Научная статья по биологии «Работа педагога с особыми образовательными потребностями (одарённые дети)»
Оценка 4.8

Научная статья по биологии «Работа педагога с особыми образовательными потребностями (одарённые дети)»

Оценка 4.8
Педсоветы
doc
Междисциплинарный 6
5 кл—11 кл
08.10.2019
Научная статья по биологии «Работа педагога с особыми образовательными потребностями (одарённые дети)»
Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями.Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие"вундеркинды" с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры,требующие активизации умственных способностей. Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отклоняться. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ. Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу. В силу небольшого жизненного опыта такие дети часто затевают предприятия, с которыми не могут справиться. Им необходимо понимание и некоторое руководство со стороны взрослых, не следует акцентировать внимание на их неудачах, лучше попробовать вместе еще раз.
Педсовет 2019.doc
«Работа педагога с особыми образовательными потребностями (одарённые дети)» Выступление на педагогический совет: 31.08.2019 г. “Дети – прирождённые художники, учёные, изобретатели – видят мир во всей его свежести и первозданности; каждый день они заново придумывают свою жизнь.  Они любят экспериментировать,  и смотрят на чудеса окружающего мира с удивлением и восторгом”. (П.Вайнцвайг) Сегодня,   в   динамичном,   быстро   меняющемся   мире,   главная   цель   школьного образования   видится   в   том,   чтобы   сделать   акцент   на   воспитание   личности   активной, творческой,   осознающей   глобальные   проблемы   человечества,   готовой   посильно участвовать в их решении. Сейчас   необходимы   люди,  мыслящие   не   шаблонно,  умеющие   искать   новые   пути решения, находить выход из проблемной ситуации. Одной из актуальных задач является индивидуальный   подход   и   помощь   каждому   ученику.   Развитие   индивидуальных способностей, для проявления личности каждого ученика. Не так давно считалось, что все дети равны и в интеллектуальном плане, и в эмоциональном. Надо только научить их думать,   сопереживать,   решать   сложные   логические   задачи.   Однако   опыт   современной школы показывает, что существуют различия  между учениками. Особое место среди детей занимают  одарённые дети.  Их результаты в обучении становятся достоянием для всей школы, приносят школе успех, повышают её рейтинг среди других учебных заведений.  Одарённые   дети   –   это   звёздочки   на   школьном небосклоне.   Они   имеют   ряд особенностей:   любознательны,   настойчивы   в   поиске   ответов,   часто   задают   глубокие вопросы,   склонны   к   размышлениям,   отличаются   хорошей   памятью.   Такие   дети характеризуются   внутренней   мотивацией.   Они   легко   прослеживают   причинно­ следственные связи и делают соответствующие выводы. Наделены ярким воображением, изобретательностью, сохраняют в жизни и учёбе элемент игры, творчески подходят к любому делу. Каждый   учитель   способен   разглядеть   одарённого   ребенка   и   создать индивидуальную программу работы с ним, которая привела бы к развитию, а не угасанию его   природных   задатков.  В   нашей   школе   уделяется   должное   внимание   работе   с одарёнными детьми. Всевозможные формы и виды деятельности позволяют поддерживать и   развивать   их   способности   и   таланты.   Ежегодно   ученики   нашей   школы   принимают участие   в   различных   олимпиадах,   очных   и   заочных   конкурсах,   научно­практических конференциях, занимают места.  Многие утверждают, что способности даются человеку от рождения. Но это не так: способности развиваются в деятельности.  Я   хочу   рассказать   о   своей системе   педагогического   сопровождения   детей   с особыми образовательными потребностями. Работа с одарёнными детьми и детьми с повышенной мотивацией к обучению у меня строится в двух направлениях: 1) через учебный процесс и внеурочную деятельность; 2) по интересам самих учащихся. Учебный   процесс   мною   осуществляется   через   личностно­ориентированный   и дифференцированный   подходы   к   обучению,   я   изучаю   индивидуально­личностные особенности   учащихся,   особенности   темперамента,   способствующие   проявлению   их индивидуальных способностей.  Следует   подчеркнуть,   что   работа   с  индивидуальностью   каждого   ученика   ставит учителя   в  новую   позицию  –  быть  одновременно  и   учителем,  и  психологом,  умеющим осуществлять комплексное педагогическое наблюдение за каждым учеником в процессе его   индивидуального   возрастного   развития   и   личностного   становления. Важно   также остановиться на системе работы с индивидуально – образовательными маршрутами: 1) Составляю план работы на год с диагностики общеучебных умений и навыков. 2) Все занятия фиксирую в маршруте. 3) Выясняю причины низкой успеваемости. 4) Определяю направления коррекционной работы.  На   уроках   я   не   просто   работаю   над   созданием   благожелательной   творческой атмосферы, а постоянно обращаюсь к субъективному опыту школьников, то есть к опыту их собственной жизнедеятельности. В процессе взаимодействия на уроке происходит не только одностороннее воздействие на ученика, но и обратный процесс. Им интересно, отчего мир устроен так, а не иначе и что бы было, если бы внешние условия изменились. Они   способны   следить   за   несколькими   процессами   одновременно,   и   склонны   активно исследовать всё окружающее. Поэтому на своих уроках я учу детей: * ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель; *   организовывать   планирование,   анализ,   рефлексию,   самооценку   своей   учебно­ познавательной деятельности; * задавать  вопросы к наблюдаемым  фактам, отыскивать  причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; *   работать   с   таблицами,   схемами,   графиками,   диаграммами,   использовать   элементы вероятностных   и   статистических   методов   познания,   описывать   результаты, формулировать выводы. Одарённые   дети   обладают   отличной   памятью   в   сочетании   с   ранним   языковым развитием и способностью к классификации, что помогает такому ребёнку накапливать большой объём информации и интенсивно использовать её. В своей   работе   реализую   индивидуально   –   образовательный   маршрут   через различные формы и технологии организации деятельности учащихся.  Например: ­ Индивидуальная работа. Приглашаю «сильных» учеников во внеурочное время для восполнения пробелов, консультации, даю им  индивидуальные творческие задания. ­  Групповая   работа. Подбираю   задания   для   отдельных   групп.   Совместная   работа   в небольших   группах   формирует   качества   социальной   и   личностной   компетентности,   а также   умение   дружить.   В   такой   форме   работы   они   раскрываются.   Не   боятся   давать ответы, спорят, приходят к единому мнению. ­  Игровые технологии.  Использование развивающих игр позволяет  заметно повысить результативность обучения детей. Так, на своих занятиях, использую игры, направленные на   развитие   навыка   чтения,   зоркости,   формирование   пространственной   ориентировки, развитие памяти и логического мышления.  ­ ИКТ.  Благодаря современным интерактивным технологиям занятия превращаются в захватывающее   учебное   приключение,   где   даже   мы,   педагоги,   вместе   с   детьми   с удовольствием   отправляемся,   то   в   увлекательное   путешествие   по   вселенной,   то окунаемся   в   бездонные   просторы   океана.   Работа   с   интерактивной   доской   становится продолжением   игры,   сопровождаемой   звуковыми   и   видеоэффектами.   Использование различных   «волшебных»  маркеров   развивает   не  только   логику,  творческое   мышление, моторику и координацию ребенка, но и позволяет ему вернуться назад, посмотреть, где были допущены ошибки, проанализировать свою работу. ­ «Мозговой штурм». Используется мною для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Работа ведётся для анализа проблемной ситуации и оценки идей.  ­ Задания повышенной сложности.  Для выполнения, которых нужен более высокий уровень, умение свободно оперировать знаниями, использовать их в новых ситуациях.  ­ Групповая дискуссия. Способ организации совместной деятельности учеников с целью решить   групповые   задачи   или   воздействовать   на   мнения   и   установки   участников   в процессе общения. Групповую дискуссию использую в начале занятия или для подведения итогов. ­ Проблемная ситуация.  Считаю, что одним из активных методов на уроке является создание   проблемных   ситуаций,   суть   которых   сводится   к   воспитанию   и   развитию творческих   способностей   учащихся,   к   обучению   их   системе   активных   умственных действий.   Эта   активность   проявляется   в   том,   что   ученик,   анализируя,   сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию. ­   Технология   развивающего   обучения.  Включает   стимулирование   рефлексивных способностей ребёнка, обучение навыкам самоконтроля и самооценки. Такая технология рассматривает   ребёнка   как   самостоятельного   субъекта   процесса   обучения, взаимодействующего   с   окружающим   миром.  Например,   экскурсии,   лабораторные   и практические   работы,   виртуальные   опыты,   эксперименты   –   способствуют   развитию исследовательских     навыков,   которые   помогают   самостоятельно   приобретать   новые знания, сравнивать и сопоставлять факты, делать выводы. ­ Проектная работа. Большое значение для развития способностей детей имеет научно­ исследовательская   деятельность   на   уроках   и   во   внеурочное   время.  Это   такой   способ обучения,   который,   можно   охарактеризовать   как   «обучение   через   делание»,   когда учащийся   самым   непосредственным   образом   включён   в   активный   познавательный процесс,   самостоятельно   формулирует   учебную   проблему,   осуществляет   сбор необходимой   информации,  планирует   возможные   варианты   решения   проблемы,   делает выводы,   анализирует   свою   деятельность,   формируя   «по   кирпичикам»   новые   знания   и приобретая новый учебный жизненный опыт. Рассмотренные выше методы и приёмы обучения нацеливают деятельность каждого учителя   на   поддержку   познавательного   интереса   своих   учеников,   формирование потребности и способности личности к саморазвитию, создание максимальных условий для развития одарённой личности. Особые дети   требуют   от учителя больших усилий, потому что для них лучше готовить задания повышенного уровня, чтобы поддерживать интерес и тем самым развивать их, надо заниматься с одарёнными детьми дополнительно, участвовать в различных конкурсах. Всё это требует серьезной подготовки. Работа с одарёнными детьми трудна, но богата развивающими идеями — не только для обучающихся, но и для педагога. Каждый человек индивидуален, каждый ученик – раскрытая книга с ненаписанными страницами!   Задача   педагога:   увидеть   лучшее   в   ученике,   увидеть   то,   что   сокрыто   за ошибками   в   словах,   за   неровным   почерком   и   неумелыми   высказываниями,   то,   что заложила в него природа, великое, неповторимое, его личное! Закончить   своё   выступление   хочу   словами   американского   исследователя   – психолога   методов   обучения   Бенджамина   Блума,   изучавшего   биографии   известных людей:   «Каковы   бы   ни   были   способности   детей   в   раннем   возрасте,   без   активной поддержки и специальных методов обучения они вряд ли достигли бы тех высот, покорив которые, они и стали знаменитыми».

Научная статья по биологии «Работа педагога с особыми образовательными потребностями (одарённые дети)»

Научная статья по биологии «Работа педагога с особыми образовательными потребностями (одарённые дети)»

Научная статья по биологии «Работа педагога с особыми образовательными потребностями (одарённые дети)»

Научная статья по биологии «Работа педагога с особыми образовательными потребностями (одарённые дети)»

Научная статья по биологии «Работа педагога с особыми образовательными потребностями (одарённые дети)»

Научная статья по биологии «Работа педагога с особыми образовательными потребностями (одарённые дети)»

Научная статья по биологии «Работа педагога с особыми образовательными потребностями (одарённые дети)»

Научная статья по биологии «Работа педагога с особыми образовательными потребностями (одарённые дети)»