Код УДК 37
Опыт организации системы социально-педагогической деятельности в школе для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов
Виктория В. Кайстрова
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Азовская специальная школа №7», г. Азов, Ростовская область
заместитель директора по воспитательной работе
E-mail: kaistrova.vika@yandex.ru
ORCID ID: 0000-0002-2931-1051
Аннотация
Статья посвящена обобщению опыта создания и успешного функционирования системы социально-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов различных нозологических групп в едином образовательном пространстве. Во Введении выявлены условия, способствующие повышению эффективности работы в данном направлении, раскрыта сущность комплексной работы образовательного учреждения, представлена эффективная модель организации социально-педагогического сопровождения обучающихся с разными образовательными и психофизическими потребностями. В Теоретическом обосновании автором освещены цели, задачи, формы, методы и направления работы для достижения положительной динамики социализации обучающихся образовательного учреждения путем социальной интеграции. Приведены конкретные примеры из опыта работы школы по созданию интегрированной среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов через профессиональное обучение и театральную деятельность. Рассматривается важная роль участия образовательной организации в национальном проекте «Образование» и особое значение комплексного социально-педагогического сопровождения при его реализации. Описаны ключевые условия качественной системы социально-педагогического сопровождения, обязательным условием которой является слаженная работа высококвалифицированных педагогов и специалистов, сопровождающих данный процесс (педагоги-дефектологи, педагоги-психологи, социальные педагоги, логопеды, педагог-организатор и др.) и обеспечение специальных условий (оснащение школы необходимым оборудованием). В статье рассматривается педагогическая поддержка как современная образовательная технология, помогающая самореализации обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, а также выступающая в качестве важнейшего условия социализации школьника. Освещена необходимость непрерывного взаимодействия с родительской общественностью в рамках социально-педагогической деятельности школы. В Обсуждении результатов выделены и описаны все фундаментальные области организации социально-педагогической деятельности школы, доказана эффективность интегрированного образования в данном направлении. Материалы могут использоваться образовательными учреждениями с целью организации работы социально-педагогической службы.
Ключевые слова
социально-педагогическое сопровождение, комплексный подход, дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), интеграция, реабилитация, социализация, адаптивность.
Введение
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Азовская специальная школа №7» (ГКОУ РО Азовская школа №7) – единственная образовательная организация Ростовской области, осуществляющая обучение детей с ОВЗ различных нозологических групп, учреждение комбинированного типа, где сняты все ограничения на организацию совместного пребывания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. В школе осуществляется образовательная деятельность с глухими, слабослышащими и позднооглохшими обучающимися, обучающимися с задержкой психического развития, легкой умственной отсталостью, расстройствами аутистического спектра; организована образовательная деятельность на базе ГБУ СОН РО «Азовский ДДИ» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития, оказывается специализированная социально-психолого-педагогическая помощь детям с отклонениями в развитии, обучающимся в массовых школах.
В школе получают образование более 500 обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов. Данная категория детей испытывает трудности в социализации и особенно нуждается в социально-педагогической поддержке.
ГКОУ РО Азовская школа №7 предоставляет качественное образование детям с особыми образовательными потребностями (ограниченными возможностями здоровья, наличием особенностей в развитии) путем социальной интеграции, что является ключевым условием эффективности системы социально-педагогического сопровождения, в составе которой, наряду с систематическим наблюдением, индивидуальными программами обучения и коррекции, ведется работа с социальным окружением (средой), в которую интегрируется ребенок с особенностями развития. Система работы образовательного учреждения позволяет подбирать каждому ребенку доступную и полезную для его развития модель интеграции и при этом во всех случаях сохранить необходимую квалифицированную специализированную коррекционную и социально-педагогическую помощь. Школа предоставляет возможности социального взаимодействия обучающихся с ОВЗ и детей с инвалидностью различных нозологий, выбирая постоянную или частичную модель интеграции. Интегрированный социум образовательного учреждения создаёт уникальные условия для взаимной коррекции и компенсации отклонений обучающихся с различными нозологиями. Для детей с нарушением слуха – это возможность находиться в говорящей среде со слышащими сверстниками, развитие коммуникативных навыков и достижение положительных результатов их социальной адаптации. Для детей с ЗПР, УО (ИН), тяжелыми множественными нарушениями развития – это возможность общения с неслышащими детьми, позволяющая стать толерантными, милосердными, чуткими.
В целях обеспечения доступности и качества образования детей с ОВЗ, эффективной образовательно-развивающей и здоровьесберегающей среды, кабинеты школы оснащены специальным оборудованием, современным интерактивным, мультимедийным оборудованием с учетом специфики нарушений развития обучающихся, их возможностей и особых образовательных потребностей. Во внеурочное время в распоряжении детей комнаты дневного пребывания (комнаты отдыха), спортивный и тренажерный залы, спортивная площадка, оборудованная современными тренажерами, зона отдыха во дворе школы.
С целью качественного социально-педагогического сопровождения в школе созданы благоприятные и комфортные социально-педагогические условия, способствующие комплексному и всестороннему развитию личности обучающихся и их успешному обучению. Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов не ограничивается сферой непосредственного взаимодействия между педагогами и детьми, в школе организована работа с педагогами и родителями (законными представителями), выступающими в качестве субъектов учебно-воспитательной деятельности.
Теоретическое обоснование
В ГКОУ РО Азовской школе №7 функционирует система социально- педагогического сопровождения, которая содержит последовательность целенаправленных педагогических действий, помогающих детям с ОВЗ и детям-инвалидам социализироваться, создана структура комплексной работы всех специалистов социально-педагогического сопровождения.
Действующая система содействует естественному развитию детей и помогает решать задачи, связанные с социализацией, воспитанием, обучением школьников с особыми образовательными потребностями и имеет определённую специфику, согласно рекомендаций ПМПК, с учетом психологических особенностей и особенностей здоровья детей различных нозологических групп.
Направления работы ГКОУ РО Азовской школы №7
по социально-педагогическому сопровождению
(Схема 1)
Схема 1. Направления работы по социально-педагогическому сопровождению
Данные направления представлены в виде:
- профилактики, представляющей собой одно из ключевых направлений деятельности, обеспечивающей возможность предупреждения возникновения проблем;
- диагностики (групповой (в виде скрининга) и индивидуальной);
- предоставления консультаций в индивидуальном, групповом порядке (консультации предоставляются педагогам, родителям (законным представителям) применительно к конкретным проблемам);
- развивающей работы (индивидуальной, групповой);
- коррекционной работы (индивидуальной, групповой);
- социально-психологического сопровождения и просвещения;
- формирования психологической культуры, развития компетентности родителей, учителей, обучающихся.[1]
Сопровождение выступает в качестве комплексного метода, основанного на единстве четырех функций:
- диагностирования проблемы;
- информирования по поводу возможных направлений решения проблемы;
- консультирования при формировании и принятии плана решения проблемы;
- оказания первичного содействия при осуществлении плана решения проблемы.
Сопровождение является комплексным, в него входят взаимосвязанные, взаимодополняющие виды деятельности специалистов, которыми обеспечиваются защита и правовая грамотность, социальная помощь, психологическая поддержка, развитие и формирование социальной компетентности обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов. Результатом функционирования социально-педагогической системы становится новое жизненное качество — адаптивность, т.е. способность самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и окружающими, как в благоприятных, так и в экстремальных жизненных ситуациях[2].
В качестве социально-педагогической помощи комплексное сопровождение ребенка основывается на:
- сочетании психолого-педагогического, правового, социального аспектов;
- участии специалистов различных служб, ведомств, социальных партнёров, общественных организаций и др.;
- видах деятельности, решающих актуальные проблемы развития ребенка, предупреждающих возникновение проблем;
- содействии ребенку, его семье при решении сложных проблем, которые связаны со становлением ребенка, как в образовательной деятельности, так и в иных значимых сферах жизнедеятельности;
- использовании подходов выявления проблем социального, личностного развития ребенка (индивидуальный и дифференцированный).
Методы социально-педагогической деятельности
ГКОУ РО Азовской школы №7:
1. Методы исследования.
- наблюдение (мониторинг);
- социологические методы;
- изучение передового педагогического опыта;
- моделирование;
- количественный метод, возможность ввести цифровые показатели в оценку отдельных сторон социально-педагогической деятельности.
2. Методы социального воспитания.
- методы формирования сознания (пример, беседа, диспут, рассказ, лекция и другие);
- методы организации деятельности: ученическое самоуправление, волонтерская деятельность, организация общественно полезной деятельности, школьных концертов, конференций, тематических выставок, творческие игры, участие в социально значимых проектах, акциях, конкурсах, фестивалях детского творчества посредством работы школьной театральной студии «Маска»[3] и др.;
- методы стимулирования деятельности: поощрение, санкции.
3. Методы социально-психологической помощи.
- психологическое консультирование, аутотренинг, психологические методы, игры-симуляторы (деловые и ролевые игры).
4. Специальные методы социально-педагогической деятельности школы:
- патронат, сопровождение, консультирование, реализация психотерапевтической функции, медиация, тренинг (сенсорная комната).
Формы социально-педагогического сопровождения в ГКОУ РО Азовской школе №7
- диагностика;
- консультирование;
- просвещение;
- развивающая работа;
- коррекционная работа;
- профилактика.[4]
Социально-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов ГКОУ РО Азовской школы №7 начинается с поступления обучающегося в школу. С 1 класса специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог, учитель-дефектолог, классный руководитель) ведут наблюдения за усвоением адаптированной общеобразовательной программы, разработанной в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. С детьми-инвалидами ведется работа по индивидуальным программам реабилитации (ИПР), специалисты школы организуют коррекционно-развивающие занятия. Педагог-психолог проводит психологическую диагностику с целью выявления факторов, препятствующих развитию личности обучающихся. После проведения диагностики педагог-психолог составляет программу психолого-педагогической коррекции и работает с обучающимися.[5] Учитель-логопед в начале учебного года проводит обследование звукового, речевого и письменного развития обучающихся и осуществляет коррекционную деятельность в рамках реализации ИПР.[6] Внеурочная деятельность обучающихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы[7].
Социальный педагог работает с классными коллективами; осуществляет деятельность с педагогами-психологами и классными руководителями, педагогами-предметниками и воспитателями:
- совместно с классными руководителями составляет социальный паспорт школы, проводит патронаж семей обучающихся школы; привлекает детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов к участию в школьных, городских, Региональных и Международных мероприятиях, концертах, праздниках, соревнованиях, что позволяет детям самоутвердиться, поверить в свои силы и возможности; совместная деятельность со сверстниками из городских творческих коллективов, волонтеров ДГТУ, педагогического колледжа г. Азова и др., посредством реализации совместных интегрированных мероприятий воспитывают милосердие, терпимость, отзывчивость у детей без отклонений в здоровье, а нашим детям помогает успешно социализироваться в обществе;
- ведет систематическую работу с детьми, которые не решаются на интегрированное взаимодействие (выясняет причину такой позиции и старается изменить ее и вовлечь обучающихся в активную деятельность), в результате 100% детей школы являются участниками интегрированного пространства школы;
- оказывает индивидуальную помощь в адаптации обучающихся в среде здоровых сверстников совместно с педагогом-психологом (диагностика, позволяющая выявить уровень умственных способностей ребенка-инвалида, его эмоциональное напряжение, уровень тревожности, зону ближайшего развития);
- работает с семьями обучающихся (оказание психологической помощи, правовое консультирование родителей, содействие в оказании материальной и бытовой помощи, оказание помощи родителям во взаимодействии с различными центрами и учреждениями);
- взаимодействует с различными субъектами оказания помощи детям-инвалидам и различными представителями общественных организаций (оказывает помощь в составлении планов социально-педагогической реабилитации, взаимодействует с различными специалистами, в решении проблем данной категории детей).[8]
Являясь с 2019 года участником федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», ГКОУ РО Азовская школа №7 обеспечивает доступность и качество образования (обучение, воспитание, коррекцию) в рамках современного образовательного пространства и единой информационно-образовательной среды, способной удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ и инвалидностью путем вариативности образовательных маршрутов как механизма становления социально-мобильной личности школьника.
Результатом деятельности педагогического коллектива является тот факт, что охват жизнеустройством и трудоустройством выпускников школы систематически составляет 100%. Многие выпускники продолжают обучение в образовательных учреждениях СПО. В школе для более 500 обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов реализуются программы дополнительного образования и профессионального обучения по направлениям: «Столяр», «Кухонный рабочий», «Картонажно-переплетное дело» для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
За годы реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в школе созданы образовательные территории Успеха, Развития, «Радуга идей», территория «Моя малая Родина – город Азов», представляющая собой фотогалерею в рамках проекта «История города Азова в названиях улиц» и «Студия актерского мастерства, мимики и жеста» (репетиционный зал с зеркалами и звукоусиливающей аппаратурой).
В ходе реализации проекта было усовершенствовано пространство школы в рамках территорий, что позволило зонировать пространство школы, объединить кабинеты предметный области «Технология» и кабинеты коррекционно-развивающего блока в единый комплекс по направлениям деятельности. С начала 2022 года в целях социализации и коммуникации обучающихся началась работа над проектом Кафе «Уютный уголок», для которого уже закуплен мягкий инвентарь.
Широкое использование специалистами социально-психологической службы аппаратно-программного комплекса БОС Комфорт и БОС Комфорт-ЛОГО, мультимедийного логопедического стола Logo 25; интерактивной программы по коррекции дисграфии «Море Словесности» позволяет организовать эффективную коррекционную работу, направленную на оптимизацию психофизиологического состояния, нормализацию психоэмоционального состояния обучающихся школы, коррекцию нервно-психических отклонений. Использование в практической деятельности различных комплексов и программ позволяет сформировать у школьников с ОВЗ и инвалидностью навыки саморегуляции и оптимизации своего функционального состояния, выработать конструктивные стратегии борьбы со стрессом. АПК БОС Комфорт дает возможность осуществлять логопедическое сопровождение и проводить занятия по адаптивной саморегуляции дыхания, артикуляции, голосообразования, речи, поведения и психоэмоционального состояния с внешней обратной связью. За время использования новейшего оборудования БОС Комфорт и БОС Комфорт-ЛОГО, в рамках логопедического и психологического сопровождения, обследованы свыше 430 школьников различной нозологии; получили своевременную помощь и коррекцию более 300 обучающихся школы, оказана консультативная помощь их родителям.
Внедрение педагогами и специалистами социально-психологической службы (педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи) новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, позволило обновить содержание предметной области «Технология», что способствовало повышению мотивации обучающихся. Проект позволил создать современные условия и возможности реализации качественного и доступного образования для детей с особыми образовательными потребностями.
Одним из условий успешного освоения образовательной программы обучающимися с ОВЗ является создание насыщенной пространственно-предметной среды. В школе создана такая среда, имеется необходимое оснащение. Для обучения, социального роста и творческой самореализации неслышащих обучающихся средствами театрального искусства в школе функционирует театр-студия «Маска».
Активная сценическая, театрально-исполнительская деятельность ребят благотворно сказывается на каждом из них. Данная деятельность включает в себя создание принципиально новой структуры: обучающего и развивающего пространства. Таким образом, через игру в театре и освоении специализированной художественной культуры в контексте общего развития (базовая программа с дополнительным и коррекционным образованием) происходит процесс развития и социализации ребенка с ОВЗ[9].
Школа является организатором региональных и всероссийских фестивалей детского творчества. Обучающиеся активно участвуют в различных международных и всероссийских конкурсах, фестивалях, молодежных форумах, становятся лауреатами и победителями.
60 воспитанников театра-студии «Маска» на протяжении трех последних лет приняли участие в реализации 4 социально-значимых интегрированных проектов при поддержке Фонда Президентских грантов.
Опыт работы школьного театра неоднократно транслировался на семинарах и конференциях регионального и всероссийского уровней.
Обсуждение результатов
Многолетний инновационный опыт педагогического коллектива ГКОУ РО Азовской школы №7 по реабилитации, обучению и воспитанию детей с ОВЗ, дальнейшее образование и успехи выпускников, их успешная адаптация во взрослой жизни, положительные отзывы о школе обучающихся и родителей говорят об успешности нашей работы. И, как результат, – высокие показатели в рейтинге специальных образовательных учреждений Ростовской области и победа во Всероссийском конкурсе «100 лучших образовательных учреждений России» в номинации «Лучшая коррекционная школа».
Наш коллектив в постоянном творческом поиске по повышению авторитета школы, ее значимости и возможности существенно влиять на процесс обучения и раскрытия личностного потенциала каждого обучающегося с целью максимальной реализации его психофизических и социальных возможностей в современном мире.
Список литературы
Айбазова М. Ю. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья / М. Ю. Айбазова, К. Ю. Лавринец. - (Педагогика) // Вестник Университета Российской Академии Образования. - 2019. - № 1. -С. 144-148.
Алмазов Б. Н., Беляева М. А., Бессонова Н. Н. и др.; Методика и технологии работы социального педагога: Учебное пособие для студ. высших учебных заведений /; под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. – Москва: Академия, 2020. – С. 164-168.
Кострикова Ю.В. Методические рекомендации по социально-педагогическому сопровождению детей с особыми образовательными потребностями / Ю.В, Кострикова // В мире науки инноваций: сборник статей международной научно-практической конференции 25 дек. 2016г., Пермь: в 2 т. / Перм. гос. пед. ун-т. – Уфа: Аэтерна, 2016. – С. 115-117.
Лаптева, Г.В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия с детьми 5-9 лет / Г.В. Лаптева. - М.: Речь, 2020. - 137 c.
Мамайчук, И. И.Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. / И.И. Мамайчук, М.Н. Ильина – Санкт-Петербург: Эко-Вектор, 2019. – С. 347-352.
Олешко, С.Н. Социально-педагогическое сопровождение образовательной деятельности российской школы в условиях ФГОС / С.Н. Олешко // Векторы образования: от традиций к инновациям: материалы II Всероссийской научно-практической конференции, Краснодар: в 2 т. / Анапский филиал ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет»; отв. ред. Т.Г. Сироштаненко – Краснодар: Юг, 2020. – С. 82-85.
Ратнер, Ф. Л. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Ф.Л. Ратнер, А.Ю. Юсупова. - М.: Владос, 2021. - 176 c.
Ростовцева, М.В., Кудашов В.И. Этапы социальной адаптации: философские аспекты./ М.В. Ростовцева, В.И. Кудашов // Профессиональное образование в современном мире. – 2019. –Т. 6. № 3. – С. 414-420.
Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности. М.: Владос, 2021. – 100 с.
Скачано с www.znanio.ru
[1] Олешко, С.Н. Социально-педагогическое сопровождение образовательной деятельности российской школы в условиях ФГОС, 2020.
[2] Ростовцева, М.В., Кудашов В.И. Этапы социальной адаптации: философские аспекты, 2019.
[3] Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности. М.: Владос, 2021. – 100 с
[4] Кострикова Ю.В. Методические рекомендации по социально-педагогическому сопровождению детей с особыми образовательными потребностями, 2016.
[5] Мамайчук, И. И. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития, 2019.
[6] Лаптева, Г.В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия с детьми 5-9 лет / Г.В. Лаптева. - М.: Речь, 2020.
[7] Айбазова М. Ю. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья - 2011.
[8] Алмазов Б. Н., Беляева М. А., Бессонова Н. Н. Методика и технологии работы социального педагога, 2020.
9 Ратнер Ф.Л. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей, 2021.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.