Наш классный коллектив
Оценка 4.8

Наш классный коллектив

Оценка 4.8
Документация
doc
детская психология +1
6 кл—11 кл +1
09.03.2023
Наш классный коллектив
Развитие навыков коллективного взаимодействия, принятия группового решения.
Кл. час на сплочение коллектива.doc

Классный час «Наш классный коллектив»

 

Цели:

1.                         Дать учащимся понятие о коллективе, об основных характеристиках высокоразвитого коллектива и их значимости для совместной деятельности.

2.                         Развитие навыков коллективного взаимодействия, принятия группового решения.

3.                         Воспитание терпимого отношения друг к другу, формирование представления о высокоразвитом классном коллективе, его основных характеристиках.

Ход занятия

 «Подбор учащихся в классе всегда носит случайный характер. Но у каждого есть друг или подруга и даже группа из нескольких людей, с которыми вам интересно проводить время. В каждом классе несколько таких групп. И это нормально. Важно только, чтобы между этими группами на было вражды, а существовало доброжелательное отношение и даже соперничество, благодаря чему класс будет сплоченным.

С самого детства мы различаем симпатичных, менее симпатичных и совсем не симпатичных нам людей. В чем же кроется причина такого различного отношения? Что делать, чтобы завоевать расположение симпатичных тебе людей? Давайте вместе попробуем отыскать ответы на эти вопросы. Вашему вниманию будут предложены ситуации из повседневной жизни. Послушайте и решите, что в поведении школьников хорошо, а что плохо. Встречали ли вы таких ребят в повседневной жизни».

Ситуация № 1

Несколько ребят собрались в гостях у одного из товарищей. Весело болтали о пустяках, школьных историях. Незаметно поднялся оглушительный шум. Никто никого не слушал, каждый старался перебить другого сокрушительной фразой: «А вот у меня…», будто всех больше всего должна интересовать его важная персона. Хватали друг друга за руки, хлопали по плечу. В пылу споров и доказательств в речи ребят стали появляться грубые выражения, унижающие собеседников : «Держи карман шире!», «Ишь ты, какой умный!», «не на того напал!». В конце концов все обиделись, рассорились и, огорченные, разошлись.

Какие правила общения нарушили ребята?

Что бы вы посоветовали этим ребятам?

Комментарий: Правильно, человек культурный не допустит резких колебаний голоса. Будет сдержан. Ведь давно известно: кто говорит тихо, не повышая голоса, к тому прислушиваются внимательнее, чем к крикуну. Недаром опытные ораторы обычно начинают свою речь нарочно тихим голосом. Это заставляет присутствующих невольно слушать каждое слово.

А) Не пытайтесь заглушить перебившего, повышая голос, а лучше замолчите и выслушайте его возражения.

Б) Дослушайте собеседника до конца, а потом возражайте, если не согласны.

В) Поменьше говорите о себе.

Ситуация № 2

Звенит звонок с урока, приглашая учащихся немного отдохнуть, приготовиться к следующему занятию. Ребята спокойно общаются, повторяют уроки, но вдруг оборачиваются на оглушительные крики и смех собравшихся в кружок мальчишек. Оказывается: они так бурно обменивались впечатлениями по поводу симпатий Маши к Саше, о которой они только что узнали из перехваченной записки в классе. Девочка, услышав, что ее тайна раскрыта, стала плакать…

Чем обидели ученики свою одноклассницу?

С чем вы не согласны? Рассудите сами.

Комментарий: Чувства одного человека к другому – дело сугубо личное. И выставлять их на показ некультурно, тем более если это чужая тайна. Поэтому мальчики в этой ситуации поступили не по-джентельменски.

Скажите, а знаете ли вы, что такое «коллектив»? Каждый ли класс является коллективом и от чего это зависит? (От того, насколько учащиеся умеют совместно решать важные для всего класса вопросы; от сплоченности учащихся; сознательного, добросовестного отношения к учебе, классной деятельности всех учащихся; умения распределять обязанности так, чтобы добиваться наибольшей эффективности в совместной деятельности; от того, насколько благоприятные отношения сложились между учащимися; насколько хорошо все учащиеся знают состояние дел всего класса и друг друга).

Также сформированность коллектива во многом зависит от того, как относится каждый учащийся к коллективу, для чего он ему нужен и каковы его мотивы участия в коллективной деятельности.

Предлагаю вам сейчас проверить свой тип восприятия классного коллектива. Для этого мы проведем небольшой тест.

Тест «Тип восприятия индивидом группы»

Индивидуалистический тип – воспринимает группу как помеху своей деятельности или относится к ней нейтрально. Группа не представляет собой самостоятельной ценности для индивида. Это проявляется в уклонении от  совместных форм деятельности, в предпочтении и индивидуальной работы, в ограничении контактов.

Прагматический тип – воспринимает группу как средство, способствующее достижению тех или иных индивидуальных целей. При этом группа воспринимается и оценивается с точки зрения ее полезности для индивида. Отдается предпочтение более компетентным членам группы, способным оказать помощь, взять на себя решение сложной проблемы или послужить источником необходимой информации.

Коллективистический тип – воспринимает группу как самостоятельную. Ценность. На первый план выступают проблемы группы и отдельных ее членов, наблюдается заинтересованность как в успехах каждого члена группы, так и группы в целом, стремления внести свой вклад в групповую деятельность. Проявляется потребность в коллективных формах работы.

Вопросы:

1.     Лучшими партнерами в группе я считаю тех, кто:

А – знает больше чем я;

Б – все вопросы стремится решать сообща;

В – не отвлекает внимание преподавателя.

2.Лучшими преподавателями являются те, которые:

А – используют индивидуальный подход

Б – создают условия для помощи со стороны других

В – создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказываться

3.     Я рад, когда мои друзья:

А – знают больше, чем я

Б – умеют самостоятельно, не мешая другим, добиваться успехов

В – помогают другим, когда представится случай

4.     Больше всего мне нравиться, когда в группе:

А – некому помогать

Б – не мешают при выполнении задачи

В – остальные слабее подготовлены, чем я

5.     Мне кажется, что я способен на максимальное, когда:

А – я могу получить помощь и поддержку со стороны других

Б – мои усилия достаточно вознаграждены

В – есть возможность проявить инициативу, полезную для всех

6.     Мне нравятся коллективы, в которых:

А – каждый заинтересован в улучшении результатов всех

Б – каждый занят своим делом и не мешает другим

В – каждый человек может использовать других для решения своих задач

7.     Учащиеся оценивают как самых плохих  таких преподавателей, которые:

А – создают дух соперничества между учениками

Б – не уделяют им достаточного внимания

В – не создают условия для того, чтобы группа помогала им

8.     Больше всего удовлетворение в жизни дает:

А – возможность работы, когда никто тебе не мешает

Б – возможность получения новой информации от других людей

В – возможность сделать полезное другим людям

9.     Основная роль должна заключаться:

А – в воспитании людей с развитым чувством долга перед другими

Б – в подготовке к приспособленным к самостоятельной жизни людей

В – в подготовке людей, умеющих извлекать помощь от общения с другими людьми

10. Если перед группой стоит какая-то проблема, то я:

А – предпочитаю, чтобы другие решали эту проблему

Б – предпочитаю работать самостоятельно, не полагаясь на других

В – стремлюсь внести свой вклад в общее решение проблемы

11. Лучше всего я бы учился, если бы преподаватель:

А – имел ко мне индивидуальный подход

Б – создавал условия для получения мной помощи со стороны других

В – поощрял инициативу учащихся, направленную на достижение общего успеха

12. Нет ничего хуже того случая, когда:

А – ты не в состояниисамостоятельно добиться успеха

Б – чувствуешь себя ненужным в группе

В – тебе не помогают окружающие

13. Больше всего я ценю:

А – личный успех, в котором есть доля заслуги моих друзей

Б – общий успех,  в котором есть и моя заслуга

В – успех, достигнутый ценой собственных усилий

14. Я хоте бы:

А – работать в коллективе, в котором применяют в основном методы совместной работы

Б – работать индивидуально спреподавателем

В – работать со сведущими в данной области людьми, которые могут подсказать.

 

 

 

 

 

Тип  восприятия индивидом группы

индивидуалистическое

коллективистическое

прагматическое

1в 2а  3б  4б  5б  6б  7б

8а  9б 10б 11а 12а 13в 14б

1б  2в  3в  4а  5в  6а  7а

8в  9а  10в 11в 12б 13б 14а

1а  2б  3а  4в  5а  6в  7в

8б  9в  10а 11б 12в 13а  14в

 

Мы с вами хорошо поработали, возможно вы устали, поэтому я предлагаю  всем выйти из-за парт и встать в круг. Сейчас мы сделаем небольшую разминку.

Разминка «Ревущий мотор»

А теперь еще одно небольшое упражнение, в нем мы как раз и проверим, насколько вы умеете совместно решать возникающие трудности

Упражнение «Путаница»

«Кто мне скажет, как люди при встрече здороваются друг с другом? Правильно, они жмут друг другу руки. Левую руку уберите пока за спину и пожмите правой рукой руку стоящего в кругу (любого). Не отпускайте руку, держитесь. Теперь левой рукой тоже пожмите чью – нибудь руку, но только не того же самого человека. Держитесь крепко, покажите, какой дружный у вас класс. А теперь ваша задача – не отпуская руки распутаться так, чтобы получился круг, в котором все держат друг друга за руки. Два условия – не отпускать руки и не делать больно друг другу.

Упражнение «Повороты» (при необходимости)

А теперь мне надо, чтобы вы разделились на две команды. Постройтесь в одну шеренгу и рассчитайтесь, но только не на первый – второй, а на 345 и 276. У нас получилось две команды. Постройтесь в две колонны. Вы будете по моему хлопку поворачиваться на пол оборота или на один оборот в любую сторону. Ваша задача – без слов, без договоренности начать поворачиваться синхронно, всем вместе в одну сторону. У какой команды это получится быстрее, та и считается выигравшей.

 

Заключительное слово: «Уметь общаться – это значит уметь расположить к себе с первого взгляда. Слышали ли вы сказку Джанни Родари о Джованинно, кторый однажды, путешествуя, попал в страну Соломенных людей. У них была одна особенность – они вспыхивали не только от огня, но даже от горячих слов. А вот жители страны восковых людей были очень пластичными, мягкими и со всем всегда соглашались. Но больше всего были удивительны люди Стеклянной страны, которые отличались тончайшей хрупкостью…

Почему я вспомнила эту сказку? Конечно, все мы разные: обидчивые и уравновешенные, несдержанные и спокойные… Поэтому нам необходимо помнить: мы живем среди людей, и наши слова, жесты, поступки небезразличны для окружающих. Поэтому прежде чем совершить какой-нибудь поступок, подумайте, а как это отразится на окружающих вас людях? И старайтесь бережнее относиться к их чувствам.

На этом наше занятие заканчивается. Вы все очень хорошо работали сегодня и заслуживаете аплодисментов».

Упражнение «Аплодисменты по кругу».


Классный час «Наш классный коллектив»

Классный час «Наш классный коллектив»

Чем обидели ученики свою одноклассницу?

Чем обидели ученики свою одноклассницу?

В – помогают другим, когда представится случай 3

В – помогают другим, когда представится случай 3

В – работать со сведущими в данной области людьми, которые могут подсказать

В – работать со сведущими в данной области людьми, которые могут подсказать

И старайтесь бережнее относиться к их чувствам

И старайтесь бережнее относиться к их чувствам
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.03.2023