Научная статья на тему: "Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с помощью метода арт-терапии." В данной статье рассказывается, о том, что такое арт-терапия, о возможности применения данного направления в работе педагога-психолога дошкольного учреждения, а также о значимости развития коммуникативных навыков и своевременной коррекции эмоционально-поведенческих нарушений.
РАЗВИТИЕ
КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ
У
ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
С ПОМОЩЬЮ
МЕТОДА АРТТЕРАПИИ.
ШЕЛУХИНА А.В. 1К.К.
Динамичность социокультурного пространства требует от
современного человека действия гибких адаптивных механизмов,
формирование и развитие которых начинается уже в дошкольном детстве.
Одним из таких механизмов является способность к коммуникации.
Обладание коммуникативными навыками позволяет ребёнку
конструктивно организовывать межличностное взаимодействие с другими
участниками и находить адекватные решения коммуникативных задач,
оно ставит его в позицию активного партнёра и, как следствие, позволяет
«найти себя» в коллективе сверстников.
Проблемы развития коммуникации приобретают особую актуальность
в старшем дошкольном возрасте, так как именно этот период признан
отечественными психологами и педагогами (Н.Н. Поддъяковым, В.С.
Мухиной, Л.А. Венгером и другими) как сенситивный, то есть
«максимально чувствительный и обладающий благоприятными условиями
для формирования определённой способности или типа деятельности
организма» [6]. Сенситивность при этом предполагает «развитие
качественной составляющей способностей детей»[6].
Успешность ребенка в общении со сверстниками важный фактор его
социализации, который оказывает влияние на развитие личности, на
успешность обучения и на психологическое здоровье в целом. Одним из
показателей полноценного и правильного развития дошкольника является
умение взаимодействовать со сверстниками.Нельзя оставить без внимания и один из основных в дошкольном
свидетельствующих
образовании
нормативных
документов,
о значимости развития коммуникативной сферы дошкольников и,
главное, возможности этого развития. Социальнокоммуникативное
развитие детей является одним из ведущих целевых ориентиров,
установленных ФГОС ДО. Так,
Федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного образования приписывает
выпускнику детского сада следующие «возможные социальнонормативные
возрастные характеристики в области социальнокоммуникативного
развития:
ребёнок способен проявить инициативу и самостоятельность в
разных видах деятельности, в том числе и общении;
он любознателен, задаёт вопросы взрослым и сверстникам,
интересуется причинноследственными связями [8].
В условиях формирования современного общества перед педагогами
стоит задача создания адекватных условий воспитания и обучения каждому
ребенку. Дети являются особой категорией, в работе с которыми очень
важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы. Одной из
таких форм является арттерапия. Основой арттерапии выступает
художественная практика, поскольку в ходе арттерапевтических занятий
клиенты вовлекаются в изобразительную деятельность.
Актуальность обращения к заявленной теме, обусловлена
недостаточностью разработки проблемы развития и коррекции
эмоциональноповеденческих нарушений детей дошкольного возраста в
теории и практике отечественной дошкольной психологии и педагогике, а
также большой социальной педагогической значимостью изучаемой
проблемы, так как в последнее время появляется все больше детейдошкольного возраста с эмоцональноповеденческими нарушениями, что в
свою очередь затрудняет общение ребенка с окружающими, отрицательно
влияет на формирование познавательной деятельности и в дальнейшем
служит препятствием при овладении школьной программы.
В подобной обстановке необходимо сохранение психического здоровья
ребенка путем создания комфортных условий для творческого
самовыражения и развития личности.
Причиной направления детей на арттерапию служат результаты
диагностики и наблюдений психолога, а также отмечаемые педагогами и
родителями проявления поведенческих и эмоциональных нарушений.
В качестве диагностической методики мы используем: «Л.А. Ясюкова
– Методика определения готовности к школе». По результатам
диагностики формируются группы из 4—6 детей одного возраста (67 лет).
Коррекционноразвивающая работа с группой детей осуществляется на
основе программы: «Меремьянина О.Р. развитие социальных навыков
детей 57 лет: познавательноигровые занятия»[3].
Данная программа не является собственно арттерапевтической. Ее
можно отнести к преимущественно инновационной художественно
образовательной с элементами психологической работы (с применением
отдельных артметодов), сближающей ее, таким образом, с арттерапией.
На протяжении всего цикла артзанятий возможен и необходим
мониторинг — постоянный контроль изменений состояния ребенка.
Для получения информации в динамике психолог может применять:
наблюдение за поведением и аффективными реакциями ребенка;
анализ продуктов детского творчества;
психодиагностические методики и тесты.Для оценки эффективности программы и результатов проделанной
работы, для отслеживания изменений в эмоциональноповеденческой сфере
детей в конце учебного года проводиться повторное диагностиечкое
обследование.
Затем сравниваются две диаграммы, составленные в начале и в конце
цикла занятий. Результаты данной методики показали, что менее заметны
стали социальные барьеры — дети проявляют инициативу в установлении и
продолжении контактов, учитывая при этом интересы других членов
группы.
К окончанию курса занятий у детей повысился уровень развития
познавательных процессов, сформировались коммуникативные навыки
дошкольников, вследствие чего у детей сформирован высокий уровень
социальной уверенности. Таким образом, результаты психолого
педагогического обследования старших дошкольников показывает, что
разработанная система психологопедагогического сопровождения старших
дошкольников дает положительную динамику.
Cписок литературы
1.М.А. Василика. Основы теории коммуникации:. М.: Гардарики, 2006.
615 с.: ил.
2.Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арттерапия детей и подростков. М.:
«КогитоЦентр», 2007. — 197 с.
3.Меремьянина О.Р. развитие социальных навыков детей 57 лет:
познавательноигровые занятия / авт. сост. О.Р. Меремьянина. – Учитель,
2013. 142 с.
4.Панфилова А.П. Теория и практика общения: учеб. Пособие для студ.
Издательский центр «Академия», 2011. 288с.5. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие
для студентов сред. пед. учеб. заведений.
6. Смирнова Е.О. Детская психология: Учебник для вузов. 3е изд. СПб.
2009. 304 с.
7. Уханова А.В. Развитие эмоций и навыков общения у ребенка. Спб.:
Речь; М.: Сфера, 2011. 128 с
8.Федеральные государственные стандарты дошкольного образования
9.Шипицина Л.М.,
Галлямова Ю.С.,
Хилько А.А.,
Демьянчук Р.В.,
Яковлева Н.Н. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста /
Под науч. ред. проф. Л.М. Шипицыной. СПб.: «Речь», 2005. — 240 с.