МИНИСТЕРТСВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«АЛЧЕВСКАЯ ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
ПЕТРА НИКОЛАЕВИЧА ЛИПОВЕНКО»
Научно – исследовательский проект
Модель-игрушка
Паравозик
Автор проекта:
Олефиренко Михаил Деннисович,
Учащийся 9-А класса
ГОУ ЛНР «АГ им. П.Н. Липовенко»
Руководитель:
Гороховацкий Валерий Николаевич,
учитель технологии
ГОУ ЛНР «АГ им. П.Н. Липовенко»
Алчевск
2022
Введение
Труд является творческим, созидательным процессом, преобразующим окружающий мир. Он является целостной деятельностью, включающей не только исполнительские элементы, но и замысел, планирование, контроль, оценку, и тогда любой подросток может проявить свои творческие способности в труде. Творческая созидательная часть является сложнейшей на занятиях труда для некоторых ребят, так как требует не простой работы по изготовлению заданного образца, а сложных внутренних усилий по проектированию, созданию уникальной работы.
Можно выделить проблему, которая порой встает перед детьми, педагогами: созидательная пассивность школьников. Эта проблема является актуальной, так как всегда существовала и будет существовать необходимость в творческом самовыражении.
Игрушка—предмет, предназначенный, для игры.
Она помогает ребёнку познавать окружающий мир, приучают его к целенаправленной, осмысленной деятельности, способствует развитию мышления, памяти, речи, эмоций. Игрушка широко используется для развития детского, технического и художественного творчества. Типы, характер, содержание и оформление игрушки зависит от возраста детей с учётом их развития и интересов. Как произведения декоративно-прикладного искусства игрушки, особенно национально-традиционные, используются в качестве декоративных элементов в современном интерьере. Содержание и формы игрушки находятся в непосредственной связи с социальным строем общества, с уровнем его культуры.
Игрушки позволяют так же более естественно организовать общение детей с родителями, братьями и сестрами, другими детьми, что является в современном мире весьма актуальной проблемой.
Гипотеза: созидательная пассивность детей обусловлена сложностью работы по изготовлению самостоятельных проектов.
Можно сформулировать технологию решения данной проблемы: развитие творческих способностей в трудовой деятельности и формирование мотивации к работе за счет самостоятельной разработки и создания проекта.
Таким образом, цель моего проекта: создание уникальной работы. Модель, которую мы решили изготавить, была выбрана не случайно. При выборе я отдал предпочтение предмету, который является значимым в моем городе. Это модель воздушного транспорта – вертолет. Данный транспорт занимает особое положение. При огромной, почти неосвоенной территории и очаговом характере населения авиация приобретает большое значение для перевозки пассажиров, почты, срочных грузов и медицинского обслуживания населения.
Для достижения цели мы наметили ряд задач:
- разработать чертежи составных частей модели вертолета;
- подобрать материалы, инструменты для его изготовления;
- выбрать вариант отделки готового изделия;
- зафиксировать последовательность выполнения работы, время изготовления;
- дать экономическое обоснование;
- представить экологическую оценку.
Сделав в прошлом году свой первый проект-модель самолета Миг-29, который, к слову, был довольно простой, (модель состояла всего лишь из 10 деталей, в отличие от данного проекта, который состоит из 82 деталей), освоив элементарные навыки работы с материалами и инструментами, я решил усложнить для себя задачу и попытаться сделать более сложную модель, а так же научиться работать с новым для себя инструментом. Во время реализации своего проекта я не рискнул использовать дорогостоящие материалы, а решил усовершенствовать свои навыки работы с деревом на более дешевых и простых материалах.
Задачи проекта:
· Изучить информацию по теме: роль деревянной игрушки, история деревянной игрушки, экологическая безопасность, экономический расчет, техника безопасности при работе с электроинструментом
· Научиться планировать работу.
· Изучить технологию изготовления.
· Выполнить эскизы деталей изделия
· Выполнить чертеж
· Составить технологическую карту выполнения изделия
· Выполнить работу своими руками
· Совершенствовать навыки работы на компьютере.
· Конструкторская:- изучить источники информации по теме исследования, научиться определять назначение модели, освоить алгоритм работы и порядок изготовления изделия.
· Технологическая: подобрать материал для изготовления изделия; подготовить необходимый инструмент; определить этапы изготовления игрушки; овладеть приемами работы с материалами и инструментами.
· Организационно-технические: научиться подготавливать рабочее место, планировать время, ознакомиться с литературой по истории развития военной техники, рассмотреть форму и оформление выбранной модели в интернете, составить план изготовления изделия, разработать технологическую карту изготовления модели вертолета, освоить навыки и приобрести умения по изготовлению моделей военной техники. Выполнить работу своими руками, провести исследование и дать экономическую оценку изделию, совершенствовать навыки работы на компьютере.
· Требование к изделию: изделие должно быть эстетичным, аккуратным и соответствовать выбранной стилистике.
· Гипотеза: правильно распланированная работа при наличии соответствующих инструментов и материалов, даст возможность изготовить деревянную игрушку легко и быстро без больших материальных затрат.
· Практическая значимость объекта исследования: заключается в возможности её использования: на уроке технологии, при массовом производстве, замечательная сувенирная продукция. Темой своего проекта я выбрал деревянную игрушку, которую должен смастерить своими руками.
· 1. Историческая справка.
· История происхождения русской деревянной игрушки.
·
· Деревянная игрушка известна на Руси с глубокой древности. Еще в IX веке, а может быть, и раньше у восточнославянских племен были известны деревянные игрушки. Археологи находят деревянные игрушки и на территории древнего Новгорода, и в Старой Ладоге.
· Но между древним периодом в истории русской деревянной игрушки и новым временем — белые страницы. Лишь с XVII века есть упоминания в письменных источниках, что деревянную игрушку покупали в Троице-Сергиевском монастыре и в Москве.
· Игрушки XVIII века сохранились в музеях в небольшом количестве, наиболее полно собраны произведения деревянной народной игрушки XIX—XX веков.
· Полено, чурка, щепка, дощечка — вот с чего начинали мастерить игрушку и на Севере, и в Поволжье, и под Москвой. С этого же начинается и работа народных резчиков и токарей. Но как отличаются игрушки разных областей! Казалось бы, где развернуться фантазии? И тут коник и там коник. Но, если выстроить всех этих коников, запряженных и незапряженных, какую бы диковинную процессию они образовали. Здесь каждая игрушка будет отличаться своим особым силуэтом, неповторимым пластическим решением формы. «В дереве все есть, только в нем это увидеть надо...»,— сказал однажды прекрасный художник, мастер деревянной игрушки Николай Иванович Рыжов одному автору, писавшему книгу о загорских резчиках. Народные мастера умели находить разнообразные, технические и художественные приемы, которые утверждались со временем как художественные особенности, становились манерой, определявшей стиль тех или иных центров изготовления игрушек.
· Русская деревянная игрушка богата и разнообразна. Есть игрушка и точеная и резная. На одних так и горят красные, желтые, зеленые, малиновые краски. Другие сделаны из чистого белого дерева — липы, осины, березы.
· Несмотря на множество эффектных игрушек из новых материалов, выпускаемых промышленностью, деревянной народной игрушкой с удовольствием играет ребенок, она способна очаровать и взрослого, доставить радость любителю народного искусства.
· Самое притягательное в ней — ее образность. Часто одной меткой деталью мастер выражает характер целого и при этом невольно преувеличивает, акцентируя важнейшую деталь. То конь окажется слишком уж горд, то кукла-баба чрезмерно «расфрантилась» и застыла в величественной позе, смешная своей важностью.
· Сатирическими персонажами в русской деревянной игрушке были барыня и барин, поп, монахи. Им противопоставлялись положительные герои: трудолюбивый мужик, статная и дородная баба. Непременный персонаж — могучий конь — первый помощник мужика в его нелегком труде, добрый увалень-медведь, наделяемый подчас некоторыми человеческими чертами.
· Динамические игрушки - это игрушки передающие моторику движения живых существ или механизмов. Самые известные динамические игрушки в нашей стране – деревянные-богородские: например, кузнецы или клюющие курочки. Можно так же вспомнить лошадок-качалок, неваляшек и обычные каталки.
· Динамические игрушки популярны у детей разного возраста, объясняется это тем, что, помимо интереса к движению как к таковому, такие развлечения могут дарить идеи для сюжетных игр.
· План
· На уроках мы изучаем технологию обработки древесины. Мы познакомились с разными породами древесины, такими инструментами, как лобзик, ножовка, дрель. А так как мне необходимо самостоятельно выполнить проект, учиться работать со столярными инструментами, я решил отработать эти навыки еще и самостоятельно. Дома у папы есть обрезки досок хвойных пород, еловые и сосновые. Если потребуется помощь, я обращусь к папе.
· Я посоветовался по данному вопросу с учителем, с родителями они меня поддержали. Еще раз подумав и исследовав все возможные варианты, я решил изготовить игрушку из дерева.
· Изготовление деревянной игрушки - это и стало выбором темы для творческого проекта.
· Я думаю, что смогу справиться с поставленной задачей.
·
2.5 Выявление основных требований к изделию
· Дизайн – спецификация
· Динамическая игрушка «Паровоз»
·
· - Материал –древесина, обрезки досок, брусок
· - Порода древесины – лиственные(липа, дуб)
· - Образ – паровоз
· - Колеса –крутятся
· Игрушка должна быть:
·
- оригинальной – ни у кого нет такой игрушки;
· - функциональной – игрушкой можно будет играть;
· - украсит интерьер детской комнаты;
· - не сложное в изготовлении – мало деталей;
· - дешевой - не требующее больших финансовых затрат;
· - экологически безопасной – не нанесет вред здоровью.
2.7 Организация рабочего места и техника безопасности
- Надеть рабочую одежду, перчатки
- Подготовить рабочее место
- Подготовить все необходимые инструменты.
- Во время работы быть внимательным.
- После выполнения работы все инструменты положить на место, убрать мусор.
Правила безопасности при работе на токарном станке по дереву
1. Производите подачу режущего инструмента на материал только после того, как рабочий вал наберет полную частоту вращения.
2. Подавайте инструмент плавно, без сильного нажима.
3. Своевременно подвигайте подручник к обрабатываемой детали, не допускайте увеличения зазора.
4. Во избежание травм во время работы на станке:
а) не наклоняйте голову близко к станку;
б) не принимайте и не передавайте предметы через работающий станок;
в) замеряйте обрабатываемую деталь только после полной остановки ее вращения;
г) не останавливайте станок путем торможения рукой обрабатываемой детали;
д) не отходите от станка, не выключив его.
Правила безопасности при работе ручной дрелью
1. Надёжно закрепляйте заготовку и подкладную доску;
2. Надёжно и без перекоса закрепляйте сверло в патроне;
3. Коловорот или дрель держите крепко и без перекосов, рукоятку вращайте Свободно и без больших усилий;
4. Коловорот или дрель кладите на верстак сверлом от себя.
· Перед началом работы проверяйте исправность электрошнура, розетки, штепселя.
· Не нужно спешить. Электроинструмент вещь опасная, а спешка это потеря контроля, в итоге поломка инструмента или расходующих, а еще хуже травма.
· Пользуйтесь только острыми и качественными фрезами. Остроту фрезы можно проверить на ощупь.
· Надежно фиксируйте заготовку струбцинами или в тисках.
· Если нужно работать фрезой с подшипником, проверьте его. Подшипник должен вращаться легко, не скрипеть и не в коем случае не клинить. Что бы продлить жизнь подшипнику иногда капайте в него масло (совсем немного).
· Не стоит за один проход стараться снять толстый слой материала, лучше сделать несколько. Во первых качество будет выше, во вторых меньше нагрузка на фрезу и фрезер.
Ход работы:
Для работы я использовал брусья которые нашел на балконе.
Для парового отделения я взял брусок круглого сечения длинной 10 см и шириной 3 см. С помощью наждачной бумаги я закгруглил один из концов. Закрепив обработанный брусок в тесках, с помощью ручной дрели просверлил НЕ сквозное отверстие для дымохода.
Для основания я взял рейку 16 см, с помощью наждачной бумаги зачистил ее. Взяв фрейзер и поставив высоту 0,5 см, с выполнением ТБ создал впадины с обеих сторон. После я посмотрев на строение большинство паровозов, я подумал сделать путеочиститель. С помощью лобзика я заосотрил рейку, получилось более менее правдоподобно. Нужно было сделать еще и кабину, недолго думая я посчитал сколько остается свободного места на рейке. 16-10=6см. Взяв квадратный брусок с помощью карандаша выделил место для окна. С помощью стамески я выбил это окно. После я убрал задний угол и создал впадину для Эстетики. Все это я зачистил наждачной бумагой.
Также я отыскал еще один брусок круглого сечения 14,5 см и диаметром 3 см, на взгляд я определил, что понадобится 4 колеса на каждую сторону, то есть 8 шт. Взяв линейку и карандаш отметил места резьбы согласно расчётам, если нужно 8 колес, а брусок 14,5см то нужно разделить 14,5:8= 1,8 см. Используя лобзик распилил на равные части. Не долго думая как закрепить все эти части я попробовал закрепить саморезами.
Найдя отход от прошлой работы я быстро сообразил, что можно сделать из него дымоход. С помощью стамески и наждачной бумаги я сделал что-то, что похоже на трубу.
Вот-фото-готовой-работы
К сожалению мне не удалось запечатлить сам ход работы поэтому подробно все описал.
Ниже еще приложу пару фотографий проекта в итоге.
Самооценка
После того, как закончилась практическая часть, я провел анализ на соответствие изделия требованиям, которые изначально предъявлялись к деревянной игрушке. Это эстетичность, соответствие проблеме, эффективность, прочность и экономичность.
Всё что я задумал, всё получилось. Моя цель осуществилась – я
изготовил модель паровоза.
. Изделие получилось необычным, т.к. аналогичных изделий нет в продаже.
Все мои друзья и знакомые заинтересовались функциональными возможностями моего изделия. Я считаю, что модель получилась интересной.
Вертолет получился красивым, оригинальным, удобным в использовании, безопасным. Также будет особо дорогой и любимой вещью в доме, так как сделана она собственными руками. Изготовленная мною деревянная игрушка-паровоз соответствует всем предъявленным требованиям, и я доволен своей работой.
Мое изделие оказалось прочным, не вредным для здоровья, дешевым и красивым. Модель понравилась мне и всем членам моей семьи. Приятно, когда сделанное своими руками приносит радость и удовольствие окружающим. Так же в ходе выполнения проекта, приятно было осознавать, что в твоих руках, кусок старого не нужного материала, превращается в красивую гражданскую игрушку паровоза.
Общая стоимость вышла в 0р, так как все материалы я нашел на балконе, а делать расчет из потребления электроэнергии в данное время невозможно.
Словарь терминов
1. Брусо́к — пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной не более двойной толщины[1]. Бруски изготовляются из досок. Используются в строительстве, в мебельной промышленности, в производстве тары и др. Бывает круглого сечения.
2. Дрель — ручной, пневматический или электрический инструмент, предназначенный для передачи вращательного движения сверлу или другому режущему инструменту для сверления отверстий в различных материалах при проведении строительных, отделочных, столярных, слесарных и других работ
3. Стамеска — плотничий или столярный ручной режущий инструмент. Используется для выборки небольших углублений в древесине, зачистки пазов, снятия фасок, рельефной и контурной резьбы. Стамеска конструктивно состоит из двух частей — полотна и рукоятки
4. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.