Научная статья на тему "АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗа."

  • docx
  • 28.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала На конференцию МГТУ.docx

На конференцию МГТУ 

АКТИВНЫЕ  МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ  ВУЗа.

Автор: Жигайлова А.Ю.

Растущие материально-технические потребности общества опережают сегодня процессы социальной и психологической зрелости людей, их способность к ведению диалога, активному самопознанию и самовыражению. В связи с этим сегодня изменяются характер и функции профессионального образования: оно должно не только передать знания, сформировать умения, но и развить способности к самоопределению, подготовить будущих специалистов к самостоятельным действиям, научить нести ответственность за себя и свои поступки. Качественно меняется и характер взаимодействия преподавателя и студентов. Студент становится не столько объектом обучения, сколько субъектом этого процесса, а педагог - его организатором. Происходит переход от обучения фактическим знаниям к осмыслению событий, обретению навыков и применения в жизни того, что накоплено при обучении. Ставятся задачи по осуществлению поворота от массового обучения к индивидуальному подходу, развитию творческих способностей будущих специалистов, совершенствованию навыков самостоятельной работы, которые опираются, прежде всего, на активные формы и методы обучения. Способность педагога раскрыть внутренние резервы студента, используя в обучении активные методы, может обеспечить конструктивные изменения в образовательном процессе, помочь молодому человеку оценить свои способности и возможности, правильно определить свое место в жизни и открыть ему пути для осуществления полноценной профессиональной карьеры.
Анализ традиционно сложившихся форм, методов и средств организации и проведения занятий в высших учебных заведениях показывает, что в учебном процессе в основном преобладает репродуктивность при восприятии и усвоении информации. Вместе с тем, активная жизненная позиция будущих специалистов должна формироваться активными методами обучения. Современные научные исследования в этой области образования открывают перед педагогом широкий выбор теоретических и практических возможностей

 Активные методы обучения – это методы, которые побуждают  студентов к активной мыслительной и практической  деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает  использование такой системы методов, которая  направлена главным образом не на изложение преподавателем  готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное  овладение студентами  знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности (В. С. Кукушин).
Истоки  понятия активного метода обучения  опираются на "древний механизм индивидного осмысления человеческой культуры через процесс имитации" и деятельностный подход, раскрытый в трудах Н.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Н.Г. Салминой, Н.Ф. Талызиной , и предполагающий максимальное включение студентов в различные виды самостоятельной познавательной деятельности через систему заданий с помощью специально созданных средств обучения. Проблемой активных методов обучения также занимались А.А. Бадаев, А.А. Вербицкий, Г.И. Ибрагимов, Е.А. Литвиненко, В.Я. Платонов, В.В. Подиновский, В.И. Рыбальский и др.

Использование активных методов обучения в качестве средства профессионального самоопределения студентов ВУЗа реализуется при мониторинге личностных особенностей и профессиональной направленности студентов; формировании психологической готовности преподавателей к использованию активных методов обучения, направленных на развитие внутренней активности студентов; использовании принципов активного  обучения в учебной и внеучебной деятельности; создании диалогического пространства в организации учебного процесса. Активные методы обучения способствуют активному профессиональному самоопределению студентов, их адекватному вхождению в социум, так как   обучающиеся погружаются в активное контролируемое общение и нестандартные ситуации, при которых они могут научиться взаимодействовать с другими людьми и проявить себя.
Оценивая эффективность различных методов, особое значение придается использованию активного  обучения, понятие которого  мы определяем как совокупность активных групповых методов обучения, направленных на получение знаний и навыков в процессе коллективного взаимодействия на основе равноправного партнерства, через осознание собственных когнитивных и личностных процессов, их динамики и преломления через восприятие другими.
Основными позициями активного обучения  являются:

  • полное принятие педагогом студента, вступление с ним в неформальные, глубоко диалогические отношения, которые строятся на взаимном доверии, духовном обогащении и эмпатическом восприятии, порождающем обратную связь и способность видеть себя со стороны;
  • постоянная рефлексия у всех участников процесса во время и после проведения занятий, результатом которой является умение отслеживать "себя" на интеллектуальном и эмоциональном уровне;
  • ориентация на внутреннюю активность студентов, при пробуждении которой происходит взаимный энергетический обмен, сопровождающийся высокой креативностью и интеллектуальным напряжением всех его участников;
  • импровизационность педагогического процесса, определяемая учетом обстановки (общий психологический настрой группы, учет индивидуальных особенностей каждого участника, характер внутригруппового взаимодействия, предшествующая данному занятию деятельность и т.д.) и динамикой протекания процессов усвоения.

К основными  принципам  активного  обучения нами отнесены следующие:

1.      Принцип активности. Активность студентов при реализации процесса обучения носит особый характер, студенты вовлекаются в специально разработанные действия. Особенно эффективно достижение целей активного  обучения происходит через осознание, апробирование и тренировку приемов, способов поведения, идей, предложенных педагогом, в том случае, когда отрабатываются ситуации и упражнения, которые позволяют активно участвовать в них всем членам группы одновременно. Принцип активности опирается на идею о том, что человек усваивает 10 % того, что слышит, 50 % того, что видит, 70 %  того, что проговаривает, и 90 % того, что делает сам. Преподаватель, столкнувшийся с этим на практике, на  собственном опыте убеждается в действенности такого принципа и уже осознанно переносит его в собственную педагогическую деятельность.
2. Принцип творческой позиции. Суть этого принципа заключается в том, что в ходе работы участники группы осознают закономерности или открывают идеи, уже известные ранее, а также, что особенно важно, раскрывают свои личные ресурсы, возможности и особенности. Исходя из этого принципа, педагог придумывает, конструирует и организовывает такие ситуации, которые давали бы возможность студентам  осознать, апробировать и тренировать новые способы чего-либо (поведения, действия, познания и т.д.) и экспериментировать с ними. В этом случае создается креативная среда, основными характеристиками которой являются проблемность, многовариативность, неопределенность, принятие, безопасность.
3. Принцип объективизации (осознания) поведения. В процессе занятий поведение переводится с импульсивного на объективный уровень, позволяющий производить изменения в самом ходе занятия. Универсальным средством объективации поведения является обратная связь. Создание условий для эффективной обратной связи в группе - важная задача творческой работы преподавателя.
4. Принцип партнерского, субъект-субъектного отношения. Партнерским, или субъект-субъектным, отношением является такое, при котором учитываются интересы других участников взаимодействия, а также их чувства, эмоции, переживания, признается ценность личности другого человека. У преподавателя, так же, как и у студентов, происходит развитие  диалогического мышления. Реализация этого принципа создает атмосферу безопасности, доверия, открытости, которая позволяет участникам группы проявлять активность в обучении, не стесняясь ошибок.

Именно эти принципы кардинально отличают методы активного обучения от всех других методов обучения.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗа

Критерии

Показатели традиционного обучения

Показатели обучения с  частичным использованием активных методов

Показатели активного обучения

1. Позиция студента.

Участие формальное. Подчеркиваются обязанности студентов в выполнении правил и заданий.

Участие частично формальное.

Добровольность участия. Поддерживается тенденция принятия других. Присутствует эмоциональная поддержка и взаимное доверие.

2. Позиция педагога.

Постоянное доминирующее эмоциональное воздействие личности педагога. Преобладает односторонняя коммуникация.

Педагог стремится строить субъект-субъектные отношения, но не всегда имеет возможность учитывать эмоциональную сторону общения.

Преобладает двусторонняя коммуникация; занятия строятся на основе партнерского общения.

3. Мотивация студентов.

Пассивное накопление знаний, их репродуктивное воспроизведение, получение положительной оценки.

Рост поведенческой и профессиональной успешности в определенных ситуациях, заданных примененным методом.

Рост поведенческой и профессиональной успешности, гибкость мышления,  адекватная самооценка, успешное профессиональное самоопределение.

4. Соотнесение целей занятий с целями студентов.

Студенты  принимают навязанные цели и не связывают их со своими потребностями. Отсутствует учет индивидуальных особенностей студентов, осуществляется "усредненный" подход.

Цели выработаны педагогом, студенты подстраивают свои цели под цели обучения, согласованность между групповыми и индивидуальными целями частичная.

Цели ясны и выработаны совместно, существует согласованность между групповыми и индивидуальными целями.

5. Распределение ответственности за результаты.

Ответственность за результаты несет педагог.

Ответственность за результаты несет педагог.

Ответственность за результаты несет как педагог, так и участники группы.

6. Степень активности.

Пассивность или видимая активность студентов. Отсутствие самостоятельности.

Вынужденная активность, частичная самостоятельность, неравномерность в привлечении к активной деятельности всех уч-ов образовательного процесса.

Проявление как внешней, так и внутренней активности всеми участниками образовательного процесса.

7. Возможности коммуникаций в учебном процессе.

Студенты изолированы от общения друг с другом, а общение с преподавателем строго регламентировано.

Процесс общения проходит эпизодически, с ограничениями.

Происходит полноценный процесс общения между участниками группы.

8. Учет эмоционального состояния студентов в сложившейся ситуации.

В большинстве случаев игнорируется.

В большинстве случаев игнорируется.

Учитываются процессы, происходящие в группе, переживаемые чувства, появляющиеся мысли и суждения.

9. Степень внутренней мыслительной активности и проявления рефлексии студентов.

В большинстве случаев мышление репродуктивное, пассивное, редкое проявление творчества и инициативы. Отсутствие рефлексии.

Частично происходит процесс осознания, отдельные проявления творческой инициативы и продуктивного мышления.

Глубокая рефлексия, развивается гибкость мышления, поощряются инновации, оригинальные способы самовыражения.

Таким образом, методы активного  обучения направлены, прежде всего, на активную  личностную и профессиональную реализацию  студентов. Данные методы  привносят в образовательный процесс новые, нетрадиционные партнерские отношения, изменяют характер педагогического взаимодействия, создают необходимые условия для успешного профессионального самоопределения.

 Анализ источников в области психолого-педагогической теории и практики по проблеме  профессионального самоопределения с позиции  активных методов обучения позволил сделать следующие выводы:

1. Успешное профессиональное самоопределение студентов предполагает необходимость формирования активной жизненной позиции будущих специалистов, которая, в свою очередь, должна формироваться активными методами обучения.

2. Эффективность использования активных методов обучения обеспечивается системностью и гибкостью их использования.

3. Специфика высшего профессионального образования позволяет наиболее полно и вариативно применять современные педагогические технологии, в том числе и разнообразные активные методы обучения.

4. Создание открытой и развивающей педагогической среды является продуктивной основой для успешного профессионального самоопределения студентов.