Научная статья по биологии «Работа педагога с особыми образовательными потребностями (одарённые дети)»
Оценка 4.8
Педсоветы
doc
Междисциплинарный 6
5 кл—11 кл
08.10.2019
Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями.Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие"вундеркинды" с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры,требующие активизации умственных способностей.
Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отклоняться. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.
Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу.
В силу небольшого жизненного опыта такие дети часто затевают предприятия, с которыми не могут справиться. Им необходимо понимание и некоторое руководство со стороны взрослых, не следует акцентировать внимание на их неудачах, лучше попробовать вместе еще раз.
Педсовет 2019.doc
«Работа педагога с особыми образовательными потребностями (одарённые дети)»
Выступление на педагогический совет:
31.08.2019 г.
“Дети – прирождённые художники, учёные, изобретатели –
видят мир во всей его свежести и первозданности;
каждый день они заново придумывают свою жизнь.
Они любят экспериментировать,
и смотрят на чудеса окружающего мира с удивлением и восторгом”.
(П.Вайнцвайг)
Сегодня, в динамичном, быстро меняющемся мире, главная цель школьного
образования видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной,
творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно
участвовать в их решении.
Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути
решения, находить выход из проблемной ситуации. Одной из актуальных задач является
индивидуальный подход и помощь каждому ученику. Развитие индивидуальных
способностей, для проявления личности каждого ученика. Не так давно считалось, что
все дети равны и в интеллектуальном плане, и в эмоциональном. Надо только научить их
думать, сопереживать, решать сложные логические задачи. Однако опыт современной
школы показывает, что существуют различия между учениками.
Особое место среди детей занимают одарённые дети. Их результаты в обучении
становятся достоянием для всей школы, приносят школе успех, повышают её рейтинг
среди других учебных заведений.
Одарённые дети – это звёздочки на школьном небосклоне. Они имеют ряд
особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие
вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Такие дети
характеризуются внутренней мотивацией. Они легко прослеживают причинно
следственные связи и делают соответствующие выводы. Наделены ярким воображением,
изобретательностью, сохраняют в жизни и учёбе элемент игры, творчески подходят к
любому делу.
Каждый учитель способен разглядеть одарённого ребенка и создать
индивидуальную программу работы с ним, которая привела бы к развитию, а не угасанию
его природных задатков. В нашей школе уделяется должное внимание работе с
одарёнными детьми. Всевозможные формы и виды деятельности позволяют поддерживать
и развивать их способности и таланты. Ежегодно ученики нашей школы принимают
участие в различных олимпиадах, очных и заочных конкурсах, научнопрактических
конференциях, занимают места.
Многие утверждают, что способности даются человеку от рождения. Но это не так:
способности развиваются в деятельности.
Я хочу рассказать о своей системе педагогического сопровождения детей с
особыми образовательными потребностями. Работа с одарёнными детьми и детьми с повышенной мотивацией к обучению у меня
строится в двух направлениях: 1) через учебный процесс и внеурочную деятельность; 2)
по интересам самих учащихся.
Учебный процесс мною осуществляется через личностноориентированный и
дифференцированный подходы к обучению, я изучаю индивидуальноличностные
особенности учащихся, особенности темперамента, способствующие проявлению их
индивидуальных способностей.
Следует подчеркнуть, что работа с индивидуальностью каждого ученика ставит
учителя в новую позицию – быть одновременно и учителем, и психологом, умеющим
осуществлять комплексное педагогическое наблюдение за каждым учеником в процессе
его индивидуального возрастного развития и личностного становления. Важно также
остановиться на системе работы с индивидуально – образовательными маршрутами:
1) Составляю план работы на год с диагностики общеучебных умений и навыков.
2) Все занятия фиксирую в маршруте.
3) Выясняю причины низкой успеваемости.
4) Определяю направления коррекционной работы.
На уроках я не просто работаю над созданием благожелательной творческой
атмосферы, а постоянно обращаюсь к субъективному опыту школьников, то есть к опыту
их собственной жизнедеятельности. В процессе взаимодействия на уроке происходит не
только одностороннее воздействие на ученика, но и обратный процесс. Им интересно,
отчего мир устроен так, а не иначе и что бы было, если бы внешние условия изменились.
Они способны следить за несколькими процессами одновременно, и склонны активно
исследовать всё окружающее.
Поэтому на своих уроках я учу детей:
* ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;
* организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно
познавательной деятельности;
* задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать
свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
* работать с таблицами, схемами, графиками, диаграммами, использовать элементы
вероятностных и статистических методов познания,
описывать результаты,
формулировать выводы.
Одарённые дети обладают отличной памятью в сочетании с ранним языковым
развитием и способностью к классификации, что помогает такому ребёнку накапливать
большой объём информации и интенсивно использовать её.
В своей работе реализую индивидуально – образовательный маршрут через
различные формы и технологии организации деятельности учащихся.
Например:
Индивидуальная работа. Приглашаю «сильных» учеников во внеурочное время для
восполнения пробелов, консультации, даю им индивидуальные творческие задания.
Групповая работа. Подбираю задания для отдельных групп. Совместная работа в
небольших группах формирует качества социальной и личностной компетентности, а
также умение дружить. В такой форме работы они раскрываются. Не боятся давать
ответы, спорят, приходят к единому мнению. Игровые технологии. Использование развивающих игр позволяет заметно повысить
результативность обучения детей. Так, на своих занятиях, использую игры, направленные
на развитие навыка чтения, зоркости, формирование пространственной ориентировки,
развитие памяти и логического мышления.
ИКТ. Благодаря современным интерактивным технологиям занятия превращаются в
захватывающее учебное приключение, где даже мы, педагоги, вместе с детьми с
удовольствием отправляемся, то в увлекательное путешествие по вселенной, то
окунаемся в бездонные просторы океана. Работа с интерактивной доской становится
продолжением игры, сопровождаемой звуковыми и видеоэффектами. Использование
различных «волшебных» маркеров развивает не только логику, творческое мышление,
моторику и координацию ребенка, но и позволяет ему вернуться назад, посмотреть, где
были допущены ошибки, проанализировать свою работу.
«Мозговой штурм». Используется мною для стимуляции высказываний детей по теме
или вопросу. Работа ведётся для анализа проблемной ситуации и оценки идей.
Задания повышенной сложности. Для выполнения, которых нужен более высокий
уровень, умение свободно оперировать знаниями, использовать их в новых ситуациях.
Групповая дискуссия. Способ организации совместной деятельности учеников с целью
решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в
процессе общения. Групповую дискуссию использую в начале занятия или для подведения
итогов.
Проблемная ситуация. Считаю, что одним из активных методов на уроке является
создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к воспитанию и развитию
творческих способностей учащихся, к обучению их системе активных умственных
действий. Эта активность проявляется в том, что ученик, анализируя, сравнивая,
синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую
информацию.
Технология развивающего обучения. Включает стимулирование рефлексивных
способностей ребёнка, обучение навыкам самоконтроля и самооценки. Такая технология
рассматривает ребёнка как самостоятельного субъекта процесса обучения,
взаимодействующего с окружающим миром. Например, экскурсии, лабораторные и
практические работы, виртуальные опыты, эксперименты – способствуют развитию
исследовательских навыков, которые помогают самостоятельно приобретать новые
знания, сравнивать и сопоставлять факты, делать выводы.
Проектная работа. Большое значение для развития способностей детей имеет научно
исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время. Это такой способ
обучения, который, можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда
учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный
процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор
необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает
выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и
приобретая новый учебный жизненный опыт. Рассмотренные выше методы и приёмы обучения нацеливают деятельность каждого
учителя на поддержку познавательного интереса своих учеников, формирование
потребности и способности личности к саморазвитию, создание максимальных условий
для развития одарённой личности. Особые дети требуют от учителя больших усилий,
потому что для них лучше готовить задания повышенного уровня, чтобы поддерживать
интерес и тем самым развивать их, надо заниматься с одарёнными детьми дополнительно,
участвовать в различных конкурсах. Всё это требует серьезной подготовки.
Работа с одарёнными детьми трудна, но богата развивающими идеями — не только
для обучающихся, но и для педагога.
Каждый человек индивидуален, каждый ученик – раскрытая книга с ненаписанными
страницами! Задача педагога: увидеть лучшее в ученике, увидеть то, что сокрыто за
ошибками в словах, за неровным почерком и неумелыми высказываниями, то, что
заложила в него природа, великое, неповторимое, его личное!
Закончить своё выступление хочу словами американского исследователя –
психолога методов обучения Бенджамина Блума, изучавшего биографии известных
людей: «Каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте, без активной
поддержки и специальных методов обучения они вряд ли достигли бы тех высот, покорив
которые, они и стали знаменитыми».
Научная статья по биологии «Работа педагога с особыми образовательными потребностями (одарённые дети)»
Научная статья по биологии «Работа педагога с особыми образовательными потребностями (одарённые дети)»
Научная статья по биологии «Работа педагога с особыми образовательными потребностями (одарённые дети)»
Научная статья по биологии «Работа педагога с особыми образовательными потребностями (одарённые дети)»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.