АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА С ВНУТРИГОРОДСКИМ ДЕЛЕНИЕМ «ГОРОД МАХАЧКАЛА»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 40»
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
36 7014, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул.Даганова, дд. 19Б, +7 (8722) 60-04-33, e-mail: school_40_mchk@mail.ru
ОГРН 1070560001852, ИНН/КПП 0560034683, ОКПО 49166387
ПРОГРАММА «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ» 2022-2027 гг.
Составил учитель математики:
Хидирова Э.М.
Паспорт программы «Одаренные дети»......................................................................................... 3
1. Введение................................................................................................................................ 5
2. Проблемно-ориентированный анализ................................................................................ 5
3. Цели и задачи программы.................................................................................................... 7
4. Содержание работы с одаренными детьми........................................................................ 9
5. Наставничество как основная форма сопровождения одаренных школьников............ 12
6. Мероприятия по реализации программы «Одарённые дети».......................................... 16
7. Показатели эффективности реализации программы......................................................... 20
Приложение....................................................................................................................................... 21
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ «ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ» на 2022-2027 гг.
Учреждение |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ №40» |
Юридический и почтовый адрес e-mail: |
ул. Даганова, д.19Б г. Махачкала, Республика Дагестан, 367014 тел.: (8722)60-04-33 school_40_mchk@mail.ru ОГРН 1070560001852, ИНН/ КПП 0560034683/057201001, ОКПО 49166387 |
Наименование Программы |
«Одарённые дети» |
Заказчики Программы |
Родительская общественность, педагогический коллектив, социум |
Разработчики Программы |
В разработке принимают участие административный и педагогический коллектив ОО, обучающиеся, родительская общественность. Координатор: Хидирова Эльвира Муталибовна |
Утверждение программы |
протокол методического совета школы № 4 от 26.01.2022 г.; протокол педагогического совета №1 от 31.01.2022 г.; приказ от 01.02.2022 г. № 31 «Об утверждении программы «Одаренные дети» |
Исполнители Программы |
Администрация ОО по направлениям деятельности, педагогический коллектив, ученический коллектив, родительская общественность. |
Основания для разработки Программы |
1. Конституция Российской Федерации 2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями) 3. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (сроки реализации 2018-2025гг.) 4. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 в части решения задач и достижения стратегических целей по направлению «Образование» 5. Национальный проект «Образование», утвержден президиумом Совета при президенте РФ (протокол от 03.09.2018 №10) 6. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р 7. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденная Президентом РФ 03.04.2012 № Пр-827 8. Концепция развития дополнительного образования детей в РФ, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726- р 13. Основы государственной молодежной политики до 2025 года, утвержденные распоряжением Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403- р. 9. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р. 10. Устав МБОУ «СОШ №40». |
Срок действия Программы |
2022-2027 гг. |
Этапы реализации Программы |
2021-2022 гг. – этап разработки 2022-2023 гг. - 1 этап: организационно-диагностический 2023-2026 гг. - 2 этап: внедренческий |
|
2026-2027 гг. - 3 этап: обобщающе-аналитический |
Концепция |
Работа с одарёнными детьми, их поиск, выявление и развитие - одно из приоритетных направлений деятельности педагогического коллектива ОО. |
Основная цель |
Создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соот- ветствии со способностями. |
Основные задачи |
- совершенствование системы выявления и сопровождения одаренных детей, их социальной поддержки; - разработка эффективной и постоянно действующей системы психолого-педагогического сопровождения одарённых детей; - развитие одаренности обучающихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования - отбор наиболее эффективных методов и приемов в системе урочной и внеурочной деятельности, способствующих развитию одаренных детей, закреплению их природных данных. - расширение возможностей для участия одаренных детей конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях различных уровней; - формирование морально-психологического климата в классах, школе для комфортного обучения талантливых и одаренных детей; - совершенствование профессиональной компетентности педагогов - наставников, работающих с одаренными детьми. |
Приоритетные направления программы |
Создание условий для оптимального развития детей с потенциалом (интеллектуальным, творческим и т.д.), привлечение их к научно- исследовательской деятельности по направлениям: - поиск, - сопровождение, - поддержка. |
Ожидаемые результаты реализации программы |
В результате реализации программы «Одаренные дети»: 1. обновится система работы с одаренными детьми; 2. в педагогическом коллективе будут иметь приоритет творчески работающие учителя, которые станут движущей силой всего педагогического коллектива, что даст возможность существенно улучшить качество образования всех детей; 3. будет создан социально-психологический климат для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся; 4. повысится качество образования в соответствии с обновленными показателями оценки качества образования (региональные всероссийские исследования подготовки обучающихся); 5. сформируется позитивный имидж ОО в социальном окружении, муниципальной и региональной системах образования за счет высокой результативности работы с одаренными детьми. |
Порядок управ- ления реализацией программы |
Управление программой осуществляется администрацией школы. Кор- ректировка программы проводится методическим и педагогическим советами школы |
«Если дети – национальное достояние любой страны, то одаренные дети – её интеллектуальный и творческий
потенциал»
Р.Н. Бунеев
Реформы, произошедшие в отечественной системе образования за последние десятилетия, направленность на гуманистические, личностно - ориентированные и развивающие образовательные технологии изменили отношение к учащимся, проявляющим неординарные способности. Постепенно в общественном сознании сформировалось понимание того, что переход в век инновационных технологий невозможен без сохранения и умножения интеллектуального потенциала, так как это один из решающих факторов экономического развития страны. Следовательно, создание условий, обеспечивающих раннее выявление, обучение и воспитание одаренных детей, реализация их потенциальных возможностей, составляет одно из перспективных направлений развития системы образования.
Важнейшим приоритетом в такой ситуации становится интеллект, творческое развитие тех, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса. Поэтому одаренные дети должны рассматриваться как национальное достояние страны и быть в центре специальных педагогических и социальных программ, поскольку самые большие надежды на улучшение условий жизни и процветание России связаны именно с одаренными молодыми людьми.
Современный выпускник должен стать личностью, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Изменения, происходящие в социально-экономической жизни страны, в частности, переход от индустриального общества к постиндустриальному (информационному), обусловливает необходимость качественных изменений и в школьном образовании: на смену «человеку, знающему» должен прийти «человек деятельный».
Школьный возраст – период становления способностей и личности ребенка. Большая часть детей имеют определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности (потенциально одаренные), или же имеют яркие, очевидные, иногда выдающиеся достижения в конкретной области по сравнению с возрастной и социальной нормами (одаренные). В связи с этим одной из основных задач современной школы является создание условий для оптимального развития способностей одаренных детей.
Особенности образовательной организации связаны с территориальным расположе- нием, сформированным социумом и факторами влияния социума на обучающихся, сложив- шимися социальными группами семей обучающихся:
- режим работы школы: пятидневная рабочая недели, одна смена,
- контингент учащихся неоднороден: в общеобразовательном учреждении обучаются дети, отличающиеся по темпам работы, возможностям усвоения учебного материала, уровню учебных достижений; учащиеся с ослабленным здоровьем, дети с ограниченными возможностями здоровья;
- школа оказывает образовательные услуги семьям, проживающим в дачном товариществе;
- образовательные запросы родителей, их требования к результатам обучения в школе дифференцированы и обусловлены индивидуальными возможностями и особенностями детей;
- в школе осуществляется систематическая деятельность по формированию у подрастающего поколения патриотического сознания, нравственных ценностей, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга посредством организации кадетских классов;
- с 2020 года в школе функционирует центр «Точка роста», внедряя на уровнях начального общего, основного общего и среднего общего образования новые методы обучения и воспитания, образовательные технологии, обеспечивающие освоение обучающимися основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового и гуманитарного профилей;
- школа принимает участие в развитии системы дополнительного образования в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
В образовательном учреждении стабильно осуществляется оснащение технологиче- ской и материальной базы: школа обеспечивается компьютерным оборудованием, подклю- ченным к сети Интернет, используются дистанционные технологии. Интеграция Интернет- технологий, технологий видео- и радиовещания позволяет расширить спектр образовательных услуг и качественно изменить характер учебно-методического обеспечения.
В ОО созданы организационно-педагогические условия для обеспечения высокого качества работы по выявлению и сопровождению одаренных детей:
- Внедрена предметно-деятельностная структура содержания образования, ориентированная на формирование компетентностей обучающихся.
- Реализуется системно-деятельностный подход в обучении и воспитании обучающихся.
- Внедрены технологии личностно-ориентированного и развивающего обучения, механизм индивидуального психолого-педагогического сопровождения обучающихся.
- Внедряется система наставничества обучения обучающихся.
В педагогическом коллективе уже накоплен определенный опыт работы с учащимися, имеющими способности. Администрацией школы созданы необходимые условия для проведения целенаправленной работы по развитию интеллектуального и творческого потенциала детей и подростков через урочную и внеклассную работу.
В школе ежегодно проводятся предметные олимпиады для учащихся всех звеньев. Учащиеся активно вовлекаются в исследовательскую и проектную деятельность, принимают участие в олимпиадах различного уровня, конференциях, чтениях, выставках, спортивных соревнованиях.
Положительные тенденции, отмечаемые в созданных условиях:
- эффективная реализация программ дополнительного образования в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка», функционирования Центра «Точка роста» национального проекта «Образование»;
- обеспечение вариативности программ внеурочной деятельности в соответствии с образовательными запросами обучающихся;
- организованно взаимодействие с общественными организациями поселения и района по направлениям деятельности: культурно-досуговый центр «Премьер»,
отдел библиотечного обслуживания населения, учреждение дополнительного образования «центр дополнительного образования», образовательные учреждения поселения, дошкольные образовательные учреждения.
Результаты освещаются в официальной группе ВКонтакте, на официальном сайте; новости и результаты транслируются в СМИ «Вестник г.Махачкала», группе «Образование Дагестана»; обучающиеся неоднократно являлись участниками программы
«Вставай!»
Можно сделать вывод о готовности ОО к реализации ключевых приоритетов Национального проекта «Образование».
Следует отметить проблемы, выявленные в процессе анализа:
- недостаточный уровень организации и результативность работы с одаренными детьми (причины: социальный портрет микрорайона, низкий уровень квалификации педагогов в
данном направлении, низкая мотивация родителей, загруженность педагогов и обучающихся);
- нехватка педагогических кадров (следствие: высокая загруженность педагогов);
- недостаточный уровень владения учителей современными педагогическими технологиями (причина: низкая мотивация; несовершенство системы повышения квалификации);
- недостаточная заинтересованность родителей (законных представителей) – отсутствие запросов для консультирования по вопросам выявления и развития одарённости (причины: большинство родителей не видят проблемы необходимости оказания педагогической и психологической помощи одарённым детям).
Цель программы: создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных
детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.
Стратегическая цель – формирование эффективной системы педагогического содействия развитию одаренности.
Воспитательная цель – воспитание личности, обладающей аттрактивными, коммуникативными навыками и высокими адаптивными возможностями на фоне высоконравственных убеждений.
Образовательная цель – расширение единого образовательного пространства для социально-значимой реализации индивидуальной образовательной стратегии одаренных детей.
Развивающая цель – развитие способности одаренных детей к включению в практическую деятельность в зависимости от реальных потребностей региона, страны и самой личности.
Задачи Программы:
- совершенствование системы выявления и сопровождения одаренных детей, их социальной поддержки;
- разработка эффективной и постоянно действующей системы психолого-педагогического сопровождения одарённых детей;
- развитие одаренности обучающихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования
- отбор наиболее эффективных методов и приемов в системе урочной и внеурочной деятельности, способствующих развитию одаренных детей, закреплению их природных данных.
- расширение возможностей для участия одаренных детей конкурсах, олимпиадах, научно- практических конференциях различных уровней;
- формирование морально-психологического климата в классах, школе для комфортного обучения талантливых и одаренных детей;
- совершенствование профессиональной компетентности педагогов - наставников, работающих с одаренными детьми.
Подготовительный этап – этап разработки (2021-2022 г.):
Задачи:
- изучение нормативной базы, локальных актов и др.;
- разработка программы работы с одаренными учащимися;
- изучение материально-технических, педагогических условий для успешной реализации программы;
- подбор диагностик по выявлению одаренности.
1 этап: организационно-диагностический (2022-2023 г.)
Цель: выявление одарённых детей, формирование системы работы с одаренными учащимися в школе.
Задачи:
- выявление одаренных детей;
- проведение олимпиад, конкурсов, фестивалей, чтений и др.;
- организация участия учащихся в мероприятиях интеллектуальной направленности;
- создание банка данных по одаренным детям;
- банка творческих работ, учащихся;
- банка текстов олимпиад и интеллектуальных конкурсов;
- рекомендаций по работе с одаренными детьми.
- проведение диагностики склонностей, учащихся;
- организация индивидуальных занятий с одаренными детьми;
- повышение квалификации педагогов
2 этап: внедренческий (2023-2026 г.)
Цель: апробация системы работы с одаренными учащимися. Задачи:
- диагностика склонностей, учащихся;
- разработка психолого-методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, материалов;
- проведение олимпиад, конкурсов, фестивалей, чтений и др.;
- организация участия учащихся в мероприятиях интеллектуальной направленности;
- создание банка данных по одаренным детям;
- банка творческих работ учащихся, текстов олимпиад и интеллектуальных конкурсов;
- использование рекомендаций в работе с одаренными детьми.
- организация индивидуальных занятий с одаренными детьми;
- повышение квалификации педагогов
- систематизация мероприятий по работе с одаренными детьми;
- формирование отдела методической библиотеки школы по работе с одарёнными детьми;
- адаптация учебных программ, факультативов, элективных курсов;
- системное повышение квалификации педагогов;
- обобщение, распространение педагогического опыта по работе с одаренными детьми.
3 этап: обобщающе-аналитический (2026-2027 г.)
Цель: подведение итогов работы с одаренными учащимися, определение перспектив. Задачи:
- анализ итогов реализации программы;
- достижение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах обучения в школе;
- коррекция затруднений педагогов в реализации программы;
- создание портфолио ОД;
- обобщение результатов работы школы.
Выполнение мероприятий по реализации Программы «Одарённые дети» планируется осуществлять в рамках годовых планов Программы.
Принципы обучения одаренных детей
Основные направления научно-методического сопровождения деятельности педагогов по развитию одаренности определяют широкий спектр принципов обучения одаренных детей.
Анализ потенциальных возможностей образовательного пространства школы и воз-
растающих потребностей, обучающихся привел к выбору принципов, соответствующих заявленным целям и задачам программы:
1. применение метапредметного подхода;
2. выявление потребностей, обучающихся;
3. мотивация одаренных детей к осуществлению деятельности в рамках смоделированной образовательной траектории;
4. поощрение результатов, которые бросают вызов существующим взглядам и содержат новые идеи;
5. фиксирование результатов деятельности обучающихся посредством наполняемости портфолио;
6. установка на развитие духовно-нравственных ценностей.
На основе анализа современных психолого-педагогических исследований определено и взято за основу следующее:
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Различают следующие виды одаренности:
- интеллектуальная - связана с высоким уровнем интеллектуального развития. Такой ребенок поражает своими рассуждениями, в которых проявляется развитое не по годам мышление, он отличается наблюдательностью, прекрасной памятью, разносторонней любознательностью;
- академическая - проявляется в овладении конкретными учебными предметами. Ребенок отличается глубиной, легкостью, быстротой продвижения в какой-то одной области знаний, при этом в других областях он может ничем не выделяться и даже быть слабее своих сверстников;
- творческая одаренность (креативность) - способность человека изобретать, придумывать что-то новое, выдвигать самые разные фантастические идеи. Ребенок находит новые решения, получает оригинальные результаты; отличается изобретательностью, независимостью, гибкостью мышления, высоким уровнем развития воображения;
- художественная - является разновидностью творческой одаренности, ее следствия – высокие достижения человека в области художественного творчества и исполнительского мастерства:
в живописи, музыке, скульптуре; актерские способности. Художественно одаренный ребенок проявляет незаурядные способности в любой из этих областей;
- социальная - успешность человека в общении, в межличностных отношениях. Ребенок легко приспосабливается к новым ситуациям, умеет и любит общаться со сверстниками и взрослыми; он хорошо понимает окружающих, популярен среди ровесников, в контактах с ними часто берет на себя инициативу, становится лидером, организатором;
- психомоторная - тесно связана с разнообразными возможностями человеческого тела. Ребенок проявляет интерес к деятельности, требующей развития моторики, точности, ловкости движений, двигательной координации. Он, как правило, физически развит, хорошо владеет телом, показывает высокий уровень основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы).
Таким образом, многогранность и сложность явления одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми. Одаренным детям, независимо от области проявления одаренности, свойственны:
- уровень развития способностей;
- высокая степень обучаемости;
- творческие проявления (креативность);
- мотивация – огромный интерес, активность, увлеченность деятельностью в области одаренности ребенка.
- личность, здоровая физически, духовно – нравственно и социально;
- личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществлять проектную деятельность, проводить исследования;
- личность, обладающая разносторонним интеллектом, высоким уровнем культуры;
- личность, руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающая и другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения;
- личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей.
I. Диагностика
1. Изучение диагностических методик, основанных на доступности, информативности емкости.
2. Создание банка методик для диагностирования обучающихся с 1 по 11 классы по определению интеллектуальных способностей; банка одарённых талантливых детей.
3. Изучение круга интересов умственной деятельности, обучающихся посредством анкетирования.
4. Изучение личностных потребностей, одарённых обучающихся путем собеседования.
5. Изучение работы учащихся на уроке путем посещения занятий учителем.
6. Обновление методик работы с одаренными детьми.
II. Создание благоприятных условий для реализации потенциала одаренных детей
1. Организация консультативной помощи для обучающихся, направленных на самореализацию и самодостаточность.
2. Информирование учащихся о новейших достижениях науки в избранной ими области деятельности.
3. Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых учеников.
4. Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся.
5. Организация наставничества при работе с одаренными детьми в познавательной, социальной и эмоционально-волевой сфере развития личности одаренного школьника.
1 направление - поиск: имеет своей целью выявление (поиск) одарённых детей.
2 направление - сопровождение.
- психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей;
- развитие системы подготовки кадров, работающих с одаренными детьми;
- консультирование по вопросам выявления и развития одарённости;
- психолого-педагогическое сопровождение во время подготовки и участия в олимпиадах, научно-практических конференциях и др.;
- повышение педагогического и профессионального мастерства педагогов и специалистов, работающих с одарёнными детьми.
3 направление – поддержка.
Поддержка заключается в моральном стимулировании учащихся:
награждение в рамках мероприятий, по итогам учебного года ежегодно проводится
торжественная церемония вручения дипломов активным учащимся, дети принимают участие в Президентской ёлке, в губернаторском выпускном бале; одарённые школьники участвуют в региональных и российских творческих сменах в загородных лагерях.
Стимулирование педагогов и специалистов, работающих с одаренными детьми осуществляется из средств стимулирующих выплат, носящих как разовый, так и регулярный характер.
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
Учитель должен быть:
- творческим, способным к инновационной деятельности;
- увлечен своим делом;
- способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
- профессионально грамотным;
- владеть современными педагогическими технологиями;
- интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
- проводником передовых педагогических технологий;
- психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса.
При работе с одаренными детьми необходимо уметь:
- обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;
- стимулировать познавательные способности учащихся;
- работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся;
- принимать взвешенные психолого-педагогические решения;
- анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;
- отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел.
- групповые занятия с одаренными учащимися;
- предметные кружки;
- кружки по интересам;
- конкурсы;
- элективные курсы;
- работа по индивидуальным планам;
- проектная и исследовательская деятельность;
- участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, выставках, конференциях.
1. Построение предметно-пространственной среды, обеспечивающей развитие способностей каждого одаренного ребенка и реализацию творческого потенциала педагогов.
2. Подготовка кадров.
3. Организация консультативной помощи для учащихся целенаправленных на творческую самореализацию и самодостаточность.
4. Информирование учащихся о новейших достижениях науки в избранной ими области умственной и творческой деятельности.
5. Знакомство учащихся с новинками литературы. Организация помощи ученикам в подборе необходимой литературы.
6. Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых учеников.
7. Предоставление творческих дней для подготовки к олимпиадам, конкурсам, соревнованиям, фестивалям.
8. Увеличение времени для самостоятельной работы учащихся и создание стимулирующих условий при наличии оригинальности, рациональности творчества в результатах самостоятельной работы.
одарённых детей
1. Создание в школе постоянно действующих стендов, посвященных победителям и призерам олимпиад, конкурсов, соревнований и фестивалей различного уровня.
2. Выносить на публичное слушание поощрение успехов, учащихся (линейки, молнии- объявления и т.д.).
3. Награждение почётными грамотами отличников учебы по итогам года.
4. Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских и школьных собраниях.
5. Отправление благодарственных писем родителям по месту работы.
Наставничество - отношения, в которых опытный или более сведущий человек помогает менее опытному или менее сведущему усвоить определенные компетенции.
Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемым можно выделить:
- помощь в реализации лидерского потенциала, улучшении образовательных, творческих или спортивных результатов;
- развитие гибких навыков и метакомпетенций;
- оказание помощи в адаптации к новым условиям среды;
- создание комфортных условий и коммуникаций внутри образовательной организации; Результаты наставничества могут быть оценены в виде:
- улучшения психоэмоционального состояния, наставляемого;
- повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри класса (группы) и образовательной организации;
- численный рост посещаемости творческих кружков, спортивных секций, инициативности учащихся;
- количественный и качественный рост успешно реализованных образовательных и творческих проектов, улучшение командной работы;
Взаимодействие наставника и наставляемого ведется в режиме внеурочной деятельности.
Наставничество как форма сопровождения одаренных детей осуществляется в рамках
разработанной программы.
Дорожная карта (план реализации программы наставничества в части сопровождения одаренных детей)
Этапы |
Мероприятия |
Результат |
Ответственные |
Подготовка условий для запуска программы наставничества |
1. Информирование. Создание благоприятных условий для запуска Программы наставничества. 2. Сбор предварительных запросов от потенциальных наставляемых. 3. Выбор аудитории для поиска наставников, привлечение внешних ресурсов. 4. Выбор форм наставничества. |
Протокол заседания Педагогического совета ОО. Анализ наличной ситуации (характеристика контингента) Дорожная карта реализации наставничества. Приказ об утверждении Плана реализации Целевой модели. Программа наставничества. |
Заместитель директора по направлению деятельности; куратор |
Формирование базы наставляемых |
1. Выявление конкретных проблем, обучающихся и педагогов, которые можно решить с помощью наставничества. 2. Сбор и систематизация запросов от потенциальных наставляемых |
База наставляемых, карта аналитики областей запросов потенциальных наставляемых |
Заместитель директора по направлению деятельности; куратор; педагог-психолог |
Формирование базы наставников |
1. Работа внутри школы включает действия по формированию базы из числа: • обучающихся, мотивированных помочь сверстникам в образовательных, спортивных, творческих и адаптационных вопросах; • педагогов, заинтересованных в тиражировании личного педагогического опыта и создании продуктивной педагогической |
База наставников, которые могут участвовать как в текущей программе наставничества, так и в будущем. Она включает в себя: - базу выпускников, - базу наставников предприятий/организаций, базу наставников из числа активных педагогов |
Заместитель директора по направлению деятельности; куратор |
|
атмосферы; • родителей обучающихся активных участников родительских советов, других представителей родительского сообщества с выраженной гражданской позицией. 2. Работа с внешним контуром на данном этапе включает действия по формированию базы наставников из числа выпускников, заинтересованных в поддержке своей школы; сотрудников организаций- партнеров. |
|
|
Отбор и обучение наставников |
1. Выявление наставников, подходящих для конкретной формы. 2. Обучение наставников для работы с наставляемыми |
1. Заполненные анкеты в письменной свободной форме всеми потенциальными наставниками. 2. Собеседование. Приказ о назначении наставников. 3. Обучение наставников |
Заместитель директора по направлению деятельности; куратор |
Формирование тандемов/групп |
1. Встреча всех отобранных наставников и всех наставляемых. 2. Фиксация сложившихся тандемов/групп в специальной базе куратора. |
Сформированные тандемы/группы, готовые продолжить работу в рамках программы. Соглашения наставников, наставляемых и их родителей/законных представителей Приказ о закреплении тандемов/наставнических групп. Заполнение индивидуального маршрута наставляемого. |
Заместитель директора по направлению деятельности; куратор |
Запуск программы наставничества |
Закрепление гармоничных и продуктивных отношений в тандеме/группе так, чтобы они были максимально комфортными, стабильными и результативными для обеих сторон. Работа в каждом танде- |
Мониторинг: - обратная связь от наставляемых (для мониторинга динамики влияния программы на наставляемых); - сбор обратной связи от наставников, наставляемых и кураторов для монито- ринга эффективности реализации программы. |
Заместитель директора по направлению деятельности; куратор |
|
ме/группе включает: встречу-знакомство, пробную рабочую встречу, встречу-планирование, комплекс последовательных встреч, итоговую встречу. |
|
|
Завершение программы |
1. Подведение итогов работы каждого тандема/группы. 2. Оповещение участников тандема и родите- лей/законных представителей, наставляемых об окончании наставничества. 3. Подведение итогов Программы на итоговом мероприятии. 4. Популяризация э практик |
База потенциальных наставников, банк методических материалов, развитое сообщество образовательного учреждения |
Заместитель директора по направлению деятельности; куратор |
Мероприятия по реализации программы
«Одарённые дети»
№ п/п |
Содержание деятельности |
Ответственные исполнители |
Сроки исполнения |
I. Организационное и функциональное обеспечение программы |
|||
1. |
Подготовительный этап: · Обсуждение программы «Одарённые дети». · Внесение предложений по корректировке. |
Заместитель директора |
Январь 2022 г. |
2. |
Разработка и корректировка плана работы с одарёнными детьми. |
Заместитель директора |
2022 г. |
3. |
Разработка положения о работе с одарёнными детьми. |
Заместитель директора, методист |
Январь-март 2022 г. |
4. |
Приказ о создании творческой группы по работе с одарёнными детьми. |
Директор школы |
Февраль 2022 г. |
5. |
Подготовка диагностических материалов (анкеты для родителей, тесты для учащихся, карты наблюдений и др.). Изучение интересов и склонностей обучающихся: уточнение критериев всех видов одарённости. |
Педагог-психолог |
Январь-март 2022 г.
В течение периода реализации про- граммы |
6. |
Выявление одарённых детей. Составление базы данных. |
Руководитель творческой группы, Педагог-психолог |
Январь-март 2022 г. |
7. |
Утверждение индивидуальных программ, учащихся по предметам (программ дополнительного образования) с ОД. |
Заместитель директора, учите- ля-предметники |
В течение периода реализации про- граммы |
8. |
Методическая помощь в организации работы с одарёнными детьми. Консультации: · по вопросам планирования; · разработке программ; · по внедрению технологий в УВР; · по методике работы с ОД. |
Методист |
В течение периода реализации про- граммы |
9. |
Координация действий учителей, работающих с одаренными учащимися. |
Руководитель творческой группы, методист |
В течение периода реализации про- граммы |
10. |
Комплектование школьной библиотеки и методического кабинета учебно-методической, научно-методической, психолого-педагогической литературой |
Библиотекарь |
В течение периода реализации про- граммы |
11. |
Координация научного общества школьников. |
Руководитель творческой группы |
Ежегодно |
12. |
Организация и проведение семинаров по проблемам работы с одарёнными детьми (по отдельному плану). |
Руководитель творческой группы, методист, учителя- предметники |
В течение периода реализации про- граммы |
13. |
Обеспечение условий для систематического по- |
Методист,учителя- |
В течение периода |
|
вышения педагогического мастерства учителей через обучающие семинары, курсы повышения квалификации. |
предметники |
реализации программы |
II. Организация учебного процесса по реализации программы |
|||
1 |
Разработка и реализация индивидуальных программ для одарённых детей. |
Руководитель творческой группы, психолог, методист, учителя |
В течение периода реализации про- граммы |
2 |
Организация работы по развитию творческих способностей учащихся (внеурочная деятельность). |
Заместитель директора, учителя- предметники |
Ежегодно |
3 |
Включение в уроки нестандартных заданий, способствующих развитию логического мышления и творческого воображения учащихся |
Педагоги |
Ежегодно |
4 |
Организация профориентационной работы |
Заместитель директора, педагог- психолог, учителя- предметники |
В течение периода реализации про- граммы |
5 |
Проведение школьных предметных декад |
Руководители МО, методист, учителя |
Ежегодно |
6 |
Проведение школьных олимпиад для учащихся 2-4 классов. |
Председатель МО, методист, учителя |
Ежегодно |
7 |
Участие во Всероссийской олимпиаде школьников по учебным предметам (4 – 11 классы). |
Заместитель директора, учителя |
Ежегодно |
8 |
Участие в дистанционных мероприятиях учащихся 1-11 - х классов (online олимпиады, конкурсы, дистанционные олимпиады). |
Заместитель директора, руководитель творческой группы, председатели МО, методист, учителя |
Ежегодно |
9 |
Участие одаренных учащихся в конференциях, чтениях и т.д. |
Заместитель директора, руководитель творческой группы, руководители МО, методист, учителя |
Ежегодно |
10 |
Награждение победителей и призеров школьных, муниципальных и окружных олимпиад, конкурсов. |
Администрация школы |
Ежегодно |
11 |
Организация и проведение школьных конкурсов сочинений, проектов, творческих и исследовательских работ, выставок рисунков, фестивалей. |
Руководители МО, методист, учителя |
Ежегодно |
12 |
Создание условий для реализации проектно- исследовательской деятельности в учебно- воспитательном процессе. |
Администрация школы |
Постоянно |
13 |
Внедрение диагностических процедур в учебно- воспитательный процесс по работе с одаренными детьми: -получение информации об уровне одаренности ребенка: - методика «карта одаренности»; |
Учителя- предметники, педагог-психолог, родители |
Ежегодно |
|
- методика «палитра интересов»; - методика оценки общей одаренности; - составление «банка данных» одаренных детей. |
|
|
14 |
Отслеживание профинтересов и предпочтений учащихся 9-11 классы. Диагностика учащихся по профориентации. |
Педагог-психолог, учителя. |
Ежегодно |
III. Учитель в системе реализации программы |
|||
1 |
Создание условий для систематического повы- шения мастерства учителей. |
Администрация школы |
Постоянно |
2 |
Организация изучения научно-популярной, психолого-педагогической литературы по работе с ОД. |
Заведующий библиотекой, мето- дист, педагог- психолог |
Постоянно |
3 |
Организация педагогических и психологических консультаций для учителей. |
Педагог-психолог, методист |
Постоянно |
4 |
Стимулирование учителей, работающих с ода- ренными детьми. |
Директор школы |
Постоянно |
5 |
Проведение «мастер – классов» с участием творчески работающих учителей (по отдельному плану). |
Руководитель творческой группы по работе с ОД, методист |
Постоянно |
IV. Методическое обеспечение программы |
|||
1. |
Разработка методических рекомендаций по ра- боте с ОД. |
Методист |
Ежегодно |
2. |
Сбор и подготовка аналитической информации: - формирование и своевременное пополнение базы данных ОД; - отчёт по реализации индивидуальных планов работы с ОД; - мониторинг результативности работы с ОД. |
Руководитель творческой группы по работе с ОД, методист, |
Ежегодно |
3. |
Оказание методической помощи в создании индивидуальных программ учителям и педагогам дополнительного образования, работающим с ОД. |
Методист |
Постоянно |
4. |
Пополнение методического обеспечения учебных предметов в соответствии с требованиями новых руководящих документов в области базового и дополнительного образования, учебно- воспитательных планов и разработанных рабочих программ. |
Методист |
Постоянно |
5. |
Организация курсовой подготовки педагогиче- ских работников по проблеме одаренности. |
Администрация школы |
Постоянно |
6. |
Сбор и систематизация материалов по работе с одарёнными детьми. |
Методист, библиотекарь |
Постоянно |
7. |
Обобщение опыта учителей-предметников по работе с ОД. |
Методист |
Постоянно |
V. Социально – психологическое сопровождение одаренных детей |
|||
1. |
Оформление стенда «Организация работы с одаренными детьми» для учителей: |
Педагог-психолог, методист, библиотекарь |
2022 г. |
|
- «Психолого-педагогические основы содержания работы с одаренными учащимися»; - «Что такое одаренность?»; - «Новинки психолого-педагогической литературы по данной теме»; - «Стимулирование творческой деятельности учащихся». |
|
|
2. |
Разработка рабочей программы педагога – психолога с ОД. |
Педагог – психолог |
Январь – март 2022 г. |
3. |
Организация серии тренинговых занятий для одаренных детей: - «Развитие познавательных процессов и навыков общения»; - «Развитие учебной мотивации, нравственных качеств, самооценки»; - «Я учусь учиться»; - «Развитие исследовательской и творческой мотивации». |
Педагог – психолог |
2022-2023 г. |
4. |
Организация методической помощи, индивидуального консультирования одарённых детей. |
Педагог – психолог, методист, социальный педагог |
Постоянно |
VI. Роль семьи в развитии одаренного ребенка и реализации программы |
|||
1. |
Организация консультаций для родителей с психологом, социальным педагогом, учителями. |
Заместитель директора, руководитель творческой группы по работе с ОД |
Постоянно |
2. |
Информирование родителей одаренных детей по результатам достижений учащимися определенного уровня образования, развития творческих способностей. |
Классные руководители |
Постоянно |
3. |
Привлечение родителей к подготовке школьных мероприятий различного направления. |
Заместители ди- ректора, классные руководители |
Постоянно |
4. |
Проведение родительских собраний (по отдельному плану) |
Администрация школы, классные руководители |
Ежегодно |
VII. Материально – техническое обеспечение программы |
|||
1 |
Оснащение кабинетов необходимым оборудова- нием и ТСО. |
Администрация |
Постоянно |
2 |
Приобретение оборудования и технических материалов для успешной реализации программы «Одарённые дети». |
Директор школы |
Постоянно |
VIII. Итоги реализации программы |
|||
1. |
Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми. |
Руководитель творческой группы по работе с ОД |
Ежегодно (май) |
2. |
Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми. |
Творческая группа по работе с одарёнными детьми |
Постоянно |
3. |
Тиражирование методических рекомендаций и |
Руководитель |
2025-2027 |
|
сборников по материалам работы с одарёнными детьми. |
творческой группы по работе с ОД, методист |
|
4. |
Обобщение и систематизация результатов работы над программой «Одарённые дети». |
Руководитель творческой группы, председатели МО, педагог-психолог, методист, учителя- предметники |
Ежегодно (май) |
Показатели эффективности реализации программы
1. Удовлетворенность обучающихся своей деятельностью и увеличение числа таких детей, через анкетирование.
2. Повышение уровня индивидуальных достижений, обучающихся в образовательных областях, к которым у них есть способности (анализ).
3. Адаптация обучающихся к социуму в настоящем времени и в будущем, через анкетирование и диагностику.
4. Повышения уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей
на уч. г. (образец)
№ п/п |
Ф.И.О. ученика |
Класс |
Год занесения в базу данных |
Учитель- наставник |
Домашний адрес, телефон |
1 |
|
9 |
2022г |
Хидирова Э.М. |
|
2. |
|
9 |
2022г |
|
|
3 |
|
7 |
2022г |
|
|
4 |
|
7 |
2022г |
|
|
5 |
|
7 |
2022г |
|
|
6 |
|
7 |
2023г |
|
|
7 |
|
7 |
2023г |
|
|
8 |
|
6 |
2023г |
|
|
9 |
|
5 |
2024г |
|
|
10 |
|
8 |
2024г |
|
|
11 |
|
8 |
2024г |
|
|
12 |
|
8 |
2024г |
|
|
13 |
|
8 |
2024г |
|
|
14 |
|
8 |
2024г |
|
|
|
|
|
|
|
|
Руководитель творческой группы ОД
(подпись)
за уч. г. (образец)
№ п/п |
Ф.И.О. учащегося |
Класс |
Результативность участия (указывать уровень) |
||||||||
олимпиады |
конкурсы |
фестивали, выставки |
|||||||||
Предмет |
Место |
Уровень проведе- ния |
Название |
Место |
Уровень проведе- ния |
Название |
Место |
Уровень проведения |
|||
1 |
Гитинамагамедова Ф |
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
Магомедов Г.М. |
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Магомедов Магомед |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
Гусейнов Имран |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
Омариев Рамазан |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
Магомедова Патимат |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
Султанмутов Абдулкарим |
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
Хабичев Абдула |
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
Мотухов Эльджан |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
Ахмедов Дауд |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
Исмиев Ренат |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12 |
Омаров Адам |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13 |
Алиев Ахмед |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Руководитель творческой группы ОД
(подпись)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.