Задачи наставника
Обеспечить наиболее лёгкую адаптацию молодых специалистов в коллективе.
Дифференцированно и целенаправленно планировать методическую работу на основе выявленных потенциальных возможностей начинающего учителя.
Повышать профессиональный уровень педагогов с учетом их потребностей, затруднений, достижений.
Обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями и навыками.
Способствовать планированию карьеры молодых специалистов.
Приобщать молодых специалистов к корпоративной культуре образовательной организации.
Критерии отбора наставника
Стаж и квалификация сотрудника | стаж - от 10 лет; |
Профессиональные знания и навыки | глубокое знание преподаваемого предмета; |
Показатели результативности | стабильные результаты образовательной деятельности; |
Профессионально важные качества личности | умение слушать; |
Личные мотивы к наставничеству | потребность в передаче опыта педагогической деятельности; |
Области поддержки молодого педагога
требования к организации учебного процесса;
требования к ведению школьной документации;
информирование о новых и параллельных программах и учебниках;
теоретическое и практическое освоение основ педагогической деятельности (подготовка, проведение и анализ урока; формы, методы и приемы обучения и др.);
освоение инновационных тенденций в отечественной педагогике и образовании;
разработка программы собственного профессионального роста;
выбор приоритетной методической темы для самообразования.
Формы работы с молодым специалистом
Традиционные
собеседование, консультирование;
взаимное посещение и анализ уроков;
Нетрадиционные
психологический тренинг;
психолого-педагогическая деловая игра;
"мозговой штурм»;
презентация себя как учителя, классного руководителя;
презентация уроков;
аукцион педагогических идей.
Этапы наставничества
Адаптационный
Проектировочный
Контрольно- оценочный
Определяется круг обязанностей молодого специалиста, выявляются недостатки в умениях и навыках.
Разрабатывается и реализуется программа адаптации, осуществляется корректировка профессиональных умений.
Проверяется уровень профессиональной компетентности молодого педагога и степень готовности к выполнению своих обязанностей.
Эффекты наставничества
повышение профессионального уровня и навыков всех без исключения сотрудников, вовлеченных в систему наставничества, включая самого наставника;
2) снижение текучести кадров за счет усиления профессиональной мотивации молодых учителей и предоставления дополнительных возможностей для повышения профессионального статуса более опытных;
3) снижение риска профессионального выгорания наиболее опытных учителей - носителей знаний, навыков;
4) укрепление профессионального сотрудничества всех членов коллектива.
Типичные ошибки наставничества
недооценка степени дискомфортности молодого специалиста, отсутствие обратной связи между наставником и подопечным;
2) навязывание молодому специалисту своего мнения, принуждение к простому копированию своих действий без объяснения причин, почему нужно делать так, а не иначе;
3) перегрузка молодого специалиста одновременно замечаниями и рекомендациями по широкому кругу вопросов;
4) отсутствие заинтересованности в судьбе подопечного и в результатах своего труда, формальное выполнение обязанностей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.