Технологическая карта урока
Предмет: Русский язык
Класс: 2
Тема: «Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь. Её значение в жизни людей
Цели урока: познакомить с учебником русского языка, его структурой; дать первоначальное представление об устной и письменной речи и о языке как средстве речевого общения, об основных видах речевой деятельности человека; ввести в активный словарь детей слова-термины: говорение, слушание, чтение, письмо.
Планируемые результаты
предметные:
- уметь строить высказывания о значении языка и речи в
жизни человека;
- приобретать опыт в различении устной и письменной речи.
- личностные:
- проявлять интерес к родному языку;
- выполнять правила поведения ученика на уроке;
- выявлять причины успешности/ неуспешности в учебной деятельности
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: компьютер, проектор, русский язык : 1 класс: В.П. Канакина, В.Г.Горецкий
№ |
Этап урока Метод и приемы |
Хро-нометраж |
Содержание урока. Деятельность учителя. |
Деятельность ученика |
УУД |
1. |
Организационный Словесный: слово учителя
|
1 мин |
Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль у тебя в порядке: Книжка, ручка и тетрадка? Проверил? Ну тогда садись! И с усердием трудись! |
Эмоционально настраиваться на работу.
|
Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Осознание необходимости рабочего настроя на уроке. |
2. |
Актуализация знаний.
Фронтальный опрос
Словесный: Слово учителя
Словесный: учебный диалог
|
10 мин
|
Знакомство с учебником «Русский язык» (обложка, титульный лист, название книги, фамилии авторов, форзацы, условные обозначения и их назначение) - Читаю обращения авторов к первоклассникам (с. 3) - Как называется новый учебник? (Русский язык.) - С чем вас познакомит учебник? (С удивительным миром слов русского языка.) - Чему будет учить вас этот учебник? (Грамотно писать и правильно говорить на русском языке.)
На доске кроссворд - Отгадайте загадки, Отгадки мы будем записывать в клетки кроссворда. 1. В белом поле по дороге МЧИТСЯ КОНЬ МОЙ ОДНОНОГИЙ. И на много-много лет Оставляет он свой след. (Ручка)
2. Белый камешек растаял, На доске следы оставил. (Мед.)
3. Новый дом несу в руке, дверцы дома _— на замке. Тут жильцы бумажные, Все ужасно важные. (Учебники.)
4. Без крыльев, а летит, без языка, а говорит. (Письмо.) Ключевое слово: речь - Прочитайте ключевое слово. (Речь.) - Постарайтесь объяснить, для чего нужна речь? (С помощью речи человек понимает, что ему говорит другой человек.) |
Знакомиться с учебником
Отвечать на вопросы
Отгадывать загадки
Заполнять кроссворд
Объяснять, для чего нужна речь |
Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.
П: строить речевые высказывания в устной форме
Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции |
|
Постановка учебной задачи и ее решение Метод: создание проблемной ситуации.
Словесный: слово учителя
|
5 мин
|
- Предположите, чему будет посвящен первый раздел. - Прочитайте название раздела. (Наша речь.) - Рассмотрите страничку. Подумайте, для чего нужна эта страничка? (Здесь записано то, что мы узнаем в этом разделе.) - Прочитайте, что мы узнаем и чему научимся, изучая первый раздел «Наша речь». (Узнаем, что такое речь и что такое язык. Порассуждаем, может ли быть речь без слов. Научимся различать письменную и устную речь.)
|
Работать по учебнику
Участвовать в учебном диалоге
Слушать речь учителя
Определять тему и цель урока
|
Р: принимать и сохранять учебную задачу.
Р: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; |
|
Физкультминутка |
1 мин |
Мы поставили пластинку И выходим на разминку, Начинаем бег на месте, Финиш – метров через 200! Раз-два, раз-два, Хватит, прибежали, Потянулись, подышали.
|
Выполнять движения |
Л: установка на ЗОЖ |
|
Решение частных задач Словесный Фронтальный диалог Наглядный: работа с иллюстрацией
Практический: работа по упражнению
Наглядный: работа с иллюстрациями Практический: выполнение уст. задания
|
15 мин |
- Прочитайте название темы «Язык и речь» и учебной познавательной задачи «Для чего нужна речь?» - Что такое речь? (Речь — это способность говорить, вести беседу, разговаривать, общаться друг с другом.) - Из чего состоит наша речь? (Из слов.) - Подумайте, а может ли быть речь без слов? (Нет.) -Постарайтесь определить, о ком можно сказать: беседуют, слушают, разговаривают, рассказывают, читают? - Рассмотрите рисунок на странице 6. Можно ли применить эти слова к животным: зверям, насекомым, рыбам, птицам? (Нет.) - Почему? (Животные издают звуковые сигналы.)
Работа с учебником (с. 6, упр. 1) - Прочитайте высказывания Л. Успенского. Попробуйте определить главную мысль его слов. (Главная мысль заключается в том, что только человек обладает даром речи, способностью говорить и слушать, воспринимать речь, читать и писать.)
Работа с учебником (с. 6, упр. 2) с опорой на схему и рисунки (с. 5 ) - Прочитайте на странице 5 названия схемы и записей в ней. Выскажите своё мнение, к какому виду речи: слушанию, говорению, чтению или письму можно отнести каждый рисунок? - Попробуйте объяснить, что обозначают слова: слушание, говорение, чтение, письмо, речь про себя? - В каких случаях жизни человека осуществляется: слушание, говорение, чтение, письмо, речь про себя?
На доске рисунки:
1. Девочка поёт в микрофон.
2. Зрители в зрительном зале. 3. Дедушка читает газету.
4. Учительница пишет на доске. На доске таблички:
- Соотнесите виды речи, записанные на карточках с рисунками. - Вспомните случаи, когда вы использовали такой вид речи, как речь про себя?
- На странице 6 прочитайте сведения о речи. (Слушание, говорение, чтение, письмо – это наша речь) - Постарайтесь сделать правильный вывод. (Речь есть один из главных способов общения людей друг с другом |
Отвечать на вопросы учителя Работать по иллюстрации Читать высказывания Л.Успенского
Высказывать свое мнение
Работать с рисунками и с карточками
Участвовать в учебном диалоге
Читать сведения Делать правильные выводы |
К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции. Учет разных мнений;
П: строить речевые высказывания в устной форме.
К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции. Учет разных мнений;
Р: принимать и сохранять учебную задачу.
П: строить речевые высказывания в устной форме.
К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
Аргументация своего мнения и позиции. Учет разных мнений |
5. |
Самостоятельная работа |
6 мин |
- Выполните самостоятельно задания в рабочей тетради, под №1. - Давайте проверим, какие виды речи иллюстрируют рисунки? – Какие рисунки иллюстрируют несколько видов речи? |
Самостоятельно выполнять задания
Участвовать в проверке задания |
Л:Самооценка на основе критерия успешности; Контроль и оценка успешности деятельности. |
6. |
Итог урока Словесный: учебный диалог Фронтальный опрос |
5 мин |
- Подумайте, когда в жизни мы пользуемся речью? (Речь позволяет людям общаться друг с другом.) - Какой должна быть наша речь, чтобы мы могли общаться между собой? (Наша речь должна быть содержательной, точной, правильной и выразительной.) - Какими видами речи мы пользуемся на уроке русского языка? (Говорение, слушание, чтение, письмо.) - Что можно отнести к говорению? - Что можно отнести к слушанию? - Что можно отнести к чтению? - Что можно отнести к письму? - Что же такое наша речь? (Слушание, говорение, чтение и письмо — это наша речь.) |
Подводить итоги урока
Отвечать на вопросы по изученной теме
Высказывать свое мнение |
К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции. Учет разных мнени |
7. |
Рефлексия Словесный: ответы на вопросы |
1 мин |
Закончите предложения: Сегодня я узнал … Мне было интересно … Я выполнял задания …. |
Осуществлять рефлексию |
Л:Самооценка на основе критерия успешности; Контроль и оценка успешности деятельности. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.