Взаимодействие общего и дополнительного образования как условие гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения
Оценка 4.6

Взаимодействие общего и дополнительного образования как условие гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения

Оценка 4.6
doc
16.09.2021
Взаимодействие общего и дополнительного образования как условие гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения
Взаимодействие общего и дополнительного образования условие патриотического воспитания.doc

Взаимодействие общего и дополнительного образования как условие гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения

 

В современных условиях возникла настоятельная необходимость в том, чтобы современная российская школа, если она действительно хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, начала строить принципиально новую функциональную модель своей деятельности, базирующейся на принципе полноты образования. Это означает, что в общеобразовательной школе основное и дополнительное образование детей могли бы стать равноправными взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного (а не только интеллектуального) развития каждого ребёнка.

Сегодня образованность человека определяется не столько специальными знаниями (знаниями учебного предмета) сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации, к самообразованию и к самосовершенствованию.

Практика показывает, что указанные требования к образованности человека не могут быть удовлетворены только базовым образованием: формализованное базовое образование всё больше нуждается в дополнительном неформальном образовании, которое было и остаётся одним из определённых факторов развития склонностей и интересов человека, его социального и профессионального самоопределения.

В «Концепции модернизации российского образования» определены приоритетные направления, среди которых одним из главных стали: усиление воспитательного потенциала образовательного процесса, организация эффективного гражданского образования.

 

Гражданско-патриотическое воспитание представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое и нравственное образование и воспитание, реализуемое посредством урочной и внеурочной работы.

Определены пути совершенствования системы гражданско - патриотического воспитания:

• формирование мировоззрения учащихся через обогащение патриотическим содержанием её жизнедеятельности при взаимодействии всех субъектов патриотического воспитания;

• практико-ориентированная направленность средств патриотического воспитания;

• использование воспитательного потенциала культурно-исторических особенностей региона в целях патриотического воспитания учащихся;

Гражданско-патриотическое воспитание включает в себя три ступени.

- На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя часть. Общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка. Доминантой является формирование социально – культурных ценностей на уровне представлений. 
Система ценностей, ориентированных на усвоение: Родина как место, где родился человек. Родной язык. Государственные символы и атрибуты. Формирование понятий мужество, отвага, дружба.

 

- Вторая ступень (основная школа) продолжает формировать систему ценностей и установок поведения подростка, помогает приобретать знания и умения, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. На второй ступени задача - доминанта – расширение представления о социальном устройстве жизни. Система ценностей, ориентированных на усвоение: Патриотизм как отношение к Отечеству, интернационализм как нравственное качество человека. Расширение представления о государственной символике (Гимн, Герб, Флаг). Формирование понятий взаимопомощь, взаимовыручка, чувство ответственности за окружающих.

 

- На третьей ступени углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, определяется гражданская позиция человека, его социально – политическая ориентация). Задача - доминанта – формирование идеала жизни и идеала человека, так как в старшем возрасте ведущая деятельность – самоопределение личности ребёнка, потому что на первое место выходят личностные мотивы.

 

МАУДО «Центр детского творчества «Радуга» реализует систему муниципальных мероприятий гражданско-патриотической направленности для каждой ступени гражданского воспитания.

 

На первой ступени особое значение придаётся изучению государственных символов. Правильное использование государственной символики способствует формированию гражданского самосознания и чувства общности. Для изучения и популяризации государственных символов страны, государственного языка и народных традиций в Центре  проводятся интеллектуальные игра «Герб. Гимн. Флаг», «И гордо реет флаг державный».

Любовь к Отчизне, к месту, где ты родился, вырос и осознал себя как личность, выше любви к государству. Историю Малой Родины, о людях воспевших её, узнают дети, приняв участие в краеведческой викторине «Наследники великих дел и побед», конкурсе рисунков «Мы - победители».

Ежегодно организовывается с участием ветеранов фестиваль - смотр строя, песни и речёвки «Статен в строю, силён в бою».

 

На второй ступени наблюдается преемственность тематики мероприятий. По-прежнему, изучение государственных символов - важная составляющая воспитания патриотизма и гражданственности детей, сохранения связи поколений и укрепления социального единства общества. Для учащихся среднего звена проводятся викторины «Символы России», «Символы России, области, города».

Краеведческая викторина «Наследники великих дел и побед», конкурс творческих работ «Святыни Оренбургской области» знакомят с событиями и историей Оренбургской области, известными людьми.

 

На третьей ступени происходит формирование у учащихся высокого патриотического сознания, воспитания чувства верности своему Отечеству.

Все меньше живых очевидцев Великой отечественной войны, тем ценнее встречи и беседы с ними. Акция «Открытка для ветерана», акция «Помоги ветерану» помогают детям проявить свое неравнодушное отношение к ним.

Мероприятие «Афганистан болит в моей душе» - встреча с ветеранами, участниками боевых действий, вызывает неподдельный интерес со стороны подростков.

В целях формирования гражданственности и патриотизма молодёжи, для учащихся 10-х классов проходит игра «Ратные страницы истории Отечества».

 

Все вышеперечисленные мероприятия и дела в той или иной мере можно использовать в системе любого классного коллектива, а также на общешкольном уровне, поскольку они способствуют:

- созданию широкого общекультурного и эмоционального фона для позитивного восприятия ценностей гражданского общества и успешного его освоения;

- ориентации школьников, проявляющих интерес к разнообразным видам деятельности;

- ориентации на создание единого образовательного пространства и формирование у школьников целостного восприятия мира.


Взаимодействие общего и дополнительного образования как условие гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения

Взаимодействие общего и дополнительного образования как условие гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения

Гражданско-патриотическое воспитание включает в себя три ступени

Гражданско-патриотическое воспитание включает в себя три ступени

На второй ступени наблюдается преемственность тематики мероприятий

На второй ступени наблюдается преемственность тематики мероприятий
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.09.2021