В настоящее время главной задачей новых образовательных стандартов, которые призваны реализовывать развивающий потенциал среднего профессионального образования, является формирование общекультурного, личностного, познавательного и профессионального развития, воспитание духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире. В новых стандартах универсальным учебным действиям уделено особое внимание, поскольку именно они обеспечивают более качественную подготовку студентов, применяя при этом современные педагогические технологии.
НАУЧНАЯ СТАТЬЯ 1.docx
СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ
ОБРАЗОВАНИИ
Тихонова И.И.
(ГБПОУ «Красноярское профессиональное училище» с. Красный Яр)
должность: преподаватель
формирование
личностного,
В настоящее время главной задачей новых образовательных стандартов, которые
призваны реализовывать развивающий потенциал среднего профессионального образования,
является
познавательного и
профессионального развития, воспитание духовно развитой личности, способной к
созидательной деятельности в современном мире. В новых стандартах универсальным
учебным действиям уделено особое внимание, поскольку именно они обеспечивают более
качественную подготовку студентов, применяя при этом современные педагогические
технологии.
общекультурного,
Актуальность темы заключается в изучении, использовании и применении новых
методик обучения для совершенствования подготовки специалистов среднего звена.
Современные педагогические технологии позволяют сформировать у студентов способность к
самостоятельному усвоению новых знаний, умений, навыков, непрерывному образованию,
саморазвитию в информационном обществе, а главное подготовить их к дальнейшему
продолжению образования и профессиональной деятельности.
Целью моей работы является обновление и совершенствование в профессиональном
образовании учебного процесса через применение современных педагогических технологий,
формирующих универсальные учебные действия.
Под современными педагогическими технологиями понимается такое построение
деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения, в которой все
входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а
выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый
характер [2, стр.34]. Современные педагогические технологии это не просто использование
технических средств обучения или компьютеров, – «это выявление принципов и разработка
приемов оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих
образовательную эффективность путем конструирования и применения приемов и
материалов, а также посредством оценки применяемых методов».
Рассматривая основные причины возникновения новых педагогических технологий
можно выделить следующие: необходимость более глубокого учета и использования
психофизиологических и личностных особенностей обучаемых; осознание настоятельной
необходимости замены малоэффективного вербального (словесного) способа передачи знаний
системно деятельностным подходом; возможность проектирования учебного процесса,
организационных форм взаимодействия преподавателя и студента, обеспечивающих высокие
результаты обучения.
Любая педагогическая технология обучения включает в себя: целевую направленность;
научные идеи; системы действий преподавателя и учащегося; критерии оценки результата.
Современную технологию обучения характеризуют следующие позиции: технология
разрабатывается под конкретный педагогический замысел; технологическая цепочка
действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми
установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата; оптимальную
реализацию человеческих и технических возможностей,
использование диалога,
общения; поэтапное планирование; диагностические процедуры, содержащие критерии,
показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.
В условиях профессионального образования, кроме традиционных педагогических
технологий, я применяю следующие современные педагогические технологии. Технология дифференцированного обучения предполагает разделение учащихся
группы на звенья, где учитывается личностное отношение учащихся к учебе, степень
обученности, интерес к изучению предмета [4, стр.73]. Создаются разноуровневые задания,
различающиеся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам их выполнения, а
также для диагностики результатов обучения.
Технология учебноигровой деятельности делает занятия ярче, насыщеннее,
интереснее. Особое значение имеет хорошо разработанный сценарий игры, где четко
обозначены учебные задачи, каждая позиция игры, обозначены возможные методические
приемы выхода из сложной ситуации, спланированы способы оценки результатов.
В настоящее время актуальными стали технологии модульного обучения. Их сущность
заключается в том, что учащийся полностью самостоятельно (или с определенной долей
помощи) достигает конкретных целей обучения в процессе работы с модулем. Модуль – это
целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология
овладения им [1]. Содержание обучения «консервируется» в законченных самостоятельных
информационных блоках. Модули позволяют индивидуализировать работу с отдельными
учащимися, дозировать помощь каждому из них, изменять формы общения преподавателя и
студента.
Технология проблемного обучения – это обучение, основанное на получении
учащимися новых знаний при решении теоретических и практических задач в создающихся
для этого проблемных ситуациях [3, стр.118].
В проблемном обучении главным является исследовательский метод – такая
организация учебной работы, при которой учащиеся знакомятся с научными методиками
добывания знаний, осваивают элементы научных методов, овладевают умением работать
самостоятельно. В процессе такого обучения студенты учатся мыслить логично, научно,
диалектически, творчески; добытые ими знания превращаются в убеждения. Однако
проблемное обучение всегда связано с трудностями для ученика, на осмысление и поиски
путей решения уходит значительно больше времени, чем при традиционном обучении. От
педагога требуется высокое педагогическое мастерство. Именно эти обстоятельства не
позволяют широко применять такое обучение.
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него
компьютерных технологий. В настоящее время идет становление новой системы образования,
ориентированного на вхождение в мировое информационнообразовательное пространство.
Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и
практике учебновоспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание
технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим
возможностям, и способствовать гармоничному вхождению студентов в информационное
общество. Компьютерные технологии стали не только неотъемлемой частью целостного
образовательного процесса, но и благодаря им, активно формируются
личностные
универсальные учебные действия в профессиональном образовании [5, стр.16].
Данная технология обеспечивает
В профессиональном образовании среди педагогических технологий очень важной
является технология оценивания.
следующие
образовательные результаты: регулятивные (умение определять, достигнут ли результат
деятельности); коммуникативные (умение отстаивать свою точку зрения); познавательные
(умение логически обосновывать свои выводы); личностные (толерантное отношение к иным
решениям). Достижение указанных в стандарте результатов образования обеспечивается
формированием универсальных учебных действий, которые выступают в качестве основы
образовательного процесса, дают возможность учащимся самостоятельно успешно усваивать
новые знания, умения и компетенции, включая умение учиться.
Подводя итог, стоит отметить, что в современном образовании не только стоит
опираться на традиционные педагогические технологии, применять опыт прошлого, но и вводить новые педагогические технологии, поскольку именно они являются «двигателем»
будущего, именно от них зависит успех качества образования наших студентов,
профессиональный потенциал, подготовка высококлассных специалистов конкурентно
способных на рынке труда.
Список использованной литературы
1. Джумаева, Н.И. Сущность и использование модульной технологии в современных
условиях [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moluch.ru/th/4/archive/35/880/
2. Левитес, Д. Г. Практика обучения: Современные образовательные технологии. –
Мурманск, 2013. – 96 с.
3. Махмутов, М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. –
М.: Педагогика, 2009. – 258 с.
М.: Сентябрь, 2011 – 160 с.
4. Осмоловская, И.М. Как организовать дифференцированное обучение. –
5. Чупрасова, В.И. Современные технологии в образовании. – Владивосток, 2013. –
53 с.
Научная статья
Научная статья
Научная статья
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.