Наследственность и изменчивость — свойства организма.
Оценка 4.9

Наследственность и изменчивость — свойства организма.

Оценка 4.9
docx
биология
9 кл
11.05.2020
Наследственность и изменчивость — свойства организма.
7.docx

Дата

 

 

 

Завуч по УР    

Класс

 

____________Р.С-С.Алиханова

 

Урок №7

 

Наследственность и изменчивость — свойства организма.

Цели урока: сформировать представление о генетике – науке, изучающей наследственность и изменчивость организмов, познакомить с основными понятиями науки.

Задачи:

·         образовательная: изучить основные исторические моменты в истории генетики как науки, показать многообразие методов, используемых генетикой; изучить основные понятия генетики;

·         развивающая: формировать умения и навыки по использованию генетической терминологии и символов для объяснения закономерностей наследования признаков;

·         воспитательная: продолжить способствовать формированию культуры умственного труда через овладение навыками общения в процессе беседы, диалога.

Обеспечение занятия: портрет Грегори Менделя, стенд или плакат «Основные вехи в истории генетики»; терминологические карты «Обзор основных терминов и понятий генетики»

Тип урока: изучение нового материала.

Метод проведения: беседа.

Требования согласно программе:

Ученик должен

·         иметь представление об истории становления науки, об основных направлениях в изучении наследственности;

·         знать основные генетические понятия: «наследственность», «изменчивость», «ген», «аллель», «генотип», «фенотип»;

·         уметь применять основные термины для объяснения закономерностей наследования.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

·         приветствие;

·         наличие учащихся.

II. Проверка домашнего задания.

фронтальный опрос 3 учеников.

Генетика – молодая наука, составляющая основу всей современной биологии. Ее возраст – чуть более 100 лет (с 1900 года). Название «генетика» предложил английский ученый У. Бэтсон в 1906 г. Оно происходит от греческого слова «genesis», что означает – происхождение.

Вступительное слово учителя:

Генетика – это наука о закономерностях наследования признаков у организмов. Первый действительно научный шаг вперед в изучении наследственности был сделан австрийским монахом Грегором Менделем, который в 1865 году опубликовал статью, заложившую основы современной генетики. Мендель показал, что наследственные задачи не смешиваются, а передаются от родителей потомкам в виде дискретных (обособленных) единиц. Эти единицы, представленные у особей парами, остаются дескретными и передаются последующим поколениям в мужских и женских гаметах, каждая из которых содержит по одной единице из каждой пары.

В 1909 году датский ботаник Иогансен назвал эти единицы генами, а в 1923 году американский генетик Морган показал, что они находятся в хромосомах. С тех пор генетика достигла больших успехов в объяснении природы наследственности и на уровне организма, и на уровне гена.

На следующем этапе урока ставится задача раскрыть содержание проблем, разрабатываемых генетикой.

ГЕНЕТИКА – изучает два фундаментальных свойства живых организмов – наследственность и изменчивость.

Беседа.

 Что такое наследственность? Как вы понимаете этот термин?

Совместная формулировка определения и запись его в тетрадь.

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ – это способность родителей передавать свои признаки, свойства и особенности развития следующему поколению. (необходимо объяснить, что передаются не сами признаки: цвет глаз, волос и др., а гены, определяющие их развитие.)

– В чем биологический смысл наследственности? (Сохранение вида)

Мы выяснили, что гены определяют признаки и свойства организма.

– Что такое ген? (участок ДНК)

далее формируем более полное представление о гене:

·         Гены могут изменяться (мутации)

·         Каждый ген представлен двумя и более разновидностями (конкретными состояниями)

АЛЛЕЛЬ – конкретное состояние гена

hello_html_m71a982b9.png

·         Аллельные гены обозначаются одной буквой;

·         Гены находятся в хромосомах (рисунок в учебнике «Расположение генов в хромосомах»)

·         Соматические клетки имеют (2п) – диплоидный набор хромосом, половые – гаплоидный (п).

ЛОКУС – конкретное место нахождения гена в хромосоме;

Понятия «ген» и «аллель» в определенной степени синонимы («ген» –  более широкое понятие; «аллель» –  конкретное)

·         Совокупность генов (аллелей) в организме составляет его генотип;

·         Совокупность свойств и признаков организма составляет его фенотип.

Затем рассматривается проблема изменчивости организмов, которая трактуется как свойство, противоположное наследственности.

ИЗМЕНЧИВОСТЬ – способность организмов изменять свои признаки и свойства.

– В чем биологический и эволюционный смысл изменчивости? (обеспечивает выживание вида).

Приводятся примеры изменчивости:

А) снижение урожая зерновых при плохом агрофоне, низкая удойность молока при плохом кормлении коров, светло-зеленый цвет листьев при недостатке азота, света;
Б) появление среди людей альбиносов, шестипалых людей, карликов и т.д.;
В) люди живущие на планете Земля, такие одинаковые и такие не похожие. Среди них не найдешь генетических и психологических двойников – ни по соседству, ни на противоположной стороне планеты, ни в прошлой истории человечества, ни в будущем.

Далее учитель с помощью учащихся называет задачи, решаемые наукой генетикой.

1.      Изучение веществ и структур, которые составляют материальные основы наследственности, обеспечивают преемственность между поколениями, определяют сходство индивидуального развития.

2.      Изучение механизмов реализации наследственной информации в процессе индивидуального развития организмов.

3.      Изучение вопросов влияния окружающей среды на формирование признаков в процессе индивидуального развития организмов.

4.      Изучение изменчивости как всеобщего свойства организмов, форм и причин этого явления.

Учащиеся делают вывод. Озвучивают цель и задачи генетики.

Таким образом генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости двух противоположных и вместе с тем неразрывно связанных между собой процессов, свойственных всему живому на Земле.

Виды изменчивости.

 

hello_html_21b19ce6.png

hello_html_701cf0f4.jpg

 

 

 

 

«Язык генетики» беседа

Из разговора двух генетиков: «Необходимо учитывать что у гибридного гетерозиготного организма гаметы содержат только один аллельный ген»

- О чём идёт разговор?

Без знания языка генетики понять о чем идет речь,- невозможно.

Для того чтобы окунуться в мир генетики, мы сначала должны ознакомиться с терминами и символами которые используются в данной науке.

- Что такое ген?

Ген – это участок молекулы ДНК, который отвечает за синтез одного полипептида и определяет признаки организма.

- Приведите примеры признаков организма? (форма и цвет венчика цветка, цвет глаз человека, цвет волос и т.д.)

Различия признаков определяются различными состояниями генов. Различные состояния одного гена называют аллелями, или аллельными.

Аллельные гены занимают одинаковые участки в хромосомах одной пары.

Пары хромосом называют гомологичными хромосомами. Аллели могут быть гомозиготными или гетерозиготными, т.е находиться в одинаковом или различном состоянии. Аллельный признак всегда проявляющийся в присутствии другого аллельного гена, называется доминантным, аллель которая не проявляется в присутствии другой аллели, называется рецессивной. Явление подавления одной аллели другой называется доминированием. Доминантные аллели обозначаются большими буквами, а рецессивные – маленькими.

Генотип – совокупность генетической информации, закодированной в генах клетки или организма

Кариотип – совокупность качественных (форма) и количественных ( размер и количество) признаков хромосомного набора

Фенотип – результат взаимодействия генотипа с факторами окружающей среды, совокупность всех признаков и св-в организма

Геном – совокупность генов гаплоидного набора хромосом организма определенного вида

Генетическая символика:

P – генотипы родительских форм

F – генотипы потомства, дети

A - доминантный признак (преобладающий),один из аллельных генов

a – рецессивный признак (подавляемый), один из аллельных генов

Aa – герерозиготное состояние двух аллельных генов

AA – доминантное гомозиготное состояние двух аллельных генов

aa – рецесивное гомозиготное состояние двух аллельных генов

AaBb – дигетерозигота

AaBbCc – тригетерозигота

Скрещивание - ×, материнский организм - ♀, отцовский организм -

III. Закрепление пройденного материала.

Работа в парах: Учитель предлагает запомнить генетическую символику,а затем каждый ученик 1 варианта в роли учителя проверяет, как запомнили символы ученики 2 варианта и наоборот. Затем учитель выборочно вызывае по 2 ученика из каждого ряда к доске: один пишет по памяти символы,а другой поясняет их.

Подведение итогов

Д/З: Читать параграф____ выучить терминологию и символы генетики, по желанию подготовить доклад «История развития генетики»


 

Дата Завуч по

Дата Завуч по

На следующем этапе урока ставится задача раскрыть содержание проблем, разрабатываемых генетикой

На следующем этапе урока ставится задача раскрыть содержание проблем, разрабатываемых генетикой

Изучение вопросов влияния окружающей среды на формирование признаков в процессе индивидуального развития организмов

Изучение вопросов влияния окружающей среды на формирование признаков в процессе индивидуального развития организмов

Язык генетики» беседа Из разговора двух генетиков: «Необходимо учитывать что у гибридного гетерозиготного организма гаметы содержат только один аллельный ген» -

Язык генетики» беседа Из разговора двух генетиков: «Необходимо учитывать что у гибридного гетерозиготного организма гаметы содержат только один аллельный ген» -

Доминантные аллели обозначаются большими буквами, а рецессивные – маленькими

Доминантные аллели обозначаются большими буквами, а рецессивные – маленькими
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.05.2020