Насилие несовершеннолетних: виды, причины, профилактика.
Оценка 4.7

Насилие несовершеннолетних: виды, причины, профилактика.

Оценка 4.7
Библиография +2
docx
детская психология
СCУЗ, ВУЗ
23.03.2021
Насилие несовершеннолетних: виды, причины, профилактика.
Тема насилия всегда неприятна и пугает, особенно если речь идет о детях. Но говорить об этом важно и нужно для того, чтобы каждый человек мог помочь, при необходимости распознать насилие и сообщить в соответствующие службы. Дети составляют особую группу риска, так как во всем зависимы от взрослых (родители, воспитатели, учителя), находятся в их власти.
Статья Бытовое насилие.docx

Кабдолова Ляззат Каиржановна

педагог-психолог

Федоровской ОСОШ  №1

 

Насилие в семье над ребенком: виды, признаки и профилактика

 

     Тема насилия всегда неприятна и пугает, особенно если речь идет о детях. Но говорить об этом важно и нужно для того, чтобы каждый человек мог помочь, при необходимости распознать насилие и сообщить в соответствующие службы. Дети составляют особую группу риска, так как во всем зависимы от взрослых (родители, воспитатели, учителя), находятся в их власти.

Суть и причины насилия

   Семья – первый социальный институт для ребенка. Это место, в котором он всегда должен чувствовать себя в безопасности, но иногда случается наоборот: семья оказывается самым опасным местом для ребенка.

Насилие – применение силовых методов или психологических атак на слабых и беззащитных людей (детей). Но насилием может быть и бездействие, создающее угрозу физическому и психическому здоровью ребенка. Вдвойне опасно, если насилие и семья представляют собой одно и то же.

К основным причинам насилия относится:

подобный опыт в жизни супругов (модель, стереотип поведения);

личный опыт в виде подавления в детстве, авторитетного стиля воспитания со стороны матери (в будущем отражается насилием над женщинами, как попытками разорвать связь с матерью);

влияние социально-экономической неблагоприятной обстановки, безработица, низкое социальное положение;

неудовлетворенность собой и жизнью;

психопатологии;

девиации и аддикции;

страх;

неадекватное самоутверждение и достижение власти, вызванные низкой самооценкой и низким самоуважением;

нежеланный ребенок в семье.

Причина насилия, естественно, кроется в психике родителя. У любой агрессии,  насилия всегда есть субъективный мотив. Другой вопрос, что он не всегда осознается самим агрессором.

Иногда насилие – попытки стабилизировать состояние семьи как системы, например, при борьбе за порядок или власть. Тогда нужно работать именно с семьей как системой и устранять причины. В противном случае насилие станет либо хроническим, либо эпизодическим.

Насилие над детьми как психотравма обладает рядом особенностей:

не всегда дети осознают суть происходящего;

если осознают суть, то не всегда осознают истинные последствия для их физического и психического здоровья;

события могут забыться (детский мозг устроен так, чтобы быстро вытесняет негатив), но дать о себе знать во взрослой жизни;

о насилии дети чаще рассказывают сверстникам, а не другому члену семьи (если вообще рассказывают).

 

Виды насилия

Насилие бывает прямым и косвенным, единичным или систематическим, актуальным или прошедшим. Но важнее других выглядит классификация по содержанию насилия:

Физическое насилие. Это любые физические насильственные действия в отношении ребенка до 18 лет, в том числе варианты наказания (шлепки, толкание, хватание и другое).

Пренебрежение обязанностями. Под этим подразумевается несоблюдение родительских обязанностей, игнорирование потребностей ребенка, ненадлежащий уход за ребенком.

Сексуальное насилие. Использование ребенка до 18 лет с целью получения сексуального удовольствия. Любой эротический контакт с ребенком или его эксплуатация (порнография).

Психологическое насилие. Унижения, оскорбления, высмеивание и другие унижающие личностное достоинство модели поведения.

Жестокое обращение с детьми – обобщенное название любого насилия. Это фактическое причинение вреда ребенку:

- через оскорбления и некорректные наказания;

- неадекватные требования и жесткий контроль;

- запреты.

   Жестоким обращением можно назвать физические действия (побои), убийство, вред из-за неоказания помощи, пренебрежение ребенком и его потребностями, вред психике, дефицит защиты и заботы.

 

Признаки насилия

Насилие со стороны заподозрить непросто, что обусловлено:

-закрытостью семьи как системы;

-взаимозависимыми отношениями агрессора и жертвы;

-недостатком информации;

-запуганностью и недоверием со стороны жертвы.

В основном все сводится к тому, что семья, где царит насилие – закрытая система. Но кое-что может намекнуть о насилии над ребенком:

-крики, хлопки, шлепки, ругань, явно слышимая за стеной (многие квартиры разделены тонкими стенами, а насилие далеко не всегда протекает бесшумно);

-следы побоев на ребенке;

-неопрятный внешний вид ребенка, одежда не по погоде.

К признакам физического насилия относится:

-повреждения органов тела и нарушения органов чувств;

-малоподвижность, вялость, задержка физического и психического развития;

-тревожность и агрессивность в отношении других людей или животных;

-стеснительность, пассивность, страх перед взрослыми;

-избегание дома, боязнь тактильных контактов;

-общение с детьми младшего возраста.

К признакам психологического насилия относится:

-психотравма и (или) посттравматический стрессовый синдром;

-у детей до среднего школьного возраста – задержка в физическом и речевом развитии;

-у подростков – потеря смысла и цели жизни, дезориентация, мысли о суициде;

-импульсивность, злость, манипулятивные расстройства (сосание пальца, вырывание волос);

-покорность и податливость;

-страхи и проблемы со сном;

-депрессия и заторможенность;

-девиации;

-болезни.

Признаки сексуального насилия над ребенком:

-несоответствующая возрасту или странная осведомленность ребенка в сексуальных вопросах или действиях;

-сексуальные приставания со стороны ребенка к другим детям или взрослым;

-жалобы на какие-то проблемы со здоровьем, особенно в области половых органов;

-тревога при плаче других детей;

-нервный тик, покачивание, сосание пальца.

Общие признаки насилия:

-неумение ребенка сосредоточиться;

-нарушения памяти;

-ненависть к себе, отсутствие самоуважения, низкая самооценка;

-пессимизм;

-недоверие в отношении всего мира, особенно взрослых людей;

-приступы гнева или агрессии;

-хроническое чувство страха, стыда, вины;

-отстраненность от социума;

-депрессия.

     Каждый случай насилия (жестокость и интенсивность) оценивается в индивидуальном порядке. Учитывается индивидуальная чувствительность ребенка, возраст и характер отношений между ним и взрослым.

Сложнее всего заподозрить психологическое насилие или насилие над душой ребенка. Это многогранная категория:

-нехватка любви и внимания;

угрозы и насмешки;

-неадекватные и чрезмерные требования;

-любое поведение родителей, вызывающее страх у ребенка;

-запреты;

-психологическое давление;

-гиперопека;

-манипуляции;

-любые побуждения «из любви», наносящие вред здоровью ребенка.

    Из-за этого отмечается заниженная самооценка, неуверенность в себе, утрачивается чувство собственного достоинства. При гиперопеке развивается чувство беспомощности и полной зависимости от родителей. Оторванность от семьи, социальное или физическое сиротство ребенка навсегда оставляет след в виде чувства эмоциональной незащищенности. Не факт, что последствия сразу проявят себя, это может возникнуть спустя годы.

 

Последствия насилия

Переживший насилие ребенок или подросток чувствует страх, замешательство, стыд, бессилие. Часто винит себя и воспринимает как соучастника и первопричину случившегося. Иногда причиной считает свое поведение или положение в семье. Среди других последствий значится снижение доверия и круга общения.

 

https://www.matrony.ru/wp-content/uploads/2016/02/maltrato.jpg

 

Диагностика насилия

 

    Выявить насилие сложно еще и потому, что сами родители не всегда воспринимают свои действия как насильственные. Они воспитывают своего ребенка, да, методом кнута без пряника, но это воспитание. Или методом кнута и пряника, тогда ребенок воспринимает избиения как должное за его провинности и потому еще меньше вероятность, что он кому-то расскажет.

Осложняет ситуацию и еще один момент. По сути любое насилие сопряжено с психическим. Потому работать приходится сразу с несколькими формами насилия.

Диагностические признаки насилия, которые можно отметить во время беседы с родителями:

-нервное поведение;

-фантастическое описание происхождения травм ребенка;

-обвинение других людей или самого ребенка;

-множественные противоречия в истории получения травм;

-обвинение ребенка во лжи;

-неадекватная оценка, ожидания и требования, не соответствующие возрасту или уровню развития ребенка.

Усилить подозрение должен факт частых нахождений ребенка в травмпункте, повторяющихся похожих травм, большого временного промежутка между травмами и обращением в больницу.

    Проблема в том, что заметить невербальные и вербальные признаки вранья и изворотливости родителей можно только в условиях тесного наблюдения и общения. Доступна ли такая ситуация всем неравнодушным? Нет. Соседа и на порог дома не пустят. Добиться такой встречи с родителями могут представители школы (психолог, социальный педагог, классный руководитель). Задача свидетелей и очевидцев – поспособствовать этой встрече.

 

Диагностические реакции в процессе беседы с детьми:

-тревожность;

-нежелание и страх перед встречей с родителями;

-убежденность ребенка в оправданности наказаний;

-страх, что социальные работники (защитники) встанут на сторону родителей после беседы и выяснят, что наказания оправданы плохим поведением ребенка;

-плач при любой неудаче;

-склонность к дракам;

-вздрагивание при малейшем движении руки рядом.

      Иногда действительно бывает так, что ребенок придумывает рассказ о насилии, что может быть вызвано потребностью во внимании и сочувствии, конфликтами с друзьями или в семье, богатой фантазией. Но тогда эмоциональные и поведенческие реакции ребенка будут противоречить содержанию рассказа. Не отмечается в таких случаях страх перед родителями и иные признаки и последствия насилия, но заметно удовольствие ребенка от того, что его слушают, и увлеченность рассказом.

     Взаимодействуя с ребенком, нужно сначала добиться расположения и доверия с его стороны. Для этого нельзя акцентировать внимание на ситуации, то есть говорить «Не бойся», «Не переживай». Главный метод работы с ребенком – консультационная беседа. Но проводить ее может только квалифицированный специалист.

Насилие – всегда стрессовая ситуация для ребенка, влекущая за собой психотравму. Соответственно, работа должна быть направлена на устранение психотравмы и посттравматического стрессового расстройства, если оно наблюдается. Лучший метод – психотерапия.

 

Профилактика насилия

Основные направления профилактики: просвещение и информирование. Они должны проводиться в отношении детей, родителей, работников детских учреждений, учителей  и вообще всех граждан. Важно говорить:

о том, что такое насилие;

о его видах;

что делать, если вы стали свидетелем или жертвой насилия;

какова ответственность за насилие;

куда можно сообщить о насилии (организации, телефоны).

 

 

     Западно-Казахстанская область

                                                                             Теректинский район

                                                                                  п.Федоровка


 

Скачано с www.znanio.ru

Кабдолова Ляззат Каиржановна педагог-психолог

Кабдолова Ляззат Каиржановна педагог-психолог

Физическое насилие. Это любые физические насильственные действия в отношении ребенка до 18 лет, в том числе варианты наказания (шлепки, толкание, хватание и другое)

Физическое насилие. Это любые физические насильственные действия в отношении ребенка до 18 лет, в том числе варианты наказания (шлепки, толкание, хватание и другое)

Общие признаки насилия: -неумение ребенка сосредоточиться; -нарушения памяти; -ненависть к себе, отсутствие самоуважения, низкая самооценка; -пессимизм; -недоверие в отношении всего мира, особенно взрослых людей; -приступы…

Общие признаки насилия: -неумение ребенка сосредоточиться; -нарушения памяти; -ненависть к себе, отсутствие самоуважения, низкая самооценка; -пессимизм; -недоверие в отношении всего мира, особенно взрослых людей; -приступы…

Диагностика насилия Выявить насилие сложно еще и потому, что сами родители не всегда воспринимают свои действия как насильственные

Диагностика насилия Выявить насилие сложно еще и потому, что сами родители не всегда воспринимают свои действия как насильственные

Профилактика насилия Основные направления профилактики: просвещение и информирование

Профилактика насилия Основные направления профилактики: просвещение и информирование
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2021