Научно-исследовательская деятельность как средство развития одаренности ребенка и приобщения его к общечеловеческим ценностям (описание опыта работы)
Актуальность
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Новые задачи, стоящие перед системой образования в области выявления и развития одарённых детей, приобретают особую актуальность в связи с последними достижениями психолого-педагогической науки и практики. Так исследования, выполненные в разных странах, убедительно показали, что около 20-30% детей могут достигать высоких уровней интеллектуального и творческого развития. Тему одаренных и талантливых детей можно назвать одной из самых интересных и актуальных в современной педагогике и психологии. Никто не станет отрицать, что научно-технический прогресс, да и благополучие общества во многом зависит от интеллектуального и творческого потенциала людей, живущих в ней. Воспитание и обучение одаренных детей – трудная и широкомасштабная задача: это зависит и от соответствующего воспитания, и от просвещения родителей (если родители не имеют никаких интересов, кроме «хлебных», вряд ли они смогут воспитать одаренного ребенка, вряд ли раскроют все возможности его дарования). Очень многое зависит от школы, а значит, и от учителя. Наша задача – поддержать ребенка и создать условия для развития его способностей, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Процесс выявления, обучения и воспитания одаренных, талантливых детей составляет главную задачу совершенствования сегодняшней системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра.
В современном образовании это один из самых актуальных и сложных вопросов. Что понимают под «одаренностью»? Одаренность – это системно развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности.
В настоящее время число концепций одаренности весьма велико, но самой популярной считается концепция одаренности, разработанная известным американским ученым Дж.Рензулли, согласно которой одаренность есть сочетание трех характеристик:
-интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);
-креативности;
-настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).
Одаренные дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления, доминирующую активную познавательную потребность, испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: «Все дети являются одаренными» - «Одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники первой теории полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Вторые полагают, что одаренность – это уникальное явление. В этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей.
Толковый словарь под редакцией С.И.Ожегова объясняет слово “одарённость” следующим образом: “То же, что талантливый…”. А уж талантливый - “…это человек, обладающий врождёнными качествами, особыми природными способностями”. Если вдуматься в это определение, то можно прийти к старой истине, что неталантливых, а, следовательно, не одарённых от природы людей не бывает. Когда нам предлагают “создать банк одарённых детей”, то мы, недолго сомневаясь, вносим в список имена самых сильных учеников, самых старательных, ответственных, тех, кто не подведёт на очередной олимпиаде или конференции. Вовсе не удивительно, что одарёнными у нас оказываются одни и те же ребята и по математике, и по литературе, по иностранному языку… Но если признаться, то найти “одарённого” именно по своему предмету очень сложно.
Что такое одарённость в отношении русского языка и литературы – способность к стихосложению, дар грамотно писать, знание всех правил, начитанность, особое врождённое стилистическое чутьё, которое случается всё реже и реже?
Встретить эти чудеса в нашей обычной школьной жизни можно, но, к сожалению, не так часто, как этого бы хотелось. Мы воспитываем поколение, которое утратило культуру чтения, может быть, оно приобрело нечто другое, не менее важное, но и многое и потеряло…
Условия нашей современности, которые мы должны воспринимать как данность, вовсе не способствуют развитию перечисленных выше талантов. И всё же я считаю, что учитель, воспитатель должен верить, что каждый его подопечный одарён, но по-своему. И способности, и талант – это понятие индивидуальное. Кому-то дан дар слова, кто-то явно имеет художественные способности, кто-то музыкален. Есть дети, способные к анализу, а есть - имеющие склонность к обобщению, есть прирождённые исследователи, которым часто интересен сам процесс исследования даже больше, чем его объект. Конечная задача учителя не в том, чтобы выявить, кто одарён больше, кто меньше, а предоставить возможность для развития разных по одарённости детей, потому что в каждом ребенке есть своя «изюминка», свое собственное, неповторимое «Я». Выражение этого «Я» возможно только через творчество, поэтому основным в своей работе считаю творческий подход. Речь идет о «сотворчестве», творческом сотрудничестве: ведь если я не буду «творить», вряд ли ребенок захочет это делать. Что я могу предложить своему воспитаннику? Творческие задания, нестандартные формы ведения уроков (деловая игра, ролевая игра), участие в играх и конкурсах…
Говоря о творческом подходе в работе с одаренными детьми, я, прежде всего, имею в виду метод творческого самовыражения, который строится на том, чтобы убедить человека в своей значимости и найти смысл жизни. Поможет в этом творчество и положительное переживание. Смысл этого метода заключается в том, чтобы привести каждого ребенка в соприкосновение с собственным творчеством, дать ему возможность почувствовать сопричастность миру, помочь найти и осознать свою индивидуальность. Суметь увидеть собственную уникальность очень важно, потому что это влияет на формирование жизненной позиции.
Программа работы с одаренными детьми
Современный человек, живущий в шумном, суетном, буквально раздирающим его на части мире, просто не в состоянии услышать ничего Высокого. А подростку, особенно одаренному, еще сложнее: в этом возрасте человеку свойственно стремление к самопознанию, желание разобраться в себе, «превратить «осколки» самого себя в новую целостность. Между тем вызовы современной цивилизации предполагают выработку у подрастающего поколения умений решать нравственные проблемы, делать свой нравственный выбор»[1]. А это требует обращения внутрь себя, осмысленного отношения к собственной жизни, формирование собственной жизненной позиции.
Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным. А главное, нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий.
Содержанием данной программы является
Ø научно-исследовательская деятельность учащихся
Ø развитие у учащихся литературно-художественных
способностей (поэтические конкурсы);
Ø пробуждение творческого поиска учащихся.
Целью данной программы является создание максимально благоприятных условий для личностного роста (воспитание), интеллектуального развития одаренных детей (образование), стимулирование их творческой деятельности (развитие).
Задачи можно определить так:
Ø воспитание учащихся на принципах общечеловеческой гуманистической морали;
Ø развитие у одаренных детей чувства ответственности за сохранение национальных и общечеловеческих ценностей, реализация идеи «диалога культур»;
Ø формирование позитивного отношения к миру;
Ø отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
Ø расширение возможностей для участия способных и одарённых учащихся в олимпиадах, научных конференциях, различных конкурсах.
Этапы реализации программы:
§ Организационный (выявление учащихся, чьи интересы лежат в области языкознания и литературоведения) – 2008г.
§ Реализация (работа с одаренными детьми) – 2009-2011гг.
§ Подведение итогов (анализ достигнутых результатов, определение проблем, возникших в ходе реализации программы, пути их решений и составление перспективного плана дальнейшей работы в этом направлении) – 2011/2012гг.
Планирование работы на 2010/2011 учебный год
№ |
Мероприятия |
Сроки |
1. |
Выявление одаренных детей |
Сентябрь |
2. |
Разработка индивидуализированных программ (уроки + занятия в творческих группах + исследовательская работа) |
Сентябрь |
3. |
Участие в районной НПК «Интеллект юных – городу Барнаулу» |
Сентябрь-октябрь |
3. |
Участие в районном конкурсе авторских стихов |
Октябрь |
4 |
Организация и проведение школьных олимпиад по русскому языку и литературе |
Октябрь |
5 |
Консультации во время каникул |
Октябрь-ноябрь |
6 |
Организация и участие в международной игре по русскому языку «Русский Медвежонок» |
Ноябрь |
7 |
Участие в районных олимпиадах по русскому языку и литературе |
Ноябрь |
8 |
Занятия предметного кружка «Воспитание исторической памяти молодежи на примере литературных произведений» |
В течение года |
9 |
Индивидуальная работа (исследовательская деятельность) |
В течение года |
10 |
Организация и участие в конкурсе «Золотое руно» |
Февраль |
11 |
Разработка программы научно-практической конференции учащихся |
Март |
12 |
Предзащита исследовательских работ и проектов учащихся |
Март |
13 |
Организация работы в каникулярное время |
Март |
14 |
Организация и участие в конкурсе «Живая старина» |
Апрель |
15 |
Участие в конкурсе исследовательских работ «Ступени» |
Апрель |
16 |
Организация Недели Словесности |
Апрель |
17 |
Выезд в театр |
Апрель |
18 |
Участие в конкурсе «Первое слово» |
Апрель |
19 |
Организация и участие в школьной НПК |
Апрель |
20 |
Экскурсия в музей |
Май |
21 |
Анализ результатов и планирование работы с одаренными учащимися на следующий учебный год |
Май |
Ожидаемые результаты реализации программы:
Реализация программа призвана способствовать:
· созданию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;
· созданию условий для самореализации.
Методы работы:
Ø исследовательский;
Ø проблемный;
Ø метод проектов;
Ø синквейн;
Ø метод творческого самовыражения.
Формы работы:
· Урочная деятельность (она помогает выявить одаренных учеников)
· Внеурочная деятельность:
1. Индивидуальные занятия с одаренными учащимися
2. Предметный кружок
3. Неделя Словесности
4. Олимпиады по русскому языку и литературе
5. Научно-практические конференции
6. Литературные вечера
7. Творческие конкурсы, игры по русскому языку, литературе и МХК
Вышеозначенные методы и формы дают большие возможности для создания условий развития детской одаренности.
1.1.Научно-исследовательская деятельность как средство формирования отношений одаренной личности.
Главная задача современного учителя – управление процессом обучения, воспитания и развития личности ученика. Особую значимость сегодня приобретает именно организация научно-исследовательской деятельности , так как она выступает фактором саморазвития, самоопределения, оказывает существенное влияние на личностно-профессиональное становление. Исследовательский подход к изучению является одним из способов познания человеком окружающего мира, поиска себя, своего места в этом мире. А ведь это одно из главных условий развития одаренности, а в дальнейшем и успешной социализации личности.
В конце 90-х гг. ХХ века все громче стали звучать голоса психологов, утверждавших, что «для успешной реализации личности в жизни и деятельности самое важное – способность эффективного взаимодействия с окружающими людьми»[2]. Я бы внесла поправку: не только с окружающими людьми, но, прежде всего, с окружающим миром (я имею в виду природу). Только в этом случае возможна внутренняя гармония, к которой мы все стремимся. Какие же качества личности для этого необходимы? Американский психолог, изучающий особенности «эмоционального интеллекта одаренной личности», выделяет пять сфер, ведущих к достижению успеха:
Ø «… познание собственной личности (собственные эмоции, уверенность в себе, самоуважение, самореализация, независимость);
Ø навыки межличностного общения (межличностные отношения, социальная ответственность, сопереживание);
Ø способность к адаптации (решение проблем, оценка реальности, приспособляемость);
Ø управление стрессовыми ситуациями (устойчивость к стрессам, импульсивность, самоконтроль);
Ø преобладающее настроение счастья, оптимизма»[3].
Чем же в этом может помочь исследовательская деятельность?
Являясь частью обучения, воспитания и развития, она способна помочь в формировании таких качеств личности:
· Ответственность перед другими людьми и окружающей средой
· Способность к диалогу с представителями других сословий, наций, культур
· Понимание и принятие законов гражданского общества
· Понимание и потребность в принадлежности к национальной культуре
· Ответственное отношение к своему здоровью, образованию, морально-этическим нормам
Для иллюстрации возможностей исследования можно обратиться к работам выдающегося русского ученого, носителя ценностей русской научной школы В.И. Вернадского, который писал: «В области личной жизни (научное искание) тесно связано с совершенно своеобразным и очень глубоким явлением, какое может оказывать научное искание на понимание человеком смысла и цели существования. Подобно религии, оно может дать своим живым адептам прочное и незыблемое положение среди созданного ими несовершенства и горестей мира». Таким образом, «научное искание» (в нашем случае формирование у учащихся исследовательского типа мышления), основанное на научном мировоззрении, может стать основой базовой культуры личности и поможет человеку развиваться в гармонии с окружающим миром.
Каким образом с помощью исследовательской деятельности формируются отношения личности?
В области социальных отношений это – понимание объективности действующих в обществе и в природе законов (одним из которых является закон равноправия личностей в обществе), необходимость соизмерять свои желания и поступки с этими законами, понимание невозможности нарушить общие закономерности. Весьма значим здесь момент ответственности исследователя перед обществом в отношении объективности своего исследования, достоверности информации и ответственности за ее донесение. Осознание того, что научное творчество – это работа на благо общества, ведет также к осознанию себя частью социума, социализации. Немаловажно, что в области нравственных отношений исследовательская деятельность дает необъятную картину сотворчества, события.
Одной из основ нравственности является способность понять и принять иную, отличную, позицию и связанные с ней проявления другой личности. Для нашего времени ключевым является вопрос о взаимодействии людей, наций, культур. Проблемы взаимоотношений людей, природы и человека решаются только через диалог. И научное мировоззрение можно считать фундаментом для развития такого диалога, основой культурологического подхода к диалогу культур, потому что, по мнению В.И. Вернадского, «в разнообразии и вражде отдельных классов, национальностей, государств научная творческая работа является связующим и объединяющим элементом, так как основы ее не зависят от особенностей племенных или исторических»[4].
Помимо всего прочего, нельзя забывать и о том, что юный исследователь, в процессе работы понимая, каким огромным трудом добывается новое знание, учится ценить свою и чужую «интеллектуальную собственность».
Личностные качества, сформированные при занятиях исследовательской деятельностью, основанные на принципах объективности, честности, научной этики, потом переносятся на все остальные сферы деятельности личности.
2. Исследовательский метод на уроках русского языка и литературы.
2.1.Как все это реализуется на уроках русского языка и литературы?
Элементы исследования, безусловно, присутствуют на каждом уроке. Обычно в начале урока русского языка мы с ребятами стараемся «исследовать» некоторые слова, часто обращаясь к их этимологии. Результат нередко бывает неожиданным как для них, так и для меня.
Например, мы выяснили, что слова «искусный» и «искусство» родственны глаголу «вкушать»; «подражать» и «дорога» изначально были однокоренными словами, и «подражать – значит «идти той же дорогой, что и кто-либо»»; сходство слов «скала» и «скелет» не случайно, потому что наши предки представляли скалы костями (скелетом) Матери-Сырой Земли; слово «безобразный» имеет корень «образ», который раньше означал «несущий в себе Бога» – таким образом, «безобразный» означает «без Бога», без Света, без души; слова «апельсин» и «апрель» родственны, потому как в основе обоих слов лежит корень «apple», что в переводе означает «яблоко»…
Часто ребята по желанию сами готовят такие «мини-исследования» в качестве индивидуальных заданий. Все больше и больше убеждаюсь в том, что систематическое применение на уроках этимологического анализа слова развивает у школьников «языковое чутье». Они начинают «видеть» образные свойства слова и используют это в своих творческих работах. Это существенно облегчает работу на уроках литературы, особенно при анализе художественного текста. Обращаясь к истории Слова, мы становимся сопричастными истории своей страны, своего народа, всего человечества; открываем «код исторической памяти», генетически заложенный в нас. Язык – показатель культурного уровня народа, «кладезь мудрости». И я надеюсь, что, постигая эту мудрость, мои ученики учатся беречь родное Слово (особенно язык нуждается в этом сейчас, когда сквернословие стало почти нормой). И, конечно же, немаловажно, что это, оказывая на ребят сильное эмоциональное воздействие, стимулирует возникновение познавательного интереса к предмету, активность и самостоятельность мышления, мотивирует их к дальнейшей творческой деятельности. Так, уроки развития речи, которые учат внимательному, вдумчивому, бережному отношению к слову, стали отправной точкой поэтического творчества моих воспитанников. Примером является стихотворение Голенкова Антона, ученика 8 класса, которое затем было отправлено на конкурс «Первое слово» и было опубликовано в сборнике начинающих поэтов «Первое слово».
Пришла зима, деревья приоделись в шубы,
И белым бархатом накрыла землю вьюга.
Мороз узором разукрасил все окна дома моего.
И чудится, что нет прекрасней чуда,
Нет на земле прекрасней ничего,
Чем торжество зимы и снегопад,
Когда снежинки в легких белых платьях
Танцуют вальс и по небу летят
В метели белой ветреных объятьях.
Затем немного покружатся
И белой скатертью нам под ноги ложатся.
Зимою можно долго восхищаться,
От красоты её сходить с ума.
И каждый год к нам будет возвращаться
Она, загадочная русская Зима…
Кроме того, исследовательская и творческая деятельность на уроке помогает выявить тех, чьи интересы лежат в области языкознания и кто продолжит научно-исследовательскую деятельность в этом направлении во внеурочное время.
2.2.Исследовательская деятельность учащихся на уроках литературы
Методы изучения литературы в школе, проявляющие специфику предмета и определяющие характер общения ученика с литературным произведением и жизнью, окружающей ученика и отраженной в его самосознании могут быть определены так (Г.Н. Ионин):
Исследовательский метод предполагает построение процесса обучения наподобие процесса научного исследования, разумеется, в упрощенной, доступной учащимся форме. Он занимает центральное место в проблемном обучении. Наличие различных типов учебных проблем обеспечивает поисковую или частично-поисковую деятельность ученика. В этих условиях исследовательский метод оказывается лишь одним из способов самостоятельной познавательной деятельности ученика, исключающим активную деятельность учителя по изложению учебного материала и его объяснению.
Исследовательский метод обучения - это организация поисковой, познавательной деятельности учащихся путем постановки педагогом познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Сущность исследовательского метода обучения обусловлена его функциями. Он организует творческий поиск и применение знаний, обеспечивает овладение методами научного познания в процессе деятельности по их поиску, является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности, в самообразовании. Важная особенность исследовательского метода состоит в том, что в процессе решения одних проблем постоянно возникают новые.
Исследование на уроках литературы – это, прежде всего, основа творческой интерпретации литературного произведения. Не меньшее значение имеют дискуссионные проблемы школьного литературного исследования. Учебное исследование становится реальным, когда мы сумеем подготовить к этому уровню работы и себя, и учащихся. Речь идет о постепенном освоении исследовательского подхода к темам, о работе, требующей настойчивости в накоплении знаний и умений, полезной - в том смысле, что она может стать дорогой к творческому труду. В школьной исследовательской деятельности собственно открытия не происходит. Но это не значит, что ученик и учитель не открывают ничего нового. Конечный результат - собственная интерпретация литературного материала (темы, проблемы), новый взгляд на художественные произведения. Трудно не согласиться с утверждением: если книги живут и меняются в сознании читательских поколений, то и школьники, взгляд которых в условиях хорошего преподавания будет внимателен и пытлив, способны увидеть в давно известном тексте что-то не замеченное прежде. Чтобы эта интерпретация состоялась, была обоснованной, аргументированной, учителю важно найти тему, проблему, в решении которой ученик может сказать «свое слово», направить поиск. Это неизбежно выводит к осмыслению философских проблем, «вечных вопросов бытия». Судите сами.
Образ осени в рассказе К. Паустовского «Телеграмма». Случайно ли автор изображает именно это время года?
Этот вопрос задан не случайно: ребята в очередной раз убеждаются, что в художественном произведении ничего случайного не бывает. Природные образы помогают раскрыть авторский замысел. Осень в этом произведении – это страдания Матери-Сырой Земли: она плачет долгим осенним дождем, вздыхает холодным, порывистым ветром, жалуется слабым шорохом облетающих листьев. Ей холодно и неуютно. Она умирает. Так же, как и Катерина Петровна, главная героиня рассказа, которая тихо умирает, так и не дождавшись из города дочери Насти, ради которой жила и которую так ни в чем и не упрекнула. В процессе такого исследования на уроке ребята приходят к выводу, что в этой, на первый взгляд, конкретной истории о конкретных людях изображена трагедия всего нашего общества – равнодушие. Сравнивая город и деревню, мы вместе приходим к выводу, что деревенские жители часто изображаются носителями нравственного начала в противовес городским. И это не случайно: они – крестьяне, а значит, еще не утеряли связь с Матерью-Сырой Землей, еще жива в них вера наших далеких предков, их обычаи и традиции, их бережное отношение ко всему живому. А в Насте, городской жительнице, та нить, что связывает людей с их историческим прошлым, порвалась. И живет она, неплохой, в общем-то, человек, помогая другим людям, решая важные, как ей кажется, задачи. Только оказывается, что самое важное в ее жизни – мама. Настя поняла это слишком поздно, она опоздала. Как ей теперь жить с таким чувством вины? Возвращаясь непосредственно к заявленной теме урока, ребята обычно высказывают мысль, что теперь в жизни Насти наступила «вечная осень». Я искренне надеюсь, что после этого урока мои ученики по-новому осмыслят вечную проблему «отцов и детей».
Или другой пример. В 7-ом классе ребята знакомятся с рассказами Е.И. Носова «Живое пламя» и «Кукла». Оба рассказа сближает тема памяти. Вновь и вновь возвращает она ветеранов Великой Отечественной войны в окопы и землянки, на занимаемую горсткой солдат высоту или на переправу под прицельным огнем. И о чем бы ни писали они много лет спустя, тема войны остается главной в их произведениях, потому что нельзя забыть поднятую взрывами на дыбу родную землю, не вычеркнуть из памяти замученных женщин, стариков и детей.
Образ мака в рассказе Е.И. Носова «Живое пламя».
Защищая свою землю, Алексей защищает самое дорогое в жизни каждого человека – свою Мать. Автор не описывает подробно подвиг героя, он просто сравнивает его жизнь с жизнью мака, сына Матери-Земли. Но в скупых строчках мы читаем отношение к судьбе юноши, короткой, зато «безоглядно, в полную силу» прожитой. Исследуя образ цветка, ребята сами подводят итог: вот они – отголоски мифологического сознания: человек и природа едины, в их жизнях много общего, потому что они связаны кровными узами (красный цвет мака – это символ крови, пролитой Алексеем ради Отечества, родной земли, ради Матери). Без сомнения, тема патриотизма в этом произведении основная, наряду с темой памяти. И очень хочется верить, что ребята искренни в своих ответах: человек должен любить родную землю бескорыстно, быть готовым защитить ее даже ценой собственной жизни, потому что Родина (здесь же исследуем происхождение слова: «Родина» от «род»; говорим, как относились к роду наши предки) у человека одна, как и Мать.
Как связаны между собой образы реки и куклы в рассказе «Кукла»?
В рассказе «Кукла», помимо этой, выделяем и другую проблему – отношение человека к окружающему миру. Ребята видят, что автор затрагивает тему экологии. Сначала описание реки (обращаясь к мифологическим словарям и к Энциклопедии символов, отмечаем, что река – символ жизни), какой она запомнилась герою. Потом – то, что люди сделали с этой речкой: она обмелела, всюду запустение. Люди не берегут родную землю, потому что забыли о ценности жизни. Кульминацией можно считать момент, когда рассказчик видит растерзанную куклу. Маленькая, беззащитная, она напомнила ему, фронтовику, прошедшему ужасы войны, замученного ребенка. И юные «исследователи» открывают для себя: кукла становится воплощением человеческого начала, а люди, сотворившие с ней такое – бездушными куклами. Ведь кто мог так надругаться над подобием человека? Только тот, в ком не осталось ничего человеческого, кто не задумывается о ценности, о смысле Жизни, кто даже не задумывается, что такое война… А герой все помнит, поэтому и хоронит куклу, скорбя о ней, как о замученном ребенке, страдая от той жестокости, которая живет в нас в «мирное» время. В годы войны Жизнь нужно было защищать от иноземных захватчиков, а в наше время – от нас самих. Что страшнее?..
Таким образом, отвечая на вопрос, поставленный в начале урока, ребята говорят о том, что между образами реки и куклы существует самая тесная связь: не умея любить и беречь родную землю, человек не может бережно относиться к другой жизни, потому что все в этом мире взаимосвязано (а ведь именно об этом говорит мировая культура).
Вот еще один пример – роман М. Шолохова «Поднятая целина». Это произведение не входит в обязательную программу школьного курса по литературе, но в конце 10-го класса я рекомендую учащимся прочитать его летом, потому что смысл, заложенный в нем, действительно удивителен, и в 11-ом классе отвожу 2 часа (к сожалению, больше не позволяет время) на его «прочтение».
Вред колхозу и убийство родной матери: что общего между этими двумя преступлениями Якова Лукича Островнова?
На первый взгляд, между этими эпизодами ничего общего нет. Но, обращаясь к мифам, культуре древних славян, ребята находят ответ. Бык для крестьянина – священное животное, кормилец. Причинив вред быкам, Островнов ради идеи навредил, прежде всего, Матери-Земле, разорвал ниточку, связывающую его кровными узами с историческим прошлым. Это преступление против общей человеческой матери влечет за собой более тяжкое – убийство родной (и тоже ради идеи). Да какая же идея стоит таких жертв? Как вывод звучит: все идеи преходящи, а нравственные законы вечны. Подтверждение этому можно увидеть и в том факте, что в конце романа живым остается только Разметнов, а «борцы за идею» Нагульнов и Давыдов погибают. Почему? Быть может, потому что только один Андрей, сохранив в себе крестьянскую жилку, еще не потерян для будущей жизни? Ведь земля – олицетворение женского начала, а разве может женщина-мать, женщина-жена принадлежать всем сразу, разве можно ее «обобществить»? Возможно, потому и мстит она носителям этой безумной идеи «обобществления», но одновременно скорбит о них о заблудших детях своих, как любящая мать, принимая их в свое лоно.
Обязательными книгами на наших уроках стали мифологические словари, словари и энциклопедии символов. Используя мифологический подход к изучению произведений литературы, всегда убеждаюсь, что «код исторической памяти» всегда работает безотказно. В нем заложен огромный потенциал для формирования нравственных качеств личности, отражена этическая культура русского народа, его социальная мудрость, актуальная во все века и времена. Потеря кровной связи с родной культурой, отсутствие духовной преемственности поколений, пренебрежение народным опытом пагубно сказывается на дальнейшем развитии общества, рождает людей «без роду и племени». Ведь «каждое потерянное слово – потерянный мир».
Готовясь к занятиям, я стараюсь, чтобы каждый урок стал уроком нравственности, уроком развития личности ученика. Сознаюсь, удается не всегда. Почему? Наверное, потому что мы все еще живем в условиях нравственного кризиса общества (хотя определенные положительные сдвиги в этом направлении, на мой взгляд, уже обозначены). Ребята, к сожалению, не всегда способны взглянуть на проблему с точки зрения высших нравственных ценностей, они искренне не понимают, как можно жертвовать своими интересами ради интересов другого. Но, ведя диалог не на житейском уровне, а на уровне «диалога культур», мы все-таки приходим к тому, что без нравственности наше общество не может существовать, что мы должны придерживаться тех норм, которыми жили наши предки, иначе у нас просто не будет будущего.
Конечно, это лишь элементы исследования, но они помогают выявить тех учеников, чьи интересы соприкасаются с литературоведением и языкознанием, кто продолжит теперь уже научно-исследовательскую деятельность в этом направлении. С такими ребятами мы работаем во внеурочное время, в процессе индивидуальных занятий и в кружке по литературе.
3.Исследовательская деятельность во внеурочное время. Формирование исследовательской позиции учащихся - задача нелегкая. Школьников к поисковой деятельности необходимо подготавливать с начальной школы. Исследование может быть организовано на всех этапах обучения литературе: некоторые элементы исследовательского подхода школьникам следует осваивать уже в детском и подростковом возрасте, тогда более реальным будет подъем к высшему уровню творческой самостоятельности.
В течение всех лет, что я работаю в школе, я веду кружок по литературе, куда приходят заинтересованные ребята. Именно в рамках этого кружка и индивидуальной работы с учащимися осуществляется научно-исследовательская деятельность по предмету.
С чего начинается научно-исследовательская работа?
Этап 1. Поиск темы. Работа над исследовательским проектом начинается с выбора темы, хотя ее формулировка рождается не сразу. От чего зависит выбор темы? Практика показывает, что чаще всего это связано с тем, что наиболее интересно ученику. Иногда я советую ученику тему, иногда она выбирается по совету родителей. Выбор темы исследования – непростой момент. Этим во многом определяется успех исследования. Обращение к темам, исследованным литературоведением, классическим для литературоведения, несомненно, в познавательном отношении полезно и интересно для увлеченного литературой школьника. Но, как правило, подобные темы имеют своим результатом реферат: учащиеся пересказывают известные исследования, не всегда делая ссылки на источник при дословном цитировании. Тема должна быть актуальной, инновационной, исследовательской, практически значимой. Она не должна быть широко сформулированной, потому что в этом случае затрудняется конкретизация материала, ослабляется проблемность, концептуальность анализа. Ю.М. Лотман подчеркивал: «Узкая конкретная тема ориентирует молодого исследователя на внимательное погружение в текст. Слишком же широкие темы - на путь красноречия, не всегда глубокого». Поэтому найти удачную тему не так-то просто.
.
Этап 2. Процесс исследования. Успех деятельности во многом зависит от ее четкой организации. Поэтому я руковожу составлением плана-графика выполнения учебного исследования: определяются временные рамки, объем работы и этапы ее выполнение. В ходе работы многое представляет для учащихся значительные трудности: выявление проблемы исследования; постановка цели и задач, определение объекта и предмета исследования; правильный выбор методики исследования; отбор и структурирование материала; соответствие собранного материала теме и целям исследования. В этом я им тоже помогаю.
Одним из важных этапов научной работы с детьми является разработка индивидуальных планов исследований.
Процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника:
Этап 3. Защита исследовательской работы.
1. Подготовка сообщения по исследованию.
2. Обсуждение научной проблемы и итогов исследования вместе со своими «коллегами».
3. Выступление с докладом о результатах на занятии кружка или на уроке.
4. Выступление на школьной научно-практической конференции. Усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения учащихся. Значительно расширяется кругозор учеников в области филологии. Технология учебного исследования вооружает учащихся универсальными способами учебной деятельности, дает импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Оглядываясь назад, могу сказать, что ребята «втягиваются» в научно-исследовательскую деятельность, с каждым годом становясь все более самостоятельными. С тремя ученицами работа ведется на протяжении трех лет. Хочется отметить и то, что они продолжают работать над творчеством одного автора, все более «погружаясь» в тему. Так, например, исследовательская работа Черепановой Алены началась с сопоставления рассказа Л.Андреева «Кусака» и стихотворения С.Есенина «Песнь о собаке» (8 класс). Затем ученица исследовала тему материнства в стихотворениях С.Есенина «Песнь о собаке» и «Корова» (9 класс). Продолжением работы стала глава «Художественная деталь как средство создания образа в стихотворении С. Есенина «Лисица», которую девушка представила на районной НПК в этом году – сейчас Алена учится в 10-м классе. И уже начата работа над новой главой «Образ волка в стихотворении Сергея Есенина «Мир таинственный, мир мой древний…»). В выводах к работе под общим названием «Образы животных в творчестве С.А. Есенина» планируется проследить изменение функциональной роли образов животных в раннем и позднем творчестве поэта.
Немаловажным считаю то, что научное исследование способствует моему профессиональному росту, расширяя знания, как в области своего предмета, так и в педагогической науке, дает возможность лучше узнать моих учеников, раскрыть их потенциал, а также расширяет контакты на профессиональной основе с коллегами из других школ, преподавателями институтов, родителями учащихся.
4.1. Научно-практическая конференция.
Подготовка к научно-практической конференции (НПК) – одно из направлений научно-исследовательской деятельности учащихся. НПК являются итогом многомесячной исследовательской творческой деятельности обучающихся, осуществляемой под руководством учителя. Являясь своеобразным психологическим тренингом, НПК дает ребятам возможность раскрыться, проявить определенные качества характера. Как правило, целью НПК является:
Ø формирование и расширение знаний по предмету;
Ø развитие мировоззренческих позиций, внутренней культуры и познавательной активности учащихся;
Ø развитие культуры мышления и исследовательских навыков;
Ø выработка умений и навыков выступления перед большой аудиторией, ведения диалога, решения проблем.
Кроме того, нельзя забывать о том, что НПК способствуют повышению престижа знаний (а это, к сожалению, сегодня все еще остается актуальным).
Вряд ли нужно говорить о том, что НПК является наглядным результатом совместной научно-исследовательской деятельности ученика и учителя и ее значение трудно переоценить. Вот почему вот уже третий год я являюсь инициатором и добровольным организатором проведения НПК в нашей школе. Проводится она в апреле, в ставший традиционным для нашей школы День Науки. Проходит НПК всегда ярко, эмоционально, празднично и запоминается надолго. Во многом это обусловлено техническими возможностями школы (живем мы «небогато», но достойно), у нас есть возможность предоставить каждой секции медиапроектор. Зная об этом, почти все ученики готовят не только текст выступления, но и презентацию своей творческой работы.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.