Наши подземные богатства
Оценка 5

Наши подземные богатства

Оценка 5
docx
13.02.2024
Наши подземные богатства
Наши подземные богатства.docx

              МБОУ «Лологонитлинская СОШ»

                                                                                                                                                 Открытый урок                                                                                                окружающего мира                                                                                                                             в 4 классе

 

 

НАШИ 
ПОДЗЕМНЫЕ БОГАТСТВА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                   Подготовила

                                                                     учитель начальных классов

                                                                        Чинчарова Ашура Шарапудиновна

 

 

Класс: 4

Дата: 15.03.2022год

Тема урока: Наши подземные богатства

Цель урока: ознакомление с полезными богатствами, их разнообразием, свойствами, значением для людей, обобщить и активизация уже имеющихся знаний.

Задачи:

1.     Личностные: воспитание интереса к окружающему миру, любознательности, учение экономно использовать богатства нашей Родины.

2.     Метапредметные: создание условий для формирования умения работать в группах, научение определять и самостоятельно формулировать основные особенности подземных богатств на основе наблюдения; создание благоприятных условий для развития совместного поиска ответа на поставленные вопросы и задачи, формирование умения правильно называть, анализировать и охранять природные богатства.

3.     Предметные: ознакомление с природными богатствами, их разнообразием, свойствами, значением для людей, обобщение и активизирование уже имеющихся знаний.

 


   Оборудование: учебник, атлас-определитель «От земли до неба», ноутбук, проектор, коллекция полезных ископаемых, физическая карта России, карта, карточки для индивидуальной работы, инструктивная карточка для проведения исследования.


Ход урока

Этапы урока

Содержание

Действия учителя

Действия учащихся

I. Организационный этап

 

 

 

Мы снова вместе – вы и я

Начинаем наш урок – он для вас

Мы будем вместе грызть

Гранит науки, в добрый час. (Слайд 2)

Закройте глаза и вслушайтесь в слова: «Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар – это Земля. Жизнь начинается… Мир ослепительно переливается. И так важно, чтобы это продолжалось вечно!» (Слайд 3)

- Откройте глаза.

 

 

 

 

 

Учащиеся закрывают глаза и представляют себе то, о чем говорит учитель.

II. Актуализация знаний

 

 - Сегодня мы продолжим постигать тайны нашего общего дома – дома, в котором мы с вами живем.

 - Прежде, чем перейти к новой проблеме, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке?

1) Индивидуальная работа по карточкам. (Приложение 1)

 

2) Фронтальная работа.

-Что такое водоемы?

 

-На какие две группы можно разделить водоемы, о которых мы говорили на прошлом уроке?

- Назовите естественные водоемы.

- Назовите искусственные водоемы.

- Чем они отличаются?

 

- Хотелось бы послушать сообщения ребят о водоемах (Слайды 4-11)

 

 

 

 

-О водоемах.

Учащиеся выполняют задания на карточках.                                                                

 

-Водоемы – это хранилища воды, которая необходима всему живому.

-Естественные и искусственные.

 

- Море, океан, река, озеро, ручей.

- Пруд, канал, водохранилище.                              – Естественные созданы природой, а искусственные созданы человеком.               

  Учащиеся читают сообщения о реках

III.

Проблемная ситуация

 - О водоемах знаете вы,

Ответы ваши достойны похвалы.

Открыты ворота подземной страны,

Любые клады на карте откроете вы.

- На прошлом уроке мы говорили о водных богатствах. А под землей тоже есть богатства. Для знакомства с ними отправимся в подземное путешествие. Оказавшись под землей, можно услышать спор. Прислушаемся к нему и попробуем выяснить, кто участвует в споре.

Под землей в темноте, где ничего не видно, попробуй, отличи полезное от бесполезного. А ведь каждому хочется быть полезным.

-Я - соль Земли,- говорит соль, - без меня каши не сваришь.

- А без меня сваришь? – спрашивает алюминиевая руда. -  Кастрюли- то делают из алюминия. Без кастрюли никак.

- А на чем варить будете? – интересуется уголь. - Без топлива в этом деле не обойтись.

- А, между прочим, обо мне тоже не следует забывать,- говорит железная руда, которая дает железо для лопат. – Прежде чем кашу варить, нужно вас всех из земли выкопать.

- Какие природные богатства спорили?  Вы уже догадались, о чем спорили между собой полезные ископаемые?

 - Что бы вы им сказали, если бы участвовали в споре?

 

 

- Почему полезные ископаемые так называются?

 

 

 

 

 

 

Учащиеся слушают спор полезных ископаемых.

 

 

 

 

- Они спорили о том, кто из них полезнее.

- Все полезные ископаемые полезны и важны.

- Потому что их выкапывают, добывают из земли и эффективно используют  в жизни .

IV. Постановка цели

 

- Итак, какая у нас тема сегодняшнего урока?

 

-Точнее, вспомните, пожалуйста, где они добываются?

 

 

 

- Чему мы сегодня будем учиться на уроке?

 

- Полезные ископаемые.

 - Они добываются глубоко под землей, являются нашим богатством, поэтому можно предположить, что тема урока: «Наши подземные богатства».

 

 - Будем учиться различать и описывать полезные ископаемые своего края. Узнаем о свойствах полезных ископаемых.

V. Открытие новых знаний

- Посмотрите на слайд. Что это такое? (Слайд 12)

- К чему можно отнести эти знаки?

Как вы думаете, что они могут обозначать?

А теперь давайте себя проверим. На самом деле этих знаков больше. (Слайд 13)

- Посмотрите на «Физическую карту России». Рассмотрим условные обозначения полезных ископаемых

 

- В природе очень много подземных богатств, польза от их добычи и переработки огромна, поэтому человечество не может жить без использования полезных ископаемых.

 

Практическая работа .

- Как называют людей, изучающих недра земли и отыскивающих полезные ископаемые? (Слайд 14)

- Сейчас вы станете геологами и проведете очень серьезную исследовательскую работу. У нас будут работать 3 группы геологов.

 - Рассмотрите образцы полезных ископаемых, которые находятся у вас на столах.

У каждой группы на парте по 2 вида полезных ископаемых.

1-я группа – гранит и известняк,

2-я группа – песок и глина,

3-я группа – торф и уголь.

Ваша задача – определить полезное ископаемое, заполнить карточку данными о свойствах предложенных полезных ископаемых. В ходе работы вы будете пользоваться учебником и атласом-определителем.

Каждое полезное ископаемое изучается по определенному плану, который указан в карточке. (Приложение 2)                    В итоге работы каждая группа представит результат исследовательской  работы. Он должен быть четким, интересным, кратким.

 - Давай те вспомним правила работы в группе и правила безопасности. (Слайд 15)

 -Итак, приступайте. (По ходу работы учитель наблюдает за учащимися, оценивает их действия: подумай, отлично)

 

- Предоставляется слово первой группе, чтобы рассказать о результатах своего исследования. (Слайды 16-21)

 

 

- Это знаки.

- Условные обозначения.

- Полезные ископаемые.

 

 

Учащиеся на карте (на доске и в учебнике) читают название полезного ископаемого и находят соответствующий знак.

 

 

 

 

 

- Геологи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Учащиеся читают правила на слайде.

 

Учащиеся работают в группах – выполняют исследовательскую  работу.

 

- Выступают представители каждой группы геологов. По ходу их выступлений идет просмотр слайдов о данных полезных ископаемых.

VI. Физкультминутка.

Мы геологами станем 
Да? – да! (хлопок над головой). 
Будут все гордится нами. 
Да? – да! (хлопок над головой). 
Что ждет нас впереди? 
Высокая гора (показывают руками)
Бурная река (показывают руками) 
Ее не обойдешь (топают ногами)
Ее не проплывешь (плывут)
Ее не пролетишь (крылья)
Надо напрямик. 
Все мы сможем, все сумеем 
И своей достигнем цели. 
Да? – да! (хлопок над головой).

 

Учащиеся выполняют движения за учителем.

VII. Открытие новых знаний.

Работа по учебнику.

- С некоторыми полезными ископаемыми мы не можем познакомиться практическим способом. Поэтому, я предлагаю вам поработать с учебником. О каких полезных ископаемых мы еще не рассказали?

 - Откройте в учебнике с.150. Давайте прочтем о нефти.

 - Какими  свойствами обладает нефть?  (Слайд 22)

 

- Прочитайте о природном газе. Назовите его свойства. (Слайды 23-24)

 

- О нефти и природном газе.

 

Учащиеся читают текст в учебнике.              -  Она жидкая, черного цвета, с резким запахом (бензина), хорошо горит.

- Природный газ летуч, бесцветен, горит без дыма, ядовит, используется в быту в качестве отопления.

VIII. Включение в систему знаний и закрепление.

Обобщение свойств полезных ископаемых.

- Результаты ваших исследований можно объединить, чтобы получить сравнительную таблицу свойств полезных ископаемых. (слайд 25)

- Подумайте, на какие 3 группы можно разделить полезные ископаемые в зависимости от состояния, в котором они находятся? (Слайд 26)

 

Аналитическая беседа.

- Ребята, а вы знаете, какими полезными ископаемыми богат наш Воронежский край?

- Давайте обратимся к карте Воронежской области. (Слайд 27)

- Какие условные обозначения вы видите? Что они обозначают?

- Давайте послушаем сообщения  ребят, в которых они расскажут какие полезные ископаемые и в каких районах области  залегают. (Слайды 28-32)

 

 

 

Охрана полезных ископаемых.                                                                - Человек в дар от природы получил полезные ископаемые и использует их. Могут ли люди полностью опустошить все подземные кладовые?

- Как вы думаете, нуждаются ли полезные ископаемые в охране?

- Каким образом человек может охранять полезные ископаемые?

 

 

 

- А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств?

 

Учащиеся на слайде сравнивают свойства полезных ископаемых.

- Твердые, жидкие, газообразные.

 

 

Ответы детей.

На слайде учащиеся рассматривают карту «Полезные ископаемые».

 

Учащиеся рассказывают о полезных ископаемых, показывают месторождения на карте (на доске),  прикрепляют соответствующий условный знак.

 

 

- Да, могут.

- Да, нуждаются.

- Экономно расходовать, соблюдать правила перевозки, заменять по возможности более дешёвыми материалами (искусственными), можно использовать вторсырьё, т.е. переработку старых бумажных изделий для      выпуска новых или сбор металлолома (1 т металлолома экономит 2 т руды)

- Собирать металлолом. Не нужно жечь лишний свет, этим экономим каменный уголь.

IX. Рефлексия.

- Вы хорошо поработали. Узнали много нового, обобщили полученные знания. Предлагаю вам поиграть в игру «Ты - мне, я – тебе».

- Зачитывает вопрос первая группа.

- Молодцы! Справились с заданием.

 - Скажите, так что же мы называем полезным ископаемым?

 

 

 

- В каком состоянии находятся полезные ископаемые в природе?

 

- Поднимите руку те, кому захотелось после урока больше узнать о полезных ископаемых?

Учащиеся берут вопрос из конверта и читают вопрос другой группе. Вторая – отвечает и задает вопрос третьей.

 

- Полезные ископаемые – это минеральные образования земной коры, которые эффективно используются в жизнедеятельности людей.

- В твердом, жидком, газообразном.

Учащиеся поднимают (или не поднимают) руки.

X. Домашнее задание.

- Стр.149–159 (Слайд 33-34)

Записывают задание.

   


 

МБОУ «Лологонитлинская СОШ»

МБОУ «Лологонитлинская СОШ»

Класс: 4 Дата: 15.03.2022год

Класс: 4 Дата: 15.03.2022год

Ход урока Этапы урока

Ход урока Этапы урока

II . Актуализация знаний -

II . Актуализация знаний -

III . Проблемная ситуация -

III . Проблемная ситуация -

Полезные ископаемые. - Они добываются глубоко под землей, являются нашим богатством, поэтому можно предположить, что тема урока: «Наши подземные богатства»

Полезные ископаемые. - Они добываются глубоко под землей, являются нашим богатством, поэтому можно предположить, что тема урока: «Наши подземные богатства»

Сейчас вы станете геологами и проведете очень серьезную исследовательскую работу

Сейчас вы станете геологами и проведете очень серьезную исследовательскую работу

Бурная река (показывают руками)

Бурная река (показывают руками)

Подумайте, на какие 3 группы можно разделить полезные ископаемые в зависимости от состояния, в котором они находятся? (Слайд 26)

Подумайте, на какие 3 группы можно разделить полезные ископаемые в зависимости от состояния, в котором они находятся? (Слайд 26)

VIII . Включение в систему знаний и закрепление

VIII . Включение в систему знаний и закрепление
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2024