Из доклада третьего тура очного этапа областного конкурса «Учитель года 2018» г. Архангельск
Я считаю, что наставничество в том виде, в котором оно существует сейчас – дань традициям, достаточно устаревший и неэффективный формат взаимодействия. Однако, при должном подходе он может стать инновационным методом работы с молодыми кадрами в школе.
Какие же проблемы есть сейчас в институте наставничества?
Первая – некомпетентность наставника. Система работы с молодыми педагогами
безнадежно устарела и не отвечает реалиям сегодняшнего дня. Достаточно часто в школах назначают наставником учителя, который сам не владеет новыми технологиями, соответственно – не может оказать качественную методическую помощь.
Вторая проблема – неэффективное взаимодействие. Не соблюдается одно из важнейших условий успешного сотрудничества – добровольное желание молодого учителя перенимать опыт именно у этого наставника.
Третья проблема - перегрузка урочной и бумажной работой как молодого учителя, так и наставника. Но и отдавать часы и на голом энтузиазме помогать неопытному педагогу далеко не каждый согласиться.
Какие же пути выхода из данного положения дел?
Первое. Наличие нормативной базы, отражающей роль наставника в школе, его задачи, функции, компетенции и желаемые результаты наставничества. Наставникам необходимо использовать в своей деятельности современные формы работы. Для этого необходимо проводить учебу и самих наставников.
Второе. Не только человек, имеющий солидный опыт преподавания должен становиться наставником! Необходим учет психологической совместимости наставника, для того, чтобы их дальнейшая совместная деятельность приносила высокие результаты.
Третье. Для эффективной работы необходимо снижать учебную нагрузку менторов, но при этом компенсировать им то время, которое они тратят на работу с подопечными. В долгосрочной перспективе необходимо создать систему дистанционного наставничества. Преподаватель может обучать группу молодых специалистов. Он сможет использовать в своей работе активные методы обучения, о которых мы уже говорили. Кроме этого, молодые учителя смогут учиться не только у опытного педагога, но и друг у друга.
Наставничество должно стимулировать потребности молодого педагога в самосовершенствовании, способствовать его профессиональной и личностной самореализации.
Именно такой подход может стать основой для создания гибкой, мобильной и инновационной системы наставничества, способной не допустить кадрового голода, подготовить достойную и профессиональную смену педагогов, которые в будущем смогут с одной стороны, ретранслировать традиции школы, а с другой впитывать и внедрять новые педагогические технологии
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.