Научная статья

  • Научные работы
  • doc
  • 18.10.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Научная статья на тему: "Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с помощью метода арт-терапии." В данной статье рассказывается, о том, что такое арт-терапия, о возможности применения данного направления в работе педагога-психолога дошкольного учреждения, а также о значимости развития коммуникативных навыков и своевременной коррекции эмоционально-поведенческих нарушений.
Иконка файла материала Научная статья.doc
РАЗВИТИЕ     КОММУНИКАТИВНЫХ   НАВЫКОВ     У     ДЕТЕЙ СТАРШЕГО   ДОШКОЛЬНОГО     ВОЗРАСТА     С   ПОМОЩЬЮ МЕТОДА  АРТ­ТЕРАПИИ. ШЕЛУХИНА  А.В. 1К.К.                   Динамичность   социокультурного     пространства   требует   от современного   человека   действия   гибких   адаптивных   механизмов, формирование и развитие которых начинается уже в дошкольном детстве. Одним   из   таких   механизмов   является   способность   к коммуникации. Обладание   коммуникативными   навыками   позволяет   ребёнку конструктивно организовывать межличностное взаимодействие с другими участниками   и   находить   адекватные   решения   коммуникативных   задач, оно ставит его в позицию активного партнёра и, как следствие, позволяет «найти себя» в коллективе сверстников.         Проблемы развития коммуникации приобретают особую актуальность в старшем дошкольном возрасте, так как именно этот период признан отечественными   психологами   и   педагогами   (Н.Н.   Поддъяковым,   В.С. Мухиной,   Л.А.   Венгером   и   другими)   как   сенситивный,   то   есть «максимально чувствительный и обладающий благоприятными условиями для   формирования   определённой   способности   или   типа   деятельности организма»   [6].   Сенситивность   при   этом   предполагает   «развитие качественной составляющей способностей детей»[6].           Успешность ребенка в общении со сверстниками ­ важный фактор его социализации,   который   оказывает   влияние   на   развитие   личности,   на успешность обучения и на психологическое здоровье в целом. Одним из показателей полноценного и правильного развития дошкольника является умение взаимодействовать со сверстниками.Нельзя оставить без внимания и один из основных в дошкольном свидетельствующих образовании нормативных документов,       о значимости развития   коммуникативной   сферы   дошкольников   и, главное, возможности этого   развития.  Социально­коммуникативное развитие   детей   является   одним   из   ведущих         целевых   ориентиров, установленных   ФГОС   ДО.  Так,   Федеральный   государственный образовательный   стандарт   дошкольного   образования   приписывает выпускнику детского сада следующие «возможные социально­нормативные возрастные   характеристики   в   области   социально­коммуникативного развития:               ­ ребёнок способен проявить инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, в том числе и общении;                ­   он   любознателен,   задаёт   вопросы   взрослым   и   сверстникам, интересуется причинно­следственными связями [8].              В условиях формирования современного общества перед педагогами стоит задача создания адекватных условий воспитания и обучения каждому ребенку.  Дети  являются   особой  категорией,  в  работе  с  которыми  очень важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы. Одной из таких   форм   является  арт­терапия.  Основой   арт­терапии   выступает художественная практика, поскольку в ходе арт­терапевтических занятий клиенты вовлекаются в изобразительную деятельность.     Актуальность   обращения   к   заявленной   теме,   обусловлена           недостаточностью   разработки   проблемы   развития   и   коррекции эмоционально­поведенческих   нарушений   детей   дошкольного   возраста   в теории и практике отечественной дошкольной психологии и педагогике, а также   большой   социальной   педагогической   значимостью   изучаемой проблемы,   так   как   в   последнее   время   появляется   все   больше   детейдошкольного возраста с эмоцонально­поведенческими нарушениями, что в свою очередь затрудняет общение ребенка с окружающими, отрицательно влияет   на   формирование   познавательной   деятельности   и   в   дальнейшем служит препятствием при овладении школьной программы.         В подобной обстановке необходимо сохранение психического здоровья ребенка   путем   создания   комфортных   условий   для   творческого самовыражения и развития личности.               Причиной   направления   детей   на   арт­терапию   служат   результаты диагностики и наблюдений психолога, а также отмечаемые педагогами и родителями проявления поведенческих и эмоциональных нарушений.        В качестве диагностической методики мы используем: «Л.А.  Ясюкова –   Методика       определения     готовности     к     школе».   По   результатам диагностики формируются группы из 4—6 детей одного возраста (6­7 лет).       Коррекционно­развивающая работа с группой детей осуществляется на  основе  программы: «Меремьянина  О.Р. развитие  социальных  навыков   детей  5­7  лет:  познавательно­игровые  занятия»[3].            Данная программа не является собственно арт­терапевтической. Ее можно   отнести   к   преимущественно   инновационной   художественно­ образовательной   с   элементами   психологической   работы   (с   применением отдельных арт­методов), сближающей ее, таким образом, с арт­терапией.           На   протяжении   всего   цикла   арт­занятий   возможен   и   необходим мониторинг   —   постоянный   контроль   изменений   состояния   ребенка. Для получения информации в динамике психолог может применять:  наблюдение за поведением и аффективными реакциями ребенка;  анализ продуктов детского творчества;  психодиагностические методики и тесты.Для   оценки   эффективности   программы   и   результатов   проделанной работы, для отслеживания изменений в эмоционально­поведенческой сфере детей   в   конце     учебного     года     проводиться   повторное   диагностиечкое обследование.         Затем сравниваются две диаграммы, составленные в начале и в конце цикла занятий. Результаты данной методики показали, что менее заметны стали социальные барьеры — дети проявляют инициативу в установлении и продолжении   контактов,   учитывая   при   этом   интересы   других   членов группы.            К окончанию курса занятий у детей   повысился уровень развития познавательных   процессов,   сформировались   коммуникативные   навыки дошкольников,   вследствие     чего   у   детей   сформирован   высокий   уровень социальной   уверенности.   Таким   образом,   результаты   психолого­ педагогического   обследования   старших   дошкольников   показывает,   что разработанная система психолого­педагогического сопровождения старших дошкольников  дает  положительную динамику.  Cписок литературы 1.М.А. Василика. Основы теории коммуникации:.­ М.: Гардарики, 2006. ­ 615 с.: ил. 2.Копытин А.И.,   Свистовская Е.Е.   Арт­терапия   детей   и   подростков.   М.: «Когито­Центр», 2007. — 197 с. 3.Меремьянина     О.Р.   развитие     социальных     навыков     детей     5­7     лет: познавательно­игровые  занятия  /  авт. сост.  О.Р. Меремьянина. – Учитель, 2013. ­  142 с.  4.Панфилова А.П. Теория и практика общения: учеб. Пособие для студ. Издательский центр «Академия», 2011. 288с.5. Смирнова Е.О. Особенности  общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. 6. Смирнова Е.О. Детская психология: Учебник для вузов. 3­е изд.­ СПб. 2009. ­ 304 с. 7. Уханова А.В. Развитие эмоций и навыков общения у ребенка. ­ Спб.: Речь; М.: Сфера, 2011. ­ 128 с 8.Федеральные государственные стандарты дошкольного образования 9.Шипицина Л.М.,   Галлямова Ю.С.,   Хилько А.А.,   Демьянчук Р.В., Яковлева Н.Н. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Под науч. ред. проф. Л.М. Шипицыной. СПб.: «Речь», 2005. — 240 с.