей она не допускала к своим сокровищам. Заманивала людей, сбивала с пути-дороги и оставляла ни с чем.(слайд 3) |
Обучающиеся объеденные в три группы.
Медной горы хозяйка П. П. Бажов уральский сказитель |
Актуализация знаний и мотивация |
Побаивался местный народ ее чар, а так же других недобрых сил и старался окружить себя знаками — оберегами. Скажите ребята, вам знакомы эти знаки (слайд 4) как их называли в народе? Где их изображали? присутствовали, не только в предметах быта, но и в одежде их вышивали мастерицы вспомните, пожалуйста, что они обозначали и как их называли (слайд 5) |
Солярные знаки, предметы быта, украшения изб снаружи и внутри
знаки воды, знаки земли, мать-земля, древо-жизни, птицы-счастья, конь |
Постановка учебной проблемы |
Посмотрите на слайд (6), перед вами слова хаос и порядок, объясните, где изображен порядок, внизу надписи или сверху? А для порядка, что мы сделали? А последовательность в искусстве — это ритм. Для создания вышивки не достаточно одних солярных знаков (слайд 7). Для того, чтобы получилась красивая вышивка мастерицы собирали знаки-обереги в определенной последовательности (слайд 8) так рождается узор. Дайте мне определение, что такое орнамент?
Посмотрите, какие орнаметы мастерицы использовали в своей вышивке на рушниках, полотенцах, скатертях (слайд 9) такими же орнаментами украшали одежду нарядную и повседневную, а где именно вышивали узоры орнаментам на одежде? (слайд 10) это делали для того, чтобы недобрые силы не проникли к душе и телу человека. Такую одежду бережно хранили и передавали по наследству. В основном одежду украшали орнаментом красного цвета. Может кто знает почему? Что означал в народе красный цвет? (слайд 11)
Но чем старше был хозяин костюма, тем больше в его орнаменте было черного и синего цвета, так как эти цвета означают мудрость и величие |
В низу
поставили, эти фигурки в определенной последовательности.
Узор из ритмично повторяющихся элементов (солярных знаков) называется орнаментом.
По горловине, на рукавах,, на груди, на планочке, по подолу и низу рубахи и сарафана.
Красивый, красно-солнышко, красна-девица, красное крыльцо, красна изба не углами, а пирогами.
|
физкультминутка |
Ребята, я вам предлагаю немножечко размяться и повторить движения за словами в четверостишии Красно-солнышко встает, (руки тянут вверх) Тучку с неба уберет, (раскачивают руками влево и вправо) На полянке все пригладит, (наклоны вниз) Улыбнуться нас заставит (повороты головой с улыбкой) (слайд 12) |
|
Поиск решения учебной проблемы |
Ребята, я вам предлагаю сегодня украсить наряды наших русских красавиц (слайд 13) делать вы это будете с помощью карандашей, фламастеров, восковых мелочков, цветных ручек. Первая группа будет создавать орнаменты для вышивки к костюму молодой девушки. Какие цвета для этого вам понадобятся? Вторая группа украсит орнаментом наряд для взрослой женщины. Какие цвета вы можете использовать? А третья группа создаст орнамент для наряда хозяйки медной горы, по мотивам бажовских сказов. Вспомните она владела камнями-самоцветами, значит какие цвета вы будете использовать для своего орнамента? Ребята перед вами лежат элементы одежды: бретели сарафана, манжеты рубахи, планочка к сарафану, нагрудная часть элемента сарафана, на котором надо нарисовать орнамент из солярных знаков.. у вас на столах лежат книжечки-подсказочки в которых вы найдете много самых разнообразных вариантов солярных знаков-оберегов. Как только вы выполните задание и украсите вышевку орнаментом из солярных знаков, вам надо будет прикрепить каждую деталь к наряду красавиц в одежде которых как раз и не хватает этих элементов. Так же вам надо придумать своей красавице имя объяснить выбор солярных знаков в ваших орнаментах и придумать о своей девице небольшой рассказ или четверостишие. (слайд 14) |
Красный, розовый, алый, можно оранжевый
Красный, синий, черный, коричневый.
Все цвета палитры. |
|
Практическая часть сопровождается музыкальными композициями русских народных произведений. Дети начинают работать по мере выполнения работы ученики подходят к плоским макетам кукол в русских народных сарафанах и приклеевуют элемента декора к своей модели |
|
закрепление |
Посмотрите, какими нарядными стали красны девицы. Одежда у них нарядная. Орнаменты на одежде будут не только украшать их, но и оберегать красавиц от недоброго силы и злого глаза
|
Обучающиеся представляют свои работы, дают имена, описываю характер в стихотворениях или рассказах |
рефлексия |
Я предлагаю вам мысленно перенестись к себе домой. Вспомнить, есть ли у вас дома предметы, вещи на которых изображен орнамент? Вот видите из глубокой старины орнамент перекачивал и к вам в дом. Язык орнамента является самым древним языком, возникшим задолго до появления письменности. Орнамент старше всех произведений письменности (Слайд 15) |
Дети дают ответы, называют примеры |
заверение |
И сегодня можно передавать свои тайные послания через необычный рисунок, которым мы сегодня украсили наших девиц. Желаю вам творческих успехов! |
|
Экскурсия в школьном краеведческом музее Челябинской области для родителей, обучающихся в «День открытых дверей»
Цель экскурсии:
1. Познакомить гостей с экспозициями школьного музея;
2. Привить чувство гордости, любви и уважения к школе;
3. Способствовать развитию коммуникативных компетентностей.
Задачи:
1. Отобрать нужный материал для проведения экскурсии с родителями;
2. Подготовить экскурсоводов.
Продолжительность экскурсии: 40 минут.
В школьном коридоре собирается группа экскурсантов. Перед нами разыгрывается эпизод сказа П. Бажова «Медной горы хозяйка»: |
|||
Герои: медной горы хозяйка, Катя-невеста мастера Данилы, Данила-мастер, Автор
Перед гостями появятся Катя-невеста мастера Данилы.
А.: Катя идет, как ей привычно, на горку. Взглянула, а лес кругом какой-то небывалый. Пощупала рукой дерево, а оно холодное да гладкое, как камень шлифованный. И трава понизу тоже каменная оказалась, и темно еще тут. Катя и думает: К.: «Видно, я в гору попала». — Данило, отзовись! А.: По лесу голк пошел. Сучья запостукивали: «Нет его! Нет его! Нет его!» Только Катя не унялась. К.:— Данило, отзовись! А.: По лесу опять: «Нет его! Нет его!» Катя снова: К.: — Данило, отзовись! А.: Тут Хозяйка горы перед Катей и показалась. Х.: — Ты зачем, — спрашивает, — в мой лес забралась? Чего тебе? Камень, что ли, хороший ищешь? Любой бери да уходи поскорее! А.: Катя тут и говорит: К.: — Не надо мне твоего мертвого камня! Подавай мне живого Данилушку. Где он у тебя запрятан? Какое твое право чужих женихов сманивать? А.: Ну, смелая девка. Прямо на горло наступать стала. Это Хозяйке-то! А та ничего, стоит спокойненько: Х.: — Еще что скажешь? К.: — А то и скажу — подавай Данилу! У тебя он… Хозяйка расхохоталась да и говорит: Х.: — Ты, дура-девка, знаешь ли, с кем говоришь? К.: — Не слепая, — кричит, — вижу. Только не боюсь тебя, разлучница! Нисколечко не боюсь! Сколь ни хитро у тебя, а ко мне Данило тянется. Сама видала. Что, взяла? А.: Хозяйка тогда и говорит: Х.: — А вот послушаем, что он сам скажет. А.: До того в лесу темненько было, а тут сразу ровно он ожил. Светло стало. Трава снизу разными огнями загорелась, деревья одно другого краше. В прогалы полянку видно, а на ней цветы каменные, и пчелки золотые, как искорки, над теми цветами. Ну, такая, слышь-ко, красота, что век бы не нагляделся. И видит Катя — бежит по этому лесу Данило. Прямо к ней. Катя навстречу кинулась: «Данилушко!» Х.: — Подожди, — Ну, Данило-мастер, выбирай — как быть? С ней пойдешь — все мое забудешь, здесь останешься — ее и людей забыть надо. Д.: — Не могу, — людей забыть, а ее каждую минуту помню. А.: Тут Хозяйка улыбнулась светленько и говорит: Х.: — Твоя взяла, Катерина! Бери своего мастера. За удалость да твердость твою вот тебе подарок. Пусть у Данилы все мое в памяти останется. Только вот это пусть накрепко забудет! — А.: И полянка с диковинными цветами сразу потухла. Х.: — Теперь ступайте в ту сторону,— Ты, Данило, про гору людям не сказывай. Говори, что на выучку к дальнему мастеру ходил. А ты, Катерина, и думать забудь, что я у тебя жениха сманивала. Сам он пришел за тем, что теперь забыл. Поклонилась тут Катя: К.: — Прости на худом слове! Х.: — Ладно, — отвечает, — что каменной сделается! Для тебя говорю, чтоб остуды у вас не было |
|||
Герои расходятся, остается «Катя» Зал «Наш вернисаж» |
|||
К.: Знакомит зрителей с залом живописи и рисунка |
Здравствуйте гости дорогие, желанные. Живем мы с вами в замечательном крае на Южном Урале. И в стихах он воспет и в сказках. Посмотрите, какая красота открывается нашему взгляду, если отправимся в путешествия по земле нашей Уральской. Хороша природа Урала и снежной зимой и знойным летом. Все это запечатлели на своих полотнах мастера кисти и красок. И пусть имена их нам не известны, но красота зимнего соснового бора, скалистых гор, осеннего березового леса, пшеничного поля, рек и озер в утреннем тумане, все это богатство, которым мы владеем и которое нам надо сохранить. Тут же представлены работы школьников, не менее талантливых и одаренных ребят. Все работы ребят выполнены с душой и не уступают своим наполнением художникам профессионалам. Что бы узнать край наш еще лучше прошу вас гости пройти в зал «Истории и экологии». |
||
Гостей встречает «Данила-мастер» |
|||
Д.: Знакомит зрителей с информацией расположенной на стендах об истории, географии, экологии Челябинской области и г. Южноуральска Показывает, как перейти по QR-коду на сайт с информацией. Читает стихотворение |
Все вы люди мастеровые да умелые, занятые да скорые, как и я мастер-Данила. Потому задерживать здесь вас не стану. В руках у вас диковинные машины смартфонами и айфонами называются, вот вы ими и воспользуйтесь. Сколько интересно узнать так можно, а подсказкой будет значок хитрый на каждом стенде умном, QR-код называется. |
||
Стенд «История Челябинской области» и «Города Южноуральска» |
|||
В этом месте история нашего края от самого Аркаима и башни Тамерлана от пещеры Игнатевской с рисунками людей в них обитавших и основания города Челябы. Хоть наш город и очень молод, но и нам есть о чем рассказать гостям заморским, с городом нашим не знакомыми |
|||
Стенд «География Челябинской области» и «Подземная кладовая». |
|||
А эта часть мне особенно приятная. Область наша расположена таким образом, что есть в ней и горы древнейшие на планете «каменным поясом » величаем их. И озера зеркальные, чистейшей воды «Тургояк» получило оно своё название от старинной легенды о любви юноши Тура и девушки Кояк. А не далеко от нашего города расположилась группа Хомутининских озёр. Эта группа очень небольших исторически связанных озер (так называемых степных блюдец) представляет особую ценность в связи с их разнородным химическим составом и высокой лечебной ценностью вод и грязей. Всего Хомутининских озер пять: Чекирево (Чокарево), Подборное, Круглое, Горькое, Оленичево. Названия озер в основном русские; Чокарево по башкирски означает «яма». Памятником природы считается Кичигинский бор, по научному Островной бор, реликтовый послеледникового периода. Произрастает на древних песчаных отложениях. Любимая моя тема - камни самоцветные. Но об этом сами почитаете в нашем интернетсообществе. |
|||
Стенд «Челябинская область в годы Великой Отечественной войны» |
|||
А вот мимо героического прошлого пройти нам ни как нельзя. Тяжела была участь страны нашей в годы Великой Отечественной войны. Об это написаны книги, и стихи сняты фильмы. Мы всегда будем гордиться нашими соотечественниками, ушедшими на фронт, вставшими к станку, растившими хлеб. Легендарный Танкоград. (Л. Рахлис)
|
|||
Гостей выходит встречать Медной горы хозяйка. |
|||
Зал «Народные промыслы Южного Урала» |
|||
Х.: проводит игру, раздает карточки с гербами-магнитами городов Челябинской области) |
Ну, вот вы и в моих владениях гости дорогие. Собраны в этом зале богатства созданные руками и душой человека. Дайте ка я вас попытаю, я начну поговорку, а вы продолжите. А я вам за правильный ответ карточки буду давать |
||
• Авось да как-нибудь до добра ______ не доведут. • Больше дела _____________________ меньше слов. • Делано наспех____________________ и сделано насмех. • Деревья смотри в плодах, а людей ____ смотри в делах. • Есть терпенье, будет ________________ и уменье. • Жизнь дана на _____________________ добрые дела. • За всякое дело берись _______________ умело. • За двумя зайцами погонишься ________ ни одного не поймаешь. • За много дел не берись, а в одном _____ отличись. • Конец – всему ______________________ делу венец. • Куй железо, _______________________ пока горячо. • Ленивому всегда ___________________ праздник. • Лиха беда _________________________ начало. • Маленькое дело лучше _______________ большого безделья. • Не говори, что делал, а говори, ________ что сделал. |
|||
Вижу, знаете вы цену труду, и я вам хочу показать, что народом сделано. |
|||
Выставка картин из каменной крошки |
|||
В этих картина все богатства мои собраны - камни самоцветные: малахит, змеевик, орлец, яшма, серпентин, пирит, агат, оникс, кошачий глаз, сердолик, моховик, нефрит… Вот такие они – самоцветные камни Урала. Разные по цвету, составу, применению, но одинаково прекрасные. Как будто кисть написаны эти картины, а нет, блеск выдает камни самоцветные. |
|||
Выставка кукол-оберегов |
|||
А на этой выставке куколки, да не простые – обережные. Не легка доля женская, заботами да хлопотами окружена. Вот и крутили девицы, да жены помощниц себе. Тут и куклы-неразлучники, что в подарок на свадьбу дарились, кукла-десятиручка, молодой жене в подмогу, считалось, что подобный оберег поможет молодой хозяюшке все успевать: за детьми смотреть, готовить есть, убирать. Кукла- Подорожница защищала человека в пути. Для каждого случая своя кукла была, много интересного для себя найдете, если по значку этому QR-кодом называется который с помощью своих телефонов пройдете. |
|||
Буккроссинг |
|||
Ну а если вы почитать любите, и для вас местечко у меня приготовлено. Вот они книжки про край наш Южноуральский. Буккроссинг слышали? Тут и о камнях и природе и о героях труда, все найдете. |
|||
Катерина обращается к гостям. |
|||
К.: Показывает на своем примере и прикрепляет герб г. Челябинска к карте. |
Вижу в руках у вас карточки яркие, да знакомые глазу. Поди узнали? Верно у вас гербы населенных пунктов Челябинской области. Вот перед вами большая карта нашей области. Прикрепите на нее герб к тому городу, к которому он относиться. |
||
Зрители выполняют просьбу, при необходимости ведущая помогает найти нужную точку на карте. |
|||
Знаете вы наш край, видно много путешествуете и интересуетесь. Оставайтесь всегда с нами на связи, заходите к нам в музей и в стенах школы и в нашу группу в социальной сети VK. До новых встреч. |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.