Наша речь. Её значение в жизни людей
Оценка 4.7

Наша речь. Её значение в жизни людей

Оценка 4.7
doc
13.02.2021
Наша речь. Её значение в жизни людей
«Наша речь. Ее значение в жизни людей ».doc

Технологическая карта урока

Предмет: Русский язык

Класс: 2

Тема: «Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь. Её значение в жизни людей

Цели урока: познакомить с учебником русского языка, его структурой; дать первоначальное представление об устной и письменной речи и о языке как средстве речевого общения, об основных видах речевой деятельности человека; ввести в активный словарь детей слова-термины: говорение, слушание, чтение, письмо.

Планируемые результаты

предметные:

- уметь строить высказывания о значении языка и речи в жизни человека;
- приобретать опыт в различении устной и письменной речи.

- личностные:

- проявлять интерес к родному языку;

- выполнять правила поведения ученика на уроке;

- выявлять причины успешности/ неуспешности в учебной деятельности

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: компьютер, проектор, русский язык : 1 класс:  В.П. Канакина, В.Г.Горецкий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап урока

Метод и приемы

Хро-нометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Организационный

Словесный: слово учителя

 

 

1 мин

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль у тебя в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверил? Ну тогда садись!

И с усердием трудись!

Эмоционально настраиваться на работу.

 

 

 

 

 

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

Осознание необходимости рабочего настроя на уроке.

2.

Актуализация знаний.

 

 

Фронтальный опрос

 

 

 

 

 

 

 

 

Словесный: Слово учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словесный: учебный диалог

 

 

 

 

10 мин

 

 

 

 

 

Знакомство с учебником «Русский язык» (обложка, титульный лист, название книги, фамилии авторов, форзацы, условные обозначения и их назначение)

- Читаю обращения авторов к первоклассникам (с. 3)

- Как называется новый учебник? (Русский язык.)

- С чем вас познакомит учебник? (С удивительным миром слов русского языка.)

- Чему будет учить вас этот учебник? (Грамотно писать и правильно говорить на русском языке.)

 

На доске кроссворд

- Отгадайте загадки, Отгадки мы будем записывать в клетки кроссворда.

1. В белом поле по дороге

МЧИТСЯ КОНЬ МОЙ ОДНОНОГИЙ.

И на много-много лет

Оставляет он свой след.

(Ручка)

 

2. Белый камешек растаял,

На доске следы оставил.

(Мед.)

 

3. Новый дом несу в руке,

дверцы дома _— на замке.

Тут жильцы бумажные,

Все ужасно важные. (Учебники.)

 

4. Без крыльев, а летит, без языка, а говорит. (Письмо.)

Ключевое слово: речь

- Прочитайте ключевое слово. (Речь.)

- Постарайтесь объяснить, для чего нужна речь? (С помощью речи человек понимает, что ему говорит другой человек.)

 

Знакомиться с учебником

 

 

Отвечать на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отгадывать загадки

 

 

 

 

 

 

Заполнять кроссворд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объяснять, для чего нужна речь

 

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

 

 

 

П: строить речевые высказывания в устной форме

 

Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

 

 

 

 

 

 

К: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Аргументация своего мнения и позиции

 

 

 

 

 

 

Постановка учебной задачи и ее решение

Метод: создание проблемной ситуации.

 

Словесный: слово учителя

 

 

 

 

5 мин

 

 

- Предположите, чему будет посвящен первый раздел.

- Прочитайте название раздела. (Наша речь.)

- Рассмотрите страничку. Подумайте, для чего нужна эта страничка? (Здесь записано то, что мы узнаем в этом разделе.)

- Прочитайте, что мы узнаем и чему научимся, изучая первый раздел «Наша речь». (Узнаем, что такое речь и что такое язык. Порассуждаем, может ли быть речь без слов. Научимся различать письменную и

устную речь.)

 

Работать по учебнику

 

Участвовать в учебном диалоге

 

Слушать речь учителя

 

Определять тему и цель урока

 

 

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

 

 

Р: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

 

Физкультминутка

1 мин

Мы поставили пластинку

И выходим на разминку,

Начинаем бег на месте,

Финиш – метров через 200!

Раз-два, раз-два,

Хватит, прибежали,

Потянулись, подышали.

 

Выполнять движения

Л: установка на ЗОЖ

 

Решение частных задач

Словесный

Фронтальный диалог

Наглядный: работа с иллюстрацией

 

 

Практический: работа по упражнению

 

 

 

 

 

 

 

 

Наглядный: работа с иллюстрациями

Практический: выполнение уст. задания

 

 

 

 

 

 

 

 

15 мин

- Прочитайте название темы «Язык и речь» и учебной познавательной задачи «Для чего нужна речь?»

- Что такое речь? (Речь — это способность говорить, вести беседу, разговаривать, общаться друг с другом.)

- Из чего состоит наша речь? (Из слов.)

- Подумайте, а может ли быть речь без слов? (Нет.)

-Постарайтесь определить, о ком можно сказать: беседуют, слушают, разговаривают, рассказывают, читают?

- Рассмотрите рисунок на странице 6. Можно ли применить эти слова к животным: зверям, насекомым, рыбам, птицам? (Нет.)

- Почему? (Животные издают звуковые сигналы.)

 

Работа с учебником (с. 6, упр. 1)

- Прочитайте высказывания Л. Успенского. Попробуйте определить главную мысль его слов. (Главная мысль заключается в том, что только человек обладает даром речи, способностью говорить и слушать, воспринимать речь, читать и писать.)

 

Работа с учебником (с. 6, упр. 2)

с опорой на схему и рисунки (с. 5 )

- Прочитайте на странице 5 названия схемы и записей в ней. Выскажите своё мнение, к какому виду речи: слушанию, говорению, чтению или письму можно отнести каждый рисунок?

- Попробуйте объяснить, что обозначают слова: слушание, говорение, чтение, письмо, речь про себя?

- В каких случаях жизни человека осуществляется: слушание, говорение, чтение, письмо, речь про себя?

 

На доске рисунки:

 

1. Девочка поёт в микрофон.

 

2. Зрители в зрительном зале.

3. Дедушка читает газету.

 

4. Учительница пишет на доске.

На доске таблички:

 

 

 

- Соотнесите виды речи, записанные на карточках с рисунками.

- Вспомните случаи, когда вы использовали такой вид речи, как речь

про себя?

 

- На странице 6 прочитайте сведения о речи. (Слушание,

говорение, чтение, письмо – это наша речь)

- Постарайтесь сделать правильный вывод. (Речь есть один из главных способов общения людей друг с другом


Строить речевые высказывания

 

Отвечать на вопросы учителя

Работать по иллюстрации

Читать высказывания Л.Успенского

 

 

Высказывать свое мнение

 




 

Работать с рисунками и с карточками

 

 

 

 

Участвовать в учебном диалоге

 

Читать сведения

Делать правильные выводы

 

К: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Аргументация своего мнения и позиции.

Учет разных мнений;

 

П: строить речевые высказывания в устной форме.

 

 

                         

 

 

 

 

 

К: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Аргументация своего мнения и позиции.

Учет разных мнений;

 

 

 

 

 

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

 

П: строить речевые высказывания в устной форме.

 

 

 

 

 

 

К: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью;

 

Аргументация своего мнения и позиции.

Учет разных мнений

5.

Самостоятельная работа

6 мин

- Выполните самостоятельно задания в рабочей тетради, под №1.

- Давайте проверим, какие виды речи иллюстрируют рисунки?

– Какие рисунки иллюстрируют несколько видов речи?

Самостоятельно выполнять задания

 

Участвовать в проверке задания

Л:Самооценка на основе критерия успешности;

Контроль и оценка успешности деятельности.

6.

Итог урока

Словесный: учебный диалог

Фронтальный опрос

5 мин

- Подумайте, когда в жизни мы пользуемся речью? (Речь

позволяет людям общаться друг с другом.)

- Какой должна быть наша речь, чтобы мы могли общаться между собой? (Наша речь должна быть содержательной, точной, правильной и выразительной.)

- Какими видами речи мы пользуемся на уроке русского языка? (Говорение, слушание, чтение, письмо.)

- Что можно отнести к говорению?

- Что можно отнести к слушанию?

- Что можно отнести к чтению?

- Что можно отнести к письму?

- Что же такое наша речь? (Слушание, говорение, чтение и письмо — это наша речь.)

Подводить итоги урока

 

 

 

 

Отвечать на вопросы по изученной теме

 

 

 

 

Высказывать свое мнение

К: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Аргументация своего мнения и позиции.

Учет разных мнени

7.

Рефлексия

Словесный: ответы на вопросы

1 мин

Закончите предложения:

Сегодня я узнал …

Мне было интересно …

Я выполнял задания ….

Осуществлять рефлексию

Л:Самооценка на основе критерия успешности;

Контроль и оценка успешности деятельности.

 


Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Этап урока Метод и приемыХро-нометражСодержание урока

Этап урока Метод и приемыХро-нометражСодержание урока

Словесный: учебный диалог 10 мин

Словесный: учебный диалог 10 мин

Практический: работа по упражнению

Практический: работа по упражнению
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2021