Нашествие с Востока

  • docx
  • 12.12.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала нашествие с востока.docx

У р о к ....

НАШЕСТВИЕ С ВОСТОКА

Цели:

1.       Рассказать о завоевании Руси монголами, причинах и по­следствиях монголо-татарского ига.

2.     Показать героизм и мужество русских людей в борьбе с монголо-татарами.

3.   Продолжить развитие умения работать с исторической
картой и историческими документами.

4. Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.

Оборудование: карта «Борьба против иноземных захватчи­ков в XIII веке».

♦ Основные понятия и термины: тьма (тумен), ярлык, баскаки, улус.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

проверить знание учащимися таких тем: «Начало раздробления Древнерусского государства»,                

                                           «Главные политические центры Руси».

Вопросы и зад ан и я для проверки:

=> Охарактеризуйте основные причины феодальной раздроб­ленности:

                 - экономические,

политические.

=> Охарактеризуйте последствия феодальной раздробленно­сти (положительные и отрицательные):

-    экономические,

-    политические.

=> Перечислите крупные княжества Руси. Охарактеризуйте варианты их государственной власти.

Работа с таблицей

=> Охарактеризовать природные, географические, климати­ческие условия в княжествах.

=> Выявить общее и особенное.

=> Сравнить образ жизни и основные занятия в крупных кня­жествах Руси.

=> Сравнить деятельность князей в крупных княжествах Руси.

=> Найти общее и особенное во взаимоотношениях с соседями.

П. Изучение нового материала.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1.     Держава Чингисхана; сражение на реке Калке.

2.   Монголо-татарское нашествие на Русь:

1)     Вторжение в Рязанскую землю.

2)    Разгром Владимирского княжества.

3)    Поход на Новгород.

4)  Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу.

1. Держава Чингисхана; сражение на реке Калке.

Урок начать с показа иллюстративного ряда (§ 12), который даст яркое представление о монголо-татарах и начальном этапе вторжения в пределы земли Русской.

Работа с текстом «Создание державы Чингисхана» и иллюстрацией «Чингисхан. Современное изображение».

 Показать учащимся иллюстрации, расска­зать о создании Чингисханом Монгольской империи.

В XII веке монгольские племена кочевали в степях Забайка­лья и северной части современной Монголии. Их главным заняти­ем было скотоводство и охота. Земледелия монголы не знали. Мон­голы жили в шатрах - юртах (см. иллюстрацию, с. 97).

У монголо-татар также были межплеменные конфликты из-за пастбищ. В XII веке в одном таком столкновении победу одержал выходец из знатного нойонского рода Темучин. Он сумел объеди­нить большие силы и беспощадно расправился со своими врагами.

В начале XIII века на съезде монгольской знати - курултае -Темучин был провозглашен правителем Монгольского государства и назван именем - Чингисхан (великий хан). Он стремился завое­вать весь мир - мечтал дойти до Моря Франков (Атлантический океан). Чингисхан создает мощную армию.

Каждый взрослый монгол был воином, с детства сидел в  седле и владел оружием.

Все монголы были разделены на десятки, сотни, тысячи и тумены (10 тысяч). Во главе их стояли десятники, сотники, тысячники и темники.

Чингисхан установил закон - Яса - коллективную ответст­венность за поведение в бою. Если воин трусил, бежал от врага -казнили весь десяток, за бегство казнили всю сотню. Десяток со­
стоял из членов одного рода, хорошо знавших друг друга. Трусли­вый, ненадежный не попадал в воины.

В бою монголы были упорны и отважны. Войско состояло из легкой и тяжелой конницы. По закону Чингисхана у каждого воина было не менее трех лошадей.

 

используя карту, рассказать о завоева­тельных походах монголо-татар:

•  Они покорили киргизов, живших в верховьях Енисея, бурят, якутов, уйгуров.

•  Разгромлено крупное государство - Тангутское царство, монголо-татары стерли с лица земли созданную там цивилизацию.

  В 1211 году Чингисхан вторгся в Китай. В 1215 году Север­ный Китай был покорен.

  В 1218 году полководцы Чингисхана завоевали Корею.

  В 1219 году монгольское войско напало на крупное средне­азиатское государство Хорезм.

Многие города Средней Азии не смогли оказать серьезного сопротивления. Например, Бухара сопротивлялась 3 дня, Самар­канд - 5 дней, Ургенч сопротивлялся несколько месяцев. Средняя Азия полностью оказалась под властью монголов. Города лежали в развалинах, земледелие вытеснилось кочевым скотоводством.

После завоевания Средней Азии Чингисхан вернулся в Мон­голию и свою огромную державу разделил на улусы (уделы). За­падные земли достались старшему сыну Джучи (он умер в один год с отцом, 1227 г.). Во главе Западного улуса встал сын Джучи - мо­лодой Бату (Батый).

В 1235 году на курултае монгольских ханов было принято решение о походе в Европу «к последнему морю».

В 20-е г. XIII в. в русских летописях было записано о монго­ло-татарском вторжении.

 

Работа с  картой: помочь определить местоположе­ние монголо-татар в указанное время.

Страшная угроза нависла над Русью.

В 1223 году монголы вторглись в Половецкую степь. Поло­вецкий хан обратился к русским князьям за помощью. Русские кня­зья еще не знали ничего о монголо-татарах, и поэтому 15 русских князей откликнулись, среди них: смоленский, киевский, галицкий, волжский.

Учитель рассказывает о битве на реке Калке в объе­ме учебника. При этом обращает внимание учащихся на сле­дующее: монголо-татары выступили в поход с одним из своих кор­пусов (тумен - 10 тыс. человек).

Вопросы:

Определите недостаток организации русского войска.

=> Какой урок был извлечен из поражения в битве с монголо-татарами?

=> Почему именно в то время монголо-татары приступили к окончательному нападению на Русь?

Вывод: русские войска в союзе с половцами не смогли справиться с монгольским войском.

2. Монголо-татарское нашествие на Русь.

Работа   с   документом  и   вопросами  к нему (с. 105-106).р.т. №1-2

Проблемное задание:

=> Почему монголо-татарам во главе с Батыем удалось завое­вать большую часть русских земель?

Учащиеся характеризуют русские земли, попавшие под монголо-татарское нашествие:

-    30 государственных образований,

-    отсутствие политического и военного единства.

 

 

Работа в группах.

Учащимся заранее предлагается творческое задание: подготовить сообщения по т е м а м :

1)    Оборона Рязани.

2) Защита Владимира.

3)   Поход на Новгород.

                       4) Защита г. Козельска.

5) Оборона Киева.
Проблемный вопрос:

=> Какое значение, с точки зрения всемирной истории, имело сопротивление Руси монголо-татарскому нашествию?

Работая в группах, слушая и обсуждая выступления одно­классников, учащиеся приходят к выводу, который сформу­лирован в учебнике (с. 104).

 

III. Закрепление изученного материала.

Тестовое задание:

1.   Успехи завоевательных походов монгола-татар объяс­няются:

а)  их многочисленностью;

             б)           высоким уровнем воинской организации и жесткой дисциплиной в войсках;

в) стремлением знати к обогащению за счет более разви­тых стран и народов;

г) хорошо поставленной разведкой;

д) применением военных машин;

е) феодальной раздробленностью стран, на которые они нападали.

Обозначьте указанные причины номерами (в порядке убывания) в зависимости от степени их

значимости.

2. Битва на Калке произошла:

а) до первого крестового похода в Европе;

б) после гуситских войн в Чехии;

в) после принятия христианства на Руси;

г) во время правления Владимира Мономаха?

3. Последствия монголо-татарского нашествия на Среднюю Азию:

а)  были уничтожены оросительные системы;

б) места исконного проживания земледельцев заняли ко­чевые племена;

в) замерла торговля;

г) уничтожены плодородные оазисы;

д) пришли в упадок города;

е) сократилась площадь обрабатываемых земель.
Обозначьте указанные последствия номерами (в порядке убывания)
в зависимости от степени их значимости.

IV. Итог урока.

Домашнее задание: § 12, работать по вопросам и заданиям.

 Контурная карта № 4, задания 1-4; знать новые понятия и термины.

Р.т 3,4,5.