НЕОБХОДИМОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ
Кузнецова Елена Владиславовна
заместитель декана педиатрического факультета, старший преподаватель кафедры социальной работы
ФГБОУ ВО «Кировский государственный медицинский университет», г. Киров
В данной статье рассматриваются процессы, направленные на повышение качества и доступности услуг социальной сферы, которые лежат в обусловленной научно-техническим прогрессом смене технологий, осуществляемой через инновации. Сделаны выводы о том, что инновационные технологии позволяют качественно решать социальные проблемы современного российского общества.
Ключевые слова: инновации, человеческий капитал, социальный заказ, управление социальной инфраструктурой, национальная инновационная система.
Переход экономики России на рыночные условия развития поставил социальную сферу в кризисное положение. С одной стороны, проблема состоит в необоснованном исходя из роста реальных потребностей финансировании социальной сферы по остаточному принципу при новой экономической системе, а с другой – недостаточной разработанности теоретической базы к новым для этой сферы условиям хозяйствования.
При этом услуги социальной сферы востребованы всеми гражданами. Снижение издержек производства потребительских товаров, повышение качества и доступности услуг социальной сферы лежат в обусловленной научно-техническим прогрессом смене технологий, осуществляемой через инновации. Взятый страной курс на инновационное развитие российской экономики выдвигает новые задачи перед отраслями социальной сферы. При этом мы имеем два важнейших фактора экономического роста – инновации и человеческий капитал.
В современных условиях и в ближайшем будущем важнейший фактор экономического роста, развитие которого имеет обширный ресурс как по качественно-количественным параметрам, так и по временным – человеческий капитал. Существует прямая зависимость между уровнем образования кадров и уровнем производства ВВП, причем увеличение общественных и личных затрат на образование обеспечивает более половины прироста ВВП.
Таким образом, человеческий капитал получает не только качественную и количественную определенность в виде более высокой, чем средняя способность к труду. На этой основе формируется дополнительный доход, являющийся собственностью работника, работодателя и государства.
Методология оценки человеческого капитала дополняется концепцией денежной оценки национального богатства.
Эта концепция в качестве элементов национального богатства оценивает человеческий, воспроизводимый и природный (естественный) капитал. Расчеты экспертов Всемирного банка показывают, что в структуре национального богатства доминирует человеческий капитал, составляющий около 2/3 его итоговой оценки. Более того, в развитых странах он достигает общей величины национального богатства. Таким образом, подтверждается тезис, что в XXI веке главным фактором общественного воспроизводства становится не накопление материальных ресурсов, а повышение уровня знаний, опыта, умений, здоровья и других характеристик качества жизни населения.
Важной задачей государственной политики является поддержание баланса «спроса и предложения» на расширяющемся рынке товаров и услуг. Нарушение равновесия приводит к сбоям в экономике страны: инфляции, девальвации, стагнации, безработице, бедности и т.д. Исследование экономики развитых стран позволяет скорректировать социальную политику России с учетом позитивных и негативных тенденций. Так, одной из негативных зарубежных тенденций является некорректная адресность оказываемых услуг, позитивной – отчет по расходованию социального пособия, то есть конкретизация получателя социально значимых товаров и услуг, частота получения государственных субсидий, льгот и социальных услуг. Негативным также является безадресное оказание услуг и предоставление товаров в социальной сфере. Открытие доступа к социально значимым товарам и услугам для нерезидентов страны требует увеличения бюджета социальной сферы на незапланированную численность населения, что приводит к снижению качества и количества указанных услуг для резидентов страны.
Новые технологии революционизируют структуру экономики и социальной сферы, создают условия для обновления производства, экономического роста на новой технико-технологической основе. Инвестиции в обновление технологий, производство новой техники оживляют экономику, приводят к ее подъему.
Инновационная деятельность определяется конкретными стадиями, которые приводят в конечном итоге к трансферту технологий – процессу передачи-получения:
- информации о достижениях фундаментальной науки – законов, теорий, открытий;
- результатов прикладных исследований – прикладных разработок, патентов, лицензий;
- результатов проектных и опытно-конструкторских работ –
инновационных проектов, опытных и головных образцов, ноу-хау;
- информации о потребительских свойствах, технико-экономических характеристиках инноваций.
Становление постиндустриального общества выдвигает задачу перевода государственного управления на качественно новый уровень, основывающийся на расширении применения новых высоких технологий. Одним из инновационных подходов может стать метод персонифицированного учета населения, базирующийся на широком внедрении так называемых смарт-карт, то есть пластиковых карт с чиповой основой, внедряемых повсеместно в органах социальной защиты, пенсионной системе, сфере социальных услуг для обеспечения информационных сетей, управляемых из общего информационного центра.
В конечном итоге трансферт технологий ведет к производству новых видов товаров и услуг. Основополагающим инструментом в развитии инновационной деятельности являются знания, а система образования становится важнейшим компонентом национальной инновационной системы (НИС). При формировании НИС следует учесть, что высокообразованный работник является предпосылкой высокотехнологичного производства, то есть создания и освоения высоких технологий. При этом уровень образованности общества имеет следующие аспекты:
1) инновационные технологии нуждаются в высококвалифицированных кадрах менеджеров и специалистов;
2) инновации требуют особого высокоорганизованного потребителя;
3) инновационные продукты нуждаются в совершенствовании, требуя соответствующего развития населения в умении пользования новейшими научно-техническими достижениями;
4) инновационные преобразования требуют переподготовки кадров в связи с меняющейся структурой экономики и социальной сферы.
Невыполнение этих условий может вызвать противоречие между высоко производительными инновационными технологиями и продуктами и низким уровнем образования кадров, что может повлечь социальный «взрыв», в частности, стремление разрушить технологически прогрессивные продукты (товары и услуги). Для сохранения и повышения качества трудовых ресурсов необходимы эффективно функционирующие рынок труда, система образования и подготовки кадров.
Библиографический список
1. Блинова, М.Г., Шипулина, Л.Н. О необходимости применения инновационных механизмов и технологий предоставления социальных услуг населению в современной России // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. – 2012. – Т. 11. – № 3. – С. 40- 41.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.