народный праздничный костюм

  • doc
  • 02.03.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала народный праздничный костюм.doc

                                                                                         Технологическая карта урока изо 5 класс

 

Составитель: Смирнова О.Ю. учитель изобразительного искусства

 

Тема раздела

 

Древние корни  народного искусства.

Тема урока

Народный праздничный костюм

Эскиз орнамента по мотивам вышивки русского народного костюма

Цель урока:

 

Обучающая:

Познакомить учащихся с традиционной крестьянской орнаментальной вышивкой; помочь в освоении языка орнамента; сформировать умение выстраивать композицию со славянской орнаментальной символикой.

Воспитательная:

Воспитывать любовь и уважение к национальному искусству, к различным видам народного творчества. Способствовать развитию эстетического и художественного вкуса, творческой и познавательной активности.

Развивающая:

Развивать образное мышление, воображение, восприятие целостной картины мира, творческую активность

Тип урока

Урок изучения новых знаний.

Планируемые результаты (предметные ПР)

Понимать условно-символический характер народного декоративного искусства. Читать орнамент

Личностные (ЛР)

 

- Уважительно относиться к культуре народного искусства;

- понимать роли культуры и  искусства в жизни человека;

- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

- иметь эстетическую потребность  в самостоятельной практической творческой деятельности;

   - уметь обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций   

   творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

УУД   Метапредметные (МПР)

Познавательные УУД:

- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

- овладеть умением вести диалог;

- владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы  под руководством учителя;

Регулятивные УУД:

- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

- уметь организовать место занятий.

 

Основное содержание темы, понятия, термины.

Традиционные образы народного прикладного искусства – солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни.

Образовательные ресурсы.

Отрывок из произведения П. Бажова «Медной горы хозяйка» , Презентация «Эскиз орнамента по мотивам вышивки русского народного костюма». Иллюстрации с изображением знаков-символов, с изображением орнамента на предметах быта. Рушники, Комплекты раздаточного материала для работы над украшением народного костюма, фломастеры, карандаши, восковые мелки, цветные ручки.

 

                                                                                          Ход урока.

 

 

Организация деятельности на уроке

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся (в т.ч. задания, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов)

Организационный момент

Приветствует учащихся. Визуально определяет готовность к уроку.

Начать наш урок и отправиться в мир искусства нам поможет одна литературная героиня. Послушайте, пожалуйста, внимательно и скажите, кто она такая, из какого произведения пришла к нам на урок?

«...Глядит, а перед ним на грудке руды у большого камня женщина какая-то сидит. Спиной к парню, а по косе видать девка. Коса сиза-черная и не у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светлеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь.

А одежда и верно такая, что другой на свете не найдешь. Из шелкового, слышь-ко, малахиту платье. Сорт такой бывает. Камень, а на глаз как шелк, хоть рукой погладить.

И платье на ней — на хозяйке-то-меняется. То оно блести, будто стекло, то вдруг полиняет, а то алмазной осыпью засверкает, либо красна-медным станет, а потом опять шелком зеленым отливает...»

О ком идет речь в этом отрывке?

Кто придумал эту героиню? (слайд 2)

Хозяйка медной горы владела несметными богатствами земли уральской, кто ей был по нраву она одаривала своими камнями-самоцветными, а худых и жадных людей она не допускала к своим сокровищам. Заманивала людей, сбивала с пути-дороги и оставляла ни с чем.(слайд 3)

Обучающиеся объеденные в три группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Медной горы хозяйка

П. П. Бажов уральский сказитель

Актуализация знаний и мотивация

Побаивался местный народ ее чар, а так же других недобрых сил и старался окружить себя знаками — оберегами.

Скажите ребята, вам знакомы эти знаки (слайд  4)

как их называли в народе? Где их изображали?

присутствовали, не только в предметах быта, но и в одежде их вышивали мастерицы

вспомните, пожалуйста, что они обозначали и как их называли (слайд 5)

 

 

 

Солярные знаки, предметы быта, украшения изб снаружи и внутри

 

 

знаки воды, знаки земли, мать-земля, древо-жизни, птицы-счастья, конь

Постановка учебной проблемы

Посмотрите на слайд (6), перед вами слова хаос и порядок, объясните, где изображен порядок, внизу надписи или сверху?

А для порядка, что мы сделали?

А последовательность в искусстве — это ритм. Для создания вышивки не достаточно одних солярных знаков (слайд 7). Для того, чтобы получилась красивая вышивка мастерицы собирали знаки-обереги в определенной последовательности (слайд 8) так рождается узор.

Дайте мне определение, что такое орнамент?

 

Посмотрите, какие орнаметы мастерицы использовали в своей вышивке на рушниках, полотенцах, скатертях (слайд 9)

такими же орнаментами украшали одежду нарядную и повседневную,

а где именно вышивали узоры орнаментам на одежде? (слайд 10)

это делали для того, чтобы недобрые силы не проникли к душе и телу человека. Такую одежду  бережно хранили и передавали по наследству. В основном одежду украшали орнаментом красного цвета. Может кто знает почему? Что означал в народе красный цвет? (слайд 11)

 

Но чем старше был хозяин костюма, тем больше в его орнаменте было черного и синего цвета,  так как эти цвета означают мудрость и величие

В низу

 

 

поставили, эти фигурки в определенной последовательности.

 

Узор из ритмично повторяющихся элементов (солярных знаков) называется орнаментом.

 

 

 

 

По горловине, на рукавах,, на груди, на планочке, по подолу и низу рубахи и сарафана.

 

Красивый, красно-солнышко, красна-девица, красное крыльцо, красна изба не углами, а пирогами.

 

физкультминутка

Ребята, я вам предлагаю немножечко размяться и повторить движения за словами в четверостишии

Красно-солнышко встает, (руки тянут вверх)

Тучку с неба уберет, (раскачивают руками влево и вправо)

На полянке все пригладит, (наклоны вниз)

Улыбнуться нас заставит (повороты головой с улыбкой) (слайд 12)

Поиск решения учебной проблемы

Ребята, я вам предлагаю сегодня украсить наряды наших русских красавиц  (слайд 13) делать вы это будете с помощью карандашей, фламастеров, восковых мелочков, цветных ручек.

Первая группа будет создавать орнаменты для вышивки к костюму молодой девушки. Какие цвета для этого вам понадобятся?

Вторая группа украсит орнаментом наряд для взрослой женщины. Какие цвета вы можете использовать?

А третья группа создаст орнамент для наряда хозяйки медной горы, по мотивам бажовских сказов. Вспомните она владела камнями-самоцветами, значит какие цвета вы будете использовать для своего орнамента?

Ребята перед вами лежат элементы одежды: бретели сарафана, манжеты рубахи, планочка к сарафану, нагрудная часть элемента сарафана,  на котором надо нарисовать орнамент из солярных знаков.. у вас на столах лежат книжечки-подсказочки в которых вы найдете много самых разнообразных вариантов солярных знаков-оберегов.

Как только вы выполните задание и украсите вышевку орнаментом из солярных знаков, вам надо будет прикрепить каждую деталь к наряду красавиц в одежде которых как раз и не хватает этих элементов.

Так же вам надо придумать своей красавице имя

объяснить выбор солярных знаков в ваших орнаментах и придумать о своей девице небольшой рассказ или четверостишие. (слайд 14)

 

 

 

 

 

 

Красный, розовый, алый, можно оранжевый

 

Красный, синий, черный, коричневый.

 

 

 

 

Все цвета палитры.

 

Практическая часть сопровождается музыкальными композициями русских народных произведений.

Дети начинают работать по мере выполнения работы ученики подходят к плоским макетам кукол в русских народных сарафанах и приклеевуют элемента декора к своей модели

 закрепление

Посмотрите, какими нарядными стали красны девицы. Одежда у них нарядная. Орнаменты на одежде  будут не только украшать их, но и оберегать красавиц от недоброго силы и злого глаза

 

 

 

Обучающиеся представляют свои работы, дают имена, описываю характер в стихотворениях или рассказах

рефлексия

Я предлагаю вам мысленно перенестись к себе домой. Вспомнить, есть ли у вас дома предметы, вещи на которых изображен орнамент?

Вот видите из глубокой старины орнамент перекачивал и к вам в дом.

Язык орнамента является самым древним языком, возникшим задолго до появления письменности. Орнамент старше всех произведений письменности (Слайд 15)

Дети дают ответы, называют примеры

заверение

И сегодня можно передавать свои тайные послания через необычный рисунок, которым мы сегодня украсили наших девиц.

Желаю вам творческих успехов!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экскурсия в школьном краеведческом музее Челябинской области для родителей, обучающихся в «День открытых дверей»

 

Цель экскурсии:

1.      Познакомить гостей с экспозициями школьного музея;

2.      Привить чувство гордости, любви и уважения к школе;

3.      Способствовать развитию коммуникативных компетентностей.

Задачи:

1.     Отобрать нужный материал для проведения экскурсии с родителями;

2.     Подготовить экскурсоводов.

Продолжительность экскурсии: 40 минут.

 

В школьном коридоре  собирается группа экскурсантов.

Перед нами разыгрывается эпизод сказа П. Бажова «Медной горы хозяйка»:

Герои: медной горы хозяйка, Катя-невеста мастера Данилы, Данила-мастер, Автор

 

Перед гостями появятся  Катя-невеста мастера Данилы.

 

А.: Катя идет, как ей привычно, на горку. Взглянула, а лес кругом какой-то небывалый. Пощупала рукой дерево, а оно холодное да гладкое, как камень шлифованный. И трава понизу тоже каменная оказалась, и темно еще тут. Катя и думает:

К.: «Видно, я в гору попала».

— Данило, отзовись!

А.: По лесу голк пошел. Сучья запостукивали: «Нет его! Нет его! Нет его!» Только Катя не унялась.

К.:— Данило, отзовись!

А.: По лесу опять: «Нет его! Нет его!»

Катя снова:

К.: — Данило, отзовись!

А.: Тут Хозяйка горы перед Катей и показалась.

Х.: — Ты зачем, — спрашивает, — в мой лес забралась? Чего тебе? Камень, что ли, хороший ищешь? Любой бери да уходи поскорее!

А.: Катя тут и говорит:

К.: — Не надо мне твоего мертвого камня! Подавай мне живого Данилушку. Где он у тебя запрятан? Какое твое право чужих женихов сманивать?

А.: Ну, смелая девка. Прямо на горло наступать стала. Это Хозяйке-то! А та ничего, стоит спокойненько:

Х.: — Еще что скажешь?

К.: — А то и скажу — подавай Данилу! У тебя он… Хозяйка расхохоталась да и говорит:

Х.: — Ты, дура-девка, знаешь ли, с кем говоришь?

К.: — Не слепая, — кричит, — вижу. Только не боюсь тебя, разлучница! Нисколечко не боюсь! Сколь ни хитро у тебя, а ко мне Данило тянется. Сама видала. Что, взяла?

А.: Хозяйка тогда и говорит:

Х.: — А вот послушаем, что он сам скажет.

А.: До того в лесу темненько было, а тут сразу ровно он ожил. Светло стало. Трава снизу разными огнями загорелась, деревья одно другого краше. В прогалы полянку видно, а на ней цветы каменные, и пчелки золотые, как искорки, над теми цветами. Ну, такая, слышь-ко, красота, что век бы не нагляделся. И видит Катя — бежит по этому лесу Данило. Прямо к ней. Катя навстречу кинулась: «Данилушко!»

Х.: — Подожди, — Ну, Данило-мастер, выбирай — как быть? С ней пойдешь — все мое забудешь, здесь останешься — ее и людей забыть надо.

Д.: — Не могу, — людей забыть, а ее каждую минуту помню.

А.: Тут Хозяйка улыбнулась светленько и говорит:

Х.: — Твоя взяла, Катерина! Бери своего мастера. За удалость да твердость твою вот тебе подарок. Пусть у Данилы все мое в памяти останется. Только вот это пусть накрепко забудет! —

А.: И полянка с диковинными цветами сразу потухла.

Х.: — Теперь ступайте в ту сторону,— Ты, Данило, про гору людям не сказывай. Говори, что на выучку к дальнему мастеру ходил. А ты, Катерина, и думать забудь, что я у тебя жениха сманивала. Сам он пришел за тем, что теперь забыл.

Поклонилась тут Катя:

К.: — Прости на худом слове!

Х.: — Ладно, — отвечает, — что каменной сделается! Для тебя говорю, чтоб остуды у вас не было

Герои расходятся, остается «Катя»

Зал «Наш вернисаж»

К.:

Знакомит  зрителей с залом живописи и рисунка

Здравствуйте гости дорогие, желанные. Живем мы с вами в замечательном крае на Южном Урале.  И в стихах он воспет и в сказках. Посмотрите, какая красота открывается нашему взгляду, если отправимся в путешествия по земле нашей Уральской. Хороша природа Урала и снежной зимой и знойным летом.  Все это запечатлели на своих полотнах мастера кисти и красок. И пусть имена их нам не известны, но красота зимнего соснового бора, скалистых гор, осеннего березового леса, пшеничного поля, рек и озер в утреннем тумане, все это богатство, которым мы владеем и которое нам надо сохранить. Тут же представлены работы школьников, не менее талантливых и одаренных ребят. Все работы ребят выполнены с душой и не уступают своим наполнением  художникам профессионалам.

Что бы узнать край наш еще лучше прошу вас гости  пройти в зал «Истории и экологии».

Гостей встречает «Данила-мастер»

Д.:  

Знакомит зрителей с информацией расположенной на стендах об истории, географии, экологии Челябинской области и г. Южноуральска

Показывает, как перейти по QR-коду на сайт с информацией.

Читает стихотворение 

Все вы люди мастеровые да умелые, занятые да скорые, как и я мастер-Данила. Потому задерживать здесь вас не стану. В руках у вас диковинные машины смартфонами и айфонами  называются, вот вы ими и воспользуйтесь. Сколько интересно узнать так можно, а подсказкой будет значок хитрый на каждом стенде умном,  QR-код называется.

Стенд «История Челябинской области» и «Города Южноуральска»

В этом месте  история нашего края от самого Аркаима и башни Тамерлана от пещеры Игнатевской с рисунками людей в них обитавших  и основания города Челябы.

Хоть наш город и очень молод, но и нам есть о чем рассказать гостям заморским, с городом нашим не знакомыми

Стенд «География Челябинской области» и «Подземная кладовая».

А эта часть мне особенно приятная. Область наша расположена  таким образом, что есть в ней и горы древнейшие на планете «каменным поясом » величаем их.

И озера зеркальные, чистейшей воды «Тургояк» получило оно своё название от старинной легенды о любви юноши Тура и девушки Кояк. А не далеко от нашего города расположилась  группа Хомутининских озёр. Эта группа очень небольших исторически связанных озер (так называемых степных блюдец) представляет особую ценность в связи с их разнородным химическим составом и высокой лечебной ценностью вод и грязей. Всего Хомутининских озер пять: Чекирево (Чокарево), Подборное, Круглое, Горькое, Оленичево. Названия озер в основном русские; Чокарево по башкирски означает «яма». Памятником природы считается Кичигинский бор, по научному Островной бор, реликтовый послеледникового периода. Произрастает на древних песчаных отложениях.

Любимая моя тема - камни самоцветные. Но об этом сами почитаете в нашем интернетсообществе.

Стенд «Челябинская область в годы Великой Отечественной войны»

А вот мимо героического прошлого пройти нам ни как нельзя. Тяжела была участь страны нашей в годы Великой Отечественной  войны. Об это написаны книги, и стихи сняты фильмы. Мы всегда будем гордиться нашими соотечественниками, ушедшими на фронт, вставшими к станку, растившими хлеб.

                                Легендарный Танкоград. (Л. Рахлис)

Протрубили снова трубы,

Трубы тех далеких дней…

Встали люди, встали судьбы,

Встали в памяти моей.

В том далеком сорок первом

Час за часом, день за днем

Из огня, металла, нервов

Грозный город был рожден.

Танкоград, Танкоград.

Легендарный Танкоград!

Этот город сна не ведал

И усталости не знал.

Он в тылу ковал победу

Славу Родине ковал.

И, сметая все преграды,

Как бы не был путь тяжел,

С добровольческой бригадой

Пол-Европы он прошел.

Танкоград, Танкоград.

Легендарный Танкоград!

Позади остались годы,

Что гремели, как набат,

Позади остался город –

Боевой наш Танкоград.

Он на карте не помечен,

Да и нет его сейчас…

Только город этот вечен,

Он живет в сердцах у нас,

Танкоград, Танкоград.

Легендарный Танкоград!

Гостей выходит встречать Медной горы хозяйка.

Зал «Народные промыслы Южного Урала»

Х.:

проводит игру, раздает карточки с гербами-магнитами городов Челябинской области)

Ну, вот вы и в моих владениях гости дорогие. Собраны в этом зале богатства созданные руками и душой человека. Дайте ка я вас попытаю, я начну поговорку, а вы продолжите. А я вам за правильный ответ карточки буду давать

•        Авось да как-нибудь до добра  ______      не доведут.

•          Больше дела  _____________________    меньше слов.

•          Делано наспех____________________     и сделано насмех.

•          Деревья смотри в плодах, а людей  ____   смотри в делах.

•          Есть терпенье, будет ________________   и уменье.

•          Жизнь дана на  _____________________  добрые дела.

•          За всякое дело берись  _______________ умело.

•          За двумя зайцами погонишься  ________  ни одного не поймаешь.

•          За много дел не берись, а в одном  _____  отличись.

•          Конец – всему ______________________ делу  венец.

•          Куй железо,  _______________________ пока горячо. 

•          Ленивому всегда ___________________   праздник.

•          Лиха беда _________________________  начало.

•          Маленькое дело лучше _______________ большого безделья.

•          Не говори, что делал, а говори, ________  что сделал.

Вижу,  знаете вы цену труду, и я вам хочу показать, что народом сделано.

Выставка картин из каменной крошки

В этих картина все богатства мои собраны - камни самоцветные: малахит, змеевик, орлец, яшма, серпентин, пирит, агат, оникс, кошачий глаз, сердолик, моховик, нефрит… Вот такие они – самоцветные камни Урала. Разные по цвету, составу, применению, но одинаково прекрасные. Как будто кисть написаны эти картины, а нет, блеск выдает камни самоцветные.

Выставка кукол-оберегов

А на этой выставке куколки, да не простые – обережные. Не легка доля женская, заботами да хлопотами окружена. Вот и крутили девицы, да жены помощниц себе. Тут и куклы-неразлучники, что в подарок на свадьбу дарились, кукла-десятиручка, молодой жене в подмогу, считалось, что подобный оберег поможет молодой хозяюшке все успевать: за детьми смотреть, готовить есть, убирать. Кукла- Подорожница защищала человека в пути. Для каждого случая своя кукла была, много интересного для себя найдете, если по значку этому QR-кодом называется который  с помощью своих телефонов пройдете.

Буккроссинг

Ну а если вы почитать любите, и для вас местечко у меня приготовлено. Вот они книжки про край наш Южноуральский. Буккроссинг слышали? Тут и о камнях и природе и о героях труда, все найдете.

Катерина обращается к гостям.

К.:

Показывает на своем примере и прикрепляет герб г. Челябинска к карте.

Вижу в руках у вас карточки яркие, да знакомые глазу. Поди узнали?

Верно у вас гербы населенных пунктов Челябинской области. Вот перед вами большая карта нашей области. Прикрепите на нее герб к тому городу, к которому он относиться.

Зрители выполняют просьбу, при необходимости ведущая помогает найти нужную точку на карте.

Знаете вы наш край, видно много путешествуете и интересуетесь.

Оставайтесь всегда с нами на связи, заходите к нам в музей и в стенах школы и в нашу группу в социальной сети VK.

До новых встреч.

 


Скачано с www.znanio.ru