«Анализ педагогического опыта по проблеме формирования и развития познавательных способностей у младших школьников на уроках русского языка»
Турова Светлана Александровна,
студентка Нижнетагильского Педагогического колледжа № 1, 303 группы, по специальности «Преподавание в начальных классах», города Нижний Тагил.
Аннотация: Статья посвящена вопросам формирования и развития познавательных способностей у младших школьников на уроках русского языка. В материале осуществляется анализ публикаций педагогов в периодических изданиях научно-методических журналов по заданной проблеме. На основании полученных данных было выявлено, что использование практических заданий способствует формированию и развитию познавательных способностей у учащихся начальных классов.
Ключевые слова: познавательные способности, анализ, статьи, учитель начальных классов, формирование, развитие.
Данная тема очень актуальна в настоящее время, так как познавательные способности, а именно внимание, память, мышление, речь, воображение способствуют формированию и развитию любознательности, пытливости ума, терпения.
Цель статьи заключается в том, что каждый современный учитель начальных классов должен использовать разнообразные приемы, методы, формы обучения на уроках русского языка, так как именно они формируют и развивают познавательные способности у младших школьников.
Задачами статьи являются:
во- первых, представить инновационный опыт педагогов начальных классов по обозначенной проблеме;
во- вторых, назвать и описать в подробной форме каждый прием, форму, метод работы, который учитель начальных классов использовал на уроках русского языка.
В связи с актуальностью темы нами был проанализирован педагогический опыт по выявлению и формированию познавательных способностей у младших школьников. Основанием для анализа послужили публикации статей в периодических изданиях научно-методических журналов.
В статье «Развитие познавательной деятельности на уроках русского языка», автором которой является И.В. Кузьмина, являющейся учителем-методистом школы № 20, были описаны способы выявления познавательных способностей у младших школьников при помощи собственных отработанных методик. И.В. Кузьмина считает, что учитель начальной школы обязан научить детей учиться, сохранять и развивать познавательную потребность всех обучающихся, обеспечивать познавательные средства, необходимые для освоения основ наук. И также она думает, что познавательная деятельность развивает логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживает интерес к обучению.
И.В.Кузьмина на уроках обучения грамоте использует дидактические игры и игровые моменты. Данные дидактические игры и игровые приемы ей удалось реализовать на разных этапах урока русского языка.
1. При звуковом анализе слов на русском языке, при орфографической работе была применена игра «Вертолина». К доске выходит ученик, вращает круг, какая буква выпадет в сектор, на эту букву составляется слово и производится звуковой анализ слова, то есть необходимо правильно прочитать и написать слово, определить проверяемая или нет орфограмма, ударная или безударная, гласная или согласная, найти проверочное слово. При использовании данной игры, а именно при подробном анализе слова у учащихся будут развиваться память, мышление.
2. Кузьмина И. В. на уроках русского языка использует игру «Игра во фразу». Из полученного от учителя слова каждый ряд должен по цепочке записать по одному слову так, чтобы получилось предложение. Предложение зачитывается вслух, производится смысловой и орфографический анализ предложения и слов. Благодаря данной игре у учащихся формируется понимание последовательности слов в предложении, то есть развивается мышление, развивается речь, в особенности при построении грамотного и правильного предложения, а также развивается память, особенно при запоминании цепочки, состоящей из множества слов.
3. На уроках русского языка по теме «Предложение» учащимся необходимо было прочитать полученные вырезки из газет и составить из них словосочетания, предложения, что развивает и формирует внимание, мышление, речь. Возможны варианты другой работы: прочитать вырезки статьи и подобрать имена существительные определенного рода, числа, падежа. В данном задании у учащихся формируются и развиваются мышление, память, речь.
Таким образом, учитель начальных классов И.В. Кузьмина использует различные дидактические игры, схемы, таблицы и т.п., что, безусловно, способствует активному формированию и развитию познавательных процессов.
В статье «Развитие познавательного интереса, мышления и речи на уроках чтения, русского языка, риторики» Н.Д. Шевченко, являющаяся учителем Новокиевской средней школы Новоаннинского района Волгоградской области, предложила статью по проблеме выявления познавательных способностей у младших школьников.
Н.Д. Шевченко в своей статье остановилась на некоторых моментах развития познавательного интереса, мышления и речи учащихся на уроках русского языка. Планируя работу по этим предметам, были продуманы средства, приемы, методы, которые должны были активизировать мыслительную деятельность, развивать творческое воображение, устную, письменную речь.
Из методов развития познавательных способностей у учащихся в учебно-воспитательном процессе были выделены: мозговой штурм, морфологический анализ, метод фантограмм.
Фантограмма - новое словообразование, которое связано с понятиями «фантазия», «фантастика», что значит способность воображать, представлять, мыслить. Использование данного метода позволяет поддерживать познавательный интерес, развивать творческое воображение, обогащать их словарный запас.
Темы фантограмм, которые предлагались учащимся:
«Что было бы, если бы ручка подсказывала?», «Что было бы, если бы девочка играла на ветках с яблоками?», «Что было бы, если бы машина летала?». Учащиеся, используя свою фантазию, воображение, мышление пишут самостоятельно сочинение, соблюдая все орфограммы, написание всех ударных, безударных.
Также учитель в своей работе уделяет внимание риторическому анализу устных и письменных текстов, риторическим задачам, играм. Почти на каждом занятии проводит речевые, ортологические разминки, практикует проведение неподготовленных диалогов, монологов, что развивает спонтанную речь, то есть развивается правильная и грамотная речь.
Монолог - развернутое высказывание одного человека. Чем дольше говорит ученик на заданную тему без помощи учителя, тем лучше. Этот навык вырабатывается через ролевые, деловые игры. Темы монологов: «Саша ушел с уроков», «В столовой», «В походе»
Диалог - развернутое высказывание 2 человек. Он тоже развивает речь. Темы диалогов: «На репетиции» Темы монологов: «Я люблю осень».
Учитель подводит итог всему сказанному: «В основе успешного усвоения знаний лежат познавательные способности. Поэтому необходимо умело сочетать приемы, методы, формы работы, чтобы заинтересовать учащихся новой деятельностью, вызвать положительную мотивацию обучения».
В статье «Развитие познавательного интереса на уроках русского языка», И.В. Захарова, учитель высшей категории средней школы № 12, высказывает мнение, что на каждом уроке она стремится организовывать работу так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика. Для этого она использовала нетрадиционные формы, позволяющие развивать познавательный интерес к предмету, устранить пробелы в знаниях. Предложенный материал вносит в урок разнообразие, развивает интерес к предмету.
И.В. Захарова использует перфокарты на уроках русского языка, представляющие из себя сочетания жи-ши, ча-ща, оло-оро и другие сочетания слогов, с помощью которых учащихся быстрее запоминают правильное написание слов.
Первая перфокарта: «Наряди елочку», где необходимо в каждом слове написать гласную или согласную букву, глухую или звонкую букву, проверяемую или непроверяемую букву. С помощью данной перфокарты можно проводить проверку на правописание представленных групп орфограмм, также проводить распределительные диктанты. В результате при систематическом выполнении данных заданий у обучающихся будет развиваться внимание, память и мышление.
Вторая перфокарта «Корабль», где нужно с помощью сочетаний –оро -оло составить ряд слов на данную орфограмму.
И.В. Захарова использует в своей профессиональной деятельности морфемный анализ с помощью перфокарт. С помощью этого занимательного, раздаточного материала дети узнают, как устроены слова, расширяют словарный запас, свой кругозор. Перфокарта представляет собой один слог слова, а вокруг другие слоги. Учащимся необходимо, поразмышляв, соединить один слог в центре со слогами, находящимися за пределами этого слога. При выполнении данного упражнения у каждого учащегося развивается и формируется мышление, воображение.
В статье «Развитие познавательных способностей младших школьников с помощью интеллект-карт» свой педагогический опыт предложила Е.Н. Башкирова, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии младшего школьника, институт детства Московского педагогического государственного университета.
Е. Н. Башкирова утверждает: «Если процесс постижения нового сопровождается повышением сложности интеллектуальной деятельности на фоне положительных эмоций, то происходит развитие способностей. И поддержать познавательный интерес помогает технология интеллект-карта(карта «разума»)».
Оригинальное название интеллект- карт mind maps-рисунок с центральным образом (темой, проблемой, целью), от которого в разные стороны отходят ветви-ассоциации, пути решения этой проблемы, подразделы темы. Карту рисуют с центра, помещая в середине образ-ассоциацию. От центра нужно провести несколько линий, на которых будут основные темы, разделы. От первичных используются вторичные ветвления. Рядом с этими ветвлениями необходимо записывать ключевые слова, стремиться к краткости, использовать разные шрифты, цвета, иллюстрации по заданной теме. Ученики получают задание, где необходимо заполнить пустую интеллект-карту по пройденному материалу по русскому языку.
Высшим уровнем освоения технологии учениками является создание собственной разветвленной карты по определенному тексту и выступление. Материал может стать надежным помощником при подготовке к устному сообщению на уроке.
Интеллект- карты помогают понимать и запоминать информацию, классифицировать, делать выводы, придумывать новое. Интеллект- карты могут использоваться как средство повышения эффективности памяти, развития творческого мышления, познавательных способностей.
Таким образом, в данной статье был проанализирован педагогический опыт учителей начальных классов по проблеме формирования и развития познавательных способностей младших школьников на уроках русского языка. Каждый учитель использовал различные методы, формы, приемы работы, способствующие эффективному формированию познавательных способностей у обучающихся.
Библиографический список
1.Башкирова Е.Н. Развитие познавательных способностей младших школьников с помощью интеллект- карт// Е.Н. Башкирова//Начальная школа.-2018.-№5-С. 18-20.
2.Захарова И.В Развитие познавательного интереса на уроках русского языка/ И.В. Захарова//Школа .-2002.-№1-С.67-69.
3.Шевченко И.Д. Развитие познавательного интереса, мышления и речи на уроках чтения, русского языка, риторики// И.Д. Шевченко//Начальная школа.-1998.-№4-С. 73-78.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.