Инновационные формы воспитательной работы в детском объединении
Инновационное образование –
это индустрия, направленная в будущее…
В современном обществе большое внимание уделяется инновациям. Без внедрения инноваций не развивается ни одна наука. Инновационные технологии в дополнительном образовании позволяют более полно раскрыть возможности педагога и способности обучающегося, делать образовательный процесс более гуманным и личностно-ориентированным. В целом процесс обучения становится более творческим, развивающим инициативу обучающегося и направленным на саморазвитие и самообразование личности.
Инновация (в широком смысле) – новое явление в чем-либо; (в педагогике) – целенаправленное изменение, вносящее в образовательный процесс новшества, вызывающие его перевод из одного состояния в другое.
Инновации в воспитании – это системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков и позволяющие нивелировать асоциальные явления в детско-юношеской среде.
Современный человек, чтобы достичь успеха, должен обладать самостоятельностью, способностью к сотрудничеству, уметь быстро адаптироваться в любой ситуации. В основе развития новой воспитательной системы лежат современные технологии.
Воспитательные технологии - это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.
Эти технологии, являясь одним из средств воспитания, позволяют получить определённые результаты: позитивный социальный опыт учащихся – опыт взаимодействия, общения, совместной деятельности.
Инновационные воспитательные технологии:
· создание развернутой системы дополнительного образования внутри школы;
· создание детско-родительских объединений;
· телевизионные (ток–шоу, круглые столы, творческие портреты, видеопанорамы);
· коллективное творческое дело (КТД);
· информационно – коммуникативные (создание сайтов, банка идей, видеосюжеты, Интернет, медиатека);
· нестандартные технологии (импровизация, дни науки и культуры, интеллектуальный марафон);
· социальное проектирование;
· организационно-деятельностные игры (ОДИ);
· технология исследовательской деятельности;
· технология социально-педагогического диагностирования ;
· технология программирования;
· технология реализации плана;
· технология разноуровневой дифференциации;
· модульная педагогическая технология;
· технология проектов;
· технология дидактической игры;
· здоровьесберегающая технология;
· личностно- ориентированная технология;
· экологообразовательные;
· кейс – технологии;
· арт-технологии;
· шоу- технологии (организация публичных конкурсов, соревнований, КВН);
· групповая проблемная работа (разработка проектов);
· диалоговые технологии (диспуты, дискуссии, дебаты);
· тренинг общения;
· «информационное зеркало» (различные формы настенных объявлений, стенды).
Начнем с уже знакомых технологий.
1. Здоровьесберегающая технология, которая просто необходима для сохранения физического и психического здоровья ребенка и обучения навыкам сохранения его (физкультминутки, цветотерапия, гимнастика для глаз, правила здорового питания, инсценировки по профилактике болезней, обеспечение двигательной активности, семейные спортивные праздники и тд.).
2. Информационно–коммуникативные технологии.
Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, к организации своей деятельности. Использование ИКТ в воспитательной работе предоставляет широкие возможности для реализации различных проектов. Основные «плюсы» в использовании ИКТ: наглядность, доступность, оперативность в получении информации.
Посредством информационно-коммуникационных технологий сегодня осуществляется:
- подготовка исходных материалов средствами текстового и графического редакторов;
- создание графических изображений (диаграммы);
- обработка цифрового фотоизображения средствами графических редакторов ;
- создание звукового сопровождения и видеоизображения;
- выполнение разнообразных творческих работ;
- оформление результатов работ на компьютере;
- поисковая, исследовательская, конкурсная работа в Интернет-пространстве;
- отправка работ средствами Интернет и электронной почты;
- проведение классных часов, бесед, викторин;
- просмотр видеофильмов;
- использование аудиозаписей и мультимедийной продукции;
- проведение родительских собраний.
3. Технология проектов.
Проектный метод хорош тем, что его можно использовать в работе с детьми разного возраста, начиная с дошкольников. Но есть и минусы: в силу своего возраста педагогу необходимо наладить контакт не только с детьми, но и с родителями.
Несмотря на то, что технология проектирования является инновационной для моего объединения и апробировалась мной только в течение нескольких месяцев, можно говорить о некоторых достигнутых результатах.
Воспитанники, участвующие в проектной деятельности:
- проявляют творческую активность в познании окружающего мира;
- самостоятельны и гибки в принятии решений;
- осознают себя субъектом понимающим (что известно, что нет, каким образом можно узнать);
- способны общаться в детском коллективе по поводу обсуждения совместного плана действий.
В практике объединения «Страницы Родины моей» используются следующие виды проектов:
- исследовательско-творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде творческих работ. Коллективная работа над проектом «Город будущего».
- практико–ориентированные проекты. Это проекты, четко ориентированные на результат. Результатом может быть изделие, удовлетворяющее конкретную потребность. После изучения темы «Животный мир Оренбургской области», дети собирали информацию о животных, занесенных в Красную книгу. В результате у нас получилась своя «Красная книга Оренбургской области».
- творческие проекты (оформление результата в виде детского праздника, выставки). Групповой проект «С Днём Рождения, любимый город» (оформление выставки)
4. Арт-технологии.
Арт-педагогика – воспитание, образование, развитие личности осуществляются средствами искусства, как классического, так и народного, наряду с содержанием изучаемого предметного курса.
Техника и приемы арт-педагогики: музыкальная, театральная и изобразительная арт-педагогики, сказкотерапия, фотоколлаж и другие.
На весенних каникулах проходил арт-час «Весна идет, весне дорогу!», где дети в нетрадиционной технике рисования с помощью ватных палочек изображали весенний пейзаж. На занятиях с использованием арт-технологий у детей проявляется интерес, желание узнать и увидеть больше.
5. Коллективное творческое дело (КТД)
Направленность КТД – стремление к общению, к познавательной активности. Результатом КТД является позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства.
Структурная схема КТД:
- Совместное решение о проведении дела;
- Коллективное планирование;
- Коллективная подготовка;
- Проведение дела;
- Коллективный анализ;
- Результат.
Вот некоторые виды коллективных дел:
Интеллектуальные КТД (пример: «Брейн-ринг»)
Художественные КТД (пример: художественно- эстетическое творчество)
Спортивные КТД (пример: «Зарничка»).
6. Социальное проектирование - особый вид деятельности, результатом которой является создание реального социального «продукта», имеющего для участников проекта практическое значение.
Целью социального проектирования является привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества, включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.
Основные задачи социального проектирования: формирование социально-личностных компетенций, среди которых важнейшими являются навыки «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.), социальная мобильность, навыки командной работы.
7. Кейс-техология (метод конкретных ситуаций) – технология, основанная на использовании в учебном процессе специально смоделированной или реальной производственной ситуации в целях анализа, выявления проблем, поиска альтернативных решений, принятия оптимального решения проблемы.
Кейс (ситуация) – это соответствующая реальности совокупность взаимосвязанных факторов и явлений, размышлений и действий персонажей, характеризующая определенный период или событие и требующая разрешения путем анализа и принятия решения.
КЕЙС - ТЕХНОЛОГИЯ предполагает:
описание конкретной практической ситуации, предлагаемой старшекласснику для самостоятельного анализа;
набор учебных материалов на разнородных носителях (печатные, аудио-, видео-, электронные материалы), выдаваемых ученику для самостоятельной работы.
Кейс – технология позволяет формировать следующие компетенции:
аналитические;
практические;
творческие;
коммуникативные;
социальные;
самоанализ.
Осуществление технологии «кейс-стади» охватывает следующие этапы:
1 этап. Воспитатель, глядя на текст, описывающий ситуацию, должен понять смысл проблемы, определить подход в оценке данной ситуации, продумать ответы на вопросы и выявить реальные пути решения проблемы.
2 этап. Работа в небольшой группе. В небольшой группе (4-6 человек) происходит обмен мнениями о проблемах, образующих основу кейса, осуществляется совместный поиск решения проблемы через взаимный диалог. Для этого используется «брейнсторминг» - мозговой штурм, диалог и полилог, дискуссия, дебаты и т.д. После группового обсуждения, решение по проблеме объявляет наиболее опытный представитель группы.
3 этап. Общегрупповое обсуждение происходит под руководством учителя либо воспитателя. По правилам, каждая группа высказывает свои идеи по ситуации в рамках представленной проблемы. Учитель, руководя процессом анализа ситуации, привлекает к обсуждению как можно больше учащихся, стараясь обсудить как можно больше мнений и идей и пытаясь разбудить творческое их начало. Особенность обсуждения - преподаватель не дает качественной оценки ответам, каждая идея принимается как есть.
8. Очень интересна Шоу-технология
Различные шоу-программы сегодня демонстрируют телеканалы. «Музыкальный ринг», «Счастливый случай», классический КВН - все эти программы хорошо знакомы зрителям. Что общего мы можем наблюдать в их проведении? По крайней мере, три особенности: деление участников на выступающих («сцену») и зрителей («зал»), соревновательность на сцене, заготовленный организаторами сценарий.
Все три особенности - обязательные признаки. Поэтому к шоу-программ не относятся такие мероприятия, как обычный концерт (нет соревновательности), проведение классической новогодней елки (нет устойчивого деления на «зал» и «сцену»), коллективные творческие дела (нет «зала» и «сцены»; сценарий разрабатывают не отдельные организаторы, а все участники дела).
Достоинства ТОК-ШОУ:
обсуждаются проблемы, волнующие детей, в привлекательной и достаточно известной для них форме;
аудитория делится на группы, отстаивающие или придерживающиеся различных точек зрения;
ведущий направляет обсуждение на предмет спора, напоминая о правилах ведения дискуссии и о необходимости уважать друг друга;
в ходе ток-шоу мнения взрослого не навязываются подросткам, они свободны в своем нравственном выборе, и даже если они его не сделают в ходе диспута, дискуссия натолкнет их на размышления, на поиск истины.
особая роль ведущего ток-шоу. Ведущий помогает правильно адресовать вопросы, задает дополнительные вопросы, что помогает активизировать всех участников, комментирует некоторые ответы, а в конце обобщает результаты. Немаловажным для ведущего является и умение быстро ориентироваться в меняющихся обстоятельствах, уладить конфликтную ситуацию, корректно поставить на место разгоряченного участника, и при всем этом сохранить доброжелательную и доверительную атмосферу на протяжении всего ток-шоу.
9. Тренинг общения
Тренинг – «тренировка», «натаскивание», многократное выполнение упражнений учащимися.
Цель тренинга – создание у ребят средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного педагогического опыта, опыта общения.
Показателями нового качества воспитательного процесса могут выступать следующие характеристики:
повышение эффективности и качества внеучебной и внеурочной деятельности;
повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности;
осуществление индивидуализации и дифференциации в работе со школьниками;
развитие творческого, самостоятельного мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, овладение навыками использования информационных технологий;
развитие и формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности и творческой активности учащихся (интерактивные интеллектуальные игры, диспуты, ученические конференции, участие в выставках, конкурсах, проектах школьного, районного, регионального, государственного, международного масштаба);
развитие внимания, памяти, воображения, восприятия, мышления, сообразительности (психологические тренинги; психолого-педагогическая помощь, коммуникативные тренинги);
развитие способности свободного культурного общения (объединения по интересам, встречи с интересными людьми, сотрудничество со школами района, области, бывшими выпускниками).
Использование инновационных технологий позволяет оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него обучающихся как субъектов воспитательно-образовательного пространства, развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление детей.
Педагогам дополнительного образования нельзя оставаться в стороне от модернизации образовательного процесса.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.