Ребенку с признаками аутизма трудно приобретать новый опыт, а его активное освоение - свободное использование полученных знаний и умений в повседневной жизни, дается с еще большим трудом.
Вам постоянно придется искать компромисс между желаниями ребенка и реальными возможностями их удовлетворить, а также учитывать степень опасности таких желаний ребенка для него самого и окружающих.Консультация для родителей и педагогов по работе с детьми с РАС.
Научитесь играть с аутичным ребенком.docx
Научитесь играть с аутичным ребенком!
Поддерживайте ребенка в моменты выражения им эмоций и чувств
.
Осуществить это можно путем повторения действий ребенка, его слов и
вокализаций. Если ребенок закричит – покричите вместе с ним, если упал на пол –
присядьте рядом, если произносит слова или фразы – повторите их. Благодаря
таким вашим действиям ребенок не будет чувствовать себя одиноким в этот
сложный для него момент. Однако здесь может возникнуть ряд трудностей у
взрослого – скорее всего, вы обнаружите в себе ряд ограничений: окажется
трудным крикнуть, т. к. в нашей культуре подобное поведение непринято, и мы
годами отучались проявлять эмоции подобным образом; скажутся стереотипы
поведения («Что обо мне подумают?», «Как это будет выглядеть со стороны?»).
Но постарайтесь отказаться от стереотипов мышления цивилизованного человека,
забудьте на время о правилах приличия, думайте только о ребенке и не оставляйте
его один на один с его переживаниями. Если вы последуете этому совету, то в
последующем ребенок будет ждать от вас ответной реакции, проникнется к вам
доверием, вы станете для него «своим»;
объяснить ребенку его поведение путем эмоционального
Попробуйте
. Основной смысл комментария – дать ребенку понять, что он «не
комментария
плохой», а то, что происходит, – это такая игра. Обычно ребенок принимает такой
способ «легализации» собственного поведения. И тогда грохот разбрасываемых
игрушек становится «землетрясением», а истошные крики ребенка: «Ну, погоди!»
перетекают в игру «Заяц и волк»;
Изучив ребенка, понимая мотивы его поведения, его желания, заручившись его
доверием, начинайте
предлагать ему новые, более социально адекватные способы
проявления эмоций
. Так, вместо того, чтобы стучать молотком по полу,
предложите «забивать гвоздики», мастеря домик для кукол. А когда ребенок
играет с водой, переливая ее в бутылки, предложите «полить цветочки». Помните,
что такое предложение возможно в том случае, если ребенок уже в более
спокойном состоянии, пик эмоционального напряжения миновал. Но и в этом
случае успех не гарантирован, ребенок может упорно не принимать такое развитие
событий, однако следует продолжать попытки; нельзя допускать проявление агрессии по отношению к людям и
Помните, что
игрушкам – прототипам людей (куклам, мишкам и т. п.)
. В такой ситуации
немедленно переведите агрессивные действия ребенка на объекты предметного
мира – крупу, песок, кубики, подушки, воду. Если ребенок замахнулся для удара,
спокойно, но твердо перехватите его руку. А в случае, когда ребенок готовится
выбросить мишку за окошко, заберите игрушку, сказав твердо: «Нет». замен
предложите палочку, кусочек пластилина, бумажку. Даже если реакция ребенка на
запрет будет острой, стойте на своем.
Такие игры возникают спонтанно
. Например, во время сенсорной игры с крупой
ребенок может начать ее разбрасывать. Это значит, что сенсорная игра перетекла в
терапевтическую. Не делайте попыток «образумить» ребенка и вернуться к
спокойной игре, а действуйте дальше в соответствии с принципами
терапевтической игры. Так же внезапно игра может вернуться в прежнее
спокойное русло;
Со временем острота переживаемых ребенком во время таких игр ощущений
начнет спадать. Как только это произойдет, предложите новые варианты развития
сюжета
. Более того, такое развитие необходимо – ребенок не должен
зацикливаться на единственном варианте игры. К тому же нельзя допустить, чтобы
у ребенка был зафиксирован единственный способ действия с данным конкретным
материалом или предметом;
– В ходе проведения игры, которая нравится ребенку, со временем появится
возможность постепенного введения контролирующих правил и запретов
. Так,
нельзя бросать в воздух мишку, но можно подбрасывать подушку; можно устроить
небольшое «наводнение», но после придется собирать воду тряпкой; нельзя
вытряхивать содержимое маминой сумочки, но можно высыпать конструктор из
коробки. При этом постоянно придется искать компромисс между желаниями
ребенка и реальными возможностями их удовлетворить, а также учитывать степень
опасности таких желаний ребенка для него самого и окружающих.
Научитесь играть с аутичным ребенком
Научитесь играть с аутичным ребенком
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.