У р о к ....
НАШЕСТВИЕ С ВОСТОКА
Цели:
1. Рассказать о завоевании Руси монголами, причинах и последствиях монголо-татарского ига.
2. Показать героизм и мужество русских людей в борьбе с монголо-татарами.
3. Продолжить
развитие умения работать с исторической
картой и историческими документами.
4. Воспитывать
чувство патриотизма и любви к Родине.
Оборудование: карта «Борьба против иноземных захватчиков в XIII веке».
♦ Основные понятия и термины: тьма (тумен), ярлык, баскаки, улус.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
проверить знание учащимися таких тем: «Начало раздробления Древнерусского государства»,
«Главные политические центры Руси».
Вопросы и зад ан и я для проверки:
=> Охарактеризуйте основные причины феодальной раздробленности:
- экономические,
- политические.
=> Охарактеризуйте последствия феодальной раздробленности (положительные и отрицательные):
- экономические,
- политические.
=> Перечислите крупные княжества Руси. Охарактеризуйте варианты их государственной власти.
Работа с таблицей
=> Охарактеризовать природные, географические, климатические условия в княжествах.
=> Выявить общее и особенное.
=> Сравнить образ жизни и основные занятия в крупных княжествах Руси.
=> Сравнить деятельность князей в крупных княжествах Руси.
=> Найти общее и особенное во взаимоотношениях с соседями.
П. Изучение нового материала.
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Держава Чингисхана; сражение на реке Калке.
2. Монголо-татарское нашествие на Русь:
1) Вторжение в Рязанскую землю.
2) Разгром Владимирского княжества.
3) Поход на Новгород.
4) Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу.
1. Держава Чингисхана; сражение на реке Калке.
Урок начать с показа иллюстративного ряда (§ 12), который даст яркое представление о монголо-татарах и начальном этапе вторжения в пределы земли Русской.
Работа с текстом «Создание державы Чингисхана» и иллюстрацией «Чингисхан. Современное изображение».
Показать учащимся иллюстрации, рассказать о создании Чингисханом Монгольской империи.
В XII веке монгольские племена кочевали в степях Забайкалья и северной части современной Монголии. Их главным занятием было скотоводство и охота. Земледелия монголы не знали. Монголы жили в шатрах - юртах (см. иллюстрацию, с. 97).
У монголо-татар также были межплеменные конфликты из-за пастбищ. В XII веке в одном таком столкновении победу одержал выходец из знатного нойонского рода Темучин. Он сумел объединить большие силы и беспощадно расправился со своими врагами.
В начале XIII века на съезде монгольской знати - курултае -Темучин был провозглашен правителем Монгольского государства и назван именем - Чингисхан (великий хан). Он стремился завоевать весь мир - мечтал дойти до Моря Франков (Атлантический океан). Чингисхан создает мощную армию.
- Каждый взрослый монгол был воином, с детства сидел в седле и владел оружием.
- Все монголы были разделены на десятки, сотни, тысячи и тумены (10 тысяч). Во главе их стояли десятники, сотники, тысячники и темники.
- Чингисхан установил закон - Яса -
коллективную ответственность за поведение в бою. Если воин трусил, бежал от
врага -казнили весь десяток, за бегство казнили всю сотню. Десяток со
стоял из членов одного рода, хорошо знавших друг друга. Трусливый, ненадежный
не попадал в воины.
В бою монголы были упорны и отважны. Войско состояло из легкой и тяжелой конницы. По закону Чингисхана у каждого воина было не менее трех лошадей.
используя карту, рассказать о завоевательных походах монголо-татар:
• Они покорили киргизов, живших в верховьях Енисея, бурят, якутов, уйгуров.
• Разгромлено крупное государство - Тангутское царство, монголо-татары стерли с лица земли созданную там цивилизацию.
• В 1211 году Чингисхан вторгся в Китай. В 1215 году Северный Китай был покорен.
• В 1218 году полководцы Чингисхана завоевали Корею.
• В 1219 году монгольское войско напало на крупное среднеазиатское государство Хорезм.
Многие города Средней Азии не смогли оказать серьезного сопротивления. Например, Бухара сопротивлялась 3 дня, Самарканд - 5 дней, Ургенч сопротивлялся несколько месяцев. Средняя Азия полностью оказалась под властью монголов. Города лежали в развалинах, земледелие вытеснилось кочевым скотоводством.
После завоевания Средней Азии Чингисхан вернулся в Монголию и свою огромную державу разделил на улусы (уделы). Западные земли достались старшему сыну Джучи (он умер в один год с отцом, 1227 г.). Во главе Западного улуса встал сын Джучи - молодой Бату (Батый).
В 1235 году на курултае монгольских ханов было принято решение о походе в Европу «к последнему морю».
В 20-е г. XIII в. в русских летописях было записано о монголо-татарском вторжении.
Работа с картой: помочь определить местоположение монголо-татар в указанное время.
Страшная угроза нависла над Русью.
В 1223 году монголы вторглись в Половецкую степь. Половецкий хан обратился к русским князьям за помощью. Русские князья еще не знали ничего о монголо-татарах, и поэтому 15 русских князей откликнулись, среди них: смоленский, киевский, галицкий, волжский.
Учитель рассказывает о битве на реке Калке в объеме учебника. При этом обращает внимание учащихся на следующее: монголо-татары выступили в поход с одним из своих корпусов (тумен - 10 тыс. человек).
Вопросы:
Определите недостаток организации русского войска.
=> Какой урок был извлечен из поражения в битве с монголо-татарами?
=> Почему именно в то время монголо-татары приступили к окончательному нападению на Русь?
Вывод: русские войска в союзе с половцами не смогли справиться с монгольским войском.
2. Монголо-татарское нашествие на Русь.
Работа с документом и вопросами к нему (с. 105-106).р.т. №1-2
Проблемное задание:
=> Почему монголо-татарам во главе с Батыем удалось завоевать большую часть русских земель?
Учащиеся характеризуют русские земли, попавшие под монголо-татарское нашествие:
- 30 государственных образований,
- отсутствие политического и военного единства.
Работа в группах.
Учащимся заранее предлагается творческое задание: подготовить сообщения по т е м а м :
1) Оборона Рязани.
2) Защита Владимира.
3) Поход на Новгород.
4) Защита г. Козельска.
5) Оборона Киева.
Проблемный
вопрос:
=> Какое значение, с точки зрения всемирной истории, имело сопротивление Руси монголо-татарскому нашествию?
Работая в группах, слушая и обсуждая выступления одноклассников, учащиеся приходят к выводу, который сформулирован в учебнике (с. 104).
III. Закрепление
изученного материала.
Тестовое задание:
1. Успехи завоевательных походов монгола-татар объясняются:
а) их многочисленностью;
б) высоким уровнем воинской организации и жесткой дисциплиной в войсках;
в) стремлением знати к обогащению за счет более развитых стран и народов;
г) хорошо поставленной разведкой;
д) применением военных машин;
е) феодальной раздробленностью стран, на которые они нападали.
Обозначьте указанные причины номерами (в порядке убывания) в зависимости от степени их
значимости.
2. Битва на Калке произошла:
а) до первого крестового похода в Европе;
б) после гуситских войн в Чехии;
в) после принятия христианства на Руси;
г) во время правления Владимира Мономаха?
3. Последствия монголо-татарского нашествия на Среднюю Азию:
а) были уничтожены оросительные системы;
б) места исконного проживания земледельцев заняли кочевые племена;
в) замерла торговля;
г) уничтожены плодородные оазисы;
д) пришли в упадок города;
е) сократилась
площадь обрабатываемых земель.
Обозначьте указанные последствия номерами (в
порядке убывания) в зависимости от степени их значимости.
IV. Итог урока.
Домашнее задание: § 12, работать по вопросам и заданиям.
Контурная карта № 4, задания 1-4; знать новые понятия и термины.
Р.т 3,4,5.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.