Инновационные формы воспитательной работы в детском объединении
Оценка 4.9

Инновационные формы воспитательной работы в детском объединении

Оценка 4.9
doc
16.09.2021
Инновационные формы воспитательной работы в детском объединении
Инновационные формы воспитательной работы в детском объединении.doc

Инновационные формы воспитательной работы в детском объединении

Инновационное образование –

это индустрия, направленная в будущее…

В современном обществе большое внимание уделяется инновациям. Без внедрения инноваций не развивается ни одна наука. Инновационные технологии в дополнительном образовании позволяют более полно раскрыть возможности педагога и способности обучающегося, делать образовательный процесс более гуманным и личностно-ориентированным. В целом процесс обучения становится более творческим, развивающим инициативу обучающегося и направленным на саморазвитие и самообразование личности.

Инновация (в широком смысле) – новое явление в чем-либо; (в педагогике) – целенаправленное изменение, вносящее в образовательный процесс новшества, вызывающие его перевод из одного состояния в другое.

Инновации в воспитании – это системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков и позволяющие нивелировать асоциальные явления в детско-юношеской среде.

Современный человек, чтобы достичь успеха, должен обладать самостоятельностью, способностью к сотрудничеству, уметь быстро адаптироваться в любой ситуации. В основе развития новой воспитательной системы лежат современные технологии. 

Воспитательные технологии - это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение  воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.

Эти технологии, являясь одним из средств воспитания, позволяют получить определённые результаты: позитивный социальный опыт учащихся – опыт взаимодействия, общения, совместной деятельности.

 

Инновационные воспитательные технологии:

·        создание развернутой системы дополнительного образования внутри школы;

·        создание детско-родительских объединений;

·        телевизионные (ток–шоу, круглые столы, творческие портреты, видеопанорамы);

·        коллективное творческое дело (КТД);

·        информационно – коммуникативные (создание сайтов, банка идей, видеосюжеты, Интернет, медиатека);

·        нестандартные технологии (импровизация, дни науки и культуры, интеллектуальный марафон);

·        социальное проектирование;

·        организационно-деятельностные игры (ОДИ);

·        технология исследовательской деятельности;

·        технология социально-педагогического диагностирования ;

·        технология программирования;

·        технология реализации плана;

·        технология разноуровневой дифференциации;

·        модульная педагогическая технология;

·        технология проектов;

·        технология дидактической игры;

·        здоровьесберегающая технология;

·        личностно- ориентированная технология;

·        экологообразовательные;

·        кейс – технологии;

·        арт-технологии;

·        шоу- технологии (организация публичных конкурсов, соревнований, КВН);

·        групповая проблемная работа (разработка проектов);

·        диалоговые технологии (диспуты, дискуссии, дебаты);

  • диалог «педагог- воспитанник»;

·        тренинг общения;

·        «информационное зеркало» (различные формы настенных объявлений, стенды).

Начнем с уже знакомых технологий.

1. Здоровьесберегающая технология,  которая просто необходима для сохранения физического и психического здоровья ребенка и обучения навыкам сохранения его (физкультминутки, цветотерапия, гимнастика для глаз, правила здорового питания, инсценировки по профилактике болезней, обеспечение двигательной активности, семейные спортивные праздники и тд.).

2. Информационно–коммуникативные технологии.

Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, к организации своей деятельности. Использование ИКТ в воспитательной работе предоставляет широкие возможности для реализации различных проектов. Основные «плюсы» в использовании ИКТ: наглядность, доступность, оперативность в получении информации.

Посредством информационно-коммуникационных технологий сегодня осуществляется:

- подготовка исходных материалов средствами текстового и графического редакторов;

 - создание графических изображений (диаграммы);

- обработка цифрового фотоизображения средствами графических редакторов ;

 - создание звукового сопровождения и видеоизображения;

 - выполнение разнообразных творческих работ;

 - оформление результатов работ на компьютере;

 - поисковая, исследовательская, конкурсная работа в Интернет-пространстве;

 - отправка работ средствами Интернет и электронной почты;

- проведение классных часов, бесед, викторин;

  - просмотр видеофильмов;

- использование аудиозаписей и мультимедийной продукции;

- проведение родительских собраний.

3. Технология проектов.

Проектный метод хорош тем, что его можно использовать в работе с детьми разного возраста, начиная с дошкольников. Но есть и минусы: в силу своего возраста педагогу необходимо наладить контакт не только с детьми, но и с родителями.

Несмотря на то, что технология проектирования является инновационной для моего объединения и апробировалась мной только в течение нескольких месяцев, можно говорить о некоторых достигнутых результатах.

Воспитанники, участвующие в проектной деятельности:

- проявляют творческую активность в познании окружающего мира;

- самостоятельны и гибки в принятии решений;

- осознают себя субъектом понимающим (что известно, что нет, каким образом можно узнать);

- способны общаться в детском коллективе по поводу обсуждения совместного плана действий.

В практике объединения «Страницы Родины моей» используются следующие виды проектов:

- исследовательско-творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде творческих работ.  Коллективная работа над проектом «Город будущего».

- практико–ориентированные проекты. Это проекты, четко ориентированные на результат. Результатом может быть изделие, удовлетворяющее конкретную потребность. После изучения темы «Животный мир Оренбургской области», дети собирали информацию о животных, занесенных в Красную книгу. В результате у нас получилась своя «Красная книга Оренбургской области».

- творческие проекты (оформление результата в виде детского праздника, выставки). Групповой проект «С Днём Рождения, любимый город» (оформление выставки)

4. Арт-технологии.

Арт-педагогика – воспитание, образование, развитие личности осуществляются средствами искусства, как классического, так и народного, наряду с содержанием изучаемого предметного курса.

Техника и приемы арт-педагогики: музыкальная, театральная и изобразительная арт-педагогики, сказкотерапия, фотоколлаж и другие.

На весенних каникулах проходил арт-час «Весна идет, весне дорогу!», где дети в нетрадиционной технике рисования с помощью ватных палочек изображали весенний пейзаж.    На занятиях с использованием арт-технологий  у детей проявляется интерес, желание узнать и увидеть больше.

5. Коллективное творческое дело (КТД)

Направленность КТД – стремление к общению, к познавательной активности. Результатом КТД является позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства.

Структурная схема КТД:

- Совместное решение о проведении дела;

- Коллективное планирование;

- Коллективная подготовка;

- Проведение дела;

- Коллективный анализ;

- Результат.

Вот некоторые виды коллективных дел:

Интеллектуальные КТД (пример: «Брейн-ринг»)

Художественные КТД (пример: художественно- эстетическое творчество)

Спортивные КТД (пример: «Зарничка»).

6. Социальное проектирование - особый вид деятельности, результатом которой является создание реального социального «продукта», имеющего для участников проекта практическое значение.

Целью социального проектирования является привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества, включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.

Основные задачи социального проектирования: формирование социально-личностных компетенций, среди которых важнейшими являются навыки «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.), социальная мобильность, навыки командной работы.

7. Кейс-техология (метод конкретных ситуаций) – технология, основанная на использовании в учебном процессе специально смоделированной или реальной производственной ситуации в целях анализа, выявления проблем, поиска альтернативных решений, принятия оптимального решения проблемы.

Кейс (ситуация) – это соответствующая реальности совокупность взаимосвязанных факторов и явлений, размышлений и действий персонажей, характеризующая определенный период или событие и требующая разрешения путем анализа и принятия решения.

КЕЙС - ТЕХНОЛОГИЯ предполагает:

описание конкретной практической ситуации, предлагаемой старшекласснику для самостоятельного анализа;

набор учебных материалов на разнородных носителях (печатные, аудио-, видео-, электронные материалы), выдаваемых ученику для самостоятельной работы.

Кейс – технология позволяет формировать следующие компетенции:

аналитические;

практические;

творческие;

коммуникативные;

социальные;

самоанализ.

 

Осуществление технологии «кейс-стади» охватывает следующие этапы:

1 этап. Воспитатель, глядя на текст, описывающий ситуацию, должен понять смысл проблемы, определить подход в оценке данной ситуации, продумать ответы на вопросы и выявить реальные пути решения проблемы.

2 этап. Работа в небольшой группе. В небольшой группе (4-6 человек) происходит обмен мнениями о проблемах, образующих основу кейса, осуществляется совместный поиск решения проблемы через взаимный диалог. Для этого используется «брейнсторминг» - мозговой штурм, диалог и полилог, дискуссия, дебаты и т.д. После группового обсуждения, решение по проблеме объявляет наиболее опытный представитель группы.

3 этап. Общегрупповое обсуждение происходит под руководством учителя либо воспитателя. По правилам, каждая группа высказывает свои идеи по ситуации в рамках представленной проблемы. Учитель, руководя процессом анализа ситуации, привлекает к обсуждению как можно больше учащихся, стараясь обсудить как можно больше мнений и идей и пытаясь разбудить творческое их начало. Особенность обсуждения - преподаватель не дает качественной оценки ответам, каждая идея принимается как есть.

8. Очень интересна Шоу-технология

Различные шоу-программы сегодня демонстрируют телеканалы. «Музыкальный ринг», «Счастливый случай», классический КВН - все эти программы хорошо знакомы зрителям. Что общего мы можем наблюдать в их проведении? По крайней мере, три особенности: деление участников на выступающих («сцену») и зрителей («зал»), соревновательность на сцене, заготовленный организаторами сценарий.

Все три особенности - обязательные признаки. Поэтому к шоу-программ не относятся такие мероприятия, как обычный концерт (нет соревновательности), проведение классической новогодней елки (нет устойчивого деления на «зал» и «сцену»), коллективные творческие дела (нет «зала» и «сцены»; сценарий разрабатывают не отдельные организаторы, а все участники дела).

Достоинства ТОК-ШОУ:

обсуждаются проблемы, волнующие детей, в привлекательной и достаточно известной для них форме;

аудитория делится на группы, отстаивающие или придерживающиеся различных точек зрения;

ведущий направляет обсуждение на предмет спора, напоминая о правилах ведения дискуссии и о необходимости уважать друг друга;

в ходе ток-шоу мнения взрослого не навязываются подросткам, они свободны в своем нравственном выборе, и даже если они его не сделают в ходе диспута, дискуссия натолкнет их на размышления, на поиск истины.

особая роль ведущего ток-шоу. Ведущий помогает правильно адресовать вопросы, задает дополнительные вопросы, что помогает активизировать всех участников, комментирует некоторые ответы, а в конце обобщает результаты. Немаловажным для ведущего является и умение быстро ориентироваться в меняющихся обстоятельствах, уладить конфликтную ситуацию, корректно поставить на место разгоряченного участника, и при всем этом сохранить доброжелательную и доверительную атмосферу на протяжении всего ток-шоу.

9. Тренинг общения

Тренинг – «тренировка», «натаскивание», многократное выполнение упражнений учащимися.

Цель тренинга – создание у ребят средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного педагогического опыта, опыта общения.

Показателями нового качества воспитательного процесса могут выступать следующие характеристики:

повышение эффективности и качества внеучебной и внеурочной деятельности;

повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности;

осуществление индивидуализации и дифференциации в работе со школьниками;

развитие творческого, самостоятельного мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, овладение навыками использования информационных технологий;

развитие и формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности и творческой активности учащихся (интерактивные интеллектуальные игры, диспуты, ученические конференции, участие в выставках, конкурсах, проектах школьного, районного, регионального, государственного, международного масштаба);

развитие внимания, памяти, воображения, восприятия, мышления, сообразительности (психологические тренинги; психолого-педагогическая помощь, коммуникативные тренинги);

развитие способности свободного культурного общения (объединения по интересам, встречи с интересными людьми, сотрудничество со школами района, области, бывшими выпускниками).

Использование инновационных технологий позволяет оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него обучающихся как субъектов воспитательно-образовательного пространства, развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление детей.

Педагогам дополнительного образования нельзя оставаться в стороне от модернизации образовательного процесса.


Скачано с www.znanio.ru

Инновационные формы воспитательной работы в детском объединении

Инновационные формы воспитательной работы в детском объединении

Инновационные воспитательные технологии: · создание развернутой системы дополнительного образования внутри школы; · создание детско-родительских объединений; · телевизионные (ток–шоу, круглые столы, творческие портреты, видеопанорамы); · коллективное…

Инновационные воспитательные технологии: · создание развернутой системы дополнительного образования внутри школы; · создание детско-родительских объединений; · телевизионные (ток–шоу, круглые столы, творческие портреты, видеопанорамы); · коллективное…

Начнем с уже знакомых технологий

Начнем с уже знакомых технологий

Технология проектов. Проектный метод хорош тем, что его можно использовать в работе с детьми разного возраста, начиная с дошкольников

Технология проектов. Проектный метод хорош тем, что его можно использовать в работе с детьми разного возраста, начиная с дошкольников

Групповой проект «С Днём Рождения, любимый город» (оформление выставки) 4

Групповой проект «С Днём Рождения, любимый город» (оформление выставки) 4

Социальное проектирование - особый вид деятельности, результатом которой является создание реального социального «продукта», имеющего для участников проекта практическое значение

Социальное проектирование - особый вид деятельности, результатом которой является создание реального социального «продукта», имеющего для участников проекта практическое значение

Осуществление технологии «кейс-стади» охватывает следующие этапы: 1 этап

Осуществление технологии «кейс-стади» охватывает следующие этапы: 1 этап

Все три особенности - обязательные признаки

Все три особенности - обязательные признаки

Использование инновационных технологий позволяет оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него обучающихся как субъектов воспитательно-образовательного пространства, развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление детей

Использование инновационных технологий позволяет оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него обучающихся как субъектов воспитательно-образовательного пространства, развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление детей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.09.2021