«Наше условие – долой сквернословие»
Оценка 4.7

«Наше условие – долой сквернословие»

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
воспитательная работа +1
9 кл
24.01.2019
«Наше условие – долой сквернословие»
В наше время сквернословие и «слова паразиты» прочно вошли в нашу жизнь. Мы живем в мире, где сквернословие стало обыденной вещью. Ненормативную лексику можно услышать везде: по телевизору, в песнях, на улице, в транспорте. Что это? Почему? Зачем мы так говорим? Нам не хватает слов, чтобы выразить свои мысли и чувства? На уроках литературы нам говорят, что русский язык богат и разнообразен, что при передаче своих эмоций можно использовать жесты и мимику. Почему же ненормативная лексика все чаще встречается в речи русских людей? Я заинтересовалась данной темой. Захотелось узнать историю возникновения бранных слов, как относится к ним церковь, а есть ли маты в других языках и как сделать нашу речь чистой и красивой. Захотелось провести исследование среди воспитанников в школе-интернате. Вот так и появилась эта работа. Хочется вспомнить слова поэта В. Шефнера: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести…». Слово – это и средство передачи информации, возможность выразить своё отношение к происходящему, поддержать в трудную минуту. Однако словом можно и смертельно оскорбить, обидеть человека, нанести ему душевную рану. В словаре С.И. Ожегова слову сквернословие дается следующее определение - речь, наполненная скверными, непристойными словами. Особенно часто сейчас употребляют нецензурную лексику подростки. В глазах молодых людей сквернословие — это проявление независимости, взрослости. Но никто из ребят не знает, что сквернословие часто употребляют люди неуверенных в себе. За грубыми словами они скрывают неуверенность, бедность ума. Цель нашей работы: привитие любви и бережного отношения к родному языку, воспитание культуры речи у воспитанников школы-интерната. Задачи: изучить литературу и источники по данной теме, расширить представление воспитанников о нормах речевой культуры, вызвать чувство стыда за употребление ненормативной лексики и дать толчок формированию у учащихся школы-интерната культурно выражать свои мысли и эмоции. Практическая значимость исследования: по итогам работы учащимися будет подготовлена «Живая газета», как общешкольное мероприятие, будут проведены классные часы на тему «Наше условие – долой сквернословие». Актуальность данной темы: тема актуальна для воспитанников школы-интерната, так как ребята, попадают в наше учебное заведение из асоциальных семей, где подобное общение является нормой. Для нас эта проблема стоит особенно остро. Употребление ругательств и нецензурных выражений у наших воспитанников без всякого на то повода и причины в будущем может привести к проблемам социализации подростка после окончания школы-интерната. Объект исследования: воспитанники школы-интерната Методы: наблюдение, тестирование, беседы,
Министерство образования Республики Коми.docx
Министерство образования Республики Коми ГОУ «Школа­интернат №2 для детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» «Наше условие – долой сквернословие» (Исследовательская работа по изучению причин употребления ненормативной лексики воспитанниками школы) Научный руководитель: Артеева Людмила Александровна, учитель литературы (зам. директора по учебной работе) ГОУ «Школа­интернат №2 для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» 169300 г. Ухта, ул. Дзержинского, 26 Тел. (8916) 74 13 28 Ухта 2017г. Оглавление Введение...................................................................................................................4 Глава 1. Что такое сквернословие?.........................................................................6 1.1.Из истории возникновения мата....................................................................6 1.2.Отношения православной церкви к бранным словам..................................8 В нашей школе ведется предмет «Основы православной культуры и светской этики». Работая над этой главой, я обратилась к учителю данного предмета................................................................................................................8 Есть один ценный дар Божий, без которого человек будет просто животным - это Слово. Воплощённым Словом Бог сотворил земной мир и вручил его человеку. Словами обозначается всё, что нас окружает: материальный мир и нематериальный. Словами молитв мы обращаемся к Богу, между собой и в Церкви. С помощью слов общаемся между собой, передаём мысли, чувства, переживания. Без слов не было бы истории, литературы, искусства, науки...8 В Библии сказано: “От слов своих осудишься, от слов своих оправдаешься”. Православная церковь всегда запрещала сквернословие, злоречие. Порок этот находится в прямой зависимости от того, насколько человек духовно развит.....................................................................................................................9 Человек еще старается бороться с болезнями телесными, но часто он бессилен против заразы духовной, потому что невежествен и непросвещен духовно. Чистоту души надо беречь от рождения и до смерти пуще зеницы ока..........................................................................................................................9 Библия предупреждает нас – что сквернословие это часть языческой культуры. Известен случай, когда Давид шел на войну с Голиафом: «Филистимлянин Давиду: что ты идешь на меня с палкою? разве я собака? И проклял Филистимлянин Давида своими богами ... Давид отвечал Филистимлянину: ты идешь против меня с мечом и копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинств Израильских, которые ты поносил;»(1 Цар. 17:43-45). Выступая на брань, на войну, они призывали соответствующих духов, языческих богов: для проклятия врага, для помощи в брани, для победы...Именно это и вкладывается в слова «проклял своими богами» – понимаете, что это была как молитва богам о победе и более того, какие слова были использованы в ней. Именно это и ставит в вину Давид, Голиафу – говоря, ты поносил воинства Бога, за то он предаст тебя. «Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое. Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мат. 12:32-36).Из Поучения Свт. Иоана Златоустого «о матернем слове»......9 Глава 2.Исследование воспитанников «Школы-интерната №2»........................10 2 2.1. Результаты анкетирования.........................................................................10 Заключение.............................................................................................................13 Литература.............................................................................................................14 3 Введение Мой верный друг! Мой враг коварный! Мой царь! Мой раб! Родной язык! Мои стихи – как дым алтарный! Как вызов яростный – мой крик! Валерий Брюсов. В наше  время  сквернословие и «слова паразиты»   прочно вошли в нашу жизнь.   Мы   живем   в   мире,   где   сквернословие   стало     обыденной     вещью. Ненормативную лексику  можно услышать везде:  по телевизору, в песнях, на улице, в транспорте. Что это? Почему? Зачем мы так говорим? Нам не хватает слов,   чтобы   выразить   свои   мысли   и   чувства?   На   уроках   литературы   нам говорят,   что   русский   язык   богат   и   разнообразен,   что   при   передаче   своих эмоций   можно   использовать   жесты   и   мимику.   Почему   же   ненормативная лексика все чаще встречается в речи русских людей?   Я заинтересовалась данной темой. Захотелось узнать историю возникновения бранных слов, как относится к ним церковь, а  есть ли маты в других языках и как сделать нашу речь   чистой   и   красивой.   Захотелось     провести   исследование   среди воспитанников  в школе­интернате.  Вот так и появилась эта работа. Хочется вспомнить слова    поэта В. Шефнера: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести…». Слово – это и средство передачи   информации,     возможность   выразить   своё   отношение   к происходящему,  поддержать   в  трудную   минуту.  Однако     словом   можно   и смертельно оскорбить, обидеть человека, нанести ему душевную рану. В  словаре     С.И.    Ожегова     слову     сквернословие     дается   следующее определение ­ речь, наполненная скверными, непристойными словами. Особенно часто  сейчас  употребляют нецензурную лексику   подростки. В глазах   молодых людей   сквернословие — это проявление независимости, 4 взрослости.   Но     никто     из   ребят     не   знает,   что   сквернословие     часто употребляют люди  неуверенных в себе.  За грубыми словами  они  скрывают  неуверенность, бедность ума.   Цель нашей работы: привитие любви и бережного  отношения к родному языку, воспитание культуры речи у воспитанников школы­интерната. Задачи:   изучить   литературу   и   источники   по   данной   теме,   расширить представление воспитанников о нормах речевой культуры, вызвать чувство стыда за употребление ненормативной лексики и дать толчок формированию у   учащихся   школы­интерната   культурно   выражать   свои   мысли   и   эмоции. Практическая значимость исследования: по итогам работы учащимися будет подготовлена   «Живая   газета»,   как   общешкольное   мероприятие,   будут проведены классные часы на тему «Наше условие – долой сквернословие». Актуальность данной темы: тема актуальна для воспитанников школы­ интерната, так как ребята, попадают в наше учебное заведение из асоциальных семей, где подобное общение является нормой. Для нас эта проблема стоит  особенно остро. Употребление ругательств и нецензурных выражений у наших воспитанников без всякого на то повода и причины в будущем может  привести к проблемам социализации подростка после окончания школы­ интерната. Объект исследования: воспитанники школы­интерната Методы: наблюдение, тестирование, беседы,  5 Глава 1. Что такое сквернословие? 1.1. Из истории возникновения мата Собирая материал   для своей работы, мы обратились   с вопросами к учителю истории. Как брань появилась в русском языке? Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, а в языческое время был распространен культ плодородия, поэтому все скверные слова   связаны   с   половой   сферой.   Отсюда   получается,   что     мат   является языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие. Мат пробуждает в человеке  агрессию, желание   ударить.   Употребляя   мат   в   разговоре   с   друзьями     ребята     не подозревают о том,   что   совершают   магический   ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову. В древней Руси мат  применяли и как заклинание  против нечистой силы.1 Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь. Но все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами.Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу: леший может, обидится, на берегу реки или озера – оскорбится водяной. Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место – поле. Отсюда и выражение “поле брани”. Уже после Крещения Руси за сквернословие строго наказывали. В указе царя Алексея Михайловича 1648 года подчеркивается недопустимость 1 История России. Учебник для 10 класса под ред. А. Н. Боголюбова. – М., Просвещение, 2010, с.  98 6 сквернословия в свадебных обрядах: чтобы «на браках песней бесовских не пели   и   никаких   срамных   слов   не   говорили».   Здесь   же   упоминается   и   о святочном сквернословии: «А в навечери Рождества Христова и Васильева дня   и   Богоявления...   чтобы   песней   бесовских   не   пели,   матерны   и   всякою непотребною   лаею   не   бранилися».   Считалось,   что   матерным   словом оскорбляется, во­первых, Матерь Божия, во­вторых, родная мать человека и, наконец,   мать­земля.   Во   времена   царей   Николая   Федоровича   и   Алексея Михайловича   выматерившегося   человека   подвергали   публичной   порке.   В Запорожской Сечи за это же наказывали плетью у позорного столба.  При   Петре   I   была   выпущена   книга   "Юности   Честное   Зеркало",   где писалось,   что   приличное   поведение   людей   может   быть   признано   лишь   с полным воздержанием бранной ругани. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым.2 Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто   невозможно.   И   это   объясняется   не   только   скромностью   и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному   уложению   за   использование   непотребных   слов   налагалось жестокое наказание — вплоть до смертной казни. Потом пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословиепостепенно  из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых.  Нелишне будет вспомнить, что за нецензурную брань в общественном  месте даже по Уголовному кодексу СССР полагалось 15 суток ареста. Русская брань ­ особая. Многие нецензурные слова  связаны с интимными   органами и частями человеческого тела.  Поэтому они так резки и  непристойны.  2Тимофеев Б.А. Правильно ли мы говорим? Заметки писателя. Л., Лениздат, 1961, С. 79 7 Народная мудрость утверждает, что в семье сквернослова нет мира, а  сама склонность к этому пороку всегда сопровождается и другими пороками  ­  алкоголизм, агрессии. Во все времена  люди осуждали тех, кто ругался матом. Люди старались  беречь свой язык и осуждали тех, кто использовал в речи матерные слова. В  русском языке очень много пословиц и поговорок о слове, его значении для  человека. Вспомним некоторые из них: Слово не воробей: вылетит ­  не поймаешь.  Смола не вода, брань не привет. Прикусить бы тебе язык! Типун бы тебе на язык. Подавись, поперхнись ты словом этим! От доброго слова язык не сохнет. Лучше брани: Николай с нами! Благословенье лучше проклятия. Ласковое слово, что вешний день. По привету и собака бежит. Добрый привет и кошке люб. Добрым словом и бездомный богат.3 1.2. Отношения православной церкви к бранным словам В   нашей   школе ведется предмет   «Основы православной культуры и светской этики». Работая над этой главой, я обратилась к учителю данного предмета. Есть   один   ценный   дар   Божий,   без   которого   человек   будет   просто животным ­ это Слово. Воплощённым Словом Бог сотворил земной мир и вручил   его   человеку.   Словами   обозначается   всё,   что   нас   окружает: материальный   мир   и   нематериальный.   Словами   молитв   мы   обращаемся   к Богу,  между   собой  и  в  Церкви.  С  помощью   слов  общаемся   между  собой, 3Пословицы русского народа / Сборник в двух томах. Том 2/ М., «Художественная литература»,  1984, С. 212 8 передаём     мысли,   чувства,   переживания.   Без   слов   не   было   бы   истории, литературы, искусства, науки. В   Библии   сказано:   “От   слов   своих   осудишься,   от   слов   своих оправдаешься”.4  Православная   церковь   всегда   запрещала   сквернословие, злоречие. Порок этот находится в прямой зависимости от того, насколько человек духовно развит. Человек еще старается бороться с болезнями телесными, но часто он бессилен   против   заразы   духовной,  потому   что   невежествен   и  непросвещен духовно. Чистоту души надо беречь от рождения и до смерти пуще зеницы ока. Библия предупреждает нас – что сквернословие   это часть языческой культуры.   Известен   случай,   когда   Давид   шел   на   войну   с   Голиафом: «Филистимлянин Давиду: что ты идешь на меня с палкою? разве я собака? И проклял   Филистимлянин   Давида   своими   богами   ...   Давид   отвечал Филистимлянину: ты идешь против меня с мечом и копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинств Израильских, которые ты поносил;»(1   Цар.   17:43­45).   Выступая   на   брань,   на   войну,   они   призывали соответствующих духов, языческих богов: для проклятия врага, для помощи в брани,  для   победы...Именно   это   и   вкладывается   в  слова  «проклял   своими богами»  – понимаете, что это была как молитва богам о победе и более того, какие слова были использованы в ней. Именно это и ставит в вину Давид, Голиафу   –   говоря,   ты   поносил   воинства   Бога,   за   то   он   предаст   тебя. «Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое. Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: 4Библия. М., «Духовная литература», 1976, С. 342 9 ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мат. 12:32­ 36).Из Поучения  Свт. Иоана Златоустого «о матернем слове» «Если   человек   матерным   словом   ругается   тогда:   у   Пристола   Господня Матирь Божия данный его молитвенный Покров от человека того отнимает и Сама отступает а) проклятию подвергает. С таким человеком не подобает ни ясти ни’пити,  аще не оставит, браниться матерно. б) Бог попускает беды, напасти и многие болезни».5 Глава 2.Исследование воспитанников «Школы- интерната №2» 2.1. Результаты анкетирования Проводя анализ бесед, тестирования, мы получили следующие  результаты: 10000% 9000% 8000% 7000% 6000% 5000% 4000% 3000% 2000% 1000% 0% Слышал в семье На улице В компании 5Библия. М., «Духовная литература», 1976, С. 151 Класс 6 Класс 9 Класс 11 10 Вывод:  Учащиеся  6 класса  впервые услышали нецензурную лексику от  взрослых в семье.Сквернословие родителей является плохим примером для  детей. Воспитанники 9,11 классов ­   в компании сверстников. 10000% 9000% 8000% 7000% 6000% 5000% 4000% 3000% 2000% 1000% 0% Класс 6 Класс 9 Класс 11 Вывод:  Все  воспитанники знают нецензурную лексику, но учащимся  6,11  классов стыдно  употреблять нецензурные выражения, а учащиеся 9 класса  знают маты и употребляют в речи не стесняясь. Многие ругаются просто по  привычке, не придавая брани свойственного ей смыслового значения, другие – в порыве  ярости. 11 100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0 Класс 6 Класс 9 Класс 11 Стыдно Не стыдно Безразлично Стыдно Не стыдно Безразличн о Стыдно Не стыдно Безразлично Анализируя изученную мной литературу ,тесты воспитанников, беседуя с учителями школы­интерната по данному вопросу,я пришла к выводу, что 12 1.У  воспитанников школы­интерната   низкий уровень культуры речи.    2.Основные   причины   сквернословия,по   мнению   учащихся,   ­   желание казаться взрослее,  не выделяться среди сверстников.   3.Учащиеся привыкли к   бранным словам и не реагируют на них. Чаще остальных  употребляют нецензурную лексику воспитанники в возрасте  15­16 лет. Ребята, не стесняясь, употребляют бранные слова и считают это нормой поведения, т.к. все друзья и знакомые тоже употребляют мат в разговоре. Заключение По результатам проведенного исследования мы видим, что отношение к бранным   словам   у     учащихся   школы­интерната     разное.   Ненормативную лексику они употребляют, чтобы казаться «крутыми», не выделяться из толпы сверстников,   продемонстрировать   свою   взрослость.   Воспитанники   школы­ интерната чаще всего бранятся, когда ссорятся и испытывают чувство злости. На вопрос «Существует ли в нашей школе проблема сквернословия среди учащихся?» ответили «да»­ 100%  , «нет»­ 0%.   Нецензурная   лексика   вызывает   агрессию,   оскорбляет   достоинство человека. Она делает нашу речь некрасивой. Нецензурная   брань   негативно влияет на здоровье человека. Учащиеся 6,9,11 классов   единодушно ответили, что   знают как можно искоренить эту вредную привычку: не употреблять в речи, следить за своими эмоциями,выражать   свои   чувства   другим   способом.   Некоторые старшеклассники   предлагали   заменить   нецензурную   лексику   разными звуками, чтобы избавиться от сквернословия. Придумать систему штрафов. 13 Никто     из   старших     воспитанников   школы   не   хочет,   чтобы   его   дети использовали в своей речи ненормативную лексику.  Все   опрошенные   воспитанники   заинтересовались   данной   проблемой   и изъявили желание участвовать дальше  в исследовании. Ожидаемый результат. Осознание подростками   серьезного вреда, причиняемого сквернословием и формирование негативного отношения к нему.  Литература 1. Библия. М., «Духовная литература», 1976. – 275 с. 2. Библия. Российское библейское общество. ­ М. :Просвещение, 1994. –  523 с. 3. Ожегов С. И. Словарь русского языка. ­ Москва, ОНИКС, Мир и  образование, 2007.– 944 с. 4. Даль В. И. Пословицы русского народа: Сборник. В 2­х т. Т. 1. – М. :  Худож. лит., 1984. – 487 с. 5. Введенская Л. А. Русский язык и культура речи. – Ростов­на­Дону,  Феникс, 2003. – 403 с. 6. Тимофеев­Еропкин Б. Н. Правильно ли мы говорим? – Лениград,  Лениздат, 1961. – 241 с. 14 7. История России. Учебник для 10 класса под ред. А. Н. Боголюбова. –  М. : Просвещение, 2010. – 296 с. 8. Янин И. Есть ли в России язык политики? (Бранные слова с экрана теле­ визора) // Гудок. ­ 2005. ­ 17.09. ­ С. 7 9. Николаев В. Стоит ли кричать благим матом? (О мате, бранных словах, нецензурных словах) // Человек и закон. ­ 2002. № 12. ­ С. 18­21 10.Михайлов   Г.   «Непечатное   слово»:   существует   ли   оно   сегодня   в России? // Наш современник. ­ 2002. ­ № 2. ­ С. 242­247 15

«Наше условие – долой сквернословие»

«Наше условие – долой сквернословие»

«Наше условие – долой сквернословие»

«Наше условие – долой сквернословие»

«Наше условие – долой сквернословие»

«Наше условие – долой сквернословие»

«Наше условие – долой сквернословие»

«Наше условие – долой сквернословие»

«Наше условие – долой сквернословие»

«Наше условие – долой сквернословие»

«Наше условие – долой сквернословие»

«Наше условие – долой сквернословие»

«Наше условие – долой сквернословие»

«Наше условие – долой сквернословие»

«Наше условие – долой сквернословие»

«Наше условие – долой сквернословие»

«Наше условие – долой сквернословие»

«Наше условие – долой сквернословие»

«Наше условие – долой сквернословие»

«Наше условие – долой сквернословие»

«Наше условие – долой сквернословие»

«Наше условие – долой сквернословие»

«Наше условие – долой сквернословие»

«Наше условие – долой сквернословие»

«Наше условие – долой сквернословие»

«Наше условие – долой сквернословие»

«Наше условие – долой сквернословие»

«Наше условие – долой сквернословие»

«Наше условие – долой сквернословие»

«Наше условие – долой сквернословие»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2019