Научная статья на тему "Авторитет культуры для общества и личности"
Оценка 4.8

Научная статья на тему "Авторитет культуры для общества и личности"

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа +1
docx
обществознание +2
Взрослым
12.01.2019
Научная статья на тему "Авторитет культуры для общества и личности"
Историческое время, в котором мы находимся сегодня, глубоко противоречиво. С одной стороны, чувствуется прогрессивное движение в будущее, с другой - расстройство и разрушение устоявшихся традиций, привычных практически для каждой личности.Исторический опыт свидетельствует, что наиболее прочной опорой, продуктивной основой, на которую надо при этом опираться, есть традиция и культура, выстроенные на вечных национальных и общечеловеческих ценностях.
Авторитет культуры для общества и личности.docx
ФИЛОСОФИЯ УДК 177.7 Ирисметов Б.М. Гребенюк М.В. (Ташкент, Узбекистан) АВТОРИТЕТ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ОБЩЕСТВА И ЛИЧНОСТИ Аннотация: в статье говорится о взаимоотношениях человека и общества в   целом,   а   также   влиянии   их   друг   на   друга   и   мирном   существовании индивида в социуме. Ключевые слова: культура, личность, общество, государство, структура, духовность. Summary: The article deals with the relationship between man and society as a whole, as well as their influence on each other and the peaceful existence of the individual in society. Keywords: culture, personality, society, state, structure, spirituality. Историческое   время,   в   котором   мы   находимся   сегодня,   глубоко противоречиво.   С   одной   стороны,   чувствуется   прогрессивное   движение   в будущее,   с   другой   ­   расстройство   и   разрушение   устоявшихся   традиций, привычных   практически   для   каждой   личности.   Расставить   точки   над  “I” может   только   история.   Однако   мы,   как   ее   субъекты,   должны   не   только наблюдать   и   констатировать,   но   и   определяться,   принимать   решения, действовать:   к   какому   берегу   пристать,   в   какую   сторону   грести,   с   кем объединять   усилия   и   от   чего   отказываться.   Исторический   опыт свидетельствует,   что   наиболее   прочной   опорой,   продуктивной   основой,   на которую надо при этом опираться, есть традиция и культура, выстроенные на Освоение вечных   национальных   и   общечеловеческих   ценностях. возрожденных   культурных   ценностей   является   именно   тем   процессом духовного роста, которые возвышают человека и общество, народ и нацию, государство и граждан в их обще цивилизационном измерении. Духовная культура как объект исследования имеет свою структуру (от лат.   struktura   ­   размещение,   порядок,   построение)   ­   сеть   устойчивых   и упорядоченных   связей   между   ее   составляющими,   элементами,   которые обеспечивают   ее   целостность   и   тождественность   самой   себе,   то   есть сохраняют   основные   качества   при   различных   внутренних   и   внешних изменениях. Лучше всего сущность духовной культуры личности раскрывает ее структура. В структуру духовной культуры личности включены следующие основные   элементы:   ценности   сферы   индивидуального   сознания,   то   есть мировоззренческая   культура   (философские,   научные, религиозные   и   другие   идеи   и   взгляды   человека),   нравственная   культура   политические, (нормы поведения, формы общения, культура чувств), эстетическая культура (восприятие искусства и литературы, художественного конструирования), а также   научно­техническое   творчество   и   тому   подобное.   Эти   ценности закрепляются   во   взглядах   и   поступках   людей,   обычаях   и   традициях,   в произведениях   литературы   и   искусства.   Особое   измерение   занимают   в ценностной сфере такие явления духовной жизни людей, как речь, мышление (логика). Освобождение человеческих чувств и характера от так называемого зоологического   индивидуализма,   умение   владеть   своими   чувствами   и настроениями   являются   также   существенными   элементами   культуры; материально­техническая база духовной культуры, которая используется для производства   и   распространения   достижений   культуры   среди   населения (полиграфическая, книгоиздательство, музыкальных инструментов, бумажная; театры,   музеи,   дворцы   культуры,   библиотеки,   а   также   средства   связи, массовой информации). Как   отмечал   К.   Юнг,   ментальная   духовность   имеет   в   своей   основе коллективные представления и архетипы коллективного бессознательного. С течением  времени  они  усложняются,  выстраиваются   в  систему  ментальной духовности   этноса,   традиционно   передаются   через   поколения   и   через коллизии и апокалипсисы в истории этноса. Ментальность включает в себя также   установки   (отношения   и   готовности),   которые   проявляются   в предполагаемой,   заранее   определенной,   направленности   психики   на определенный   способ   и   стиль   взаимодействия   с   миром,   которые   (образ   и стиль)   воплощаются   в   образах­представлениях   (обычная   неосознанная,   но реально   действующая   информация)   и   в   автоматических   динамиках (привычная не импульсивная энергетика), через которые реализуются образ мира и жизненная философия этноса или иного сообщества. Ментальная духовность интегрируется в психику отдельного индивида и закладывает там «базовую личность», характерную для данного сообщества, которая осуществляет упорядочивающее структурирования мира и регуляцию деятельности и поведения этого индивида в соответствии с образом мира и жизненной философией этноса или группы. Совокупность   духовных   ценностей   можно   классифицировать   в социологическом   плане   по   видам   духовной   деятельности,   или   в гносеологическом   аспекте   по   формам   общественного   сознания:   ценности знания,   моральные   ценности,   эстетические   и   тому   подобное.   В   этих классификациях учитываются в основном объекты ценностного отношения, которые   включены   к   тому   или   иному   виду   материальной   или   духовной человеческой   деятельности.   Духовная   культура   личности   ­   это   такое интегрированное   ее   свойство,   в   котором   отражается   внутренний   мир человека, ценности, установки, идеалы, культурный смысл жизни, но все это имеет   и   внешнее   измерение,   где,   с   одной   стороны   находятся   формируя духовную   личность   факторы,   а   с   другой   ­   последствия   ее   собственной духовной деятельности. В   культурно­антропологическом   контексте   введение   понятия духовности необходимо для определения не тех утилитарно­прагматических ценностей,   мотивирующих   поведение   человека   и   его   внутреннюю   жизнь,   а   на   основе   которых   решаются   жизненные   проблемы, ценностей, преисполненные   смысла,   обычно   выражающиеся   для   каждого   человека (разного   уровня   и   типа   образованности)   в   системе   «вечных   вопросов» человеческого бытия. Кто я, зачем пришел в этот мир, каково мое место в нем,   смысл   моего   существования,   на   основе   каких   ценностей   я   должен сделать   выбор   своего   жизненного   пути,   определить   цели   и   смысл деятельности, по каким критериям и каким образом можно совершенствовать мою личность? Перечень этих вопросов можно продолжить, в той или иной форме   они   предстают   перед   каждым.   Сложность   поиска   ответов   на   них заключается в том, что, хотя они имеют «общечеловеческую» основу, каждый раз в историческом времени и пространстве каждый человек открывает их заново для себя и решает по­своему. На этом пути осуществляется духовный рост личности, обретение ею духовной культуры [1]. Человекосозидательная сущность духовной культуры определяется не   но   и   через   саморазвитие, только   влиянием   внешних   факторов, самосовершенствование, через коммуникацию и общение с миром. Личность человека   и   ее   духовная   культура   формируется   в   процессе   повседневного общения   с   окружающими.   Культура   определенного   общества   принимается человеком   не   как   нечто   внешнее,   извне   навязанное,   а   как   состоящая   из моделей соответствующего поведения, которые возникают в коммуникации и постоянно укрепляются постольку, поскольку люди сообща взаимодействуют с условиями жизни [2,17]. Саморазвитие и самосовершенствование имеет выход через творческую деятельность,   через   любые   проявления   самореализации   и   поиска   смысла жизни. Самореализация человека невозможна без проявления духовной культуры в поведенческом аспекте, характеризующей этические составляющие культуры личности. Этические качества личности ­ это такие характерные ее признаки, которые   базируются   на   нормах   поведения,   морали   человека   конкретного класса, общественной или профессиональной группы. В структуру духовной культуры   личности   поступают   также   деловые   качества   ­   это   признаки личности,   которые   основываются   на   знании   конкретного   рода   занятий, владении определенными нормами, удостоверяющие эрудицию, умении гибко реагировать   на   изменения   ситуаций,   явлений,   процессов   общественной, трудовой, личной жизни, соблюдая при этом этикет, моральные принципы, закон   и   тому   подобное.   Деловые   качества   часто   влияют   на   выработку конкретной личностью жизненной позиции, которая выделяет ее среди других и корректирует смысл всей жизни. Понятие «жизненная позиция» трактуется как «точка зрения, принцип, воплощенные в основу поведения, действий» и глубоко связаны с жизненной действительностью, важные для нее, жизненно­ необходимые.   Она   чаще   всего   базируется   на   опыте   человека,   его   умении воспринимать, осмысливать и воплощать в собственные поступки внутренне­ приемлемые для нее идеи. "Опыт" является понятием, распространенным в различных сферах жизнедеятельности личности. Его содержание трактуется как   «совокупность   знаний,   навыков,   умений,   приобретенных   в   жизни, практической деятельности» [3,34]. Существенным признаком человеческого в человеке является любовь, которая   издавна   заняла   важное   место   в   духовной   культуре   человечества. Особенно   важное   значение   чувства   любви   в   культуре   состоит   в   его способности   превращать   знания,   образы,   идеи,   ценности,   идеалы.   Это   же касается и идеи Бога. Она становится самой идеальной реальностью, если животвориться   чувством   любви   к   Богу   и   через   него   ­   к   его   творениям. Любовь,   таким   образом,   является   глубинной   основой   культуры   и   всей духовной жизни человека. Проблема   духовно­нравственного   возрождения   может   быть   решена лишь   в   том   случае,   если   подрастающее   поколение   проникнется   идеями общечеловеческих   и   национальных   ценностей   и   высоких   идеалов   в   своем жизненном   самоопределении,   будет   испытывать   насущную   потребность   и стремление к духовному саморазвитию и самосовершенствованию. Понятие «культура»,   «духовность,   «духовная   культура»   выступают   важными элементами   современного   научно­педагогического   дискурса.   Все разнообразие   определений   культуры   фиксирует   важнейшую   ее характеристику ­ человеческое измерение культуры, воплощение в культуре человеческого   способа   организации   жизни.   Духовность   ­   внутренняя энергетическая сила личности, стержень жизни, иерархия общечеловеческих, национальных   ценностей,   творчество   по   законам   красоты.   Духовность реализуется   через   поступок   личности,  в  котором   человек   предстается   как ответственный субъект жизнетворчества. Духовность   ­   это   индивидуальная   выраженность   в   системе   мотивов личности двух фундаментальных потребностей: • идеальной потребности познания; • социальной потребности жить и действовать «для других». Под   духовностью   преимущественно   понимается   первая   из   этих потребностей,   а   вторая   ­   под   душевностью.   С   категорией   духовности соотносится потребность познания ­ мира, себя, смысла и назначения своей жизни.   Человек   духовный   настолько,   насколько   задумывается   над   этими вопросами и стремится получить на них ответ. По   мнению   Маценко   [4],   духовность   является   сложным   гармоничным сочетанием определенных психических и личностных качеств человека. Как и любое   психическое   явление,   духовность   проявляется   в   процессе взаимодействия человека с окружающей средой (природой, другими людьми), то есть имеет определенные формы проявления, которые можно исследовать. Так,   духовность   проявляется   в   направлении   интересов,   наклонностей человека на познание, усвоение и созидание духовных ценностей. Духовные ценности   содержат:   общечеловеческие   ценности   (красота,   добро,   любовь, знания) и индивидуальные (интересы, взгляды, убеждения, духовный идеал, который   является   представлением   человека   о   таких   качествах   личности, такие особенности его отношения к природе, людям, миру в целом, которые являются достойными подражания). В совокупности указанные психические образования составляют духовные ценностные ориентации, которые являются одной из форм проявления духовности. Процесс   формирования   духовной   культуры   личности   достигает оптимального уровня, если:  исследованы   философские,   педагогические   и   психологические основы искусства, как совокупности гуманистических ценностей и на этой основе выявлен потенциал системы эстетического воспитания как средства формирования духовной культуры личности; • выявлены   психолого­педагогические   условия   и   средства, способствующие   превращению   ценностей   искусства   в   объект духовных потребностей личности; • определены   критериальные   подходы   к   отбору   и   присвоению духовных ценностей, которые потенциально влияют на личность; • обеспечен   личностно­деятельностный   подход   к   реализации ценностного содержания объектов искусства в ходе эстетического воспитания молодежи. «Если   знания   человек   может   получить   в   «готовом   виде»,   то   личные ценности он может выработать для себя только сам. Поэтому единственный возможный   путь   влияния   на   процесс   формирования   ценностей   ­   это целенаправленная организация духовной деятельности человека, организация его   переживаний   ­   задача   на   порядок   более   сложная,   чем   организация практической или только умственной деятельности» [5,105]. Формирование   духовной   культуры   личности   сегодня   должно осуществляться   с   учетом   того,   что   человека   нельзя   заставить   быть нравственным. Ее надо убедить, пропустить знания через ее эмоции, чувства, психику,   сознание,   чтобы   моральные   ценности   стали   ее   собственным достоянием. То   есть,   духовность,   прежде   всего,   связана   со   способностью   человека любить, радоваться жизни во всех ее проявлениях. Ведь светлое и духовное живет в каждом из нас. Также неразрывно связанные между собой понятия духовность   и   свобода.   И   именно   осмысление   духовности   может   помочь каждому стать свободным человеком. Источники и литература 1. Караульная   Н.В.   Духовность:   сфера   сущности   или   существования человека? / Н.В. Караульная // Вісн. НАН Украины. ­ 2002. ­ № 11. ­ С. 46­52. 2. Анучина   Л.   В.   Субъект   культурно­исторического   процесса.   /   Л.   В. Анучина, Н. В. Дьяченко, В.Н. Шейко: Учеб. пособие. ­ Х.: ХГИК, 2001. 3. Марушкевич А.А. Педагогика высшей школы. Теория воспитания (Цикл лекций) / А. А. Марушкевич: учебное пособие. ­ К.: КНУ, 2005. ­ 112 c. 4. Маценко   Ж.   Духовность   как   феномен   психологии//   Психология внутреннего мира. ­ К., 2003. 5. Неменский Б.М. Мудрость красоты. Изд. 2­ое, перераб. и доп. ­ М., 1987.

Научная статья на тему "Авторитет культуры для общества и личности"

Научная статья на тему "Авторитет культуры для общества и личности"

Научная статья на тему "Авторитет культуры для общества и личности"

Научная статья на тему "Авторитет культуры для общества и личности"

Научная статья на тему "Авторитет культуры для общества и личности"

Научная статья на тему "Авторитет культуры для общества и личности"

Научная статья на тему "Авторитет культуры для общества и личности"

Научная статья на тему "Авторитет культуры для общества и личности"

Научная статья на тему "Авторитет культуры для общества и личности"

Научная статья на тему "Авторитет культуры для общества и личности"

Научная статья на тему "Авторитет культуры для общества и личности"

Научная статья на тему "Авторитет культуры для общества и личности"

Научная статья на тему "Авторитет культуры для общества и личности"

Научная статья на тему "Авторитет культуры для общества и личности"

Научная статья на тему "Авторитет культуры для общества и личности"

Научная статья на тему "Авторитет культуры для общества и личности"

Научная статья на тему "Авторитет культуры для общества и личности"

Научная статья на тему "Авторитет культуры для общества и личности"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.01.2019