Приложение 10
Конспект деловой игры для воспитателей с использованием здоровьесберегающих, игровых технологий, музыкотерапии
Тема: «Наше путешествие на затерянный остров с ФГОС ДОУ»
Введение
Изучение Федерального государственного стандарта дошкольного образования ставит перед педагогами необходимость анализа большого объема теоретической и правовой литературы.
Для обучающих целей наиболее удачной формой методической работы с педагогическим коллективом является тренинги и деловые игры, т.к. именно в ходе такой работы, по мнению Бельчикова Я.М., «...происходит не механическое накопление информации, а деятельностное распредмечивание какой-то сферы человеческой реальности».
Цель: активизация мыслительной деятельности педагогов в знании основных положений и принципов ФГОС ДО; создание условий, способствующих развитию креативного и творческого мышления.
Материалы: проектор, музыка с шумом моря, шумом ветра.
Ход мероприятия:
Организационный момент.
Ведущий:
Уважаемые коллеги! Представьте себе, что однажды мы с вами отправились в морское путешествие. Вдруг корабль потерпел крушение – и мы оказались на необитаемом острове. Старший воспитатель успел только схватить чемодан с федеральным государственным стандартом. Пришлось нам сидеть на острове, вокруг только песок и пальмы. Решили мы немножко размяться.
Вводный этап
1. Упражнение «Порядковый счет»
Все сидят в кругу, один человек говорит «один» и смотри на любого участника игры, тот на кого он посмотрел, говорит «два» и т.д.
2. Упражнение «Мы с тобой похожи»
Участник, бросающий мяч другому, должен назвать психологическое качество, которое объединяет его с тем человеком, кому он бросает мяч. При этом он начинает свою фразу словами: “Я думаю, нас с тобой объединяет...”, и называет это качество, например: “Мы с тобой одинаково общительны”; “Мне кажется, мы оба бываем несколько прямолинейны”. Тот, кто получает мяч, отвечает: “Я согласен”, если он действительно согласен, или: “Я подумаю”, если не согласен. Тот, к кому попал мяч, продолжает упражнение, передавая мяч кому-нибудь другому, и так до тех пор, пока каждый не получит мяч.
Ведущий. «Вдруг на остров налетела буря, песок стеной – ничего не видно! (Ведущий поднимает участников, завязывает им глаза, раскручивает их.) Ходят воспитатели, сказать ничего не могут – чтобы пыль в рот не попала (вводится правило не говорить). Плохо дело! Стали ощупью пробираться, товарища искать (таким образом, ведущий сталкивает участников и образует команды).
И вот на нашем острове два племени образовалось – одно по одну сторону острова, второе – по другую. Вдруг откуда ни возьмись прибегают негритята, смотрят так жалобно и говорят: «Воспитатели, научите нас, воспитайте нас!» Что делать – такое уж у нас признание!
Стали обустраиваться, каждый свой детский сад налаживать.
Ведущий раздает материалы: две юнгианские песочницы, камушками, природными материалами, фигурками зверей и т.д.
Задание участникам: дать название своему племени – детскому саду, структурировать пространство на подносе и т.д. Далее команды представляют свое творчество.
Ведущий. Здание и территорию вы соорудили. Но, может быть, успели одичать на острове за это время. Теперь команды будут соревноваться в профессиональном мастерстве. За каждый правильный ответ в викторине команда получает дополнительные строительные материалы, которые понадобятся нам позже.
Игра-викторина
Необходимо выбрать правильный ответ.
1. В младшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра характеризуется:
· осуществлением игровых действий (покатить машину, покормить куклу);
· фазой сюжетосложения: дети могут придумывать, комбинировать и развивать сюжет игры на основе личного опыта;
· предметными действиями (стучать ложкой, открывать крышки).
2. Ведущая деятельность детей от 1 года до 7 лет:
· сюжетно-ролевая игра;
· личностное общение с взрослым;
· учебная деятельность;
· нет правильного ответа.
3. Родитель просит посоветовать игру для развития произвольности (воли) ребенка. Выберите правильный вариант:
· Совместная сюжетно-ролевая игра взрослого и ребенка;
· Индивидуальная сюжетно-ролевая игра (ребенок один с игрушками);
· Совместная сюжетно-ролевая игра со сверстниками;
· Игра не влияет на развитие произвольности.
4. Назовите недостающее по ФГОС направление развития и образования детей:
а) социально-коммуникативное развитие;
б) речевое развитие;
в) художественно-эстетическое развитие;
г) физическое развитие.
Ответ: познавательное развитие
5. На что нацелен Стандарт ДО?
а) формирование знаний, умений, навыков;
б) формирование интегративных качеств личности;
в) целевые ориентиры дошкольного образования;
6. Что такое целевые ориентиры дошкольного образования?
а) это социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения дошкольного образования;
б) это знания и навыки, которыми должен овладеть воспитанник, такие как: навык письма, счета, чтения;
в) это достижения педагога, оцениваемые в качестве грамот, призовых мест, побед в конкурсах.
7. Исключите лишнее
Образовательная среда по ФГОС:
1. гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;
2. обеспечивает эмоциональное и морально-нравственное благополучие воспитанников;
3. способствует профессиональному развитию педагогических работников;
4. создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
5. оценивается путем диагностики конкретных достижений воспитанников;
6. обеспечивает его открытость и мотивирующий характер.
8. Согласно ФГОС ДО родитель:
1. становится активным участником образовательного процесса;
2. исключается из образовательного процесса;
3. нет правильного ответа.
Ведущий. Видим, что профессиональное мастерство не растеряли. Детский сад вы построили, теперь пора организовывать предметно-пространственную развивающую среду.
Игра «Развивающая среда»
Задание: обустроить помещение детского сада таким образом, чтобы развивающая предметно-пространственной среда соответствовала Стандарту
Процедура проведения:
Ведущий раздает подручный материал (природные материалы, различный строительный материал, мелкие игрушки и т.п.).
Педагогам раздается в качестве опоры наглядный материал (см. приложение 1), на котором представлен перечень требований к предметно-пространственной среде. Задача педагога в соответствии с требованиями структурировать и презентовать созданную среду.
Ведущий. Теперь можно не беспокоиться за образовательный процесс детей, ведь рядом с ними настоящие профессионалы! На этом, дорогие коллеги, наше необычное приключение заканчивается. Давайте встанем в круг и поделимся впечатлениями о сегодняшнем мероприятии: что Вам понравилось в групповой работе, что было сложно, что интересно.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.