Национальный – региональный компонент в образовании и воспитании детей.
«Язык – одно из проявлений творчества всей нации
или ее общей сложности»
Д.Джебран
В условиях нестабильной жизни, когда общество переживает глубокий кризис, возникают большие сложности с обучением и воспитанием. «Только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперёд развития, ведёт его за собой . Ориентация должна быть не на вчерашний, а на завтрашний день, только тогда она сумеет в процессе обучения вызвать в жизни те процессы, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития. (Выготский Л.С. « Мышление и речь» Собр. соч . в 6 т. М. 1982. – с.228). В настоящее время особую значимость приобретают активные методы обучения, которые позволяют осуществлять процесс саморазвития, создают условия для полноценного проявления и развития личностных функций школьника, как необходимое условие повышения социального благосостояния, как стратегический ресурс устойчивого и динамического развития нации.
Национально – региональный компонент, как составная часть учебного материала – это естественное начало образования, ориентированное на духовную культуру личности, содержание духовной культуры в ее национальном выражении. НРК- это механизм повышения интереса учащихся к знаниям по специальности , по всем учебным предметам и базовым наукам, установка на выработку масштаба их мышления, их личности как будущего высокого уровня национального достоинства. Национально- региональная система образования с учётом отраслевого и культурно- национального аспекта своего развития требует :определения концепции развития региона, которая должна охватить все сферы деятельности; создания структуры целостной образовательной системы региона с соблюдением принципа непрерывности ее функционирования; формирования номенклатуры в региональной системы образования с учётом национально-культурного компонента; разработки идеологии и стратегии развития региона совместно с государственными и общественными организациями для перспективного развития системы образования; разработки перечня дисциплин, способствующих сохранению и развитию многокультурности региона; создания соответствующих учебников и учебных пособий; создания координационного совета по развитию и управлению региональной системы образования.
Основное направление деятельности коллектива по программе развития школы и внедрению воспитательной системы должно быть ориентировано на формирование социально- компетентной креативной личности, способной к позитивному изменению и совершенствованию себя и окружающей действительности; развитие самосознания личности, помощь личности в сомоопределении, самореализации и самоутверждении в жизни. В современной общеобразовательной школе выделяется усиление национально-регионального компонента в личностно- ориентированном обучении, которая успешно реализуется и в нашей школе: количественное наполнение фактами; одушевление образами национального искусства; соавторская гибкость структурирования и возможность переструктурирования учебного материала; продуктивное побуждение учащихся к поиску аргументов; вариативность учебных предметов.
Современные требования к введению национально- регионального компонента в содержание образования, связаны с необходимостью решения сложной противоречивой проблемы приобщения ребёнка к общецивилизационным обеспечением его национальной самоидентификации. Использование национально-регионального компонента – это одна из возможностей осуществления личностно ориентированного обучения, которое оказывает влияние на развитие личности ученика, к выбору индивидуальной траектории обучения, формирование интереса собственному «Я». Меняется содержание образования, формы организации учебного процесса, становятся значимыми воспитательные цели урока.
Содержание некоторых школьных учебников носят абстрактный характер, не учитывающий особенностей культуры, образа жизни и восприятия детей разных национальностей, не позволяет полностью раскрыться индивидуальности ребёнка. Таким образом, налицо противоречие между необходимостью использования принципа региональности в обучении и его слабой реализацией в современной национальной школе из-за отсутствия соответствующей базы. Поиск и разработка эффективных средств, содействующих разрешению указанного противоречия, представляется достаточно актуальной проблемой. Чтобы достичь своих поставленных целей по сохранению национально- регионального компонента в личностно-ориентированном обучении педагогу надо проявить своё творчество. И строить учебный процесс с учётом особенностей культуры данного региона, традиции, обычаев, языка народа, способного формировать его менталитет. Творческая деятельность и поиск содержание личностно-ориентированного обучения позволяют приобщить школьников к человеческой культуре в целом и значимым для каждого ученика, расширяет кругозор учащихся, способствует развитию творческих возможностей, благоприятного микроклимата в коллективе, помогает более глубокому осознанию и усвоению программного материала. Занятия с использованием национально-регионального компонента привносят в обучение эмоциональность и красочность, современность и богатство старинными традициями, обычаями, уходящими своими корнями в глубину веков.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.