НАРУШЕНИЯ СЛУХА У ДЕТЕЙ, ВОЗМОЖНОСТИ ДИАГНОСТИКИ И РЕАБИЛИТАЦИИ

  • docx
  • 01.11.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала narusheniya-sluha-u-detey-vozmozhnosti-diagnostiki-i-reabilitatsii.docx

 

медицинский

cовет №3 2014

 

Е.Е. САВЕЛЬЕВА 1, 2, Н.А. АРЕФЬЕВА 2

1 ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет», Уфа

2 Уфимский филиал ФГБУ «Научно-клинический центр оториноларингологии» ФМБА России

НАРУШЕНИЯ СЛУХА У ДЕТЕЙ,

ВОЗМОЖНОСТИ ДИАГНОСТИКИ И РЕАБИЛИТАЦИИ

В связи с ростом распространенности нарушений слуха проблема тугоухости и глухоты у детей имеет большую социальную значимость. Это обусловлено разными причинами, но прежде всего связано с развитием медицины, которая обеспечивает рост численности групп риска по тугоухости: недоношенных детей, детей с различными генетическими нарушениями [1]. Особое значение имеет диагностика нарушений слуха у детей раннего возраста, поскольку у 85% детей нарушение слуховой функции является врожденным или возникает на первом году жизни, т. е. до развития речи [2].

 

 


Надпись: ДЕТСКАЯ ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИЯ

Н

 
Ключевые слова: тугоухость, глухота, дети, chirp, Affinity, слухопротезирование, кохлеарная имплантация

 

арушение функции слуха ребенка приводит к наруше- нию его речевого и психического развития. Согласно современным исследованиям ранняя диагностика слуховых расстройств и последующая адекватная реабилита- ция способны предупредить нарушения речи у ребенка и развития других высших психических функций [3]. Считается, что на 1 000 физиологических родов приходится 1 ребенок с выраженной степенью тугоухости. Данные о распростра- ненности слабых и средних потерь слуха требуют уточнения [4], что связано с поздней обращаемостью родителей детей с данной патологией к специалисту, а также отсутствием настороженности врачей-педиатров 1/3 случаев слабые и средние потери слуха впервые выявляются в возрасте 3–7

лет) [5].

Диагностика и реабилитация нарушений слуха у маленьких детей с сенсоневральной тугоухостью и глухо- той наиболее сложная область детской сурдологии. Известны трудности диагностики точных порогов слуха у маленьких детей до 3 лет, т. к. невозможно проведение тональной пороговой аудиометрии. Считается, что наибо- лее надежными методами исследования слуха у детей до 3 лет является использование объективных методик иссле- дования (регистрация отоакустической эмиссии и различ- ных классов слуховых вызванных потенциалов). При под- тверждении сенсоневральной тугоухости ребенок нужда- ется в слухопротезировании, т. е. использовании совре- менных цифровых слуховых аппаратов, а в случае глубо- кого снижения слуха (тугоухость IV степени и глухота) в высокотехнологичном методе реабилитации кохлеар- ной имплантации.

 

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Изучение факторов, влияющих на эффективность реаби- литации детей младшего возраста, страдающих сенсонев- ральной тугоухостью и глухотой.


МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Проведено клиническое обследование и электроакустиче- ская коррекция слуха 46 детей (92 уха) в возрасте от 3 мес. до 5 лет, страдающих сенсоневральной тугоухостью или глухо- той. Исследование включало: сбор жалоб, анамнеза, клиниче- ский осмотр ЛОР-органов, проведение тимпанометрии и рефлексометрии, регистрацию задержанной вызванной ото- акустической эмиссии (ЗВ ОАЭ) и отоакустической эмиссии на частоте продукта искажения (ПИ ОАЭ), регистрацию коротко- латентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП) и слухо- вых потенциалов на постоянно модулированный тон (ASSR).

Кроме традиционно используемых параметров стимуля- ции (щелчок) при проведении КСВП, мы использовали новый тип стимуляции – chirp («чириканье»). Chirp-стимул представляет оригинальный сигнал, модулированный по амплитуде и частоте. Исследование проводилось на приборе Нейро-аудио (Нейрософт, Россия). В качестве стимулов при записи КСВП использовались частотно-специфичные Сhirp- стимулы. Детям до 3 лет проводилась поведенческая аудиоме- трия, а старше 3 лет – игровая аудиометрия. Все дети кон- сультированы сурдопедагогом, неврологом, психологом. Группа контроля включала 30 практически здоровых детей до 5 лет. Длительность наблюдения за основной группой исследования 5 лет (2009–2013 гг.), в дальнейшем по мере роста ребенка и достижения им возраста 3 лет всем детям проводилась тональная пороговая аудиометрия, результаты которой сравнивались с полученными порогами слуха по данным электрофизиологических тестов (КСВП и ASSR).

Электроакустическую коррекцию слуха проводили с

помощью системы Affinity (Interacoustics, Дания). При под- боре слуховых аппаратов изучали особенности резонансных характеристик наружного уха детей младшего возраста с помощью акустического зонда данной системы. Слухопротезирование проводили с помощью бинаурального применения современных цифровых программируемых заушных слуховых аппаратов с вкладышами индивидуально- го изготовления. Всем детям проведено слухопротезирова- ние, а при его неэффективности и наличии показаний кох-


медицинский

cовет №3 2014

 


леарная имплантация в Уфимском филиале ФГБУ «Научно- клинический центр оториноларингологии» ФМБА России.

Эффективность реабилитации детей анализировалась на основании оценки речевого развития ребенка с участием сурдопедагога и логопеда и его социальной интеграции.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Врожденный характер тугоухости или глухоты преобла- дал в группе исследования и наблюдался у 37 (80,4%) детей.

В нашей группе исследования в качестве причины сниже- ния слуха родители детей указывали следующие факторы: глухота или тугоухость у родителей у 3 (6,5%) детей, инфек- ционные болезни матери во время беременности у 5 (10,9%) детей, различная патология беременности и родов у 20 (43,5%) детей, недоношенность – у 12 (26,1%) детей, гемолитическая болезнь и гипербилирубинемия – у 5 (10,9%) детей, перенесенные инфекционные заболевания – у 3 (6,5%) детей, снижение слуха после ОРВИ у 2 (4,3%) детей, при-


менение препаратов с ототоксическим действием – у 2 (4,3%) детей, перенесенный менингит – у 1 (2,2%) ребенка. У 21 (46%) ребенка выявлен какой-либо 1 потенциальный фактор риска по тугоухости и глухоте, у 13 (28%) выявлено наличие 2 факторов риска, а у 8 (17%) – 3 фактора риска и более. Лишь у 4 (9%) детей не было выявлено ни одного этиологи- чески значимого фактора риска.

На основании наблюдения за основной исследуемой группой детей были отмечены основные факторы, которые негативно влияли на достоверность различных методов исследования уровня слуха детей до 5 лет. Частота встречае- мости данных факторов у детей нашей группы исследования отражена в таблице 1.

Таким образом, на достоверность электрофизиологиче- ских тестов оказывают влияние многие факторы, наиболее частые из них такие, как пробуждение ребенка во время обследования и сопутствующая патология среднего уха.

Регистрация слуховых вызванных потенциалов с помо- щью Chirp-стимулов (CHIRP-EP) отражена на рисунке 1.


Надпись: ДЕТСКАЯ ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИЯ

Таблица 1. Факторы, негативно влияющие на достоверность результатов диагностики уровня слуха у детей до 5 лет

 

 

 

 

 

Фактор, негативно влияющий на результаты исследования слуха

Метод,

на который влияет указанный фактор

Частота встречаемости фактора в группе наблюдения, %

 

 

 

Результат влияния фактора и возможности его устранения

1.

Беспокойное поведение ребенка и пробуждение во время физиологического сна

КСВП, АSSR

30,4

Запись регистрации с большим количеством артефактов, трудность идентификации ответа КСВП или флюктуация порогов ASSR теста

Медикаментозный сон полностью исключает влияние этого фактора

2.

Нарушение вентиляционной функции слуховой трубы, наличие евстахеита или экс- судативного среднего отита у ребенка

ЗВ ОАЭ, ПИ ОАЭ КСВП, АSSR

41,3

Данный фактор приводит к недостоверным результатам регистрации ОАЭ, удлинению латентного периода пиков КСВП и флюктуации порогов ASSR теста

Идеальные условия для проверки слуха тимпанограмма типа А, при наличии типа В необходимо использование костных телефонов.

У детей до 1 года необходимо использование высокочастотного импе-

дансометра с частотой зондирующего тона 1,0 кГц

3.

Обтурация уха серой или слущенным эпидермисом

ЗВ ОАЭ, ПИ ОАЭ

15,2

Отсутствие регистрации ОАЭ при сохранной функции улитки

Туалет наружного слухового прохода обязателен перед диагностикой слуха у детей до 5 лет

4.

Шумное помещение

ЗВ ОАЭ, ПИ ОАЭ

6,5 *

Недостоверные результаты регистрации ОАЭ

Для проведения исследования необходимо устранить влияние посто- роннего шума

5.

Наличие аппаратных, внеш- них помех и электрических наводок

КСВП, АSSR

6,5 *

Большое количество артефактов и посторонних пиков при записи КСВП, несоответствие порогов ASSR теста

Правильная установка электродов, хороший контакт с кожей, низкий импе- данс, отсутствие посторонних внешних помех, строгое соответствие помеще- ния и приборов для исследования слуха стандартным требованиям

6.

Недостаточное количество числа усреднений

КСВП

4,3

Недостоверность полученных ответов

Достаточное количество числа усреднений для улучшения соотношения сигнал – шум (не менее 2 000). Использование метода повторяемости (наложения) волн при стимуляции одним уровнем интенсивности сиг- нала (2–3 раза)

7.

Неудобное положение ребен- ка во время обследования

КСВП

2,1

Запись дополнительных пиков и артефактов

Удобное положение ребенка для исключения записи мышечных потенциалов

* Исследование проводилось в палате интенсивной терапии.


 


медицинский

cовет №3 2014

 

В нашем исследовании чувствительность (Se) метода регистрации задержанной вызванной отоакустической эмис- сии (ЗВ ОАЭ) составила 97,8%, а специфичность (Sp) 93,3%. Чувствительность и специфичность метода регистрации ото- акустической эмиссии на частоте продукта искажения (DP-грамма) составили: Se = 97,8% и Sp = 96,7% соответствен- но. Метод регистрации КСВП показал самую высокую чув- ствительность – Se = 100% и специфичность Sp = 96,7%. Специфичность и чувствительность ASSR теста составили: Se = 96,7%; Sp = 95,7%. Использование нового типа Сhirp- стимулов при КСВП также показало высокую чувствитель- ность Se = 100% и специфичность Sp = 96,7%.

Для обеспечения достоверности применяемых методов исследования слуха у детей до 5 лет считаем необходимым соблюдать условия, отраженные в таблице 2.

Электроакустическую коррекцию слуха проводили, учи- тывая резонансные особенности детского уха. Измерение резонансных характеристик детского уха выявило достовер- ное отличие от взрослого (табл. 3).

Таким образом, у детей резонансный пик был выше, чем у взрослых, и смещался в сторону высоких частот. Причем чем меньше был ребенок, а соответственно, и объем слухового прохода, тем больше пик был смещен в сторону высоких частот.

Таким образом, в группе детей с сенсоневральной тугоухо- стью при электроакустической коррекции слуха желательно измерять индивидуальные особенности резонанса наружного уха. Измерение данного параметра позволяет индивидуализи- ровать настройки слухового аппарата, что обуславливает хорошую адаптацию ребенка младшего возраста к слуховому аппарату, предотвращая дискомфорт при его использовании. Качество электроакустической коррекции слуха оценива- лось на основании слухового и речевого развития ребенка, а также динамического тестирования ребенка сурдопедагогом. Наиболее значимыми факторами, влияющими на каче- ство слухопротезирования и слухоречевое развитие детей, являлись: правильность выбора параметров слухового аппа- рата, адекватность настройки слухового аппарата, качество

индивидуального ушного вкладыша.

Кроме того, наиболее значимыми факторами, которые влияли на речевое развитие ребенка, были: степень тугоухо-

 

Таблица 2. Условия, необходимые для достоверности электрофизиологических методов исследования слухо- вой функции детей

Условие

Метод

Выводы

Правильный выбор параметров стимуляции

КСВП, АSSR

Сравнение данных, полученных при различных параметрах сти- муляции, предпочтительнее использовать параметры стимуляции, рекомендуемые производителем прибора

Метод перепроверки полученных порогов слуха

КСВП, АSSR

Сравнение данных субъективных и объективных методов с дан- ными игровой аудиометрии

Метод повтора исследований

ЗВ ОАЭ, ПИ ОАЭ, КСВП, АSSR,

игровая аудиометрия

Наблюдение и повтор исследований в динамике по принципу: чем меньше ребенок, тем чаще контроль в динамике

Метод перекрестных исследований

ЗВ ОАЭ, ПИ ОАЭ, КСВП, АSSR,

игровая аудиометрия

Исследование с применением различных методов и приборов, сопоставление исследований, полученных в разных клиниках

Метод сопоставления объективных и субъективных тестов

КСВП, АSSR,

игровая аудиометрия

Сопоставление данных, полученных при электрофизиологиче- ских и психоакустических тестах


 

медицинский

cовет №3 2014

 


 

Таблица 3. Резонансные характеристики наружного уха детей до 5 лет

Группа обследуемых

Дети до 5 лет (n = 46)

Взрослые (n = 30)

Средняя частота резонансного пика, кГц

3,6 ± 0,37*

2,7 ± 0,21

Усредненная интенсивность резонансного пика, дБ

23,2 ± 1,12

18,5 ± 2,83

* Различие статистически значимо по отношению к контрольной группе р < 0,001.

 

сти, своевременность электроакустической коррекции слуха и регулярный постоянный сурдопедагогический контроль.

Наилучшие результаты слухоречевого развития ребенка мы наблюдали при раннем выявлении тугоухости (до 3–6 мес.), раннем слухопротезировании (до 6–12 мес.), адекват- ном выборе параметров слухового аппарата, индивидуаль- ной настройке слухового аппарата с учетом резонансных особенностей уха, а также верификацией настроек аппарата с участием сурдопедагога и регулярных занятиях с ним.

Детям с глубокими нарушениями слуха при неэффектив- ности слухопротезирования и наличии показаний прово- дилась кохлеарная имплантация (КИ) в Уфимском филиале НКЦ оториноларингологии на базе Республиканской дет- ской клинической больницы г. Уфы. Мы использовали импланты различных производителей (Medel, Австрия; Cochlear, Австралия; Neurelec, Франция; Advanced Bionics, Америка). Из исследуемой группы детей (n = 46) у 21 ребен- ка в дальнейшем была проведена кохлеарная имплантация (КИ).

Послеоперационная реабилитация детей включала:

1)  настройку речевого процессора,

2)  развитие слухового восприятия и речи детей (индивиду- альные и групповые занятия с сурдопедагогом и логопедом),

3)  общее развитие ребенка (улучшение моторики, памяти, мышления),

4)  психолого-педагогическую помощь ребенку и его родителям.

Наилучшие результаты речевого развития у детей после КИ наблюдались при: регулярной проверке всех диагностиче- ских данных (3–4 раза в год); регулярной проверке настроек


процессора (3–4 раза в год); регулярном наблюдении за раз- витием речи и достаточности сурдопедагогической помощи. Наилучшие результаты показывали дети, прооперирован- ные в младшем дошкольном возрасте с достаточными пока- зателями интеллектуального развития, хорошей мотивацией родителей, регулярно занимающиеся со специалистами (сур-

допедагог, логопед, психолог).

В группе детей (73,9%), у которых нарушения слуха были обнаружены до 6–12-месячного возраста и которые получи- ли раннюю адекватную реабилитацию, к 3 годам жизни имелся хороший уровень речевого развития. В группе детей (26,1%), у которых нарушения слуха были выявлены после 24 мес., к 3 годам имелась различная степень задержки слухово- го и речевого развития.

 

Наилучшие результаты речевого развития у детей после КИ наблюдались при: регулярной проверке всех диагностических

данных (3–4 раза в год); регулярной проверке настроек процессора (3–4 раза в год); регулярном наблюдении

за развитием речи и достаточности сурдопедагогической помощи

 

ВЫВОДЫ

    Слухоречевое развитие ребенка зависит от своевре- менности выявления тугоухости или глухоты, адекватно- сти выбора технического средства реабилитации (слуховой аппарат, кохлеарный имплант), достаточности сурдопедаго- гической помощи.

    Наиболее чувствительным и специфичным методом диа- гностики уровня слуха детей является регистрация коротко- латентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП) ствола мозга и Chirp-КСВП.

    Раннее выявление нарушения слуха и комплексная реаби- литация ребенка позволяют детям с сенсоневральной туго- ухостью и глухотой иметь хороший уровень речевого разви- тия и способствуют социальной интеграции ребенка.


Надпись: ДЕТСКАЯ ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИЯ

 

 

 

 

 


ЛИТЕРАТУРА

1.     Королева И.В. Введение в аудиологию и слухопротезирование. СПб.: Каро, 2012. С. 80-81.

2.    Сапожников Я.М. Современные методы диагностики, лечения и коррекции тугоухости и глухоты у детей. Я.М. Сапожников, М.Р. Богомильский. М.: Икар, 2001.

3.    Храмова Е.А. Особенности слуховой функции у детей со слуховой нейропатией. Автореф. дис. канд. мед. наук. 2007: Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт уха, горла, носа и речи.

4.    Таварткиладзе Г.А. Раннее выявление нарушений слуха начиная с периода новорожденности. Новости оториноларингологии и логопатологии, 1996, 3-4: 50-54.

5.    Володин Н.Н., Таварткиладзе Г.А., Козунь Ю.В. Выявление патологии органа слуха в системе медицинского обеспечения детей раннего возраста. Рос. вестник перинатологии и педиатрии, 2000, 5: 20-24.


 

6.