Методика проблемного обучения на уроках математики
Арсаева Малика Алиевна
Заместитель директора по УВР в МБОУ
«Илсхан-Юртовская СШ № 2»
arsaeva.1964@mail.ru
Аннотация: Данная статья рассматривает методику проблемного обучения в области математики. Проблемное обучение является эффективным методом, который активно вовлекает учащихся в процесс познания и развивает их критическое мышление. Статья описывает основные принципы проблемного обучения в математике, такие как активная деятельность учащихся, самостоятельность, кооперация и связь с реальными жизненными ситуациями. Методика проблемного обучения на уроках математики включает этапы постановки проблемной ситуации, активной деятельности учащихся, коллективного и индивидуального решения задач, а также обсуждения и обобщения результатов. Результативность проблемного обучения проявляется в формировании устойчивого познавательного интереса и учебной мотивации учащихся. Проблемное обучение развивает учащихся как мыслителей, проблемных решателей и активных участников учебного процесса. Статья подчеркивает практическую ценность проблемного обучения в математике и его положительное влияние на учебную эффективность.
Ключевые слова: проблемное обучение, математика, учебный процесс, активная деятельность, самостоятельность, познавательный интерес, учебная мотивация, мышление, результативность.
В современной педагогической практике все большее внимание уделяется методам обучения, которые активно вовлекают учащихся в процесс познания и развивают их критическое мышление. Одним из таких методов является проблемное обучение, которое находит свое успешное применение и в области математики. В данной статье мы рассмотрим методику проблемного обучения на уроках математики и ее результативность.
Главная задача каждого учителя сегодня - обеспечить качественное образование и поддержку для своих учеников, помочь им развиваться и достигать своего потенциала.
Сегодня урок математики должен стать для ученика не только занятием который развивает математические навыки, но и должен развивать умение мыслить логически, анализировать и применять полученные знания в реальной жизни.
Подход проблемного обучения - это методология, которая активно вовлекает учеников в решение реальных проблем или сложных задач, акцентирует внимание на активном участии учеников, их самостоятельном исследовании и развитии критического мышления. Она стимулирует творческий подход к решению проблем и способствует глубокому пониманию изучаемого материала [1].
Технология проблемного обучения реализуется на основе следующих факторов:
1. Контекстуальное обучение: Проблемы и задачи, предлагаемые ученикам, связаны с реальными ситуациями, проблемами или вызовами из реального мира. Это позволяет ученикам увидеть связь между учебным материалом и его применением в реальной жизни.
2. Активное участие учеников: Ученики активно участвуют в процессе обучения, их мнение и идеи учитываются, они сами формулируют гипотезы и исследуют проблемы. Это стимулирует их самостоятельность, исследовательские навыки и критическое мышление.
3. Коллаборативное обучение: Ученики работают в группах или командах, сотрудничая друг с другом для решения проблемы. Они обмениваются идеями, аргументируют свои взгляды и вместе ищут решения. Коллаборативное обучение способствует развитию коммуникативных навыков, работы в команде и умению слушать и учитывать точки зрения других.
4. Индивидуализация и дифференциация: Учителя адаптируют задачи и подходы к ученикам с учетом их индивидуальных потребностей и уровня подготовки. Это помогает каждому ученику работать на своем уровне и развиваться согласно своим возможностям.
5. Рефлексия и оценка: Ученики оценивают свою работу, анализируют полученные результаты и делают выводы. Они размышляют о своих стратегиях, ошибках и способах улучшения. Рефлексия помогает ученикам развивать метакогнитивные навыки и самооценку [2].
Эффективное проблемное обучение обеспечивается через установление особого стиля взаимодействия между учителем и учеником, где ученики имеют возможность свободно выражать свои мысли и взгляды, а преподаватель с большим вниманием и доброжелательностью относится к их мыслительному процессу.
Успех в интеллектуальном развитии школьников находится в руках учителя, особенно когда он остается наедине со своими учениками. Истинное мастерство учителя проявляется в его способности не только заполнить умы своих воспитанников знаниями, но и зажечь в них искру любознательности. Это требует от учителя умения организовать систематическую и познавательную деятельность, которая будет вдохновлять и мотивировать учащихся.
Каждый учитель имеет возможность создать уникальную образовательную среду, где ученики будут энтузиазмом проникнуты к процессу обучения. От умения учителя воспламенить интерес учащихся зависит не только их мотивация к учебе, но и уровень их знаний, а также их готовность к постоянному самообразованию.
Каждый урок становится возможностью для учителя раскрыть потенциал каждого ученика. Уникальность заключается в том, что учитель способен проникнуть в мир каждого ребенка, учесть его индивидуальные особенности, интересы и потребности. Он создает увлекательные задания, разнообразные методы и подходы, которые стимулируют познавательный интерес и развивают творческое мышление.
Ключевым моментом является не только передача информации, но и развитие навыков самостоятельного мышления и обучения. Учитель является своего рода проводником, который направляет учеников на путь самооткрытия и самообразования. Он создает обстановку, где ошибки приветствуются как шанс для роста и развития, а не причина для оценки и осуждения.
Уникальность учителя проявляется в его способности вдохновить учеников, вызвать в них страсть к познанию и жажду новых знаний. Он создает атмосферу, где каждый ученик чувствует себя важным и уважаемым, где каждый момент обучения становится возможностью для роста и самовыражения.
При разработке и проведении урока с применением проблемного обучения следует учитывать несколько методических рекомендаций:
Определение проблемы: Выберите актуальную проблему или вопрос, который заинтересует учеников и будет стимулировать их мыслительные процессы. Обратите внимание на связь проблемы с реальной жизнью и повседневными ситуациями, чтобы ученики могли увидеть ее значимость и применимость [3].
Формулировка исследовательских вопросов: Помогите ученикам сформулировать конкретные вопросы, которые будут исследованы в рамках урока. Это поможет им установить цель и направление своей работы.
Активная работа учеников: Предоставьте ученикам возможность активно и самостоятельно исследовать проблему. Поддерживайте их инициативу, помогайте развивать критическое мышление и навыки поиска информации.
Коллективное и индивидуальное решение проблемы: Организуйте работу учеников в группах или парами для обсуждения и анализа проблемы. Поддерживайте коллективное взаимодействие, но также дайте возможность каждому ученику высказать свое мнение и принять индивидуальное участие в решении проблемы.
Формирование выводов и обобщений: После исследования проблемы, позвольте ученикам сформулировать выводы и обобщения, основанные на полученных знаниях и опыте. Обсудите их ответы и подведите итоги урока.
Оценка и обратная связь: Предоставьте обратную связь ученикам по их работе. Оценивайте не только результаты их усилий, но и процесс их мышления и самостоятельности. Поддерживайте положительную атмосферу и важность их участия.
Рефлексия и самоанализ: После завершения урока, проведите рефлексию и самоанализ. Обсудите с учениками, что они узнали и чему научились в процессе проблемного обучения. Помогите им осознать свой рост и развитие.
Основная цель создания проблемных ситуаций в математике заключается в стимулировании активного и глубокого понимания математических концепций, развитии логического мышления и способности учащихся применять математические знания в реальных ситуациях [4].
Путем представления сложных задач, проблем и ситуаций, требующих применения математических навыков и стратегий, учитель стремится активизировать мыслительные процессы учащихся. Создание проблемных ситуаций в математике позволяет учащимся ощутить значимость математических знаний и их применение в реальной жизни. Это также способствует развитию навыков самостоятельного и критического мышления, поиска решений и исследовательской активности.
Проблемные ситуации в математике могут включать задачи с нестандартными условиями, моделирование реальных ситуаций, использование игровых элементов и прочие активности, которые требуют от учащихся анализа, рассуждений, формулирования гипотез, проверки и обоснования ответов. Через работу над проблемными ситуациями учащиеся развивают навыки решения задач, осознанности в использовании математических методов и стратегий, а также развивают уверенность в своих математических способностях [5].
Создание проблемной ситуации на уроке математики может быть осуществлено через ряд методических приемов. Вот некоторые из них:
1. Представление нестандартной задачи: Задайте учащимся задачу с необычными условиями или требующую применения нестандартного подхода. Это может вызвать у них затруднения и стимулировать поисковую активность.
2. Использование противоречивых ситуаций: Представьте учащимся противоречивую ситуацию, в которой есть несоответствие или противоречие. Попросите их анализировать и объяснять возникшее противоречие, искать возможные решения или объяснения.
3. Задание с отсутствующей информацией: Предложите задачу, в которой некоторые данные или информация отсутствуют. Это может заставить учащихся искать способы получения недостающих данных или рассматривать различные варианты для решения задачи.
4. Работа с реальными проблемами: Свяжите математические концепции и задачи с реальными жизненными ситуациями или проблемами. Учащиеся могут исследовать и анализировать данные, применять математические модели для поиска решений и принятия обоснованных выводов.
5. Развитие спортивного духа и соревновательности: Организуйте математические игры, головоломки или соревнования, где учащиеся должны применять свои математические знания и навыки для достижения цели. Это может создать проблемные ситуации, где учащиеся должны найти наилучшие решения или стратегии.
6. Работа в группах: Разделите учащихся на группы и предоставьте каждой группе свою проблему для исследования. Это позволит им обмениваться идеями, искать разные подходы и совместно искать решения.
7. Использование технологий: Вовлеките технологии, такие как интерактивные доски, компьютерные программы или онлайн-ресурсы, чтобы предоставить учащимся возможность исследования, моделирования и визуализации математических проблем.
Важно помнить, что создание проблемной ситуации требует грамотного планирования, адаптации к уровню и потребностям учащихся, и поддержки со стороны учителя. Цель состоит в том, чтобы вызвать учащихся критически мыслить, искать альтернативные решения и развивать свои математические навыки и понимание.
Несколько примеров создания проблемных ситуаций на уроках математики:
Проблемная ситуация: "Как разделить пирог на неравные части?" Учитель представляет учащимся задачу разделить пирог на части, так чтобы каждая часть имела разное количество и размер. Учащиеся должны исследовать различные способы деления пирога на неравные части и обосновать свои решения.
Проблемная ситуация: "Как определить высоту высокого здания без измерительной ленты?" Учитель предлагает учащимся задачу определить высоту высокого здания, используя только доступные инструменты, такие как линейка, угломер и свойство подобия треугольников. Учащиеся должны найти способ измерения высоты здания, не обладая прямым доступом к его вершине.
Проблемная ситуация: "Как найти площадь фигуры, используя ограниченное количество информации?" Учитель предлагает учащимся задачу определить площадь фигуры, имея только некоторые измерения или свойства фигуры. Учащиеся должны исследовать различные методы и формулы для вычисления площади и применить их, не имея полной информации о фигуре.
Проблемная ситуация: "Как определить оптимальный маршрут для доставки товаров?" Учитель представляет учащимся задачу определить наиболее эффективный маршрут для доставки товаров по городу, учитывая различные факторы, такие как расстояние, время, пробки и стоимость топлива. Учащиеся должны применить графические методы, математические модели или алгоритмы для определения оптимального маршрута [6].
Проблемное обучение ставит перед учащимися сложные и интересные задачи, которые требуют активной мыслительной деятельности. При создании проблемных ситуаций, учащиеся вовлекаются в процесс исследования, анализа и поиска решений, что способствует развитию и поддержанию познавательного интереса. Устойчивый познавательный интерес побуждает учащихся активно изучать предмет, задавать вопросы, искать новые знания и глубже понимать материал.
Проблемное обучение стимулирует учащихся к активной деятельности, самостоятельности и поиску решений. В ходе работы с проблемными ситуациями учащиеся сталкиваются с вызовами, которые требуют собственных усилий и решений. Когда учащиеся достигают успеха в решении проблем, это повышает их уверенность и мотивацию к дальнейшей учебной деятельности. Качественная динамика учебной мотивации проявляется в стремлении учащихся преодолевать трудности, улучшать свои результаты и постоянно развиваться.
Устойчивый познавательный интерес и качественная динамика учебной мотивации являются показателями эффективности проблемного обучения, поскольку они свидетельствуют о вовлеченности и активности учащихся в учебный процесс. Эти параметры помогают создать благоприятную образовательную среду, способствующую развитию учащихся и достижению хороших результатов в учебе.
Результативность проблемного обучения в математике проявляется в формировании устойчивого познавательного интереса учащихся к предмету и качественной динамике их учебной мотивации. Проблемное обучение способствует развитию учащихся, их самостоятельности, креативности и способности решать сложные математические задачи. Оно помогает учащимся осознать практическую ценность математики и применять ее знания в реальных ситуациях.
Проблемное обучение в математике является эффективным методом, который развивает учащихся как мыслителей, проблемных решателей и активных участников учебного процесса. Его использование на уроках математики способствует глубокому усвоению материала, формированию познавательных навыков и развитию учебной мотивации учащихся.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В. Разработка модели Программы развития универсальных учебных действий. — URL: http://standart.edu.ru/attachment.aspx?id=126
2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. — М.: Просвеще-ние, 2011.
3. Воронцова А.Б. Проектная деятельность в основной и старшей школе/ Издательство: Просвещение, 2008- С. 192.
4. Заика Е. В. Как научиться учиться легко: Методические рекомендации по психогигиене и развитию познавательных процессов. Издательство: ХГУ, 1990- С.50.
5. Н. В. Бордовская, А. А. Реан. Педагогика. Учебник для ВУЗов. Изд. Питер. 2011.
6. Улаф Шеве, Барбара Окли, Супермозг:Лучшие стратегии обучения/Издательство: Попурри, 2021- С.160.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.