Научно-исследовательская работа по теме " Решение иррациональных уравнений"
Оценка 4.6

Научно-исследовательская работа по теме " Решение иррациональных уравнений"

Оценка 4.6
pptx
14.01.2022
Научно-исследовательская работа по теме " Решение иррациональных уравнений"
исследов работа иррац урав.pptx

Министерство образования и науки

Министерство образования и науки

Министерство образования и науки Республики Башкортостан ГАУ ДПО Институт развития образования Республики Башкортостан Конкурс исследовательских работ в рамках Малой академии наук Школьников Республики Башкортостан Секция: “Прорыв в науку”


Тема научно-исследовательской работы
Решение иррациональных уравнений



Ибрагимова Алина Наильевна
Учащаяся 10 «А» класса Муниципального Бюджетного общеобразовательного учреждения
Средняя общеобразовательная школа №2
Научный руководитель : Прокаева Светлана Ивановна
Учитель математики

Гипотеза исследования- выбор рационального способа решения является эффективным методом решения иррационального уравнения

Гипотеза исследования- выбор рационального способа решения является эффективным методом решения иррационального уравнения

Гипотеза исследования- выбор рационального способа решения является эффективным методом решения иррационального уравнения

Цель: рассмотреть несколько методов решения одного иррационального уравнения

Задачи: Показать, что иррациональные уравнения можно решить различными способами

Актуальность работы заключается в том, что решая одну задачу различными методами, можно путем сравнений выяснить, какой из них короче, а какой эффективнее, что позволяет успешно решать иррациональные уравнения различными способами.

Интерес к этой теме возник у меня совершенно случайно.  Однажды, на одном из уроков математики нам предложили перечень иррациональных уравнений,  и мы должны были к  каждому подобрать  свой способ решения.  Должна отметить, что  тема  "Иррациональные уравнения"  не вызывали у меня особых трудностей при изучении, но  на этом уроке я поняла, что некоторые уравнения ставят меня в тупик. Например, уравнения, которые решаются с помощью введения новых переменных. Видя, как я увлеклась этой работой, наш учитель предложила мне обобщить эту тему и представить полный перечень методов решения иррациональных уравнений.

Способ 1. Метод пристального взгляда (устно )

Способ 1. Метод пристального взгляда (устно )



Способ 1. Метод пристального взгляда (устно).


Вывод: Решая уравнение методом пристального взгляда не нужно вести запись, отсутствует словесное описание. Данный метод можно использовать для несложных иррациональных уравнений.
Ответ: 5, 8.

Способ 2. Метод возведения обеих частей уравнения в одну и ту же степень с последующей проверкой
, возведем обе части уравнения в квадрат:
приведем подобные слагаемые:
разделим обе части уравнения на 2:
 возведем обе части уравнения в квадрат:
перенесем правую часть уравнения влево и приведем подобные слагаемые: 

Пример: Решить иррациональное уравнение 

Проверка: 1) Значит, число 5 является корнем уравнения

Проверка: 1) Значит, число 5 является корнем уравнения

 решим квадратное уравнение:

Проверка: 1) 

Значит, число 5 является корнем уравнения.

2)

Значит, число 8 является корнем уравнения.

Уравнение имеет два решения 5 и 8.

Ответ: 5, 8.

Вывод: При решении уравнений данным методом необходимо вести словесную запись, что делает решение понятным и доступным. Однако обязательная проверка иногда бывает громоздкой и занимает много времени. Этот метод можно использовать для несложных иррациональных уравнений, содержащих 1-2 радикала.

Способ 3. Метод равносильных преобразований

По теореме Виета: Ответ: 5; 8.

По теореме Виета: Ответ: 5; 8.

По теореме Виета:

Ответ: 5; 8.


Вывод: При решении уравнений данным методом нужно четко знать, когда ставить знак системы, а когда совокупности. Громоздкость записи, различные комбинации знаков системы и совокупности не редко приводят к ошибкам. Однако, последовательность равносильных переходов, четкая логическая запись без словесного описания, не требующая проверки, являются бесспорными плюсами данного способа.

Способ 4. Функционально графический метод

Рассмотрим функции

и

1)

- степенная функция.

2)

степенная функция.

Вывод: функционально графический метод – это наглядный метод, но применять его лучше тогда, когда легко построить графики рассматриваемых функций и получить точный ответ

Вывод: функционально графический метод – это наглядный метод, но применять его лучше тогда, когда легко построить графики рассматриваемых функций и получить точный ответ

x

4

5

8

13

x

-1/3

0

1

5

8

y

3

4

5

6

y

0

1

2

4

5


Вывод: функционально графический метод – это наглядный метод, но применять его лучше тогда, когда легко построить графики рассматриваемых функций и получить точный ответ. Если ответ приближенный, то лучше воспользоваться другим методом.

.         

Cоставим таблицу значений.

Способ 5. Метод введения новых переменных

Способ 5. Метод введения новых переменных

Способ 5. Метод введения новых переменных.

Введем новые переменные, обозначив

Получим первое уравнение системы:

Составим второе уравнение системы:

Получим систему двух рациональных уравнений, относительно а и b:

По теореме Виета:

Вернемся к переменной х: Ответ: 5;8

Вернемся к переменной х: Ответ: 5;8

Вернемся к переменной х:
Ответ: 5;8.

Вывод: Метод введения новых переменных и переход к системе рациональных уравнений для данного уравнения не рационален. Этот метод лучше применять для иррациональных уравнений, содержащих радикалы различных степеней, или одинаковые многочлены под знаком корня и за знаком корня, или взаимообратные выражения под знаками корня.

Заключение: Решение одной и той же задачи различными методами дает возможность полнее исследовать все методы решения иррациональных уравнений и выявить наиболее простое и рациональное решение

Заключение: Решение одной и той же задачи различными методами дает возможность полнее исследовать все методы решения иррациональных уравнений и выявить наиболее простое и рациональное решение





Заключение: Решение одной и той же задачи различными методами дает возможность полнее исследовать все методы решения иррациональных уравнений и выявить наиболее простое и рациональное решение. Считаю, что задачи, которые поставил перед собой при выполнении работы, достигнуты, так как предложенные в данной работе методы решения иррациональных уравнений позволяют значительно упростить решения различных уравнений, т.е. применить тот метод, который является рациональным для каждого уравнения.

Литература 1. Газета «Первое сентября» №1 - 2005 года

Литература 1. Газета «Первое сентября» №1 - 2005 года

Литература

1. Газета «Первое сентября» №1 - 2005 года.

2. Газета «Первое сентября» №6 – 2005 года.

3. Учебник «Алгебра и начала математического анализа», 10-11 класс. Под редакцией Мордкович А.Г.

4. Научно-теоретический и методический журнал «Математика в школе» №6 – 1998 года.

5. Квант: научно-популярный журнал №7 – 1997 года.

6. Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математик: Решение задач: Учеб. Пособие для 10 кл. сред. шк.- М.: Просвещение, 1989г.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.01.2022