На конференцию МГТУ
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗа.
Автор: Жигайлова А.Ю.
Растущие материально-технические потребности общества опережают сегодня
процессы социальной и психологической зрелости людей, их способность к ведению
диалога, активному самопознанию и самовыражению. В связи с этим сегодня
изменяются характер и функции профессионального образования: оно должно не
только передать знания, сформировать умения, но и развить способности к самоопределению,
подготовить будущих специалистов к самостоятельным действиям, научить нести
ответственность за себя и свои поступки. Качественно меняется и характер
взаимодействия преподавателя и студентов. Студент становится не столько
объектом обучения, сколько субъектом этого процесса, а педагог - его
организатором. Происходит переход от обучения фактическим знаниям к осмыслению
событий, обретению навыков и применения в жизни того, что накоплено при
обучении. Ставятся задачи по осуществлению поворота от массового обучения к
индивидуальному подходу, развитию творческих способностей будущих специалистов,
совершенствованию навыков самостоятельной работы, которые опираются, прежде
всего, на активные формы и методы обучения. Способность педагога раскрыть
внутренние резервы студента, используя в обучении активные методы, может
обеспечить конструктивные изменения в образовательном процессе, помочь молодому
человеку оценить свои способности и возможности, правильно определить свое
место в жизни и открыть ему пути для осуществления полноценной профессиональной
карьеры.
Анализ традиционно сложившихся форм, методов и средств организации и проведения
занятий в высших учебных заведениях показывает, что в учебном процессе в
основном преобладает репродуктивность при восприятии и усвоении информации.
Вместе с тем, активная жизненная позиция будущих специалистов должна
формироваться активными методами обучения. Современные научные исследования в
этой области образования открывают перед педагогом широкий выбор теоретических
и практических возможностей
Активные методы обучения – это методы, которые побуждают студентов
к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения
учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы
методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем
готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное
овладение студентами знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и
практической деятельности (В. С. Кукушин).
Истоки понятия активного метода обучения опираются на "древний механизм
индивидного осмысления человеческой культуры через процесс имитации" и
деятельностный подход, раскрытый в трудах Н.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Н.Г.
Салминой, Н.Ф. Талызиной , и предполагающий максимальное включение студентов в
различные виды самостоятельной познавательной деятельности через систему
заданий с помощью специально созданных средств обучения. Проблемой активных
методов обучения также занимались А.А. Бадаев, А.А. Вербицкий, Г.И. Ибрагимов,
Е.А. Литвиненко, В.Я. Платонов, В.В. Подиновский, В.И. Рыбальский и др.
Использование активных методов обучения в качестве средства
профессионального самоопределения студентов ВУЗа реализуется при мониторинге
личностных особенностей и профессиональной направленности студентов;
формировании психологической готовности преподавателей к использованию активных
методов обучения, направленных на развитие внутренней активности студентов;
использовании принципов активного обучения в учебной и внеучебной
деятельности; создании диалогического пространства в организации учебного
процесса. Активные методы обучения способствуют активному профессиональному
самоопределению студентов, их адекватному вхождению в социум, так как
обучающиеся погружаются в активное контролируемое общение и нестандартные
ситуации, при которых они могут научиться взаимодействовать с другими людьми и
проявить себя.
Оценивая эффективность различных методов, особое значение придается
использованию активного обучения, понятие которого мы определяем как
совокупность активных групповых методов обучения, направленных на получение
знаний и навыков в процессе коллективного взаимодействия на основе
равноправного партнерства, через осознание собственных когнитивных и личностных
процессов, их динамики и преломления через восприятие другими.
Основными позициями активного обучения являются:
К основными принципам активного обучения нами отнесены следующие:
1.
Принцип активности. Активность студентов при реализации процесса
обучения носит особый характер, студенты вовлекаются в специально разработанные
действия. Особенно эффективно достижение целей активного обучения происходит
через осознание, апробирование и тренировку приемов, способов поведения, идей,
предложенных педагогом, в том случае, когда отрабатываются ситуации и
упражнения, которые позволяют активно участвовать в них всем членам группы
одновременно. Принцип активности опирается на идею о том, что человек усваивает
10 % того, что слышит, 50 % того, что видит, 70 % того, что проговаривает, и
90 % того, что делает сам. Преподаватель, столкнувшийся с этим на практике, на
собственном опыте убеждается в действенности такого принципа и уже осознанно
переносит его в собственную педагогическую деятельность.
2. Принцип творческой позиции. Суть этого принципа заключается в том,
что в ходе работы участники группы осознают закономерности или открывают идеи,
уже известные ранее, а также, что особенно важно, раскрывают свои личные
ресурсы, возможности и особенности. Исходя из этого принципа, педагог
придумывает, конструирует и организовывает такие ситуации, которые давали бы
возможность студентам осознать, апробировать и тренировать новые способы
чего-либо (поведения, действия, познания и т.д.) и экспериментировать с ними. В
этом случае создается креативная среда, основными характеристиками которой
являются проблемность, многовариативность, неопределенность, принятие,
безопасность.
3. Принцип объективизации (осознания) поведения. В процессе занятий
поведение переводится с импульсивного на объективный уровень, позволяющий
производить изменения в самом ходе занятия. Универсальным средством
объективации поведения является обратная связь. Создание условий для
эффективной обратной связи в группе - важная задача творческой работы
преподавателя.
4. Принцип партнерского, субъект-субъектного отношения. Партнерским, или
субъект-субъектным, отношением является такое, при котором учитываются интересы
других участников взаимодействия, а также их чувства, эмоции, переживания,
признается ценность личности другого человека. У преподавателя, так же, как и у
студентов, происходит развитие диалогического мышления. Реализация этого
принципа создает атмосферу безопасности, доверия, открытости, которая позволяет
участникам группы проявлять активность в обучении, не стесняясь ошибок.
Именно эти принципы кардинально отличают методы активного обучения от всех других методов обучения.
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗа
Критерии |
Показатели традиционного обучения |
Показатели обучения с частичным использованием активных методов |
Показатели активного обучения |
|
1. Позиция студента. |
Участие формальное. Подчеркиваются обязанности студентов в выполнении правил и заданий. |
Участие частично формальное. |
Добровольность участия. Поддерживается тенденция принятия других. Присутствует эмоциональная поддержка и взаимное доверие. |
|
2. Позиция педагога. |
Постоянное доминирующее эмоциональное воздействие личности педагога. Преобладает односторонняя коммуникация. |
Педагог стремится строить субъект-субъектные отношения, но не всегда имеет возможность учитывать эмоциональную сторону общения. |
Преобладает двусторонняя коммуникация; занятия строятся на основе партнерского общения. |
|
3. Мотивация студентов. |
Пассивное накопление знаний, их репродуктивное воспроизведение, получение положительной оценки. |
Рост поведенческой и профессиональной успешности в определенных ситуациях, заданных примененным методом. |
Рост поведенческой и профессиональной успешности, гибкость мышления, адекватная самооценка, успешное профессиональное самоопределение. |
|
4. Соотнесение целей занятий с целями студентов. |
Студенты принимают навязанные цели и не связывают их со своими потребностями. Отсутствует учет индивидуальных особенностей студентов, осуществляется "усредненный" подход. |
Цели выработаны педагогом, студенты подстраивают свои цели под цели обучения, согласованность между групповыми и индивидуальными целями частичная. |
Цели ясны и выработаны совместно, существует согласованность между групповыми и индивидуальными целями. |
|
5. Распределение ответственности за результаты. |
Ответственность за результаты несет педагог. |
Ответственность за результаты несет педагог. |
Ответственность за результаты несет как педагог, так и участники группы. |
|
6. Степень активности. |
Пассивность или видимая активность студентов. Отсутствие самостоятельности. |
Вынужденная активность, частичная самостоятельность, неравномерность в привлечении к активной деятельности всех уч-ов образовательного процесса. |
Проявление как внешней, так и внутренней активности всеми участниками образовательного процесса. |
|
7. Возможности коммуникаций в учебном процессе. |
Студенты изолированы от общения друг с другом, а общение с преподавателем строго регламентировано. |
Процесс общения проходит эпизодически, с ограничениями. |
Происходит полноценный процесс общения между участниками группы. |
|
8. Учет эмоционального состояния студентов в сложившейся ситуации. |
В большинстве случаев игнорируется. |
В большинстве случаев игнорируется. |
Учитываются процессы, происходящие в группе, переживаемые чувства, появляющиеся мысли и суждения. |
|
9. Степень внутренней мыслительной активности и проявления рефлексии студентов. |
В большинстве случаев мышление репродуктивное, пассивное, редкое проявление творчества и инициативы. Отсутствие рефлексии. |
Частично происходит процесс осознания, отдельные проявления творческой инициативы и продуктивного мышления. |
Глубокая рефлексия, развивается гибкость мышления, поощряются инновации, оригинальные способы самовыражения. |
|
Таким образом, методы активного обучения направлены, прежде всего, на активную личностную и профессиональную реализацию студентов. Данные методы привносят в образовательный процесс новые, нетрадиционные партнерские отношения, изменяют характер педагогического взаимодействия, создают необходимые условия для успешного профессионального самоопределения.
Анализ источников в области психолого-педагогической теории и практики по проблеме профессионального самоопределения с позиции активных методов обучения позволил сделать следующие выводы:
1. Успешное профессиональное самоопределение студентов предполагает необходимость формирования активной жизненной позиции будущих специалистов, которая, в свою очередь, должна формироваться активными методами обучения.
2. Эффективность использования активных методов обучения обеспечивается системностью и гибкостью их использования.
3. Специфика высшего профессионального образования позволяет наиболее полно и вариативно применять современные педагогические технологии, в том числе и разнообразные активные методы обучения.
4. Создание открытой и развивающей педагогической среды является продуктивной основой для успешного профессионального самоопределения студентов.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.