Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких специфических ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций.
Причины дисграфии:
негативные факторы во время беременности и родов;
любые травмы, повреждения головного мозга;
опухоли головного мозга;
длительные соматические заболевания;
двуязычие в семье.
Классификация
артикуляторно-акустическая
оптическая
Артикуляторно-акустическая дисграфия
Связана с тем, что ребенок неправильно произносит звуки, а значит, проговаривая их про себя, неправильно записывает
(корова – «колова», грузы – «глузы»).
Ребенок правильно произносит звуки, но отмечается нарушение процесса узнавания и дифференциации звуков, близких по акустико-артикуляторным характеристикам.
Замены:
глухих-звонких согласных (б-п, д-т, з-с)
«деди» (дети), «сима» (зима), «клупок» (клубок);
твёрдых – мягких согласных (ребёнок не различает твёрдые - мягкие согласные и не умеет обозначать их мягкость на письме):
«конки» (коньки), «пен» (пень), «Васка» (Васька), «диня» (дыня);
заднеязычных согласных (к-х, г-х):
«мохнуть» (мокнуть), «кроза» (гроза);
свистящих – шипящих (с-ш, з-ж, с’-щ)
«скола» (школа), «нещёт» (несёт);
аффрикат и их компонентов (ц-ч, ч-т’, ч-щ)
«чветы» (цветы), «тетёт» (течёт);
сонорных согласных (р-л)
«ропата» (лопата), «мороток» (молоток);
смешение лабиализованных гласных (о-у, ё-ю)
«лудка» (лодка), «тюплый» (тёплый), (любит - «лубит»).
«Звуки заблудились»
«с» - «з»
Лиза пробовала зуб,
Заболел у Лизы суп.
«Найти свое место»
Какое место занимает в слове тот или иной звук
Назови слово на заданную букву
«Составь слово»
Оптическая дисграфия
У ребёнка с оптической дисграфией на письме отмечаются:
замены графически сходных букв — состоящие из одинаковых элементов, но отличающиеся количеством данных элементов (л — м, и — ш, ш — щ, ц, — щ);
замены графически сходных букв—отличающихся одним дополнительным элементом (о — а);
замены графически сходных букв — состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (в — д, т — ш);
зеркальное написание букв (с, е , э).
Дисграфия на почве языкового анализа и синтеза (пропуски, вставки, перестановки).
Ребенок на письме пропускает или повторяет целые слова, перестанавливает слоги и буквы местами, пишет слитно разные слова.
На уровне слова:
– пропуски согласных при их стечении (стрела – «трела», дожди – «дожи», кричат – «кичат»); Чаще всего пропуск согласных отмечается в тех местах, где имеется их стечение.– пропуски гласных (санки – «снки»», «собака – «сбака»);– вставка лишних букв (стол – «стлол»);– перестановки букв (тропа – «прота», ковром – «корвом», двор – «довр»);– добавление букв (весна – «весная»);– пропуски, добавления, перестановки слогов (бегемот – «гебемот», «кова» — «корова», «палота» — «лопата», «листиточек» — «листочек»).
На уровне предложения:
- отсутствие или нарушение границ предложений;
– слитное написание слов;
– раздельное написание слов (приставок, корня);
– запись целого предложения в виде одного (к тому же чаще всего искаженного) «слова» (Цветы стояли на столе – «ЦВТЫСТЯТНАСТЛЕ»).
Игра «Увеличь предложение»
Работа с деформированными предложениями:
с опорой на наглядность: «гуляет, дворе, с, Петя, во, собакой» — Петя гуляет с собакой во дворе.
Без опоры на наглядность: «дымок, идёт, трубы, из» — Из трубы идёт дымок.
Аграмматическая дисграфия
Ребенок не может правильно склонять слова по родам и падежам, не может согласовать прилагательное и существительное. Такая проблема может наблюдаться в двуязычных семьях, а также когда ребенок обучается на неродном языке.
Аграмматизмы на письме проявляются:
— в искажении морфологической структуры слова, замене префиксов, суффиксов, флексий («налететь» — «влететь», «много стулов» — «много стульев»);
— в нарушении предложно-падежных конструкций («на столом» — «на столе», «в кухня» — «в кухне»);
— в нарушении согласования («пять деревы» — «пять деревьев», «хороший кошка», «красивый солнце»).
Тексты с пропусками гласных. Вставь гласные ( а, о ). Запиши Был_ зим_. Был_ х_л_дн_.Ир_ ,_лин_ п_шли н_ г_рку. _ни весел_ к_т_лисьс горки. Т_м был_ мн_г_ ребят. Юр_ и Свет_ бег_ли с с_б_к_чк_й Жучк_й._н_ л_ял_ и вилял_ хв_ст_м. Ск_р_ стемнел_. Ребят_ р_з_шлись п_ д_м_м.
Тексты без границ слов.Найди слова в предложении, раздели их. Запиши верноБелки.Душистойсмолойпахнетбор.Устаройсосныпрыгаютбелки.Снялизверькипушистыесерыешубки.Рыжимисталиунихспинки,пышныехвосты.Всюдолгуюзимубелкижиливлесу.Ответраистужипряталисьвтѐпломгнезде.Онирадысветлойвесне.
Подружи словаНайди ошибки в употреблении слов и предлогов (маленьких слов). Прочтиправильно, запиши.Птица летит над небом.На столе лежит красная яблоко.На дереве выросли сладкие слива.
Дизорфография – это специфическое расстройство усвоения орфографических навыков, опосредованное нарушением речевого онтогенеза и невербальных психических процессов. Проявляется устойчивыми, частотными орфографическими ошибками на письме, возникающими и повторяющимися, несмотря на знание учащимся орфографического правила.
Дислексия — это специфическое нарушение способности к чтению, когда при чтении ребенок допускает однотипные ошибки. При этом ребенок может быть полностью интеллектуально развит и не испытывать других трудностей с обучением.
Виды дислексии
Фонематическая дислексия. Наиболее часто встречается у младших школьников, и связана с тем, что ребенок смешивает похожие звуки (глухие-звонкие, твердые-мягкие, звонкие-глухие, например, б-п, д-т, ц-с, ж-ш). Этот вид дислексии выражается в побуквенном чтении, в том, что ребенок при чтении может пропускать буквы и слоги, переставлять их).
Механическое чтение (семантическая дислексия). Ребенок владеет техникой чтения, но не может понять частично или полностью смысла прочитанного. Одна из причин семантической дислексии в том, что слова в предложении для ребенка не связаны, ребенок не может получить общую картину смыслового содержания.
Аграмматическая дислексия, как и аграмматическая дисграфия, связана с проблемами согласования, в частности, существительных и прилагательных, существительных и глаголов, когда не согласуются окончания слов: "красивый кошка", "высокая тополь" и т.п.
Оптическая дислексия. Все буквы состоят из примерно одинаковых элементов: черточек, палочек, кружочков. Оптическая дислексия выражается в том, что дети путают схожие по написанию буквы, буквы, отличающиеся один-двумя элементами или по-разному расположенными в пространстве.
Мнестическая дислексия. Она связана с тем, что ребенок не может запомнить связь между обозначением буквы и звуком, который она "дает" при чтении
Признаки дислексии
Ребенок никак не понимает принцип слогослияния, не может научиться читать, не хочет читать, плачет, читает медленно, и скорость со временем не увеличивается, при чтении много ошибок (читает как будто из середины слова, читает зеркально, пропускает и заменяет буквы).
В каком случае необходима консультация логопеда?
Ребёнку 6-8 лет требуется консультация специалиста, если он:1) плохо различает и воспроизводит звуки;2) с трудом учит стихи;3) путается в порядке следования времён года и дней недели;4) не может правильно повторить в прямом порядке четыре цифры, а в обратном - три;5) не может правильно повторить серии ударов по столу (карандашом) с длинными и короткими интервалами;6) плохо ориентируется в понятиях "право - лево";7) никак не научится застёгивать пуговицы и завязывать шнурки;8) затрудняется в составлении рассказа по серии картинок. К группе риска детей, предрасположенных к дислексии, относятся также:1) леворукие дети, скрытые левши и так называемые амбидекстры, одинаково владеющие как правой, так и левой рукой; 2) кинестетики;3) дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности;4) дети с задержкой развития устной речи.
Если эти способности не подавлены и не разрушены воспитательным процессом, то они дадут в результате две характеристики: интеллект выше среднего уровня и высоко развитые творческие способности. В последствии может возникнуть настоящий дар дислексии - это дар мастерства, который развивается разными способами и в разных областях. Например, для Альберта Эйнштейна это была физика, для Уолта Диснея - искусство кинематографии и мультипликации.
Знаменитые дислексики: Леонардо да Винчи Мерилин Монро Нельсон Рокфеллер Петр Первый Уинстон Черчилль Уолт Дисней Альберт Эйнштейн Ганс Христиан Андерсен Генри Форд Джордж Буш Квентин Тарантино
1. Чтение пар слов, отличающихся одной буквой:
козы – косы
2. «Найди лишнее слово»
Шляпа шляпа шляпы шляпа
ПРЯМО ПРЯМО ПРЯМО КРИВО ПРЯМО
3. Чтение цепочек слов, близких графическому облику:
вслух – глух – слух
4. Чтение цепочек родственных слов:
вода – водный – подводный
5. Чтение слов, в которых парные по твердости – мягкости фонемы выполняют смыслоразделительную функцию:
угол – уголь
6. Чтение по слогам и уточнение значения трудных слов перед чтением всего текста.
Пу –те -шест–во–вать путешествовать
7. Чтение слов, в которых минимальные единицы чтения были напечатаны разным шрифтом:
поСКАкаЛи
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.