МБОУ «Лологонитлинская СОШ»
Открытый урок окружающего мира в 4 классе
Подготовила
учитель начальных классов
Чинчарова Ашура Шарапудиновна
Класс: 4
Дата: 15.03.2022год
Тема урока: Наши подземные богатства
Цель урока: ознакомление с полезными богатствами, их разнообразием, свойствами, значением для людей, обобщить и активизация уже имеющихся знаний.
Задачи:
1. Личностные: воспитание интереса к окружающему миру, любознательности, учение экономно использовать богатства нашей Родины.
2. Метапредметные: создание условий для формирования умения работать в группах, научение определять и самостоятельно формулировать основные особенности подземных богатств на основе наблюдения; создание благоприятных условий для развития совместного поиска ответа на поставленные вопросы и задачи, формирование умения правильно называть, анализировать и охранять природные богатства.
3. Предметные: ознакомление с природными богатствами, их разнообразием, свойствами, значением для людей, обобщение и активизирование уже имеющихся знаний.
Оборудование: учебник, атлас-определитель «От земли до неба», ноутбук, проектор, коллекция полезных ископаемых, физическая карта России, карта, карточки для индивидуальной работы, инструктивная карточка для проведения исследования.
Ход урока
Этапы урока |
Содержание |
|
Действия учителя |
Действия учащихся |
|
I. Организационный этап
|
Мы снова вместе – вы и я Начинаем наш урок – он для вас Мы будем вместе грызть Гранит науки, в добрый час. (Слайд 2) Закройте глаза и вслушайтесь в слова: «Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар – это Земля. Жизнь начинается… Мир ослепительно переливается. И так важно, чтобы это продолжалось вечно!» (Слайд 3) - Откройте глаза.
|
Учащиеся закрывают глаза и представляют себе то, о чем говорит учитель. |
II. Актуализация знаний
|
- Сегодня мы продолжим постигать тайны нашего общего дома – дома, в котором мы с вами живем. - Прежде, чем перейти к новой проблеме, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке? 1) Индивидуальная работа по карточкам. (Приложение 1)
2) Фронтальная работа. -Что такое водоемы?
-На какие две группы можно разделить водоемы, о которых мы говорили на прошлом уроке? - Назовите естественные водоемы. - Назовите искусственные водоемы. - Чем они отличаются?
- Хотелось бы послушать сообщения ребят о водоемах (Слайды 4-11)
|
-О водоемах. Учащиеся выполняют задания на карточках.
-Водоемы – это хранилища воды, которая необходима всему живому. -Естественные и искусственные.
- Море, океан, река, озеро, ручей. - Пруд, канал, водохранилище. – Естественные созданы природой, а искусственные созданы человеком. Учащиеся читают сообщения о реках |
III. Проблемная ситуация |
- О водоемах знаете вы, Ответы ваши достойны похвалы. Открыты ворота подземной страны, Любые клады на карте откроете вы. - На прошлом уроке мы говорили о водных богатствах. А под землей тоже есть богатства. Для знакомства с ними отправимся в подземное путешествие. Оказавшись под землей, можно услышать спор. Прислушаемся к нему и попробуем выяснить, кто участвует в споре. Под землей в темноте, где ничего не видно, попробуй, отличи полезное от бесполезного. А ведь каждому хочется быть полезным. -Я - соль Земли,- говорит соль, - без меня каши не сваришь. - А без меня сваришь? – спрашивает алюминиевая руда. - Кастрюли- то делают из алюминия. Без кастрюли никак. - А на чем варить будете? – интересуется уголь. - Без топлива в этом деле не обойтись. - А, между прочим, обо мне тоже не следует забывать,- говорит железная руда, которая дает железо для лопат. – Прежде чем кашу варить, нужно вас всех из земли выкопать. - Какие природные богатства спорили? Вы уже догадались, о чем спорили между собой полезные ископаемые? - Что бы вы им сказали, если бы участвовали в споре?
- Почему полезные ископаемые так называются? |
Учащиеся слушают спор полезных ископаемых.
- Они спорили о том, кто из них полезнее. - Все полезные ископаемые полезны и важны. - Потому что их выкапывают, добывают из земли и эффективно используют в жизни . |
IV. Постановка цели
|
- Итак, какая у нас тема сегодняшнего урока?
-Точнее, вспомните, пожалуйста, где они добываются?
- Чему мы сегодня будем учиться на уроке?
|
- Полезные ископаемые. - Они добываются глубоко под землей, являются нашим богатством, поэтому можно предположить, что тема урока: «Наши подземные богатства».
- Будем учиться различать и описывать полезные ископаемые своего края. Узнаем о свойствах полезных ископаемых. |
V. Открытие новых знаний |
- Посмотрите на слайд. Что это такое? (Слайд 12) - К чему можно отнести эти знаки? Как вы думаете, что они могут обозначать? А теперь давайте себя проверим. На самом деле этих знаков больше. (Слайд 13) - Посмотрите на «Физическую карту России». Рассмотрим условные обозначения полезных ископаемых
- В природе очень много подземных богатств, польза от их добычи и переработки огромна, поэтому человечество не может жить без использования полезных ископаемых.
Практическая работа . - Как называют людей, изучающих недра земли и отыскивающих полезные ископаемые? (Слайд 14) - Сейчас вы станете геологами и проведете очень серьезную исследовательскую работу. У нас будут работать 3 группы геологов. - Рассмотрите образцы полезных ископаемых, которые находятся у вас на столах. У каждой группы на парте по 2 вида полезных ископаемых. 1-я группа – гранит и известняк, 2-я группа – песок и глина, 3-я группа – торф и уголь. Ваша задача – определить полезное ископаемое, заполнить карточку данными о свойствах предложенных полезных ископаемых. В ходе работы вы будете пользоваться учебником и атласом-определителем. Каждое полезное ископаемое изучается по определенному плану, который указан в карточке. (Приложение 2) В итоге работы каждая группа представит результат исследовательской работы. Он должен быть четким, интересным, кратким. - Давай те вспомним правила работы в группе и правила безопасности. (Слайд 15) -Итак, приступайте. (По ходу работы учитель наблюдает за учащимися, оценивает их действия: подумай, отлично)
- Предоставляется слово первой группе, чтобы рассказать о результатах своего исследования. (Слайды 16-21)
|
- Это знаки. - Условные обозначения. - Полезные ископаемые.
Учащиеся на карте (на доске и в учебнике) читают название полезного ископаемого и находят соответствующий знак.
- Геологи.
- Учащиеся читают правила на слайде.
Учащиеся работают в группах – выполняют исследовательскую работу.
- Выступают представители каждой группы геологов. По ходу их выступлений идет просмотр слайдов о данных полезных ископаемых. |
VI. Физкультминутка. |
Мы
геологами станем |
Учащиеся выполняют движения за учителем. |
VII. Открытие новых знаний. |
Работа по учебнику. - С некоторыми полезными ископаемыми мы не можем познакомиться практическим способом. Поэтому, я предлагаю вам поработать с учебником. О каких полезных ископаемых мы еще не рассказали? - Откройте в учебнике с.150. Давайте прочтем о нефти. - Какими свойствами обладает нефть? (Слайд 22)
- Прочитайте о природном газе. Назовите его свойства. (Слайды 23-24) |
- О нефти и природном газе.
Учащиеся читают текст в учебнике. - Она жидкая, черного цвета, с резким запахом (бензина), хорошо горит. - Природный газ летуч, бесцветен, горит без дыма, ядовит, используется в быту в качестве отопления. |
VIII. Включение в систему знаний и закрепление. |
Обобщение свойств полезных ископаемых. - Результаты ваших исследований можно объединить, чтобы получить сравнительную таблицу свойств полезных ископаемых. (слайд 25) - Подумайте, на какие 3 группы можно разделить полезные ископаемые в зависимости от состояния, в котором они находятся? (Слайд 26)
Аналитическая беседа. - Ребята, а вы знаете, какими полезными ископаемыми богат наш Воронежский край? - Давайте обратимся к карте Воронежской области. (Слайд 27) - Какие условные обозначения вы видите? Что они обозначают? - Давайте послушаем сообщения ребят, в которых они расскажут какие полезные ископаемые и в каких районах области залегают. (Слайды 28-32)
Охрана полезных ископаемых. - Человек в дар от природы получил полезные ископаемые и использует их. Могут ли люди полностью опустошить все подземные кладовые? - Как вы думаете, нуждаются ли полезные ископаемые в охране? - Каким образом человек может охранять полезные ископаемые?
- А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств? |
Учащиеся на слайде сравнивают свойства полезных ископаемых. - Твердые, жидкие, газообразные.
Ответы детей. На слайде учащиеся рассматривают карту «Полезные ископаемые».
Учащиеся рассказывают о полезных ископаемых, показывают месторождения на карте (на доске), прикрепляют соответствующий условный знак.
- Да, могут. - Да, нуждаются. - Экономно расходовать, соблюдать правила перевозки, заменять по возможности более дешёвыми материалами (искусственными), можно использовать вторсырьё, т.е. переработку старых бумажных изделий для выпуска новых или сбор металлолома (1 т металлолома экономит 2 т руды) - Собирать металлолом. Не нужно жечь лишний свет, этим экономим каменный уголь. |
IX. Рефлексия. |
- Вы хорошо поработали. Узнали много нового, обобщили полученные знания. Предлагаю вам поиграть в игру «Ты - мне, я – тебе». - Зачитывает вопрос первая группа. - Молодцы! Справились с заданием. - Скажите, так что же мы называем полезным ископаемым?
- В каком состоянии находятся полезные ископаемые в природе?
- Поднимите руку те, кому захотелось после урока больше узнать о полезных ископаемых? |
Учащиеся берут вопрос из конверта и читают вопрос другой группе. Вторая – отвечает и задает вопрос третьей.
- Полезные ископаемые – это минеральные образования земной коры, которые эффективно используются в жизнедеятельности людей. - В твердом, жидком, газообразном. Учащиеся поднимают (или не поднимают) руки. |
X. Домашнее задание. |
- Стр.149–159 (Слайд 33-34) |
Записывают задание. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.