Оглавление
Введение………………………………………………………………………… 3
Теоретическая часть …………………………………………………………….. 4
Глава 1. Формы и виды общения в социальной среде ……………………….. 4
Глава 2. Структура процесса общения ……………………………………….. 5
Глава 3. Способы формирования процесса общения ………………………… 7
§ 1. Вербальная коммуникация ……………………………………………… 7
§ 2. Невербальная коммуникация ……………………………………………. 7
Глава 4. Барьеры в общении и способы их преодоления……………………… 9
Глава 5. Основные правила эффективного общения ………………………... 10
Исследовательская часть ………………………………………………………. 12
Заключение………………………………………………………………………. 14
Использованная литература…………………………………………………….. 15
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Основой межличностных отношений является общение – потребность человека как социального, разумного существа, как носителя сознания.
Общение – это процесс межличностного взаимодействия, порождаемый потребностями взаимодействующих субъектов и направленный на удовлетворение этих потребностей. Роль и интенсивность общения в современном обществе постоянно возрастают, поскольку с увеличением объема информации более интенсивными становятся процессы обмена этой информацией, увеличивается число технических средств для такого обмена. Кроме этого, возрастает число людей, профессиональная деятельность которых связана с общением, т. е. имеющих профессии типа «человек – человек». Ведь в современном мире люди не могут обходиться без общения. Любая общественная деятельность не обходится без него.
Личность человека складывается в процессе общения. Общение помогает организовать совместную работу, построить личную жизнь человека. Через общение с другими людьми мы получаем важную информацию об окружающем мире, которая формирует наше мировоззрение и помогает нам стать культурными, воспитанными, нравственно развитыми и цивилизованными людьми.
Объект исследования: социальная среда.
Предмет исследования: общение в социальной среде.
Цель исследования: изучение особенностей общения в социальной среде.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач исследования:
─ проанализировать формы и виды общения в социальной среде;
─ определить структуру процесса общения, его основные этапы и их особенности;
─ выявить способы формирования процесса общения;
─ установить, какие могут возникать барьеры в общении и способы их преодоления;
─ сформулировать основные правила эффективного общения;
─ провести социологическое исследование по определению уровня умения слушать, как основного критерия процесса общения
Методы работы: изучение и анализ теоретического материала по данному вопросу, наблюдение, анкетирование.
ГЛАВА 1
ФОРМЫ И ВИДЫ ОБЩЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ
Общение – необыкновенно сложный и многоплановый процесс межличностного взаимодействия, и он имеет множество классификаций. Мы каждый день общаемся друг с другом, обмениваясь информацией, опытом, умениями и навыками.
Выделяют разные виды общения в зависимости от его содержания, целей и средств, признаков.
По содержанию общение может быть:
Ä материальное (обмен предметами, продуктами);
Ä когнитивное (обмен знаниями);
Ä кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями);
Ä мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами);
Ä деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями и навыками).
По целям общение может быть:
Ä биологическим (для поддержания, сохранения и развития организма);
Ä социальным (для установления и развития межличностных отношений).
В зависимости от различных признаков общение может быть:
Ä контактное – дистантное (по положению общающихся в пространстве и времени);
Ä непосредственное – опосредованное (по наличию или отсутствию какого-либо опосредующего «аппарата»);
Ä устное – письменное (с точки зрения формы существования языка);
Ä закрытое – открытое;
Ä частное – деловое;
Ä официальное – неофициальное.
Под содержанием общения понимают информацию, которую сообщают друг другу люди в процессе общения. Люди обмениваются друг с другом огромным количеством информации. Таким образом, общение людей используется ими как средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических.
Общение между людьми происходит в различных формах, которые зависят от уровня общения, его характера, цели.
Формы общения:
1) «контакт масок» – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику; например первая встреча или разговор с незнакомым человеком в общественном транспорте.
3) формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли; разговор с продавцом в магазине.
4) неформальное общение – всевозможные личностные контакты людей за пределами официальных отношений (контакты между коллегами во время досуга, между близкими людьми и т. д.); это может быть общение одноклассников на перемене.
5) деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения; например собеседование для поступления на должность.
6) межличностное общение (доверительно-неформальное) друзей, когда можно затронуть любую тему и необязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, интересы, убеждения, отношение к тем или иным проблемам, может предвидеть его реакции, общение с друзьями и членами семьи.
7) манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника; например строгий разговор между родителями и детьми.
8) ритуальное общение – поддержание определенных норм, ритуалов общения; зачастую это может быть встреча с отдалённо знакомым человеком(необходимо поздороваться, поинтересоваться успехами и т.п.)
9) светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.
ГЛАВА 2
СТРУКТУРА ПРОЦЕССА ОБЩЕНИЯ
Общение — это целостный процесс, который начинается с установления психологического контакта между партнерами и заканчивается разрывом психологического контакта. В акте общения, в котором принимает участие одновременно два человека, можно выделить четыре этапа:
Этап 1: ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ от общения с самим собой или другим партнером на общение с данным человеком. На этом этапе прерывается, заканчивается или оттесняется на задний план предыдущая деятельность, партнер становится важнейшим компонентом окружающей ситуации, начинается изучение партнера. Фаза переключения обычно занимает секунды, однако, неполное прохождение этой фазы существенно затрудняет последующий этап общения.
Этап 2: УСТАНОВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНТАКТА. От психологического контакта во многом зависит, каково будет первое слово, кто его произнесет, как оно прозвучит, и какое воздействие окажет на партнера. На данном этапе продолжается изучение партнера, выбирается стиль общения. Контакт чаще всего устанавливается с помощью невербальных (неречевых) средств общения, но иногда и словами. Психологический контакт считается установленным, когда у обоих участников сложилась уверенность в том, что партнер включился в процесс общения (например, когда человек замечает, что некоторые микродвижения партнера скоординированы с его собственными).
Этап 3: ОБМЕН РЕЧЕВЫМИ СООБЩЕНИЯМИ. Основным этапом общения является обмен словесными текстами, в процессе которого партнеры выбирают соответствующий язык и формы общения, складываются конкретные формулировки аргументов. По времени обмен словесными текстами занимает обычно основную часть в процессе общения, но не трудно представить себе и такую ситуацию, в которой основное время уходит на установление контакта.
При более пристальном рассмотрении обмен речевыми сообщениями складывается из следующих процедур:
Ä ЗАРОЖДЕНИЕ ИДЕИ. Обмен информацией начинается с формулирования идеи или отбора информации, т. е. отправитель решает, какую значимую идею или проблему следует сделать предметом обмена.
Ä КОДИРОВАНИЕ И ВЫБОР КАНАЛА. Прежде чем передать идею, отправитель должен с помощью символов закодировать ее, используя для этого слова, интонацию и жесты (язык тела).
Ä ПЕРЕДАЧА. Речь идет о физической передаче сообщения, которую многие люди по ошибке и принимают за сам процесс коммуникаций. В то же время, как мы видели, передача является лишь одним из важнейших этапов, через которые необходимо пройти, чтобы донести идею до другого лица.
Ä ДЕКОДИРОВАНИЕ. После передачи сообщения отправителем получатель декодирует его. Декодирование — это перевод символов отправителя в мысли получателя. Если символы, выбранные отправителем, имеют точно такое же значение для получателя, последний будет знать, что именно имел в виду отправитель, когда формулировалась его идея. Обмен информацией следует считать эффективным, если получатель продемонстрировал (вербально или невербально) понимание идеи, произведя действия, которых ждал от него отправитель.
Этап 4: РАЗРЫВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНТАКТА. Разрыв контакта требует ряд подготовительных действий. Подготовка к разрыву идет на двух уровнях одновременно: на словесном (исчерпывание темы разговора или его прерывание фразой типа: «Извините, я тороплюсь») и на невербальном уровне (поворот туловища, изменение интонации, фиксирование взгляда на постороннем предмете и т. д.).
ГЛАВА 3
СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА ОБЩЕНИЯ
§ 1. Вербальная коммуникация
Передача информации в процессе общения обеспечивается при помощи языка — главного, специфически человеческого орудия общения.
Язык как способ общения возник и сформировался исторически, в ходе развития человеческого общества, из его потребностей.
Природа языка является знаковой. Каждое слово — это знак, который имеет определенную соотнесенность с предметами внешнего мира. За каждым словом как знаком исторически закрепилось определенное значение, понятное людям, пользующимся этим языком.
С развитием социального и технического прогресса человечества постоянно расширяется круг потребностей человека, что способствовало развитию и усовершенствованию языка как способа общения. Словарный запас и совершенное грамматическое строение языка современного цивилизованного общества позволяют передавать какую-либо информацию и множество оттенков и деталей объекта информации.
Речь является способом накопления и передачи общественного опыта. Благодаря общению при помощи языка, отражение действительности в сознании одного человека дополняется тем, что было в сознании других людей, вследствие чего вырастают возможности для обмена информацией.
Вербальная коммуникация осуществляется при помощи слова — основной и наиболее совершенной формы человеческого общения. Уровень владения языком, богатство и культура языкового высказывания определяют возможности и эффективность общения каждой конкретной личности.
§ 2. Невербальная коммуникация
Параллельно с языком как способом общения при помощи слова широко используются неречевые способы — жесты, мимика, интонация, паузы, манеры, внешность.
Невербальная коммуникация - это особый язык — "язык чувств". Он — продукт общественного развития людей, который значительно усиливает смысловой эффект коммуникации, но может и заменять слова. Известно, например, что молчание иногда бывает красноречивее множества слов.
Большое значение для установления содержательных и эмоциональных контактов в общении имеет внешний облик человека. На его основании возникает первое впечатление о человеке, которое нередко определяет развитие дальнейших отношений. Внешний облик человека состоит из телесного облика, одежды, манеры держать себя, привычек.
Телесный облик - это неисчерпаемый источник и средство коммуникации. Огромную информацию несут выражения лица, возникающие под влиянием переживаний, мыслей, чувств, отношений. Существенные детали облика — прическа, одежда, аксессуары. Это — предметы оценочных суждений о человеке.
Наиболее динамично внешняя сторона невербального общения проявляется в жестах, мимике.
Жест — это социально сформированное и устойчивое движение, передающее психическое состояние. Мимика и жесты имеют биологическую природу, содержат элементы врожденного характера и в тоже время социальны по происхождению. Например, мимика страха, жесты угроз происходят от биологически целесообразных защитных движений.
Надо иметь в виду: гипертрофированная мимика и жестикуляция, движения рук, лишенные содержания, могут затруднить восприятие информации, и даже дезориентировать реципиента.
Как особенная разновидность невербального общения выделяется тактильно-мышечная чувствительность.
Тактильно-мышечная чувствительность генетически является одним из мощнейших каналов получения жизненно важной информации. Тактильно-мышечной чувствительностью можно познать довольно много свойств другого человека: его физическую силу, особенности личностного плана, отношения, психическое состояние.
Держа, например, в руке ладонь другого человека, в зависимости от обстоятельств, можно судить в какой-то степени о его психическом состоянии, взаимопонимании и контакте, отношении к ситуации, намерении.
Важную роль в эффективности общения, как свидетельствуют данные специальных исследований зарубежных психологов, играет пространственное расположение собеседников друг относительно друга, дистанция и коммуникативная направленность. Общеизвестно, что важные политические акции — переговоры руководителей, некоторые встречи — проводятся за "круглым столом".
При общении "лицом к лицу" стороны имеют возможность получать исчерпывающую информацию о предмете разговора, определять субъективную позицию и отношение к ней другой стороны.
Как пренебрежение может быть расценена реплика, сделанная другим лицом "сквозь зубы", или отсутствие приглашения сесть, когда к этому побуждают объективные условия.
Неречевые способы общения, сопровождающие вербальное сообщение, создают подтекст, который облегчает, обогащает и углубляет восприятие передаваемой информации. Соответствие невербальных способов общения целям и задачам, содержание словесной коммуникации — важный элемент культуры общения.
ГЛАВА 4
БАРЬЕРЫ В ОБЩЕНИИ И СПОСОБЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
Восприятие информации зависит от того, как понимает эти символы собеседник. В идеале оба собеседника придают словам одинаковое значение, но так бывает не всегда.
1) Мотивационный барьер возникает, если у партнеров разные мотивы вступления в контакт (развитие общего дела – немедленная прибыль).
Отдельная ситуация заключение сделки или делового соглашения, в которой каждый партнер преследует свои цели вступления в контакт. Чтобы никто из партнеров не чувствовал себя «обиженным» после заключения договора, нужно найти решение, удовлетворяющее интересы обеих сторон. Такое решение находят путем переговоров.
2) Этический барьер возникает тогда, когда взаимодействию с партнером мешает нравственная позиция, несовместимая с вашей. Идти на компромисс, каждый решает сам. Но вот пытаться перевоспитывать или стыдить партнера не рекомендуется.
3) Барьер стилей общения. Как известно, у каждого человека свой стиль общения. Он зависит от темперамента человека, его характера, мировоззрения. Стиль общения формируется под влиянием воспитания, окружения, профессии.
4) Эстетический барьер – возникает в том случае, если партнер неопрятно, неряшливо одет, обстановка в его кабинете, вид рабочего стола не располагает к беседе.
5) Барьер отрицательных эмоций возникает в общении с расстроенным человеком.
6) Психологическая защита, выстраиваемая вашим партнером, — один из серьезных барьеров общения. Быть может, ваш равнодушный, неприветливый, неразговорчивый коллега или другой, колючий, как еж, нуждается не в осуждении, а в понимании, внутреннем сочувствии?
7) Барьер двойника заключается в том, что мы невольно судим о каждом человеке по себе, ждем от делового партнера такого поступка, какой совершили бы на его месте. А потом возмущаемся: «Я бы так никогда не поступил!». В том-то и дело. Я! А он ведь другой.
Как преодолевать барьеры в общении
1. Уважать собеседника, каким бы он не был.
2. Стараться понять, чем вызвано поведение человека, которое нам неприятно.
3. Иметь чувство собственного достоинства.
4. Уметь контролировать себя в общении.
5. Так построить свое поведение, чтобы уменьшить или устранить барьер.
Если вы столкнулись с невоспитанностью и грубостью, то существует несколько приемов поведения:
«Чужая роль» — войти в положение этого человека, посмотреть на ситуацию его глазами. Стоит сказать человеку: «Понимаю вас», и появляется возможность конструктивно повести разговор.
Сочувственное отношение к возмущенному партнеру, когда вы поддакиваете: «Да-да, вы правы».
Прием самообвинения хорошо действует, когда партнер кричит, потому что не прав. Вы извиняетесь и, как правило, партнер в недоумении успокаивается. А то и начинает извиняться сам!
Напряженную обстановку можно разрядить шуткой. Но она дает нужный эффект лишь тогда, когда вы уверены в том, что у вашего партнера есть чувство юмора.
Приемы «отстранения»: ненавязчиво рассматривать крикуна, сосредоточившись на какой-нибудь мелочи в его костюме, или разглядывать прическу. Можно размышлять о его семейном положении, возрасте, любимом занятии…
ГЛАВА 5
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ
Знаменитый американский психолог Дейл Карнеги, сформулировал 6 правил, которые позволяют нам общаться наиболее эффективно. Это дает возможность избегать конфликтов, заводить друзей и поддерживать хорошие взаимоотношения с окружающими людьми.
Правило 1. Проявляйте искренний интерес к другим людям.
Любому из нас нравится, когда нам уделяют внимание. Поэтому, при общении с человеком старайтесь больше говорить о нем, его делах, увлечениях, событиях жизни. Однако не забывайте, что люди легко чувствуют «фальш», поэтому заинтересованность к собеседнику должна быть непременно искренней.
Правило 2. Улыбайтесь.
Улыбка заразительна и непременно связанна с положительными эмоциями. Следовательно, улыбаясь, вы дарите человеку нечто приятное, как небольшой, но очень ценный подарок.
Правило 3. Помните, что для человека звук его имени является самым сладким и самым важным звуком человеческой речи.
Имя олицетворяет самого человека. Поэтому обращаясь к человеку по имени, мы уделяем ему максимальное внимание, поскольку он твердо может быть уверен, что мы говорим именно о НЕМ. Тем самым мы подчеркиваем его значимость.
Правило 4. Будьте хорошим слушателем.
Поощряйте других рассказывать вам о себе. Умение внимательно слушать является одним из самых мощных инструментов в завоевании друзей. Задавая вопросы, на темы, что приятны собеседнику, он получит удовольствие от ответа на них, а вы друга.
Правило 5. Говорите о том, что интересует вашего собеседника.
Добровольно человек общается только с теми людьми, кто ему интересен. Вряд ли кто-то будет слушать информацию, которая ему непонятна, либо скучна.
Правило 6. Давайте людям почувствовать их значительность и делайте это искренне. Людям на самом деле не много надо. Просто им нужно знать, что они нужны. Каждый человек – это, прежде всего индивидуальность. Признавая личность, уважая и принимая, вы станете самым приятным собеседником для любого человека!
10 правил общения с людьми
Близкие люди часто прощают нам наши ошибки (будь то обидные слова или глупые поступки), а вот все остальные выбирают «просто больше не иметь с ним дела». Поэтому, при первой встрече или редких встречах с малознакомыми людьми в общении следует придерживаться 10-ти простых правил:
1.Слушать больше, чем говорить.
2.Не лгать самому и не заставлять лгать собеседника.
3.Думать, прежде чем сказать.
4.Не высмеивать собеседника.
5.Не перебивать, давая возможность высказаться.
6.Избегать высокомерного, пренебрежительного поведения по отношению к собеседнику.
7.Придерживаться уверенного, но дружелюбного тона.
8.Уважать точку зрения собеседника.
9.Называть собеседника по имени.
10.При встрече с любым человеком иметь хорошее, позитивное настроение.
Начните применять эти эффективные правила в своей жизни и увидите, как быстро начнёт меняться и расти ваше окружение. И, возможно, вы приобретёте не только уважение сослуживцев а и много новых и интересных друзей.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Как было сказано ранее в 4-м правиле эффективного общения, предложенном знаменитым американским психологом Дейлом Карнеги, - Будьте хорошим слушателем! Умение внимательно слушать является одним из самых мощных инструментов в завоевании друзей. Задавая вопросы на темы, что приятны собеседнику, он получит удовольствие от ответа на них, а вы друга.
Чтобы увидеть, насколько развиты навыки эффективного общения у старших подростков, было проведено небольшое исследование среди учащихся 8-х классов нашей школы. Им были предложены вопросы анкеты:
«Умеете ли вы слушать?»
1. Стараетесь ли вы закончить беседу, если тема или собеседник неинтересны для вас?
2. Могут ли вас раздражать манеры собеседника?
3. Может ли неудачное выражение спровоцировать вас на резкость или грубость?
4. Избегаете ли вы вступать в беседу с неизвестным или малознакомым человеком, даже когда он стремится к этому?
5. Имеете ли вы привычку перебивать собеседника?
6. Делаете ли вид, что внимательно слушаете, а сами думаете совсем о другом?
7. Меняются ли ваш тон, голос, выражение лица, лексика в зависимости от того, кто ваш собеседник?
8. Меняете ли тему разговора, если собеседник коснулся щекотливой для вас темы?
9. Поправляете ли собеседника, если он неправильно произносит слова, названия, термины, употребляет вульгаризмы?
10. Может ли у вас быть в общении снисходительный, менторский тон, с оттенком пренебрежения в иронии?
Подсчет результатов:
Почти всегда – 2 балла
В большинстве случаев – 4 балла
Иногда – 6 баллов
Редко – 8 баллов
Почти никогда – 10 баллов
Результаты:
Если вы набрали 62 и более баллов, то ваше умение слушать и поддерживать беседу выше среднего, развито в соответствии с вашим возрастом.
Было опрошено 14 человек. Результаты опроса таковы:
баллы |
кол-во человек |
44 |
1 |
50 |
2 |
58 |
2 |
60 |
1 |
62 |
2 |
68 |
1 |
70 |
2 |
76 |
1 |
78 |
2 |
Анализ результатов:
У 6 человек умение строить эффективное общение развито ниже среднего уровня.
У 8 человек умение строить эффективное общение развито выше среднего уровня.
Вывод: владение нормами эффективного общения, умения слушать у старших подростков развито на уровне, соответствующем их психологическому развитию, который неразрывно связан с психологическими и физиологическими особенностями подросткового возраста. Однако, над совершенствованием культуры общения все же следует поработать.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут использоваться при составлении воспитательных планов классными руководителями, учебного плана, в который будут включены факультативные и элективные занятия по речевому этикету и культуре общения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Совместная деятельность в добывании пищи, необходимость самозащиты, стремление завоевать свое место в мире обусловили появление феномена общения. Английские психологи считают, что природная функция общения – создание наиболее благоприятного фона жизни в суровых условиях приспособления к среде.
Социальная функция общения состоит в том, что оно имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества, превращается в личность. Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованной, культурно и нравственно развитой личностью.
Ни один человек не сможет обходиться без общения с другими людьми, которое ему обеспечивает семья, друзья, коллеги на работе. Чтобы сделать общение более эффективным, и была создана речь, без которой не обходится ни одна общественная деятельность, которая помогает во многих существующих профессиях, к примеру, юристам, учителям, политикам, журналистам и так далее.
Любой разговор – это взаимодействие двух человек: слушающий и говорящий. Однако особенность правильного общения заключается в том, что в разговоре роли постоянно меняются, а удачный разговор основан на том, что двум людям нужны общие темы и знание языка.
Человеческая личность развивается во время общения, получения образования, воспитания. Как считают специалисты, общение является такой же необходимостью для человека, как воздух.
Чтобы адаптироваться в обществе, нужно уметь не только рассказывать про себя, но и слушать других. Ваш круг знакомств будет меняться с течением времени в зависимости от того, насколько вы эмоционально зрелы.
Закончить свою работу я хочу словами немецкого философа – материалиста Людвига Фейербаха:
Общение облагораживает и возвышает,
в обществе человек невольно, без всякого притворства
держит себя иначе, чем в одиночестве.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Интернет – ресурсы:
1. www.wikipedia.ru
2. www.enciklopedia-online
3. http://www.allbest.ru/
4. http://omsk-med.ru/wiki/item/27-274-704.html
5. http://ribalych.ru/2015/01/09/kakim-byvaet-obshhenie/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.