Научная статья на тему "Авторитарный стиль педагогического общения как основная форма угнетения личности ребёнка"
Оценка 4.9

Научная статья на тему "Авторитарный стиль педагогического общения как основная форма угнетения личности ребёнка"

Оценка 4.9
Научные работы
docx
23.12.2021
Научная статья на тему "Авторитарный стиль педагогического общения как основная форма угнетения личности ребёнка"
статья (1).docx

ISSN 1512-1801

УДК 37.013+37.015.3+37.032

 

АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА УГНЕТЕНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА

 

Калугин Иван Андреевич

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского

410012, РФ, г. Саратов, ул. Астраханская, 83 e-mail: kaluginivan@list.ru

 

Аннотация.

В данной статье затрагивается тема нецелесообразности и неэффективности применения авторитарного стиля педагогического общения в соответствии с личностно-развивающей стратегией современного стандарта образования, рассматривается его тлетворное влияние на личность и здоровье учащихся. Актуальность написания данной работы обусловлена тем, что в современной системе образования большую часть педагогов до сих пор составляют приверженцы авторитарного стиля общения. Целью данного научного исследования является доказательство недопустимости применения авторитарного стиля педагогического общения. Также в статье анализируются особенности и принципиальные отличия (вплоть до взаимоисключаемости контрадикторности) концепции авторитарного стиля педагогического общения и концепции действующего государственного стандарта (ФГОС) общего образования РФ, методологической основой которой является системно- деятельностный подход, приводится универсальная классификация стилей педагогического общения (К. Левина), анализируются и сравниваются коммуникационные конструкции педагогического взаимодействия при традиционном, системно-деятельностном подходе и авторитарном стиле педагогического общения.

 

Ключевые слова: Авторитарный стиль педагогического общения, системно- деятельностный подход, взаимодействие, педагог, образование, личность, личностное развитие.

 

В методологической основе современных стандартов российского образования лежит не традиционный (как было некогда ранее), а системно-деятельностный подход. Данное понятие было введено в 1985 году, в основу которого легла личность ученика, её развитие, формирование гражданской идентичности, а также возможность формирования ценностных ориентиров. Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. «Быть субъектом» значит быть ответственным за свою деятельность, т.е. обнаруживать себя как «causa sui»: возможность назначать себе цели, решать задачи, нести ответственность за результат. Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности. Успешность развития личности обучающегося зависит от благополучия психологической обстановки. А одним из важнейших оснований данного благополучия является правильно выбранный стиль педагогического общения.

У каждого педагога с опытом преподавания формируется своя «индивидуальная, целостная система приёмов и способов взаимодействия с учениками и их родителями, а также коллегами, отражающая характер отношений на основе социально-психологических особенностей субъектов коммуникационного процесса» (данное определение «стиля педагогического общения» было введено автором статьи), и каждая из этих систем уникальна, реализуется по-своему специфично и, соответственно, даёт определённый


ISSN 1512-1801

результат. В системе школьного обучения стиль общения оказывает влияние не только на отношение учащихся к учителю и учебному предмету, но и на атмосферу эмоционального благополучия в коллективе, результативность учебно-воспитательной работы, в ходе которой учителем стимулируется или, наоборот, сдерживается личностное развитие детей. Младший школьный возраст является важнейшим этапом становления личности ребёнка. Именно этот возрастной период характеризуется повышенной чувствительностью (сензитивностью). Модель общения «учитель – ребёнок» становится центральной в жизни ребёнка, учитель становится для ребёнка ключевой фигурой, от которой зависит психическое состояние не только в классе, школе, его влияние распространяется также и на взаимоотношения в семье. Крайне важно отметить, что личность учителя, его состояние полностью отражаются на поведении, состоянии, личностных проявлениях учащихся не только на момент обучения в школе, но и в последующие годы. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, насколько важным является стиль педагогического общения, роль которого, в свою очередь, является основополагающей в воспитании и формировании личности учащегося.

В психолого-педагогическом мире существует множество различных классификаций стилей педагогического общения. Наиболее универсальная и ставшая традиционной классификация стилей общения была разработана немецким психологом Куртом Левиным в 1930 г. К. Левин выделил три стиля: авторитарный, демократический и либеральный. Фактически в описании данных стилей подразумевается даже не столько стиль общения педагога, сколько тактика всей его педагогической деятельности.

Стиль педагога подчёркивает не только индивидуальность учителя, он создаёт особый эмоционально-психологический климат во взаимодействии учителя с учащимися, определенным образом влияя на личность каждого из учащихся, их здоровье. На стиль педагогического общения оказывают влияние множественные факторы, но преимущественно индивидуальные особенности учителя: тип нервной системы учителя, темперамент, моторика, тип восприятия, развитие речи и др.

Я думаю, что не следует объяснять, что в реальной педагогической практике учитель чаще всего использует смешанные стили общения, и выбор конкретного стиля зависит от ситуации и индивидуальных характеристик субъектов общения. Педагог не может абсолютно отказаться от использования некоторых частных приёмов того же, например, авторитарного стиля общения. Так, например, в классах с низким уровнем социально- психологического и личностного развития авторитарный стиль общения является довольно эффективным. Но и в данном случае недопустимо, чтобы педагог был ориентирован на авторитарный стиль общения, он обязан реализовать личностно-развивающую стратегию, согласно современному стандарту образования. Но если, всё-таки, основную часть приёмов педагога при общении составляют диктат, приказы, тотальный контроль, замечания, угрозы, негативизм, неуважительное отношение к учащемуся, то такого педагога смело можно назвать авторитарным.

В современной системе образования большую часть педагогов до сих пор составляют приверженцы авторитарного стиля общения. Так, например, по результатам некоторого эмпирического исследования [1] 42% педагогов начальной школы склонны к авторитарному стилю общения, 26% - к либеральному, 32% - к демократическому.

Далее речь пойдёт именно о таких авторитарных педагогах, где я более подробно хотел бы рассмотреть и проанализировать авторитарный стиль педагогического общения с его недостатками и отрицательными проявлениями.

Вся коммуникационная конструкция авторитарного педагога выстроена по системе субъект-объектных отношений (как и при традиционном подходе). Такой педагог достаточно строг, зачастую подавляет инициативу учащихся и любые формы ее проявления, отдаёт четкие приказы и требует их беспрекословного выполнения.

Для авторитарного стиля характерными чертами являются чрезмерная опека и навязывание определенных действий и способов поведения – как в целом в школьной жизни,


ISSN 1512-1801

так и в учебе. При авторитарном стиле педагог выступает как транслятор правильных образцов поведения, как человек, знающий лучший способ действий, а ученики – как те, кому надо привить этот способ. Это может быть актуально и для других стилей педагогического взаимодействия, но в авторитарном стиле от учеников требуется безусловное подчинение, выражение своего мнения часто пресекается, а отклонения от образца жестко порицаются. В данном случае инициатива и самостоятельность учеников как минимум не поощряется, что с течением времени приводит к повышению пассивности детей, а иногда и к пассивной агрессии [2, 3].

Непонимание детей, их неадекватное оценивание также присущи авторитарному стилю педагогического общения. Методы наказания у такого учителя - замечание, угроза; негативные оценочные суждения у такого учителя значительно преобладают над позитивными, что можно объяснить отсутствием учета индивидуальных особенностей учеников.

Результатом взаимодействия такого учителя с учениками является созданная атмосфера нервозности, которая, по меньшей мере, снижает познавательную активность учащихся; ведет к конфликтности, неприязни, враждебности в отношениях между учителем и учениками. Низкий уровень доброжелательности по отношению к неуспевающим сверстникам, более медлительным детям и сосредоточенность на их ошибках (негативизм) приводит к тому, что робкие, стеснительные, нерешительные дети, с ослабленным здоровьем, с низким уровнем умений и навыков ощущают дискомфорт, испытывают беспокойство, нервозность как в классе, так и во всей школе.

В результате чего часто у медлительных детей появляется реакция отказа посещать школу, нарушается коммуникация между медлительным учащимся и педагогом. Все это может привести медлительного ребенка к школьной дезадаптации [4].

Поведение ребенка в классе у такого педагога защитное, он пытается подстраиваться. Мотивы такого ученика в данных условиях обучения - желание угодить, сокрыть свои

«огрехи», страх, неприязнь, ненависть, агрессия к учителю.

Авторитарный стиль включает единоличное принятие решений педагогом в вопросе решения задач, достижения целей класса. При этом нередко эти цели ставит сам педагог, несмотря на мнение учеников. Таким образом, дети оказываются вовлечены в деятельность, которая им часто неинтересна, навязана извне, но они не могут от нее отказаться. Манера общения педагога при этом затрагивает и каждого отдельного ученика, и весь коллектив детей. Одним из последствий авторитарного стиля является ухудшение психологического климата в коллективе - дискомфорт и напряжение каждого учащегося вносят вклад в общее настроение класса [5].

Внешне деятельность авторитарных педагогов (успеваемость учащихся, дисциплина на уроке и т. п.) выглядит, довольно-таки, благополучной, но, взглянув изнутри, можно сразу сделать вывод о неблагополучной социально-психологической атмосфере в таком классе.

Стили педагогического взаимодействия можно оценивать по разным параметрам, например, по особенностям вербальной коммуникации. Она может быть симметричной и асимметричной.

Коммуникативная симметрия подразумевает равенство возможностей участников коммуникативного акта (действия) в плане передачи сообщения и предоставления обратной связи. Симметричная коммуникация характеризуется аналогией в позициях (лидер и лидер). Асимметричная коммуникация сталкивает противоположности (генератор идей и их критик). Именно педагог задает симметричность – асимметричность учебной коммуникации. Явление психологического нажима, духовной экспансии, информационного давления смещает доминанту коммуникации в сторону отправителя (асимметрия). Полная подстройка под уровень и потребности получателя также создает асимметрию. В комплементарных взаимоотношениях участники своими действиями и позицией дополняют друг друга. Например, если один участник занимает ведущую позицию в коммуникации, то другой органично подстраивается и дополняет его. Взаимоотношения между участниками


ISSN 1512-1801

поддерживаются тем, что дополняющие типы поведения нуждаются друг в друге для их дальнейшего развития. Замысел речи учителя можно полностью связать с позицией ученика, его запросами и особенностями, а можно ориентироваться лишь на собственное желание выговориться или необходимость транслировать программный текст. В одном случае строить сообщение следует в зависимости от того, каковы психологический тип человека, его возраст, пол, уровень его интеллектуального развития, каковы его психологическое состояние и состояние здоровья в эту минуту. В другом случае педагог будет заботиться только о реализации собственной логики, не обращая внимания на готовность слушателей ее воспринимать.

В зависимости от количества взаимодействующих субъектов педагогическая коммуникация приобретает различный характер: монологический преобладают коммуникативные действия и высказывания субъекта организатора действий на фоне слушания других субъектов участников общения; диалогический субъекты коммуникации взаимно активны; полилогический – свободно коммуницирует множество активных участников; внутренний (мысленный) диалог – адресат и отправитель сообщения являются одним лицом.

Для авторитарного стиля характерна асимметрия в коммуникации, так как здесь инициатива ученика подавляется, и педагог берет ведущую, доминирующую роль в коммуникации. Обратная связь от учеников не запрашивается, или запрашивается формально, что связано с отсутствием стремления к пониманию учеников. Педагог чаще использует императивные (повелительные) выражения, а на невербальном уровне могут преобладать жесты и мимика, отражающие доминирующую позицию. Нередко процесс коммуникации строится в форме монолога педагога. Попытки вступить в диалог или формирование полилога чаще всего подавляется, иногда может вызвать агрессию у педагога. Как уже было отмечено выше, такая ситуация снижает самостоятельность и активность учеников, полностью подчиняющихся учителю [6].

Следствием такого стиля взаимодействия является снижение интереса к учебе, механистический, формальный подход к обучению и выполнению заданий, ориентация не на познание, а на избегание негативных оценок и эмоций со стороны педагога. Таким образом, мотивация обучения меняется с мотивации достижения на мотивацию избегания.

Н.В. Елфимова отмечает, что под влиянием авторитарного стиля педагогического взаимодействия у ребенка могут формироваться неврозы, в частности школьный невроз – состояние, вызванное психологическим и эмоциональным напряжением и дискомфортом, которое может проявляться в навязчивых действиях, эмоциональной неустойчивости и страхах. Под влиянием авторитарного педагога у ребенка могут формироваться страхи, которых ранее не было, и они в первую очередь бывают связаны со школой – сильный страх опоздания, получения плохой оценки или ошибки, страх самого учителя. Также страхи могут проявляться в других сферах жизни, «смещаясь» со школы и педагога. В целом для страхов характерно сочетание с повышенной тревожностью, скованностью в школе, заторможенностью. Поведение из-за стресса вследствие авторитарного стиля может быть как более тихим, зажатым, так и агрессивным (выражение протеста) [7].

Одной из негативных черт авторитарного стиля является также снижение рефлексии своего поведения со стороны педагога, ослабление самоконтроля и критичной оценки своих действий. Это негативно влияет на учеников и в целом на образовательный процесс. Эффективность обучения снижается, у учеников формируется нестабильная и неадекватная самооценка, могут развиться различные невротические состояния, повышенные требования к себе и окружающим, формируется культ силы [5]. У ребенка парализуется воля, возникает нежелание идти в школу, могут развиться дидактогении, ятрогении. Дидактогения может проявиться в особенностях личностного контакта (неуважительное отношение к ученику, студенту, подавление его инициативы, прилюдное вышучивание его ответов) и в том, как преподносятся знания (подчеркивание отрицательных моментов того или иного явления, с


ISSN 1512-1801

которым может столкнуться в своей жизни ученик, утверждение о недоступности для него изучаемого материала и т. д.) [8].

Основываясь на приведенных выше характеристиках коммуникации, рассмотрим также системно-деятельностный подход в педагогическом общении. Ключевым в системно- деятельностном подходе является развитие личности учащихся в процессе работы, формирование у них активности, творческого подхода в деятельности. Одной из важнейших задач данного подхода является переход от простой передачи знаний к способности самостоятельно получать эти знания тем или иным способом [9]. Для достижения целей системно-деятельностного подхода в общении должен преобладать полилогический и диалогический характер коммуникации, однако также не исключается монолог (но здесь его доля меньше, чем при авторитарном стиле). Взаимодействие более симметричное, чем при авторитарном стиле. Вместе с тем, не всегда возможно добиться полной симметрии в общении, но она здесь более очевидна и преобладает большую часть времени. Для системно- деятельностного подхода более свойственно запрашивание обратной связи от учеников. Все это позволяет участникам коммуникативного процесса (и педагогу, и ученикам) чувствовать себя на равных, более уверенно себя проявлять, не бояться инициативности. Отсутствие строгих четких рамок действия и навязанных извне целей позволяет проявлять творческую активность, повышает интерес к учебе и ее эффективность [6].

На основе этого мы видим, что авторитарный стиль не позволяет решать задачи в рамках системно-деятельностного подхода, так как при таком стиле взаимодействия педагога и учеников подавляется инициатива и активность последних, снижается интерес к учебе, так как со стороны педагога происходит прямая передача информации, необходимой к запоминанию, а творческий подход к изучению предмета не поддерживается.

Вместе с тем, авторитарный стиль коммуникации больше соответствует подходу в обучении, преобладавшему ранее, до введения системно-деятельностного подхода. Это – традиционный подход в обучении. Он был ориентирован на передачу знаний от учителя к учащимся, сообщение какой-либо информации, готовых способов действий, которые должны быть усвоены учениками и далее воспроизведены в собственной деятельности. Инициатива в данном подходе зачастую не поощрялась, так как только педагог являлся носителем необходимых знаний и умений. В традиционном подходе ярко выражено планирование занятий, переход от одной темы к одной, объем и содержание информации, необходимой к разбору на каждом уроке. Так как информация заранее конкретно определена, нет необходимости в творческой активности обучающихся и самостоятельной организации деятельности для получения знаний. Наоборот, это воспринимается как помеха обучению, так как урок и учебный семестр или год четко регламентированы по содержанию, и отступление от плана нежелательно. Для данного подхода более подходящим видится именно авторитарный стиль общения, так как учитель здесь единолично передает информацию и четко указывает необходимые действия для достижения поставленных целей [6]. Вместе с тем, в рамках традиционной модели можно применять и другие стили педагогического взаимодействия (например, демократический), однако иногда это может приводить к нарушению плана по объему или скорости передачи ученикам информации.

Авторитарный стиль, которым пользуется педагог, не только неэффективен в осуществлении цели системно-деятельностного подхода и достижения необходимого результата, а также он обладает рядом побочных воздействий на учеников, начиная с дидактогении и заканчивая неврозами и расстройствами психики, но и абсолютно идёт наперекор самой сути, лежащей в основании ныне принятого системно-деятельностного подхода: авторитарный стиль не способствует благоприятному развитию личности ребёнка. Кроме негативного влияния на личность ученика, данный стиль также препятствует познавательному развитию учащегося, так как приводит к снижению интереса к учебе, снижению инициативности и самостоятельности, формированию подчиненности и мотивации, основанной на страхе и избегании наказания. Данный стиль педагогического общения должен был отмереть, кануть в прошлое вместе с традиционным подходом (где


ISSN 1512-1801

роли личности ученика не было отведено вообще никакого места), согласно которому ученик являлся объектом педагогической деятельности, которому нужно было передать определенное количество знаний, а учитель, в свою очередь, был ведущим – передатчиком образца эталонных знаний и умений, осуществляющим контроль учебной деятельности детей, и в результате из учащегося мы получали индивида, способного к примитивной исполнительской деятельности. При таком подходе авторитаризм иногда был уместен и оправдан (учитывая, что личности ученика, её развитию, не говоря уж о возможном причинении ей ущерба, не было отведено ни доли внимания).

Сейчас же при деятельностном подходе ученик рассматривается исключительно как субъект учебного процесса. Уровень взаимодействия учителя с учеником был поднят до сотрудничества (партнерства), при этом сам учитель и его личность, безусловно, выступает для учеников моделью поведения. Партнерство и авторитаризм априори две несовместимые вещи. И результатом данного взаимодействия должна стать развитая личность (без какого-либо ущерба по отношению к учащемуся), способная к самостоятельной познавательно-творческой деятельности, что маловероятно, как я считаю, используя авторитарный стиль педагогического общения.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что в современной системе образования авторитаризму места нет, его применение противоречит принципам, прописанным в законодательстве (ФГОС), выполнение которых строго обязательно. Повторюсь, что во главу современного ФГОС поставлен системно-деятельностный подход, который исключает использование авторитарного режима, т.к. это противоречит его положениям.

 

Список цитированной литературы:

1.             Гусева, Ю. Е. Личность педагога и психологический климат в коллективе / Ю. Е. Гусева, К. М. Николаева // Научно-теоретический журнал "Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров". 2020. — № 1 (42). — С. 58-70.

2.             Осолодкова, Е. В. Влияние стиля педагогического общения на здоровье и развитие младших школьников в процессе учебной деятельности / Е. В. Осолодкова // Инновационная наука. — 2017. — № 4. С. 125-126.

3.             Сысоева, Е. Ю. Коммуникативная культура преподавателя вуза: учебное пособие / Е. Ю. Сысоева. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2014. 144 с.

4.             Веретенникова, Л. К. Коммуникативные стратегии в педагогическом взаимодействии в образовательном процессе / Л. К. Веретенникова, Г. М. Выгонская // Наука и школа. — 2018. — № 1. — С. 145-150.

5.             Подлиняев, О. Л. Стиль педагогического общения. Его влияние на психологическое благополучие школьников / О. Л. Подлиняев, С. Е. Иванов // Проблемы педагогики. — 2018. — № 3 (35). — С. 20-22.

6.             Подлиняев, О. Л. Стили педагогического общения и их психологическая природа / Подлиняев О. Л. // Педагогический имидж. — 2016. — № 3 (32). — С. 134-142.

7.             Елфимова, Н. В. Причины школьных неврозов и их проявления / Н. В. Елфимова // Альманах современной науки и образования. — 2010. 3-1. — С. 151-153.

8.             Платонов, К. К. Краткий словарь системы психологических понятий: учебное пособие / К. К. Платонов. — М.: Высшая школа, 1984. — 174 с.

9.             Жданко, Т. А. Системно-деятельностный подход: сущностная характеристика и принципы реализации / Т. А. Жданко // Научно-педагогический журнал Восточной Сибири «Magister dixit» — 2012. — №4.

 


Article received 2021-08-17


 

Скачано с www.znanio.ru

ISSN 1512-1801 УДК 37.013+37

ISSN 1512-1801 УДК 37.013+37

ISSN 1512-1801 результат. В системе школьного обучения стиль общения оказывает влияние не только на отношение учащихся к учителю и учебному предмету, но и на атмосферу…

ISSN 1512-1801 результат. В системе школьного обучения стиль общения оказывает влияние не только на отношение учащихся к учителю и учебному предмету, но и на атмосферу…

ISSN 1512-1801 так и в учебе

ISSN 1512-1801 так и в учебе

ISSN 1512-1801 поддерживаются тем, что дополняющие типы поведения нуждаются друг в друге для их дальнейшего развития

ISSN 1512-1801 поддерживаются тем, что дополняющие типы поведения нуждаются друг в друге для их дальнейшего развития

ISSN 1512-1801 которым может столкнуться в своей жизни ученик, утверждение о недоступности для него изучаемого материала и т

ISSN 1512-1801 которым может столкнуться в своей жизни ученик, утверждение о недоступности для него изучаемого материала и т

ISSN 1512-1801 роли личности ученика не было отведено вообще никакого места), согласно которому ученик являлся объектом педагогической деятельности, которому нужно было передать определенное количество знаний,…

ISSN 1512-1801 роли личности ученика не было отведено вообще никакого места), согласно которому ученик являлся объектом педагогической деятельности, которому нужно было передать определенное количество знаний,…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.12.2021