Условия для развития коммуникативно-речевых навыков через познавательную и творческую деятельность.
Олейникова Е.И.
Учитель начальных классов, КГУ «Гимназия №2 отдела образования города Рудного» Управления образования акимата Костанайской области.
Речь человека – это показатель его мышления, интеллекта и культуры, средство коммуникации. Чем речь точнее, образнее выражает мысль, тем значительнее человек как личность.
Одной из актуальных задач перед современной школой является повышение речевой культуры школьников.
Задача начальной школы – формирование речевых навыков учащихся, развитие их мышления, познавательных способностей. Умение учащихся сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формирующиеся в процессе овладения знаниями через речевую деятельность.
Одной из актуальных и отвечающих современным требованиям проблем становится поиск способов и приемов развития речевой деятельности у детей. Важно создавать условия для хорошей речевой деятельности.
Поэтому, мне кажется, одним из методов, позволяющих добиться положительных результатов по данной теме – это технология критического мышления.
Её применение оживляет урок, делает более эмоциональным и увлекательным. Одновременно развиваются память (слуховая, зрительная), мышление, речь, восприятие, внимание. Все это способствует удовлетворению потребностей личности в уважении, самоуважении, общении, игре и творчестве.
Использование данной технологии наиболее актуально на уроках грамоты в первом классе, где в процессе выполнения заданий, учащиеся могут развивать как устную, так и письменную речь.
Большую методическую помощь в этой работе предоставили авторы нового учебника «Букварь» для учащихся первых классов, где цветное оформление, содержание – все соответствует возрастным особенностям. Система заданий лаконичная, сопровождается красочными иллюстрациями с сохранением казахских национально-культурных ценностей. Все иллюстрации актуальны, понятны детям. Развитие функциональной грамотности на уроках непосредственно связаны с современной жизнью. Все задания направлены не только на умение читать и писать, но и дают большие возможности учителю развивать читательские умения, творческое и критическое мышление.
Для достижения целей развития функциональной грамотности, учитель должен проводить тщательный отбор и разработку заданий, которые положительно влияют на развитие речи учащихся.
На первоначальном этапе мы работаем над развитием связной речи у детей. Для определения уровня этого вида речи можно использовать задания:
- расставить картинки в нужной последовательности;
- озаглавить и придумать рассказ по данным картинкам.
Не секрет, что есть дети с высоким уровнем обучаемости. Многие во время букварного периода уже умеют читать, пересказывать. Таким детям можно предложить задание:
- составить текст по опорным словам.
Тема опорных слов и картинки должны перекликаться с темой урока и основными её целями. На каждом этапе важно учитывать возрастные особенности детей.
Для более четкой и ясной картины уровня развития связной речи учащихся необходимо вести мониторинг данных заданий и исходя из этого можно усложнять задачи для поднятия уровня связной речи усложнением и увеличением заданий по объемам.
Хочется акцентировать внимание на том, что эта работа принесет положительный результат только при систематическом выполнении заданий. Эта же система позволяет формировать у учащихся коммуникативные умения, которые позволят грамотно составлять не только письменные, но и устные высказывания на определенную тему, умело работать со справочной литературой, Интернет-ресурсами и творчески мыслить.
В своей практике, на протяжении многих лет, я использую с первого класса «Познавательные пятиминутки». Начинаю этот вид работы на уроках естествознания и познания мира, где дети готовят интересные выступления либо по теме урока, либо что-то новое и интересное за неделю и чем бы хотели поделиться с одноклассниками. Это могут быть рассказы о животных, птицах, космосе и т.п. по картинкам, а в дальнейшем они смогут готовить мини-презентации, макеты, на уроках литературного чтения предлагать кластеры для ознакомления с биографией того или иного писателя. Эти же умения помогают развитию коммуникативно-речевых навыков и на уроках английского и казахского языка.
Познавательная и творческая деятельность на уроках грамоты поможет учащимся в совершенствовании речевых навыков, быть успешными, самостоятельными и творческими. Это и есть главная задача учителя.
Список использованной литературы:
1. Методическое руководство.
Аймагамбетова М.М., Богатырева Е.В., Бучина Р.А., Регель Н.В., Труханова О. И. (АЛМАТЫКIТАП БАСПАСЫ, 2021 г)
2. Букварь, пропись для учащихся
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.