IX школьная научно-практическая конференция
1 – 4 классов МБОУ СОШ № 1 «Планета открытий»
Шум – враг?
Автор: Сабиров Иброхимжон,
учащийся 2 класса
МБОУ СОШ №1 г. Кандалакша
Научный руководитель: Лукина
Маргарита Владимировна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 1
г. Кандалакша
2022 г
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………………………..2
Глава 1: Теоретическая часть
1.1. Негативное воздействие шума………………………………………...................................3
1.2.Влияние шума на окружающую среду ………………………………………………..…....3
1.3. Влияние шума на человека....................…………………………………………..….……..3
Глава II: Практическая часть
Практическая работа № 1. Анкетирование………………………………....………………......4
Практическая работа № 2. Беседа со специалистами …….. ……………………………….….5
Практическая работа № 3. Изучение уровня шумового загрязнения в школе……………….6
Практическая работа № 4.Влияние шума на работоспособность ….………...........................6
Результаты исследования……………………………………...……………………………….. 7
Заключение…………………………………………………………………...……………….......7
Список литературы………………………………………………………….....………………....7
Приложение 1………………………………………………………………...……….…….....…8
Приложение 2………………………………………………………………..……………...…....9
Приложение 3………………………………………………………………...……………......10
Введение
Актуальность.
Всю свою жизнь люди проводят в мире звуков и шумов. Звуки природы приятны и понятны человеку. Птичьи голоса, журчание ручья успокаивают, снимают стресс. Громкие звуки в природе редки и непродолжительны. Но в наше время голоса Природы заглушаются цивилизацией. Сегодня шумовое загрязнение окружающей среды стало серьезной проблемой.
Мы наблюдаем, что в школе многие ученики очень громко разговаривают, на переменах затевают шумные игры, на уроках отвлекаются сами, отвлекая других посторонними звуками, таким образом, создавая шумовой фон. Мы решили выяснить, влияет ли шум на работоспособность и самочувствие человека.
Объект исследования: шумовое загрязнение.
Предмет исследования: влияние шумового загрязнения на работоспособность и самочувствие учеников начальной школы.
Гипотеза: шум отрицательно влияет на работоспособность и самочувствие человека.
Цель исследования: расширить кругозор по теме «Звуки и шум» и выяснить, влияет ли шум на работоспособность и самочувствие людей.
В связи с поставленной целью, возникшей проблемой, объектом исследования были поставлены следующие задачи:
Ø изучить теоретические вопросы по данной теме;
Ø провести исследование с целью выяснения, как шум влияет на работоспособность на уроке;
Ø изучить отношение учеников начальной школы и педагогов к проблеме шума в школе;
Ø выработать рекомендации для учащихся, способствующие защите от шумового фона.
В процессе работы использованы следующие методы исследования:
Ø теоретические (изучение и анализ литературы, обобщение данных);
Ø практические (наблюдение, сравнение, анкетный опрос);
Ø математические (построение диаграмм, таблиц).
Глава 1: Теоретическая часть.
1. Негативное воздействие шума.
Наряду с проблемами загрязнения воздуха, почвы и воды, люди столкнулись с проблемой шумового загрязнения. Человек и природа всё больше страдают от его вредного воздействия.
Шумы – это громкие звуки, которые соединяются в нестройное, нестабильное звучание. Шумом может быть назван любой нежелательный звук, мешающий восприятию полезных звуков (человеческой речи, сигналов и пр.), нарушающих тишину и оказывающих вредное действие на человека.
Шумовое загрязнение окружающей среды – это бич нашего времени, одно из самых нетерпимых из всех видов загрязнения внешней среды. Вредное воздействие шума на организм человека, на животный и растительный мир доказано наукой.
2. Влияние шума на окружающую среду.
Казалось бы, в природе достаточно шума. Это и птичьи базары, и грозы, и шум волн. Но если эти звуки привычны для живых организмов, то появление техногенных звуков у большинства из них вызывает стресс. Примеров этому очень много.
Многочисленными испытаниями установлено, что растения в больших городах живут значительно меньше, они засыхают. Причина их гибели – это выделения листьями слишком большого количества влаги из-за постоянного шума.
В животном мире шум может приводить к нарушению ориентирования в пространстве, общения, поиска пищи и т. д. В связи с этим некоторые животные начинают издавать более громкие звуки, из-за чего они сами будут становиться в роли звуковых загрязнителей.
Пчелы не могут ориентироваться в пространстве при звуке реактивного двигателя.
Известны случаи, когда дельфины и киты выбрасывались на берег, теряя ориентацию из-за громких звуков военных гидролокаторов.
3. Влияние шума на человека.
Каждый человек воспринимает шум по-разному. Но исследования учёных доказали, что шум наносит вред здоровью человека. Шум может вызывать раздражение, повышение артериального давления, шум в ушах, головную боль, повышение усталости, потерю слуха. При высоком уровне шум влияет на нервную и сердечно-сосудистую систему. Учёные установили, что шум сокращает жизнь городских жителей на 8-12 лет. Шум - такой же медленный убийца, как и химическое отравление. В средние века существовала казнь – «под колокол»: колокольный звон убивал человека.
Глава II. Практическая часть
Практическая работа № 1. Анкетирование.
Цель: выяснить мнение учеников и учителей на проблему шума в школе.
Метод исследования: анкетный опрос с обработкой и анализом полученных данных (см. прил. 1).
В анкетировании приняли участие 16 педагогов МБОУ СОШ №1 и 53 учащихся 2 – 4 классов.
Вопрос 1. Шум на уроках мешает сосредоточиться?
«Мешает» - ответили16 педагогов (100%) и 41учащийся (77%).
«Не мешает» - ответили 8 учащихся (15%).
«не знаю» - ответили 4 учащихся (8%).
Вопрос 2. Шум на перемене мешает отдохнуть?
«Мешает» - ответили 14 педагогов (88%) и 27 учащийся (51%).
Вопрос 3. Шум вызывает усталость, головную боль?
«Да» - ответили15 педагогов (94%) и 35 учащихся (66%).
Вопрос 4. Можно ли считать шум невидимым убийцей?
«Да» - ответили 11 педагогов (69%) и 32 учащихся (60%).
Вопрос 5. Считаете ли вы, что шум является причиной рассеянности, отвлечённости учащихся на уроке?
«Да» - ответили16 педагогов (100%) и 43 учащихся (81%).
Большинство опрошенных ответили, что нравятся звуки природы: шелест листьев (15 педагогов и 22 ученика), стук дождевых капель (14 педагогов и 15 учащихся), шум ручья (15 педагогов и 25 учащихся), шум водопада (14 педагогов и 25 учащихся).
2 педагога ответили, что нравится звук телевизора, 4 учащимся нравятся громкие голоса и звук работающего пылесоса.
При шумовом загрязнении головную боль чувствуют 9 педагогов и 25 учеников, усталость – 11 педагогов и 7 учащихся, раздражение – 11 педагогов и 20 учеников. 2 педагога отметили, что человек от шума теряет слух. Некоторые учащиеся при шуме чувствуют грусть, злость, страх. 8 учащихся при шумовом загрязнении чувствуют себя комфортно.
Вывод: большинство опрошенных отметили, что шумовое загрязнение мешает сосредоточиться на уроке и отдохнуть на перемене. Шум вызывает головную боль, усталость, раздражение.
Практическая работа № 2. Беседа со специалистами.
Цель: выяснить, можно ли измерить уровень шума.
Метод исследования: беседа (см. прил. 2).
У меня возник вопрос. Время измеряется в часах, минутах, масса в килограммах и граммах, а в чём можно измерить силу звука?
Для решения этого вопроса мы отправились в Филиал ФБЗУ ЦГиЭ Роспотребнадзора в Кандалакшском и Терском районах. Главный врач Филиппов Дмитрий Александрович сказал, что существует документ, в котором можно узнать допустимые уровни шума. Это СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Специалист СЭС Палло Светлана Владимировна в телефонном разговоре рассказала, что согласно санитарным нормам в классах, библиотеках максимальный уровень звука составляет 55 дБ.
Учитель физики МБОУ СОШ №1 Сизова Людмила Николаевна сказала, что необходимо различать понятия «звук» и «шум». Звук – это волна. Звуки бывают разной частоты. А шум – много разных звуков разной частоты и громкости. Подробнее с этими понятиями ученики познакомятся в 9 классе. Людмила Николаевна показала школьный прибор для измерения шума и сказала, что уровень шума измеряется в децибелах (дБ).
Вывод: уровень шумового загрязнения можно измерить. Шум оказывает негативное воздействие на здоровье человека.
Практическая работа № 3. Изучение шумового загрязнения в школе.
Мы приобрели шумомер и стали проводить замеры в разных ситуациях. Оказалось, что шум присутствует в нашей жизни всегда. Даже во время контрольной работы, казалось бы, в полной тишине шумомер показал 45дБ. Во время беседы на уроке – 55 – 70дБ. В столовой уровень шума составляет 62 – 95 дБ. Самое шумное место – в раздевалке после уроков. Уровень шума превышает даже 100 дБ.
Вывод: школа является объектом повышенного уровня шума.
Практическая работа № 4. Влияние шума на работоспособность в классе.
Цель: выяснить, изменится ли количество правильно решённых примеров при различном уровне шумового загрязнения.
В течение 1 минуты необходимо решать примеры в тишине. Сравнить результаты такой же работы при шумовом загрязнении.
В эксперименте приняли участие 20 учащихся 2 «В» класса.
В тишине за 1 минуту учащиеся решили 228 примеров, из них правильно – 225 (3 ошибки). При шумовом загрязнении решено 208 примеров (на 20 меньше), из них правильно 201 (7 ошибок).
Проанализировав работы, мы заметили, что большинство учащихся в тишине решили большее количество примеров, 4 ученика решили одинаковое количество примеров, независимо от шума. А 5 учащихся при шумовом загрязнении решили примеров больше.
Вывод: шумовое загрязнение отрицательно влияет на объём и качество выполнения задания.
Результаты исследования.
Школа является объектом повышенного уровня шума. Шум может мешать нормальному ритму жизни, вызывает головную боль, раздражение, усталость, негативно влияет на качество выполнения заданий.
Заключение.
Вывод.
Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. Своим исследованием мы доказали, что шум отрицательно влияет на самочувствие и работоспособность человека. Наша задача – обезопасить себя и окружающих от шумового загрязнения.
Практическая значимость работы заключается в том, что данный материал может быть использован на родительских собраниях, на классных часах, посвящённых данной теме.
Используемая литература:
1. Гигиеническая оценка шума : учебно-методическое пособие / И. П. Семѐнов, И. В. Скоробогатая. – Минск : БГМУ, 2019. – 40 с.
2. СП 51.13330.2011 Защита от шума. Актуализированная редакция СНиП 23-03-2003 (с Изменением N 1) СП 51.13330.2011
3. Физика: 9 класс: учебник/ А.В.Пёрышкин , Е.М.Гутник. – М.:Дрофа, 2019.
Приложение 1.
Анкетирование
В анкетировании приняли участие 16 педагогов и 53 ученика начальной школы.
Вопрос 1. Шум на уроках мешает сосредоточиться?
Вопрос 2. Шум на перемене мешает отдохнуть?
Вопрос 3. Шум вызывает усталость, головную боль?
Вопрос 4. Можно ли считать шум невидимым убийцей?
Вопрос 5. Считаете ли вы, что шум является причиной рассеянности, отвлечённости учащихся на уроке?
Приложение 2.
Приложение 3.
Рекомендации по снижению вредного воздействия звука на организм человека
· Старайтесь не шуметь на уроках и переменах;
· ограничьте ежедневное прослушивание громкой музыки.
· просмотр телевизионных передач, работу за компьютером; делайте 10 минутный перерыв и слушайте успокаивающую музыку;
· следите за разговорной речью: не кричите, не повышайте голос;
· сажайте деревья - они производители кислорода и защищают от шума;
· больше бывайте на природе, слушайте пение птиц, шелест листвы. Это благотворно сказывается на состоянии нервной системы и здоровье в целом.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.