Наставничество как процесс целенаправленного формирования личности молодого педагога

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 03.03.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Презентация_Наставничество.pptx

НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ПРОЦЕСС
ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА

Ситник Н.В.
МБОУ лицей №1
Сургут

Задачи наставника

Обеспечить  наиболее лёгкую адаптацию молодых специалистов в коллективе.

Дифференцированно и целенаправленно планировать методическую работу на основе выявленных потенциальных возможностей начинающего учителя.

Повышать профессиональный уровень педагогов с учетом их потребностей, затруднений, достижений.

Обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями и навыками.

Способствовать планированию  карьеры  молодых специалистов.

Приобщать молодых специалистов к корпоративной культуре образовательной организации.

Критерии отбора наставника

Стаж и квалификация сотрудника

стаж - от 10 лет;
учитель первой или высшей квалификационной категории.

Профессиональные знания и навыки

глубокое знание преподаваемого предмета;
высокий уровень коммуникативной культуры.

Показатели результативности

стабильные результаты образовательной деятельности;
отсутствие обоснованных жалоб со стороны родителей и обучающихся.

Профессионально важные качества личности

умение слушать;
командный стиль работы;
аккуратность, дисциплинированность;
ответственность и ориентация на результат;

Личные мотивы к наставничеству

потребность в передаче опыта педагогической деятельности;
потребность в приобретении нового статуса как подтверждение своей профессиональной квалификации.

Области поддержки молодого педагога





требования к организации учебного процесса;
требования к ведению школьной документации;
информирование о новых и параллельных программах и учебниках;


теоретическое и практическое освоение основ педагогической деятельности (подготовка, проведение и анализ урока; формы, методы и приемы обучения и др.);
освоение инновационных тенденций в отечественной педагогике и образовании;
разработка программы собственного профессионального роста;
выбор приоритетной методической темы для самообразования.


Формы работы с молодым специалистом

Традиционные

собеседование, консультирование;
взаимное посещение и анализ уроков;

Нетрадиционные



психологический тренинг;
психолого­-педагогическая деловая игра;
"мозговой штурм»;
презентация себя как учителя, классного руководителя;
презентация уроков;
аукцион педагогических идей.

Этапы наставничества

Адаптационный

Проектировочный

Контрольно- оценочный

Определяется круг обязанностей молодого специалиста, выявляются недостатки в умениях и навыках.

Разрабатывается и реализуется программа адаптации, осуществляется корректировка профессиональных умений.

Проверяется уровень профессиональной компетентности молодого педагога и степень готовности к выполнению своих обязанностей.

Эффекты наставничества

повышение профессионального уровня и навыков всех без исключения сотрудников, вовлеченных в систему наставничества, включая самого наставника;

2) снижение текучести кадров за счет усиления профессиональной мотивации молодых учителей и предоставления дополнительных возможностей для повышения профессионального статуса более опытных;

3) снижение риска профессионального выгорания наиболее опытных учителей - носителей знаний, навыков;

4) укрепление профессионального сотрудничества всех членов коллектива.

Типичные ошибки наставничества

недооценка степени дискомфортности молодого специалиста, отсутствие обратной связи между наставником и подопечным;

2) навязывание молодому специалисту своего мнения, принуждение к простому копированию своих действий без объяснения причин, почему нужно делать так, а не иначе;

3) перегрузка молодого специалиста одновременно замечаниями и рекомендациями по широкому кругу вопросов;

4) отсутствие заинтересованности в судьбе подопечного и в результатах своего труда, формальное выполнение обязанностей.


«Настоящий учитель тот, кто может спуститься с вершины своего знания до незнания ученика и, взяв его за руку, снова совершить восхождение».
Ш. Амонашвили